Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь методики русского языка с другими науками




Предмет, цель, задачи и разделы методики преподавания русского языка.

Лекция № 1. Методика преподавания русского языка как наука.

План

1. Предмет, цель, задачи и разделы методики преподавания русского языка.

2. Связь методики русского языка с другими науками.

3. Методы исследования в методике преподавания русского языка.

4. Действующие программы по русскому языку (авторы, структура).

5. Действующие школьные учебники по русскому языку в начальной школе: их функции и основные структурные компоненты.

Литература:

1. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка / Ф. И. Буслаев. – М.: Либроком, 2010. – 360 с.

2. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: [учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования] / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 464 с. (Михаил Ростиславович Львов, Всеслав Гаврилович Горецкий, Ольга Вадимовна Сосоновская).

3. Програми для середньої загальноосвітньої школи з російською мовою навчання. 1–4 класи. – К.: «Початкова школа». – 2006. – 192 с.

4. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский; под ред. Е. Н. Медынского и И. Ф. Свадковского. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 1945. – 566 с.

5. Учебные программы для общеобразовательных учебн. завед. с обучением на русском языке. 1–4 классы. – К.: Видавничий дім «Освіта», 2012. – 144 с.

Информационные ресурсы:

http://www.pochatkova-shkola.net/journal.htm – Початкова школа

http://www.school2100.ru/izdaniya/magazine/archive/ – Начальная школа плюс До и После

http://n-shkola.ru/ – Начальная школа

 

Методика русского языка как самостоятельная наука сформировалась к середине 19 века. Ее возникновение связывают с именем выдающегося русского ученого и методиста Федора Ивановича Буслаева. В 1844 г. вышла его книга «О преподавании отечественного языка». Автору в тот год исполнилось 26 лет! Это был первый обобщающий труд по методике русского языка. В нем автор изложил основные идеи и принципы обучения, которые не потеряли значения и в наши дни (цель обучения языку – научить учащихся грамотно и толково выражать свои мысли в разговоре и на письме; методически целесообразен индуктивный (от частного к общему) и эвристический метод обучения (ученики самостоятельно «открывают неизвестное посредством известного»).

Ф. И. Буслаев не выделял задач начальной школы. Основателем методики начального обучения русскому языку явился Константин Дмитриевич Ушинский. Он сóздал учебники «Детский мир» и «Родное слово» (для учащихся 1-3 классов), а также пособия для учителей: «О первоначальном преподавании русского языка» и «Руководство к преподаванию по «Родному слову»). Основной вклад К. Д. Ушинского – ввел новую методику обучения грамоте (на звуковой основе, при сочетании аналитической и синтетической работы учащихся). Эта методика с некоторыми модификациями применяется и поныне! Основной метод обучения грамоте в современной начальной школе – звуковой аналитико-синтетический метод.

Итак, методика русского языка, как и всякая частная методика, относится к разряду педагогических наук. Ее называют прикладной наукой, поскольку она, опираясь на теорию, решает практические задачи обучения, развития и воспитания учащихся на уроках русского языка и чтения.

Как и любая другая наука, методика русского языка имеет свой предмет (процесс обучения школьников русскому языку); цель (вооружить будущих учителей начальных классов фундаментальными научно-методическими знаниями о процессе обучения русскому языку и воспитания школьников средствами своего предмета) и задачи. Говоря о задачах методики, традиционно выделяют следующие вопросы:

1. Чему учить? (определение содержания обучения: обоснование и составление программ, создание учебников и различных учебных пособий для учащихся, их постоянное совершенствование; какие знания и умения должны усвоить школьники в процессе обучения).

2. Как учить? (разработка методов и приемов обучения, конструирование уроков методических пособий, рекомендаций (для учителей) и учебного оборудования).

3. Почему так, а не иначе (исследуется, сравнивается эффективность методов и приемов обучения, отбираются наиболее эффективные).

Методика начального обучения включает следующие разделы:

1. Методику обучения грамоте, т.е. обучение элементарному чтению и письму.

2. Методику изучения языковой теории (фонетики, лексики, морфемики, словообразования грамматики – морфологии и синтаксиса).

3. Методику правописания (орфографии и пунктуации).

4. Методику классного и внеклассного чтения (вооружить учащихся навыком полноценного чтения: правильное, беглое, осознанное и выразительное).

5. Методику развития речи.

Методика русского языка развивается на базе синтеза достижений многих наук.

Связь методики русского языка с другими науками отражена в таблице 1.

Таблица 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.