Название наук
| В чем проявляется взаимосвязь
|
Педагогика
| Единство целей: обучая, воспитывать. В процессе обучения русскому языку у младших школьников формируются определенные черты характера и поведения.
|
| Организуя процесс обучения, учитель должен опираться на такие дидактические принципы, как доступность, наглядность,
|
| Язык – важнейшее средство познания, человеческого общения и воздействия на других людей. Обучение русского языку формирует мировоззрение (система взглядов на природу и общество) школьников, включает их в социальную жизнь.
|
| Содержание, объем учебного материала по русскому языку и способ его изложения должны соответствовать возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.
|
Педагогическая психология изучает психологические вопросы управления процессом обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимся, а также взаимоотношения между учащимися. Изучает вопросы, связанные с индивидуальным подходом к учащемуся.
| Для эффективного обучения русскому языку надо знать теорию поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, которая помогает управлять процессом познания ученика.
1) Этап создания необходимой мотивации у школьников, предварительного ознакомления с целью действия; 2) этап выработки плана действия и выбора наиболее рационального способа действия; 3) этап выполнения действия; 4) этап контроля и самоконтроля, т.е. проверки соответствия результата тому, что было запланировано; подведение итогов работы и ее оценка.
|
Анатомия и физиология
| Знание анатомо-физиологических особенностей младших школьников важно для успешной организации процесса формирования графических навыков письма.
Окостенение фаланг пясти рук заканчивается к девяти-одиннадцати годам, а запястья – к десяти-двенадцати. Этими обстоятельствами обусловлена низкая выносливость детей младшего школьного возраста к статистическим нагрузкам, несовершенная нервная регуляция их движений: у них быстро утомляется кисть руки, они не могут писать очень быстро и чрезмерно длительно. Следовательно, перегружать младших школьников, особенно учащихся 1–2 классов, письменными заданиями не следует.
|
Науки лингвистического и литературоведческого цикла.
| Методика обучения грамоте опирается на знания в области фонетики, графики и орфографии.
Методика изучения языковой теории опирается на фонетику, лексику, морфемику, словообразование, грамматику – морфологию и синтаксис.
Методика правописания опирается на орфографию и пунктуацию.
Методика классного и внеклассного чтения опирается на теорию литературы (тема, идея, сюжет, композиция, жанр, изобразительные средства языка).
Методика развития речи опирается на лексику, стилистику, морфемику, словообразование, грамматику, риторику, культуру речи.
|