Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие бюджета, его величина и функции




Понятие бюджетного устройства. Состав и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации

Лекция. Бюджетная система страны

Гносеологические воззрения Чаадаева.

Критика Кантиантства. С одной стороны он боролся с учением о чистом разуме, критиковал декартовскую установку на эмпирическое сознание. Чаадаев решительно отличает два понятия: познание конечного и познание бесконечного, – он говорит, что мы пользуемся мировым разумом в нашем познании.

«Философы не интересуются в должной мере изучением чисто человеческой действительности, они относятся слишком пренебрежительно к этому, по привычке созерцать действия сверхчеловеческие, они не замечают действия человеческие в мире природных сил»

Христианство нельзя понимать не исторически, но и само историческое бытие не может быть понято вне христианства. История в обыденном понимании – исторические факты, но как раз эти факты нужно отбросить и обратиться к священному процессу в истории. Только тогда раскрывается подлинное единство истории.

Он понимает не всю совокупность народов, понимает, что у каждого народа есть собственная судьба, каждый народ – целостная нравственная личность.

Смысл истории осуществляется божественной волей, которая изначально властвует над народами и ведет весь человеческий род к конечной цели (в рамках провиденциализма).

Для него обычная история, оперирующая лишь фактами, смешна.

Он критикует в целом теорию прогресса, характеризует ее как учение о необходимом совершенствовании. Против данной теории прогресса Чаадаев говорит, что людьми управляют таинственные побуждения, действующие помимо их сознания. История и есть Царство Божие.

Вся его историософская концепция требует раскрытия идеи о замысле Бога, об священном историческом пути.

 

1. Понятие бюджетного устройства. Состав и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации

2. Понятие бюджета, его величина и функции

3. Доходы бюджета: состав, структура

4. Расходы бюджета: состав, структура и динамика

5. Дефицит и профицит бюджета

6. Межбюджетные отношения

Бюджетное устройство – это структура и принципы бюджетной системы, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.

Бюджетная система Российской Федерации включает:

· федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а именно:

Пенсионного фонда Российской Федерации;

Фонда социального страхования Российской Федерации;

Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

· бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, а именно территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

· местные бюджеты, в том числе:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

· единства бюджетной системы Российской Федерации;

· разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

· самостоятельности бюджетов;

· равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; (абзац введен Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ)

· полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

· сбалансированности бюджета;

· результативности и эффективности использования бюджетных средств; (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

· прозрачности (открытости); (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

· достоверности бюджета;

· адресности и целевого характера бюджетных средств;

· подведомственности расходов бюджетов; (абзац введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

· единства кассы; (абзац введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

При составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составлении бюджетной отчётности применяют Бюджетную классификацию Российской Федерации. Она представляет собой группировку доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов и обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов. Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

· классификацию доходов бюджетов;

· классификацию расходов бюджетов;

· классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

· классификацию операций публично-правовых образований (классификацию операций сектора государственного управления).

Бюджет – это экономические (денежные отношения) по поводу образования и расходования фонда денежных средств (бюджетного фонда), предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Он выражает особую область финансовых отношений - бюджетные отношения, и поэтому, как и финансы, является исторической, базисной, экономической и стоимостной категорией.

Функции бюджета:

· образование бюджетного фонда путём аккумуляции доходов.

· использование бюджетного фонда посредством расходов. Материальной основой расходов бюджета являются денежные средства, направляемые из бюджетного фонда, на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления;

· контрольная. Бюджет объективно отражает состояние финансовой системы через движение бюджетных ресурсов.

В результате бюджетных отношений происходит:

· перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта, национального богатства между государством, местным самоуправлением, хозяйствующими субъектами, населением;

· государственное регулирование и стимулирование экономики;

· финансовое обеспечение социальной политики.

Основные характеристики бюджета как финансового документа – общий объём доходов бюджета, общий объём расходов бюджета, дефицит (или профицит) бюджета.

3. Доходы бюджета: состав, структура

Доходы бюджета это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. По источникам формирования доходы бюджетов делят на:

А. Налоговые доходы;

Б. Неналоговые доходы;

В. Безвозмездные поступления.

Часть налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета относят к нефтегазовым доходам.

А. Налоговые доходы – это доходы от предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним. Доходы формируют по ставкам и (или) нормативам, установленным для зачисления в соответствующий бюджет.

Б. Неналоговые доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов – это соответственно:

· доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий;

· доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий;

· доходы от платных услуг бюджетных учреждений после уплаты налогов и сборов;

· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;

· средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

· средства самообложения граждан;

· иные неналоговые доходы.

Неналоговые доходы государственных внебюджетных фондов – это соответственно:

· страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

· страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации (Пенсионный фонд Российской Федерации);

· страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· недоимки, пени и штрафы по взносам в соответствующий фонд;

· доходы от размещения средств соответствующего фонда;

· штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба.

В. Безвозмездные поступления – это перечисления в виде:

· межбюджетных трансфертов;

· безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

Из бюджета межбюджетные трансферты предоставляются в форме:

· дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Эти дотации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации;

· субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации. Эти субсидии образуют Федеральный фонд софинансирования расходов;

· субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации. Эти субвенции образуют Федеральный фонд компенсаций;

· иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

· межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

В бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации безвозмездно поступают:

· межбюджетные трансферты из федерального бюджета;

· безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов (в Пенсионный фонд Российской Федерации);

· прочие поступления.

4. Расходы бюджета: состав, структура и динамика

Расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Практически расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в Законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

Расходы федерального бюджета классифицируют:

1) по экономической роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

2) по функциональному назначению — на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.

 

В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы.

Капитальные расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.

Текущие расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета, а в случаях установленных федеральными законами – за счёт средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) на возвратной основе. Реестр расходных обязательств Российской Федерации ведётся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году - бюджетные обязательства. Предельные объёмы денежных средств для исполнения бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования) направляют на:

· оказание государственных (муниципальных) услуг;

· социальное обеспечение населения;

· предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

· предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;

· предоставление межбюджетных трансфертов;

· предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

· обслуживание государственного (муниципального) долга;

· исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

В расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций). В федеральном бюджете, кроме того, предусматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации. Средства указанных фондов используются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов.

Создание резервных фондов законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных (представительных) органов в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации запрещено.

Расходы бюджета в 2013 году могут составить 13,731 трлн рублей, в 2014 году - 14,583 трлн рублей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.