Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дефицит и профицит бюджета




При составлении проектов бюджетов в процессе балансирования их доходов и расходов, а также при исполнении бюджетов выявляют профицит или дефицит бюджета.

Профицит бюджета - это превышение доходов бюджета над его расходами. Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами. Кроме того, в федеральном бюджете рассчитывают нефтегазовый дефицит – как разницу между объёмом доходов федерального бюджета без учёта его нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений и общим объёмом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

Наличие профицита федерального бюджета позволяет обеспечить защиту бюджетной системы РФ от колебания мировых цен на нефть, так как «нефтяная составляющая» в доходах федерального бюджета значительна. За счет профицита федерального бюджета формировался финансовый резерв, а с 2004 г. - Стабилизационный фонд в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цен на нефть. Этот фонд с 1.01.2008г. был преобразован в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 30 сентября 2010 года N 245-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон) с 1 января 2010 года до 1 января 2015 года нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

При выявлении дефицита в проекте бюджета вводятся ограничения по размеру и по источникам финансирования дефицита бюджета. Причины возникновения дефицита бюджета:

1) рост государственных расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики и увеличения инвестиций;

2) чрезвычайные обстоятельства;

3) экономический кризис;

 

4) низкая эффективность государственного финансового управления. Проблема дефицита бюджета остается актуальной, особенно для в условиях региональных и местных бюджетов, в связи, с чем в Бюджетном Кодексе РФ установлены ограничения на его размер для каждого уровня бюджетов.

Показатель РФ Субъекты РФ Муниципальные образования
Документ, устанавливающий пределы федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год закон субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год правовой акт органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной год
Размер дефицита бюджета не может превышать суммарный объем инвестиций и расходов на обслуживание долга не более 15% объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета не более 10% объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ
Предельный размер долга, установленный БК РФ Предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ
Предельный объем расходов на обслуживание долга не установлен 15 % объема расходов бюджета 15 % объема расходов бюджета

Для федерального бюджета определены две группы источников финансирования дефициты: внешние и внутренние.

Внешние источники определены в следующих формах:

- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Внутренние источники финансирования дефицита определены следующих формах:

- кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

- поступления от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности;

- сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

- изменения остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета.

Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ несколько отличаются от федерального уровня и состоят только из внутренних источников в следующих формах:

- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;

- кредиты, полученные от кредитных организаций;

- поступления от продажи имущества находящегося в государственной собственности субъекта РФ;

- изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Для муниципального уровня источники финансирования дефицита бюджета по формам практически не отличаются от источников, определенных для субъекта РФ:

- муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

- кредиты, полученные от кредитных организаций;

- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные из бюджетов других уровней;

- поступления от продажи муниципального имущества;

- изменения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

На практике основными источниками финансирования дефицита бюджета на уровне субъекта и на уровне муниципального образования являются бюджетные ссуды и кредиты коммерческих организаций. Займы не получили широкого распространения. Продажа имущества – источник, который по мере продаж имеет свойство уменьшаться и в итоге является конечным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.