Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вирджиния Вулф (1882-1941)

Происходила из семьи «высоколобых англичан», ее отец Лесли Стивен был философом и литературоведом. Жила в Блумсбери – элитном районе Лондона, где жили аристократы по происхождению и духу. В их доме постоянно собирались поэты, критики, художники. Ее друзьями были поэт Форстер, У. Джойс. Покончила жизнь самоубийством.

Вулф является представительницей психологической школы, была ярой противницей реализма. Своим учителем в области философии считала Анри Бергсона, основоположника философии интуитивизма.

Вулф легко уловила тенденцию современной литературы – поворот к субъективному миру отдельной личности. Все ее романы – это своеобразное путешествие вглубь личности, которую читатель может принять или не принять, но не имеет права что-то диктовать и навязывать.

Ключ к психологической прозе Вулф содержится в ее статье «Современная литература» (1919), в которой писательница призывает «описывать мельчайшие частицы, как они западают в сознание, в том порядке, в каком они западают… пытаться разобрать узор, которым все увиденное и случившееся запечатлевается в сознании, каким бы разорванным и бессвязным он нам не казался».

Задача художника, по мнению Вулф, – запечатлевать мимолетность, впечатление от явления, а не само явление (в живописи импрессионизм). Вулф спорила с реалистами, которые изучали общественные закономерности, искали типичное и общее. Призывала обратить внимание на то, что было принято считать малым – мир души. Все ее романы посвящены этой внутренней жизни, в ней писательница находит больше смысла, чем в социальных процессах. Два плана жизни – внешний и внутренний – монтируются и чередуются, создавая прихотливый узор чувств, переживаний, страданий. Он составляет сюжетный стержень повествования.

Главным предметом исследования в творчестве В. Вулф было человеческое сознание. В ее романах нет традиционного сюжета, характера, единства повествования. Пространство романов распадается на отдельные зарисовки внутреннего мира героев. Вулф пытается внедриться в поток сознания героев. Термин «поток сознания» был заимствован ею из работы психолога Джеймса «Принципы психологии». Тончайшие переживания, эмоции, воспоминания нанизываются на некий стержень и возникает нечто целое. Вулф наиболее привлекают женские судьбы. Как правило, ее героини – дамы из высшего света, досконально известного ей.

Ее перу принадлежат следующие романы:

«Путешествие во внешний мир» (1915)

«Комната Джейкоба» (1922)

«Миссис Дэллоуэй» (1925)

«На маяк» (1927)

«Волны» (1931)

«Годы» (1937)

«Между актами» (1941)

Рассмотрим наиболее значительные произведения.

«Миссис Дэллоуэй»

Главная героиня – Кларисса Дэллоуэй, светская дама, жена члена парламента, ведет замкнутый образ жизни. Действие романа охватывает один июньский день 1923 г. В этот день она хлопочет о приеме, на котором будет присутствовать Питер Уолш. В молодости он был влюблен в нее, но она предпочла выйти замуж за другого. После длительного отсутствия Уолш возвращается из Индии. Его приезд вызывает у героини поток воспоминаний, они окрашивают все, что она делает.

В романе описываются близкие Клариссы: муж, дочь, друзья семьи, подруги; улицы Лондона, суета по случаю кортежа королевы. Все эти мелочи, впечатления от них и есть жизнь, своеобразный фон душевных метаний героини.

Роман импрессионистичен, напоминает полотна Сислея и Писсаро. Критики называют романы В. Вулф «пейзажами души». Писательница не навязывает читателю свое видение и даже не подводит к придуманному ею решению. Она приглашает в мир души, чтобы сделать выводы из своих собственных наблюдений. Например, решить, как соотносится с судьбой Клариссы Дэллоуэй безумие Септимуса Смита, добровольца-фронтовика, выбросившегося в этот день из окна.

«На маяк»

Название романа выражает намерение посетить маяк на острове. Поездка долго откладывается из-за плохой погоды, и происходит только после войны, когда многих уже нет в живых, а оставшиеся надломлены войной.

Вулф не пишет ни о войне, ни о потерянном поколении. Ее внимание сосредоточено на доме профессора Ремзи, на взаимоотношениях между супругами и детьми. Душой дома была миссис Ремзи, заботливая мать восьмерых детей, мужественная женщина. Все окружающие находили в ней поддержку, она ко всем могла найти подход.

В романе описывается около 10 лет, композиционно они разделены на три периода. В первой части, самой обширной, описывается сентябрьский вечер за несколько лет до войны. Во второй части, самой короткой, описывается грозовая ночь, бушующее море, ливень, обрушившийся на дом у берегу моря. Третья часть, послевоенное время.

Дом пришел в запустение. Пру Ремзи умерла при родах, ее брат Эндрю погиб во Франции от взрыва гранаты. Картина упадка дома приобретает символическое обобщение: «Дом был брошен, дом был оставлен. Был как пустая мертвая раковина на песке, покрывающаяся соляной сыпью. Будто долгая ночь восцарилась… Сковороды заржавели и прогнили ковры. По комнатам ползали жабы. Праздно, бесцельно болталась шаль. Чертополох пробился между плитами в погребе. Ласточки свили гнезда в гостиной».

В финале романа дом возвращается к жизни. Миссис Ремзи согревает дом и после смерти. Другой женский образ романа – художница Лили Бриско. Ей 44 года, она так и не вышла замуж. Ей очень не хватает миссис Ремзи. Миссис Ремзи является воплощением альтруизма, она отдала всю свою независимость ради семейного уюта. Лили, напротив, стремилась утвердить себя в искусстве и ради него пожертвовала своим женским счастьем. Женским образам противостоит образ хозяина дома. Мистер Ремзи вносит разрушение во взаимопонимание между матерью и детьми, он нарушает покой Лили, требует от окружающих постоянного внимания к себе.

Каждый из романов Вулф показывает небольшую группу людей, но главное внимание уделено характеру главной героини. Это неординарные фигуры, по-своему несчастные в жизни, но внешне все выглядит благополучно. В каждом случае роман представляет собой блуждание по глубинам человеческого сознания. Причем, главный герой, его внутренний мир, его мысли показаны не глазами автора, а глазами других героев.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы сюрреализма | Джеймс Джойс (1882-1941)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.