Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Джеймс Джойс (1882-1941)

Родился в семье ирландских интеллигентов. Молодость пришлась на 1900-е годы, когда ирландское революционное движение переживало упадок. Ирландцы чувствовали себя париями в британской колонии, всеми силами стремились сохранить свои национальные корни.

В 1904 г. Джойс уехал из Ирландии и никогда больше не возвращался. Джойс был вечным странником, где бы он не находился, он писал о Дублине. Он так и не сможет забыть Родину, но так и не вернется.

В 1908 г. выходит сборник стихотворений «Камерная музыка». Это небольшой сборник произведений, в котором Джойс пытается приобщиться к английскому языку. Джойс обладал уникальными лингвистическими способностями, они позволили ему сделать язык одним из героев своего творчества.

В 1914 г. выходит сборник рассказов «Дублинцы». Сборник отличается единством построения, место действия – Дублин. Интересный взгляд на обычный мир, лишенный героичности. Герои рассказов – люди разных возрастов («Эвелин» - молодая девушка, «Сестры» - пожилые сестры, горюющие о смерти брата-священника). Завершающий рассказ сборника «Мертвые», в нем нет мертвецов, у людей просто нет будущего, их жизнь не имеет никакого смысла. Главная забота в жизни – еда и пустые разговоры. В этом сборнике Джойс еще использует приемы критического реализма: описание, пейзажи, в них велика роль детали.

В 1916 г. выходит роман «Портрет художника в юности». По словам автора он навеян романом М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Это своеобразный роман-воспитание, но главным героем становится не личность, а сознание человека.

Этим романом Джойс свел счеты с юностью, со своим иезуитским воспитанием. Главный герой – Стивен Дедал – очень близок Джойсу, он наивный ребенок, который восходит по тяжелому пути душевных исканий. Роман состоит из пяти частей, каждая часть представляет собой отдельный эпизод жизни Дедала. Он живет в убогой провинции Ирландии, их семья зажата в тисках церкви. Он и все жители деревни – нищие, вокруг много и занудно говорят об ирландской независимости, о революционной борьбе.

Из дома Стивен попадает в иезуитский колледж. Там обстановка ничуть не лучшее. Он бросается в грязный разврат, испытывая при этом глубокое чувство вины. Погрязший в грехе, Стивен случайно заходит в церковь и попадает на проповедь. Эта речь жжет Стивена как клеймо. Всю жизнь он будет метаться от духовной к плотской жизни.

Следующий момент в жизни – обучение в убогом, нищем университете. Стивен мечтает о духовной изысканности, а вокруг нищие студенты-крестьяне, которые озабочены низменными проблемами. Он изучает убогую ирландскую старину и тяготится этим. И в то же время он очень сильно любит свою родину. И опять в нем происходит напряженная внутренняя борьба. В это время у него умирает мать, она ревностная католичка. Стивен раздражен просьбой матери молиться на ее смертном одре, он отказывает ей в этом и ссорится с отцом. Он тяготится их нищей жизнью, младшими братьями и сестрами, забота о которых ложится на его плечи. Стивен мечтает о судьбе поэта и окончательно порывает с домом – уезжает за границу изучать европейскую культуру.

«Портрет художника в юности» - это вполне традиционный роман, ничем не выделяющийся из потока современных ему романов. Но Джойс уже в нем использует принцип психологической стенограммы, регистрирующей сменяющиеся впечатления в их временной последовательности. Пока еще Джойс не экспериментирует со временем.

Психологическая манера Джойса разрабатывалась под влиянием психолога Уильяма Джеймса и писателя Генри Джеймса, эта манера также характерна для В. Вулф. Манера письма Джойса резко отличается от манеры М. Пруста, несмотря на то, что их часто сравнивают и находят много общего. У Пруста ультрапсихологизм дан в чистом виде. Он исследователь закоулков сознания, он подходит к жизни со скальпелем в руках. Пруст стремится все понять, проанализировать. Джойс, напротив, художник, его психологизм осложнен конструктивистскими тенденциями. Для Джойса важны не связи и отношения, а образы. Джойс – «чистый художник, создатель искусственных предметов».

В романе «Портрет художника в юности» нет никаких размышлений от автора, есть чистое мышление образов. Джойс в отличие от Пруста строит лабиринты образов. «Портрет художника в юности» подготовил усложненный и изысканный психологизм романа «Улисс».

«Улисс» (1922) называют энциклопедией модернизма.

Написан роман довольно быстро, вызвал резкую реакцию. Впервые опубликован в 1922 г. в Париже, где Джойс жил в эмиграции. В Англии и Америке роман был запрещен за безнравственность вплоть до 1937 г., хотя фрагменты печатались в американских маленьких журналах задолго до парижского издания. Критика упрекала автора в натурализме, эротичности и святотатстве.

Вместе с тем, один из современников Джойса С. Цвейг называл его «Гомером наших дней». Он писал об «Улиссе»: «Эта книга – лунный камень, заброшенный в нашу литературу, великолепное, фантастическое, единственное в своем роде произведение, героический эксперимент архииндивидуалиста, эксцентричного гения».

В структуре романа Джойс решил реализовать формулу «все во всем». Эта же форма является основой и повествовательной манеры. «Улисс» содержит 18 эпизодов, аналогичных «Одиссее» Гомера, хотя порядок их следования не совпадает. Композиция романа трехчастна, подобно эпосу. Первая часть «Телемахида» состоит из трех эпизодов: 1) Телемах, 2) Нестор, 3) Протей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вирджиния Вулф (1882-1941) | Дэвид Герберт Лоуренс (1885-1930)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.