Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способ уменьшаемого остатка




Непокрытый аккредитив на счете 55/1 не учитывается: для его учета предназначен забалансовый счет 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные». Открытие непокрытого аккредитива отражается по дебету счета 009, использование – по кредиту счета 009.

Депонирование средств при выдаче чековой книжки отражается по дебету счета 55/2 «Чековые книжки», а списание сумм по мере выписки выданных чеков – по кредиту счета 55/2 «Чековые книжки».

Организация может разместить свободные денежные средства для получения дополнительного дохода в банковские и другие вклады. При перечислении денежных средств с расчетного счета на депозитный счет в банке делается запись:

 

Дебет счета 55/3 «Депозитные счета»

Кредит счета 51 «Расчетные счета».

 

Начисленные проценты по депозитному вкладу учитываются в составе прочих доходов:

 

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

 

Банки могут осуществлять эмиссию (выпуск) банковских карт для юридических и физических лиц. Основным нормативным документом, регулирующим выпуск и использование банковских платежных карт, является Положение Банка России от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт». Для юридических лиц это быстрый и удобный способ расчетов по оплате командировочных расходов, товаров, работ, услуг на территории РФ и за рубежом. Юридическим лицам на основе заключенного договора могут выдаваться расчетные и кредитные корпоративные банковские карты. С помощью этих карт можно оплатить текущие расходы и получить наличные денежные средства. Учет корпоративных банковских карт ведется на счете 55, субсчет «Специальный карточный счет». При перечислении денежных средств с расчетного счета на специальный карточный счет делается запись:

 

Дебет счета 55, субсчет «Специальный карточный счет»

Кредит счета 51 «Расчетные счета».

 

Средства, которые списаны со счета 55, субсчет «Специальный карточный счет», считаются выданными под отчет держателю корпоративной карты:

 

Дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Кредит счета 55, субсчет «Специальный карточный счет».

 

После предоставления подотчетным лицом авансового отчета списание подотчетных сумм отражается по дебету соответствующих счетов. Суммы вознаграждения, начисленные банку за открытие и обслуживание специального карточного счета, отражаются записью:

 

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

 

3. Учет кассовых операций и денежных средств в пути

Кассовые операции – это операции, связанные с поступлением и выплатой денежных средств непосредственно из кассы предприятия. Ведение кассовых операций регулируется Письмом Банка России от 14.10.1996 № 18 «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации». Для расчета наличными денежными средствами и хранения денежных документов предприятие должно иметь кассу.

Касса является обособленным участком бухгалтерии, возглавляемым кассиром, с которым заключается договор о полной материальной ответственности за сохранность денежных средств. Размер наличных денежных средств в кассе организации ограничивается лимитом, который устанавливается обслуживающим банком по согласованию с руководителем организации ежегодно. Для установления лимита кассы организация представляет в банк расчет по установленной форме. При наличии у организации нескольких счетов в различных банках организация направляет в другие банки уведомление об установленном ей лимите кассы. Всю наличность сверх лимита предприятие должно сдавать в банк для зачисления на расчетный счет. Сверхлимитные денежные средства могут храниться в кассе только в дни выплаты заработной платы в течение трех рабочих дней, включая день получения денег в банке.

Основанием для отражения в бухгалтерском учете движения наличных денежных средств служат первичные документы. В настоящее время действуют унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88:

1. Приходный кассовый ордер (форма № КО-1) – применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации.

1. Расходный кассовый ордер (форма № КО-2) – применяется для оформления выдачи наличных денег из кассы организации.

2. Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма № КО-3) – применяется для регистрации бухгалтерией приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов.

3. Кассовая книга (форма № КО-4) – применяется для учета поступлений и выдачи наличных денег организации из кассы.

4. Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма № КО-5) – применяется для учета денег, выданных кассиром из кассы организации другим кассирам или доверенному лицу (раздатчику), а также учета возврата наличных денег и кассовых документов по произведенным операциям.

Все операции по поступлению и выдаче денежных средств из кассы отражаются в Кассовой книге, которая составляется на основании приходных и расходных кассовых документов. Книга должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена печатью организации. На последней странице кассовой книги указывается количество пронумерованных страниц, ставятся подписи руководителя и главного бухгалтера. Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах. Кассовую книгу можно вести автоматизированным способом.

Учет кассовых операций ведется на активном денежном счете 50 «Касса». По дебету счета 50 «Касса» отражается поступление денежных средств, по кредиту – их выбытие. К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета: 50/1 «Касса организации», 50/2 «Операционная касса», 50/3 «Денежные документы».

Поступление денежных средств в кассу организации отражается бухгалтерскими записями:

 

Дебет счета 50 «Касса»

Кредит счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

 

Выбытие денежных средств из кассы отражается на бухгалтерских счетах следующим образом:

 

Дебет счетов 51 «Расчетные счета», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

Кредит счета 50 «Касса».

 

На отдельном субсчете к счету 50 «Касса» учитываются денежные документы, к которым относятся почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные железнодорожные билеты, авиабилеты, путевки в дома отдыха и санатории и др. Денежные документы учитываются в сумме фактических затрат на их приобретение. Например, приобретение подотчетным лицом почтовых марок согласно авансовому отчету отражается записью:

 

Дебет счета 50 «Касса», субсчет 3 «Денежные документы»

Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

 

Списание почтовых марок на обработку почтовой документации учитывается следующим образом:

 

Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит счета 50 «Касса», субсчет 3 «Денежные документы».

 

Аналитический учет денежных документов ведется по их видам в Книге движения денежных документов.

 

В финансово-хозяйственной деятельности организации может возникнуть разрыв во времени между снятием денег с одного денежного счета и зачислением их на другой денежный счет. В этом случае используется активный счет 57 «Переводы в пути». На этом счете могут учитываться:

- денежные средства, внесенные в кассу почтового отделения или в вечернюю кассу банка для зачисления на расчетный счет;

- денежные средства, переданные инкассаторам для зачисления на расчетный счет;

- денежные средства, перечисленные с расчетного счета на валютный счет организации для покупки иностранной валюты, если данная операция занимает более одного дня.

Например, сдача денежных средств из кассы организации инкассатору по препроводительной ведомости отражается записью:

 

Дебет счета 57 «Переводы в пути»

Кредит счета 50 «Касса».

 

При зачислении денежных средств на расчетный счет организации делается запись:

 

Дебет счет 51 «Расчетные счета»

Кредит счет 57 «Переводы в пути».

 

 

4. Учет подотчетных сумм и расчетов с подотчетными лицами

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организаций возникает необходимость приобретения материальных ценностей, а также различных работ и услуг не только по безналичному расчету, но и за наличные денежные средства. Для оплаты указанных расходов, в том числе расходов на служебные командировки, работникам выдаются наличные денежные средства из кассы организации под отчет.

Подотчетные лица – это работники организации, которым выдаются в подотчет наличные денежные средства из кассы на административно-хозяйственные расходы. Для проведения расчетов с подотчетными лицами приказом (распоряжением) руководителя утверждаются список работников организации, которым могут выдаваться под отчет наличные денежные средства, размеры сумм и сроки, на которые выдаются наличные денежные средства под отчет, а также целевое назначение денежных средств, выдаваемых под отчет.

При расчетах с подотчетными лицами должны соблюдаться следующие условия: кассир выдает денежные средства под отчет на основании приказа (распоряжения) руководителя или заявления работника с разрешительной надписью руководителя, а также командировочного удостоверения; выдача денежных средств под отчет производится при условии полного отчета работника по ранее выданному авансу; при не возврате в срок подотчетных сумм работодатель может удержать их из заработной платы работника. Для организации расчетов с подотчетными лицами приказом руководителя должны быть утверждены:

- список лиц, которым могут выдаваться денежные средства под отчет на хозяйственные расходы;

- сроки, на которые выдаются денежные средства по отчет;

- целевое назначение денежных средств, выдаваемых под отчет;

- размер денежных средств, выдаваемых под отчет.

Денежные средства в подотчет выдаются по расходным кассовым ордерам. По полученным и израсходованным денежным средствам подотчетные лица составляют авансовый отчет (форма № АО-1) с приложением к нему оправдательных документов. Авансовый отчет представляется в бухгалтерию не позднее трех дней по истечении срока, на который выданы денежные средства, или со дня возвращения из командировки. После проверки авансовый отчет утверждается руководителем и принимается к учету. Неиспользованная сумма аванса сдается в кассу по приходному кассовому ордеру, перерасход денежных средств выдается из кассы по расходному кассовому ордеру.

Учет расчетов с подотчетными лицами ведется на активном счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Счет предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные расходы, в том числе на расходы, связанные со служебными командировками. По дебету счета отражаются выдача денежных средств под отчет и возмещение подотчетному лицу перерасхода денежных средств, по кредиту счета - использование подотчетных сумм согласно авансовому отчету и возврат неиспользованных подотчетных сумм. Аналитический учет по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» ведется по каждой сумме, выданной под отчет.

Выдача денежных средств под отчет из кассы организации и возмещение подотчетному лицу перерасхода денежных средств отражается записью:

 

Дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Кредит счета 50 «Касса».

 

Приобретение товарно-материальных ценностей через подотчетное лицо оформляется следующим образом:

Дебет счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 41 «Товары», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и др.

Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

 

Оплата подотчетным лицом расходов, связанных с текущей деятельностью организации отражается записью:

Дебет счетов 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

При направлении работника в командировку следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 «Положение об особенностях направления работников в служебные командировки». В соответствиисо статьей 166 Трудового Кодекса РФслужебная командировка– это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Направление работника в командировку оформляется унифицированными формами первичной учетной документации, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

Перед началом служебной командировки работнику выдается денежный аванс, для определения размеров которого в бухгалтерии составляется смета командировочных расходов. Работнику возмещаются фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с командировками, к которым относятся:

- расходы по проезду, включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплата услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей;

- расходы по найму жилого помещения;

- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного проживания (суточные);

- иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации.

Размеры расходов на командировки (в том числе суточных) определяются коллективным договором или локальным нормативным актом. В соответствии со статьей 167 ТК РФ за весь период нахождения работника в командировке за ним сохраняется средний заработок.

После возвращения из командировки работник предоставляет в бухгалтерию следующие документы: командировочное удостоверение, авансовый отчет, служебное задание и отчет о проделанной работе. В бухгалтерии проверяется наличие оправдательных документов, которые подтверждают командировочные расходы (проездные документы, документы о найме жилого помещения и т.д.) и осуществляется их сверка с данными, отраженными в авансовом отчете.

Списание расходов по командировке, связанной с управленческими нуждами организации, отражается записью:

 

Дебет счетов 26 «Общехозяйственные расходы», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

 

Списание расходов по командировке, связанной с приобретением товарно-материальных ценностей, оформляется следующим образом:

 

Дебет счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 41 «Товары», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

 

В настоящее время предельный норматив суточных, которые не включаются в доход командированного работника, и не облагаются налогом на доходы физических лиц, составляет сумму 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации.

5. Учет банковских кредитов и заемных средств

Организации в своей деятельности могут пользоваться заемными средствами для покрытия текущих затрат и капитальных вложений по договорам займа и кредита. Учет кредитов и займов регулируется Гражданским Кодексом РФ и Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 107н. Займы могут предоставлять юридические и физические лица, кредиты – только организации, имеющие лицензию Центрального Банка РФ на данный вид деятельности.

Расчеты по кредитам и займам учитываются на пассивных счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Получение кредитов и займов в денежной форме отражается записью:

 

Дебет счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»

Кредит счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

 

Возврат кредитов и займов отражается следующим образом:

 

Дебет счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»

Кредит счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета».

 

Проценты по полученным кредитам и займам учитываются на тех же счетах, что и выданные кредиты и займы, но обособленно, т.е. на отдельных субсчетах к счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Проценты, начисленные по кредитам и займам, признаются прочими расходами и отражаются записью:

 

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», субсчет «Проценты по кредитам (займам)».

 

Исключение составляет учет процентов по кредитам и займам, полученным на приобретение и/или строительство инвестиционного актива. Под инвестиционным активом понимается объект имущества организации, подготовка которого к предполагаемому использованию требует значительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление. Проценты по кредитам и займам, полученным на приобретение и/или строительство инвестиционного актива, включаются в стоимость инвестиционного актива. Проценты прекращают включаться в стоимость инвестиционного актива с первого числа месяца, следующего за месяцем прекращения приобретения, сооружения и (или) изготовления инвестиционного актива. Начисление процентов по кредитам (займам), непосредственно связанным с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива, отражается записью:

 

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», субсчет «Проценты по кредитам (займам)».

 

После принятия к учету инвестиционного актива в качестве объекта основных средств или нематериальных активов начисление процентов по кредитам (займам) оформляется записью:

 

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», субсчет «Проценты по кредитам (займам)».

 

6. Учет хозяйственных операций, выраженных в иностранной валюте

В хозяйственной деятельности организации используют денежные средства и совершают сделки не только в российских рублях, но и в иностранной валюте. Это обусловлено тем, что организации могут экспортировать за рубеж товары и услуги, а также приобретать их за рубежом для реализации на территории Российской Федерации. В этих случаях возникает необходимость вести учет валютных операций и ценностей, а также соблюдать положения валютного законодательства.

Основным нормативным документом, регулирующим осуществление валютных операций в Российской Федерации, является Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, могут получать выручку в иностранной валюте за проданные товары, приобретать валюту на внутреннем валютном рынке, получать кредиты и займы в иностранной валюте, а также могут использовать валюту для оплаты иностранным партнерам по контрактам, выдавать наличную иностранную валюту на командировочные расходы, погашать кредиты и займы, полученные в иностранной валюте, и т.д.

При учете расчетных операций, осуществляемых в иностранной валюте, следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), утв. Приказом Минфина РФ от 27.11.2006 №154н. Данное положение устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации об активах и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

В Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, не предусмотрены специальные счета для учета операций в иностранной валюте. Для учета операций в иностранной валюте к любым счетам бухгалтерского учета, где учитываются данные операции, могут открываться счета второго порядка. Исключение составляет активный денежный счет 52 «Валютные счета», который предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в иностранной валюте на валютных счетах предприятия, открытых в кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Валютные счета открываются организациям в уполномоченных банках. Количество валютных счетов, которые могут иметь организации, законодательно не ограничено. Порядок совершения и оформления операций по валютным счетам регулируется Центральным Банком РФ. После заключения договора банковского счета организации открываются транзитный и текущий валютные счета. Для этого к счету 52 «Валютные счета» открываются субсчета 52/1 «Транзитный валютный счет» и 52/2 «Текущий валютный счет». Первичным документом, на основании которого зачисляется или списывается иностранная валюта, является заявление на перевод. Все поступающие в адрес организации валютные средства зачисляются на транзитный валютный счет, а затем перечисляются на текущий валютный счет. С текущего валютного счета организация может использовать иностранную валюту на различные цели: оплата контрактов с иностранными партнерами, погашение кредитов и займов, оплата командировочных расходов, продажа валюты и другие цели, разрешенные законодательством. Все производимые операции по валютному счету отражаются в выписках из валютного счета. Поступление денежных средств на валютный счет отражается записью:

 

Дебет счета 52 «Валютные счета»

Кредит счетов 50 «Касса», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

 

Списание денежных средств с валютного счета отражается следующим образом:

 

Дебет счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

Кредит счета 52 «Валютные счета».

 

Если организация осуществляет операции с наличной иностранной валютой, то к счету 50 «Касса» можно открыть соответствующие субсчета для учета каждого вида валюты. Наличная иностранная валюта может использоваться организацией только для оплаты заграничных командировок. Работнику, направляемому в командировку за границу, кроме расходов по проезду, найму жилого помещения и суточных дополнительно возмещаются следующие расходы:

- расходы по оформлению загранпаспорта, визы и других выездных документов;

- обязательные консульские и аэродромные сборы;

- сборы за право въезда или транзита автомобильного транспорта;

- расходы на оформление обязательной медицинской страховки;

- иные обязательные платежи или сборы.

Сумма выплаты работнику суточных в иностранной валюте при направлении в командировку за пределы территории Российской Федерации, а также размеры по найму жилого помещения, подтвержденные соответствующими документами, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом. Для обособленного учета расчетов с работниками по загранкомандировкам к счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» следует открыть субсчет «Расчеты с подотчетными лицами в иностранной валюте». В настоящее время предельный норматив суточных, которые не включаются в доход командированного работника, и не облагаются налогом на доходы физических лиц, составляет сумму 2 500 рублей за каждый день нахождения в заграничной командировке.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте Российской Федерации – рублях. Поэтому стоимость активов и обязательств, выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежит пересчету в рубли. Пересчет стоимости актива или обязательства, выраженной в иностранной валюте, в рубли производится по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации.

Пересчет стоимости денежных знаков в кассе организации, средств на банковских счетах, средств в расчетах и т.д., выраженной в иностранной валюте, в рубли должен производиться на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату. Пересчет стоимости денежных знаков в кассе организации и средств на банковских счетах, выраженной в иностранной валюте, может производиться, кроме того, по мере изменения курса.

Стоимость вложений во внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы, др.), материально-производственных запасов и других активов, а также средства полученных и выданных авансов пересчитываются в рубли только один раз – на дату принятия их к учету.

В связи с изменением курса рубля к иностранным валютам между рублевыми эквивалентами активов и обязательств, оцениваемых в иностранной валюте на определенные отчетные даты, образуются курсовые разницы: положительные или отрицательные. Курсовые разницы учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы»: положительные – по кредиту счета 91, субсчет 1 «Прочие доходы», отрицательные – по дебету счета 91, субсчет 2 «Прочие расходы». В случае повышения курса рубля по отношению к иностранной валюте на счетах активов возникают положительные курсовые разницы, а на счетах обязательств – отрицательные курсовые разницы. В случае понижения курса рубля по отношению к иностранной валюте на счетах активов возникают отрицательные курсовые разницы, а на счетах обязательств – положительные курсовые разницы.

 

Например, при отражении положительной курсовой разницы на валютном счете делается запись:

 

Дебет счета 52 «Валютные счета»

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

 

При отражении отрицательной курсовой разницы на валютном счете делается запись:

 

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит счета 52 «Валютные счета».

 

Курсовая разница, связанная с расчетами с учредителями по вкладам в уставный капитал организации, подлежит зачислению в добавочный капитал данной организации: положительная курсовая разница отражается по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» и по кредиту счета 83 «Добавочный капитал», субсчет «Курсовые разницы по вкладам в уставный капитал», отрицательная курсовая разница – по кредиту счета 83 «Добавочный капитал», субсчет «Курсовые разницы по вкладам в уставный капитал» и по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями».

7. Инвентаризация денежных средств и расчетов

При инвентаризации денежных средств и расчетов следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина Российской Федерации от 13.06.1995 № 49. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Проведение инвентаризации возлагается на постоянно действующую инвентаризационную комиссию, в которую входят представители администрации и различных служб предприятия.

По результатам инвентаризации составляются акты по форме № инв-15 «Акт инвентаризации наличных денежных средств» и по форме № инв-16 «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности». При обнаружении излишков или недостач в актах указываются их сумма и обстоятельства возникновения. Акты оформляются в двух экземплярах, один из которых направляется в бухгалтерию.

Выявленные излишки денежных средств в кассе приходуются и включаются в состав прочих доходов:

 

Дебет счета 50 «Касса»

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

 

Выявленная недостача денежных средств в кассе отражается записью:

 

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит счета 50 «Касса».

 

Отнесение суммы недостачи на виновное лицо оформляется записью:

 

Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

 

Удержание из заработной платы виновного лица суммы недостачи отражается записью:

 

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

 

Если виновное лицо вносит сумму недостачи в кассу организации, то делается запись:

 

Дебет счета 50 «Касса»

Кредит счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

 

Списание недостачи денежных средств в кассе, если судом отказано в ее взыскании с виновного лица, учитывается следующим образом:

 

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

 

Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном, валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерии организации с данными выписок банков.

Инвентаризация расчетов заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Основная цель инвентаризации расчетов – выявление наличия дебиторской задолженности организации для сопоставления с данными бухгалтерского учета и проверка полноты отражения в учете кредиторской задолженности (в том числе кредитов и займов). При инвентаризации расчетов проверяются расчеты с банками, с бюджетом и внебюджетными фондами, с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, с работниками, в том числе с подотчетными лицами, с другими дебиторами и кредиторами. Целесообразно проводить ежеквартальную инвентаризацию расчетов, прежде всего, с покупателями и поставщиками. Результаты инвентаризации расчетов с контрагентами и персоналом отражаются в Акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. № инв-17). Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором инвентаризация закончена, а результаты годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском балансе.


ТЕМА 9. УЧЕТ ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ, ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

 

1. Понятие, оценка и учет долгосрочных инвестиций.

2. Понятие, классификация и оценка основных средств.

3. Учет поступления основных средств. Организация аналитического учета основных средств.

4. Учет амортизации основных средств.

5. Учет ремонтов основных средств.

6. Учет выбытия основных средств.

7. Учет операций по аренде основных средств.

8. Инвентаризация основных средств и отражение в учете ее результатов.

9. Особенности учета нематериальных активов

1. Понятие, оценка и учет долгосрочных инвестиций

Долгосрочными инвестициями являются затраты организации, связанные с созданием и приобретением внеоборотных активов. Вложения во внеоборотные активы – активы, используемые в деятельности организации более 12 месяцев, приносящие экономические выгоды организации и не предназначены для продажи. В состав внеоборотных активов включаются основные средства, доходные вложения в материальные ценности, нематериальные активы и другие долгосрочные активы.

Долгосрочные инвестиции подразделяются на затраты, связанные:

- с приобретением земельных участков;

- с приобретением объектов природопользования;

- с созданием и приобретением объектов основных средств;

- с созданием и приобретением объектов нематериальных активов;

Для учета долгосрочных инвестиций в Плане счетов предусмотрен счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», счет активный, калькуляционный. По дебету счета учитываются затраты, связанные с приобретением (созданием) внеоборотных активов.

Приобретение у поставщика объекта основных средств, не требующего монтажа, оформляется бухгалтерской записью:

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» по цене договора без НДС

Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» на сумму налога на добавленную стоимость

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на общую сумму по расчетным документам.

Аналогично учитываются все расходы, связанные с доставкой, погрузкой, разгрузкой.

Объект вводится в эксплуатацию по первоначальной стоимости на основании акта приемки-передачи:

Дебет счета 01«Основные средства»

Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Таким образом, первоначальная стоимость объектов основных средств отражается по дебету счета 01 «Основные средства» путем списания фактически произведенных затрат с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Сальдо на счете 08 показывает сумму затрат по незаконченным строительством или не сданным в эксплуатацию объектам.

По мере ввода в эксплуатацию объектов основных средств, сумма НДС, учтенная на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» предъявляется к вычету из бюджета:

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Кредит счета 19 «НДС по приобретенным ценностям».

При приобретении оборудования, требующего монтажа, в бухгалтерском учете предварительно используется счет 07 «Оборудование к установке». Счет активный, по дебету счета отражаются фактические затраты по приобретению объектов, требующих монтажа, по кредиту счета отражается стоимость сданного в монтаж оборудования.

Приобретение оборудования, требующего монтажа, до передачи в монтаж оформляется бухгалтерской записью:

Дебет счета 07 «Оборудование к установке» по стоимости договора без НДС

Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» на сумму налога на добавленную стоимость

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на общую сумму по расчетным документам.

Сдача объекта в монтаж оформляется бухгалтерской записью:

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит счета 07 «Оборудование к установке».

Монтаж может быть осуществлен хозяйственным или подрядным способом.

При хозяйственном способе все затраты на проведение монтажа учитываются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции с кредитом различных счетов: 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страховании и обеспечению» и другие, выбор которых определяется характером затрат.

При проведении монтажа подрядным способом в бухгалтерском учете на основании договора с подрядной организацией оформляется бухгалтерская запись:

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» на сумму договора без НДС

Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» на сумму НДС

Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» на общую сумму по расчетным документам.

Объект вводится в эксплуатацию на основании акта выполненных работ по первоначальной стоимости:

Дебет счета 01«Основные средства»

Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

 

2. Понятие, классификация и оценка основных средств

Порядок учета основных средств регламентирован Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденный Приказом МФ РФ №26н от 30.03.2001 г. и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов РФ №91 от 13.10.2003 г.

Основные средства - это средства труда, используемые при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо для управления организацией свыше 12 месяцев и переносящие свою стоимость на вновь созданный продукт (работы, услуги), постепенно, по мере износа, не меняя своей материально-вещественной структуры.

Для организации бухгалтерского учета основных средств и определения их состава и структуры необходима их научно-обоснованная классификация. В соответствии с типовой классификацией основных средств, установленной Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 г. №359 и Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», основные средства подразделяются:

1) по принадлежности к отрасли: промышленности; строительства; сельского хозяйства; торговли и общественного питания и т.д.;

2) по видам: здания; сооружения; рабочие и силовые машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы и устройства; транспортные средства; инструмент; вычислительная техника; производственный инвентарь и хозяйственный инвентарь принадлежности; рабочий, продуктивный и племенной скот; многолетние насаждения; земельные участки; объекты природопользования; внутрихозяйственные дороги; капитальные вложения в коренное улучшение земель; капитальные вложения в арендованные основные средства; прочие ОС.

3) по направленности использования: производственные - объекты, использование которых направлено на систематическое получение прибыли, как основной цели деятельности организации; непроизводственные - объекты, не участвующие в производственном процессе, а используются для удовлетворения личных нужд работников предприятия (ЖКХ, объекты культуры, здравоохранения, находящиеся на балансе предприятия и т.п.);

4) по степени использования: находящиеся в эксплуатации; в запасе; в стадии достройки, дооборудования или частичной ликвидации; на консервации, в ремонте;

5) по принадлежности: принадлежащие организации на праве собственности (в том числе, сданные в аренду); полученные организацией в аренду; находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении.

В бухгалтерском учете основные средства оцениваются по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости.

Первоначальная стоимость объектов основных средств — стоимость, по которой основные средства принимаются к бухгалтерскому учету. Она не меняется в течение всего срока эксплуатации объекта, за исключением случаев предусмотренных законодательством.

Изменение первоначальной стоимости основных средств возможно:

- при переоценке основных средств;

- при реконструкции и модернизации.

При изменении первоначальной стоимости формируется восстановительная стоимость основного средства.

Остаточная стоимость объекта основных средств определяется расчетным путем как первоначальная (восстановительная стоимость) за минусом сумм начисленной амортизации основных средств.

 

3. Учет поступления основных средств. Организация аналитического учета основных средств

Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости, величина которой зависит от способа их поступления:

- приобретение, сооружение и изготовление основных средств;

- поступление основных средств в качестве вклада в уставный капитал организации;

- получение основных средств по договору дарения (безвозмездно);

- прочие.

Синтетический учет основных средств ведется на активном инвентарном счете 01 «Основные средства». Сальдо счета 01 «Основные средства» отражает первоначальную (восстановительную) стоимость основных средств организации, обороты по дебету - поступление, по кредиту - выбытие объектов основных средств по первоначальной стоимости.

В сумму фактических затрат, связанных с приобретением объектов основных средств включаются:

- суммы, уплачиваемые поставщику (продавцу) за объект основного средства;

- расходы на доставку объекта;

- суммы, уплачиваемые подрядной организации за работы по договору строительного подряда;

- расходы на информационно-консультационные услуги, связанные с приобретением основного средства;

- таможенные пошлины и сборы;

- невозмещаемые налоги;

- суммы вознаграждения посреднической организации, через которую приобретен объект;

- иные затраты, связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объектов основных средств.

При поступлении основных средств от поставщика или изготовлении (строительства, сооружении) подрядной организацией фактические затраты, связанные с приобретением основных средств, за исключением налога на добавленную стоимость и других возмещаемых налогов, учитываются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетами учета расчетов:

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

При изготовлении (строительстве, сооружении) объектов основных средств хозяйственным способом:

а) при отсутствии строительного подразделения учитываются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетами:

10 «Материалы»;

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и другими счетами.

б) при наличии строительного подразделения фактические затраты учитываются по дебету счета 23 «Вспомогательные производства» в корреспонденции с кредитом различных счетов. По мере окончания строительства на основании акта приемки-передачи списываются по кредиту счета 23 «Вспомогательные производства» в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Объекты основных средств, полученные по договору дарения (безвозмездно), принимаются к учету по текущей рыночной стоимости:

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» субсчет 2 «Безвозмездные поступления».

По мере начисления амортизации в течение срока полезного использования указанных объектов и оформления записей по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств», в соответствующей доле признаются прочие доходы отчетного периода:

Дебет счета 98 «Доходы будущих периодов» субсчет 2 «Безвозмездные поступления»

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие доходы».

Поступление основных средств в качестве вклада в уставный капитал организации производится по согласованной учредителями оценке, если иное не предусмотрено законодательством. В бухгалтерском учете оформляются записью:

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями».

Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам отражается:

Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.

Сумма налога на добавленную стоимость предъявляется к вычету из бюджета по мере принятия к учету основных средств:

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС»

Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Инвентарная стоимость приобретенных и сданных в эксплуатацию объектов отражается бухгалтерской записью:

Дебет счета 01 «Основные средства»

Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Аналитический учет основных средств ведется по инвентарным объектам. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доле в общей собственности.

Для документального оформления движения основных средств в настоящее время используются унифицированные формы учетной документации, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 г. №7.

Зачисление отдельных объектов в состав основных средств осуществляется с использованием акта о приеме-передаче объекта основных средств (унифицированная форма ОС-1). Акт составляет комиссия, утвержденная приказом руководителя организации, в одном экземпляре на каждый поступающий объект или на группу однородных объектов основных средств. После оформления акт вместе с приложенной технической документацией передается в бухгалтерию организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. При оформлении внутреннего перемещения основных средств акт выписывается в двух экземплярах — для сдатчика и получателя.

Учет объектов основных средств, поступивших в эксплуатацию, ведется с использованием инвентарной карточки учета объекта основных средств (унифицированная форма ОС-6). Инвентарная карточка заполняется работником бухгалтерии в одном экземпляре на основании документов на зачисление объекта, перемещение, дооборудование, реконструкцию, модернизацию. При наличии небольшого количества основных средств используют инвентарную книгу.

Основные средства, поступающие после восстановления, оформляются актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (унифицированная форма ОС-3).

Поступающее оборудование оформляется актом о приеме (поступлении) оборудования (унифицированная форма ОС-14), выявленные при приемке дефекты оборудования фиксируются в акте о выявленных дефектах оборудования (унифицированная форма ОС- 16).

 

4. Учет амортизации основных средств

Основные средства в процессе использования и под влиянием природных, технических и экономических факторов постепенно утрачивают свои первоначальные свойства и физические качества, подвергаясь физическому и моральному износу. Износ основных средств в процессе их эксплуатации обуславливает необходимость возмещения утраченной стоимости, реализуемой посредством амортизации.

Амортизация – это перенесение по частям в виде амортизационных отчислений стоимости основных производственных фондов на изготовляемую с их помощью продукцию, выполненные работы и оказанные услуги.

Порядок начисления амортизации регламентирован ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Амортизация начисляется по основным средствам, числящимся на балансе организации. По некоторым объектам основных средств начисление амортизации правилами бухгалтерского учета не предусмотрено. К таким объектам, в частности, относятся:

1) объекты основных средств, которые законсервированы и не используются в производственном процессе в соответствии с законодательством Российской Федерации о мобилизационной подготовке и мобилизации;

2) объекты основных средств некоммерческих организаций. По этим объектам в конце отчетного года начисляется износ, который учитывается на забалансовом счете 010 «Износ основных средств»;

3) объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др.).

Начисление амортизационных отчислений приостанавливается в случае перевода объекта основных средств по решению руководителя на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления (реконструкции, модернизации, ремонта), продолжительность которого превышает 12 месяцев.

Амортизация начисляется на протяжении всего срока полезного использования основных средств. Срок полезного использования основных средств – это период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету исходя из:

- ожидаемого срока использования объекта с учетом его производительности и мощности;

- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (например, 1-3 смены), естественных условий (юг, север), влияние агрессивной среды, а также системы планово-предупредительных ремонтов;

- нормативно-правовых и других ограничений срока использования объекта (например, использование объекта по договору аренды).

При установлении срока полезного использования основных средств организации обычно руководствуются Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.02 №1.

Начисление амортизации объектов основных средств для целей бухгалтерского учёта производится одним из четырех способов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объёму продукции (работ).

Причем, применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу, и фиксируется организацией в приказе об учетной политике.

Линейный способ

При линейном способе начисления амортизации годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. Норма амортизации является годовой, устанавливается в % и определяется по формуле:

 

 

100%   Срок полезного использования объекта основных средств (количество лет)  


=
Годовая норма

амортизационных

отчислений

 

Ежемесячная сумма амортизации определяется по формуле:

 
 
Vo хN 100 х 12


А=,

 

где V0 – первоначальная стоимость объекта основных средств;

N – годовая норма амортизации в %;

12 – количество месяцев в году.

Линейный способ начисления амортизации является самым распространенным. При этом способе амортизация начисляется равномерно в течение всего срока полезного использования основных средств, т.к. норма амортизации является постоянной.

При данном способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется на основе остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчётного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.395 сек.