Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет аренды у арендодателя




Объект, сданный в краткосрочную аренду, с баланса арендодателя не списывается и на баланс арендатора не принимается. Арендодатель делает отметку в инвентарной карточке объекта, отражая первоначальную стоимость этого объекта на субсчете «Основные средства, переданные в аренду». Копия инвентарной карточки объекта передается арендатору вместе с актом о приеме-передаче основных средств.

Организация (в зависимости от установленного ею критерия существенности) имеет право самостоятельного признания доходов от сдачи объектов в аренду: в составе доходов от обычных видов деятельности либо в составе прочих доходов. Если предметом деятельности организации является предоставление за плату своих активов по договору аренды, то арендная плата признается выручкой и учитывается в составе доходов от обычных видов деятельности на счете 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка». Если же у организации предоставление имущества в аренду не является предметом деятельности, поступления арендной платы являются прочими доходами и учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

Поскольку имущество, переданное в аренду, числится на балансе арендодателя, то, по общему правилу, амортизацию по этим объектам должен начислять арендодатель.

Отражение сумм начисленной амортизации зависит от принятого предприятием порядка учета доходов:

1) если для арендодателя предоставление имущества в аренду является предметом деятельности, суммы начисленной амортизации признаются расходами по обычным видам деятельности и учитываются на производственных счетах 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» в корреспонденции с кредитом счета 02 «Амортизация основных средств»;

2) если арендодатель учитывает доходы от сдачи имущества в аренду в составе прочих доходов, то суммы начисленной амортизации по объектам, переданным в аренду, отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» в корреспонденции со счетом 02 «Амортизация основных средств».

Начисление причитающейся арендной платы арендодатель отражает по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетом 90 «Продажи» или 91 «Прочие доходы и расходы».

Таблица 9.3

Корреспонденция счетов по основным хозяйственным операциям по учету основных средств, сданных в аренду арендодателем

№ п/п   Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
       
  Переданы основные средства в аренду 01, субсчет «Основные средства, переданные в аренду» 01, субсчет «Собственные основные средства»
  Начислена арендная плата за отчетный период   или 91
  Начислен НДС по аренд­ной плате или 91  
  Поступила арендная плата от арендатора    
  Начислена амортизация по объектам, сданным в аренду 20, 23,25,26 или 91  

Учет обычной аренды у арендатора

Арендатор, принимая объект по договору аренды, не становится его собственником, а потому учитывает арендуемое имущество на забалансо­вом счете 001 «Арендованные основные средства» по договорной стоимо­сти. Аналитический учет таких объектов арендатор осуществляет по ко­пиям инвентарных карточек, полученных от арендодателя.

В сроки, установленные договором аренды, и на основании счета (счета-фактуры) арендодателя арендатором производится начисление арендной платы. Арендная плата включается в состав расходов по обыч­ным видам деятельности с отражением по дебету счетов учета производ­ственных затрат (23, 25, 26, 20 и др.) в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». При использовании арендуемых объектов для целей, не связанных с производством и реализа­цией товаров (работ, услуг), начисленная арендная плата относится в де­бет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы».

Таблица 9.4

Корреспонденция счетов по основным хозяйственным операциям по учету арендованных основных средств у арендатора

№ п/п Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов Сумма, руб.    
Дебет Кредит
         
  Получен в аренду объект основных средств производственного назначения в оценке, указанной в договоре   -  
  Принят к оплате счет (счет-фактура) арендодателя по арендным платежам за текущий месяц: а) арендная плата б) НДС Итого по счету (счету-фактуре)     25,26 (20, 23) 19         20000 3600 23600
  Предъявлен бюджету НДС по акцепто­ванному счету-фактуре      
  Перечислена с расчетного счета арендо­дателю арендная плата      
  По окончании срока аренды возвращен арендодателю объект основных средств -    

Учет финансовой аренды (лизинговых операций)

Бухгалтерский учет операций по договору лизинга ведется у лизингодателя и лизингополучателя в соответствии с порядком, установленным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.12.1997 г. № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга».

А. Бухгалтерский учет у лизингодателя

Затраты лизингодателя (лизинговой компании), связанные с приобретением имущества, подлежащего предоставлению лизингополучателю по договору лизинга, отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Сформированная на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» первоначальная стоимость объектов основных средств, приобретенных для передачи лизингополучателю по договору лизинга, списывается с этого счета в дебет счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности», субсчет «Имущество для передачи в лизинг».

Счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности» активный, инвентарный. По дебету этого счета отражается принятие к учету приобретенных (поступивших) лизингодателем объектов основных средств для предоставления их лизингополучателю, а по кредиту - выбытие (продажа, списание, частичная ликвидация, безвозмездная передача и др.).

Отражение в учете хозяйственных операций по передаче основных средств лизингополучателю зависит от того, у кого на балансе по условиям договора лизинга должны учитываться объекты, переданные в лизинг. Корреспонденция счетов по основным хозяйственным операциям по договору финансовой аренды (лизинга) у лизингодателя представлена в таблице 10.7.

Так, если по условиям договора лизинга объекты, переданные в лизинг, продолжают учитываться на балансе лизингодателя, производится запись по субсчетам счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Если же по условиям договора лизинга объекты, переданные в лизинг, учитываются на балансе лизингополучателя, то операции по передаче этих объектов представляют собой их выбытие. По завершении процедуры передачи имущества лизингодатель стоимость этого имущества в оценке, указанной в договоре лизинга, учитывает на забалансовом счете 011 «Основные средства, сданные в аренду». Данный счет закрывается после окончания действия срока договора лизинга. Суммы лизинговых платежей, учтенные на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Задолженность по лизинговым платежам», списываются по мере их погашения (оплаты) лизингополучателем. Одновременно производится списание арендного дохода на сумму поступившего платежа.


Таблица 9.5

Корреспонденция счетов по основным хозяйственным операциям

по договору финансовой аренды (лизинга) у лизингодателя

№ п/п Содержание хозяйственных операций Лизинговое имущество учитывается
На балансе лизингодателя На балансе лизингополучателя
Корреспонденция счетов Корреспонденция счетов
Дебет Кредит Дебет Кредит
           
  А. Приобретение и оприходование лизингового имущества Приняты к учету (акцептованы) счета поставщиков за приобретенное имущество для передачи в лизинг и расходы, связанные с приобретением этого имущества     08/4         08/4    
  Принято к учету (оприходовано) лизинговое имущество 03, субсчет «Имущество для передачи в лизинг» 08/4 03, субсчет «Имущество для передачи в лизинг» 08/4
  3а Б. Передача лизингового имущества лизингополучателю Передано имущество лизингополучателю   Одновременно 03, субсчет «Имущество, переданное в лизинг»     - 03, субсчет «Имущество для передачи в лизинг»   - 03, субсчет «Выбытие материальных ценностей»   03, субсчет «Имущество для передачи в лизинг» -
  Отражена дебиторская задолженность по лизинговым платежам согласно договору лизинга - - 76, субсчет «Задолжен- ность по лизинговым платежам» 03, субсчет «Выбытие материаль- ных ценностей»
  Списывается сумма разницы между общей суммой лизинговых платежей и стоимостью имущества, переданного в лизинг - - 03, субсчет «Выбытие материальных ценностей» 98/1
  В. Получение лизинговых платежей и списание затрат лизингодателя Предъявлен счет (счет-фактура) лизингополучателю на уплату лизинговых платежей         90/1 - -
  Зачислены на расчетный счет в банке лизинговые платежи, поступившие от лизингополучателя Одновременно: списывается арендный доход лизингодателя в части, приходящейся на сумму лизингового платежа             98/1 76, субсчет «Задолженность по лизинговым платежам» 90/1
  Списываются затраты лизингодателя по осуществлению лизинговой деятельности 90/2   90/2  
  Г.Возврат имущества лизингодателю Возвращено и принято на учет лизинговое имущество     Одновременно     - 03, субсчет «Имущество, переданное в лизинг»   -     - 76, субсчет «Задолженность по лизинговым платежам»  

В тех случаях, когда по условиям договора лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя, хозяйственные операции по осуществлению лизинговой деятельности (учет затрат, предъявление лизингополучателю счетов по лизинговым платежам) отражаются в бухгалтерском учете в общеустановленном порядке, который рассматривается в других главах настоящего пособия.

Стоимость возвращенного имущества на балансе лизингодателя отражается в оценке по остаточной стоимости. Если же возвращаемое имущество полностью амортизировано, т.е. его остаточная стоимость равна нулю, то оно приходуется на счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности» по условной оценке 1 рубль.

Б. Бухгалтерский учет у лизингополучателя

Лизинговое имущество, поступившее лизингополучателю, в зави­симости от условий договора может учиты­ваться либо на балансе лизингодателя, либо на балансе лизингополуча­теля. В первом случае стоимость поступившего имущества учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». Во вто­ром случае стоимость полученного от лизингодателя имущества прини­мается на баланс лизингополучателя. Начисление лизингополучателем лизинговых платежей, причитаю­щихся лизингодателю за отчетный период, также зависит от того, на чьем балансе учитывается лизинговое имущество. Бухгалтерские записи по этим операциям представлены в таблице 10.8.

Начисление амортизационных отчислений производится лизингопо­лучателем в случае, если лизинговое имущество учитывается на ба­лансе этой же организации и отражается в учете в общеустановленном по­рядке.

Согласно действующему законодательству предприятие-лизинго­получатель имеет право выкупить у лизингодателя лизинговое имущество либо по истечении срока действия договора лизинга, либо до истечения этого срока.

 


Таблица 9.6

Корреспонденция счетов по основным хозяйственным операциям

по договору финансовой аренды (лизинга) у лизингополучателя

№ п/п Содержание хозяйственных операций   Лизинговое имущество учитывается
На балансе лизингодателя На балансе лизингополучателя
Корреспонденция счетов Корреспонденция счетов
Дебет Кредит Дебет Кредит
           
  А. Поступление лизингового имущества. Приняты к учету основные средства, поступившие по договору лизинга       08, субсчет «Приобретение объектов основных средств по договору лизинга»     76, субсчет «Арендные обязательства»
  Введено в эксплуатацию лизинговое имущество     01, субсчет «Арендованное имущество» 08, субсчет «Приобретение объектов ос­новных средств по договору ли­зинга»
  Б. Начисление и перечис­ление лизинговых плате­жей лизингополучателем Начислены причитающиеся лизингодателю лизинговые платежи за отчетный период   25, 26 (20, 23)     76, субсчет «Задолженность по лизинговым платежам»     76, субсчет «Арендные обязательства»     76, субсчет «Задолженность по лизинговым платежам»
  Перечислены лизингодателю лизинговые платежи за отчетный период 76, субсчет «Задолженность по лизинговым платежам» 51 «Расчетные счета» 76, субсчет «Задолженность по лизинговым платежам» 51 «Расчетные счета»
  Начислены амортизационные отчисления по лизинговому имуществу     25,26 (20,23) 02, субсчет «Амортизация лизингового имущества»
  В. Возврат лизингового имущества лизингодателю по истечении срока дейст­вия договора лизинга Возвращено лизинговое имущество (при условии погашения всей суммы лизинговых платежей)     -         91/2    
  Г. Выкуп лизингового имущества по истечении срока действия договора лизинга Выкуплено лизинговое имущество     -     01,субсчет «Собственные основные средства» 01, субсчет «Арендованное имущество»
  Одновременно 01,субсчет «Собственные основные средства» 02, субсчет «Амортизация собственных основных средств» 02, субсчет «Амортизация арендованного имущества» 02, субсчет «Амортизация собственных основных средств»

8. Инвентаризация основных средств и отражение в учете ее результатов

При проведении инвентаризации основных средств инвентаризаци­онная комиссия производит осмотр объектов и заносит в инвентаризаци­онную опись (унифицированная форма № ИНВ-1) наименование, назна­чение, инвентарный номер, сведения о фактическом наличии и другие данные об объекте, предусмотренные описью.

Инвентаризационные описи составляются в одном экземпляре от­дельно по каждому материально ответственному лицу, на которое распро­страняется материальная ответственность за сохранность основных средств. Оформленные соответствующим образом инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию.

В случае выявления расхождений между данными бухгалтерского учета и данными описей работник бухгалтерии составляет сличительную ведомость (унифицированная форма № ИНВ-18).

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием основных средств и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке.

Неучтенные объекты основных средств (излишнее имущество) приходуются по текущей рыночной стоимости:

Дебет счета 01 «Основные средства»

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие до­ходы».

Остаточная стоимость недостающих основных средств списывается в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с кредита счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств».

Недостача основных средств относится на виновника (материально – ответственное лицо), возмещается им в размере рыночной стоимости объекта и отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

- дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» и кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – в размере остаточной стоимости;

- дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» и кредит счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц и балансовой стоимостью по недостачам» - на разницу между остаточной стоимостью недостающего объекта и суммой, подлежащей погашению.

Если виновные лица не установлены или судом отказано во взыскании с материально-ответственных лиц, сумма недостачи списывается согласно приказу руководителя организации на расходы организации и отражается бухгалтерской проводкой:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы» Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

В бухгалтерском учете организации указанные операции отражаются записями:

Таблица 9.7

№ п/п Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов Сумма, руб.
Дебет Кредит
         
  Акт инвентаризации. Списывается первоначальная стоимость копировальной машины 01, субсчет «Выбытие основных средств»        
  Расчет бухгалтерии. Списывается сумма начисленной амортизации   01, субсчет «Выбытие основных средств»    
  Расчет бухгалтерии. Отражается остаточная стоимость недостающей копировальной машины   01, субсчет «Выбытие основных средств»    
4. Расчет бухгалтерии. Отражена задолженность материально ответственного лица: - в сумме остаточной стоимости - в сумме разницы между рыночной и остаточной стоимостью копировальной машины     73/2         98/4      
5. Приходный кассовый ордер. Внесена в кассу виновным лицом сумма задолженности по недостаче            
6. Справка бухгалтерии. Списываются доходы будущих периодов на доходы отчетного периода         91/1    

9. Особенности учета нематериальных активов

Нематериальные активы – объекты, обладающие стоимостной оценкой, способные приносить организации экономические выгоды, используемые при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг либо в целях управления) в течение срока превышающего 12 месяцев, но не обладающие материально-вещественной структурой.

ПБУ 14/2007 определяет условия, которым одновременно должен удовлетворять объект, принимаемый в качестве нематериального актива. К ним относятся:

а) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности, объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации);

б) организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации - патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п.), а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам (далее - контроль над объектом);

в) возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;

г) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

д) организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

е) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;

ж) отсутствие у объекта материально-вещественной формы.

При соблюдении вышеуказанных условий, к нематериальным активам могут быть отнесены произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; изобретения; полезные модели; селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания.
В составе нематериальных активов учитывается также деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части).
Нематериальными активами не являются: расходы, связанные с образованием юридического лица (организационные расходы); интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду.

Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект. Инвентарным объектом нематериальных активов признается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации либо в ином установленном законом порядке, предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций. В качестве инвентарного объекта нематериальных активов также может признаваться сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология).

Нематериальный актив принимается к бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости, определенной по состоянию на дату принятия его к бухгалтерскому учету.

Фактической (первоначальной) стоимостью нематериальных активов признается сумма, исчисленная в денежном выражении, равная величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, уплаченная или начисленная организацией при приобретении, создании актива и приведении его в состояние, пригодное для использования в запланированных целях.

Стоимость нематериальных активов, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Изменение фактической (первоначальной) стоимости нематериальных активов, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях переоценки и обесценения нематериальных активов.

Для аналитического учета нематериальных активов на каждый инвентарный объект оформляется «Карточка учета нематериальных активов» (унифицированная форма НМА-1).

Формы первичных документов по движению нематериальных активов, отсутствующие в действующем законодательстве, должны быть разработаны организацией и утверждены в учетной политике организации.

Все расходы, связанные с поступлением нематериальных активов, учитываются на отдельном субсчете 5, открываемом к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение нематериальных активов». При принятии объектов нематериальных активов к бухгалтерскому учету фактические затраты, учтенные на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение нематериальных активов», списываются на счет 04 «Нематериальные активы». Аналитический учет по счету 04 «Нематериальные активы» ведется по отдельным инвентарным объектам.

Приобретаемая деловая репутация, как специфический объект, подлежит учету в следующем порядке:

Положительную деловую репутацию организации следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неидентифицируемыми активами, и учитывать в составе нематериальных активов в качестве отдельного инвентарного объекта.

Отрицательную деловую репутацию организации следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления и учитывать в составе доходов.

Стоимость нематериальных активов погашается посредством начисления амортизации в течение срока их полезного использования. По нематериальным активам с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется.

По нематериальным активам некоммерческих организаций амортизация не начисляется.

Срок полезного использования нематериальных активов ежегодно проверяется организацией на необходимость его уточнения. В случае существенного изменения продолжительности периода, в течение которого организация предполагает использовать активы, срок их полезного использования подлежит уточнению. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности как изменения в оценочных значениях

Определение срока полезного использования нематериальных активов производится исходя из:

· срока действия исключительных прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;

· ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды (доход) (или использовать в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации).

Срок полезного использования нематериальных активов не может превышать срок деятельности организации.

Определение ежемесячной суммы амортизации нематериальных активов производится одним из следующих способов:

· при линейном способе - исходя из фактической (первоначальной) стоимости или текущей рыночной стоимости (в случае переоценки) нематериального актива равномерно в течение срока полезного использования этого актива;

· при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости (фактической (первоначальной) стоимости или текущей рыночной стоимости (в случае переоценки) за минусом начисленной амортизации) нематериального актива на начало месяца, умноженной на дробь, в числителе которой - установленный организацией коэффициент - не выше 3), а в знаменателе – оставшийся срок полезного использования в месяцах;

· при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) исходя из натурального показателя объема продукции (работ) за месяц и соотношения фактической (первоначальной) стоимости нематериального актива и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования нематериального актива.

Суммы начисленной амортизации по объектам нематериальных активов отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете 05 «Амортизация нематериальных активов».Счет пассивный, регулирующий, контрактивный. Основной бухгалтерской записью является:

Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит счета 05 «Амортизация нематериальных активов».

Приобретенная деловая репутация организации амортизируется в течение двадцати лет (но не более срока деятельности организации). Амортизационные отчисления по положительной деловой репутации организации определяются линейным способом. Отрицательная деловая репутация организации единовременно относится на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов.

Выбытие нематериальных активов имеет место в случае:

· прекращения срока действия исключительных прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации;

· передачи (продажи) по договору об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации;

· перехода исключительного права к другим лицам без договора (в том числе в порядке универсального правопреемства и при обращении взыскания на данный объект нематериальных активов);

· прекращения использования вследствие морального износа;

· в иных случаях.

Для оформления списания нематериальных активов унифицированных форм первичных документов нормативной базой бухгалтерского учета не предусмотрено, в связи с чем организация должна разработать формы таких документов и утвердить их как элемент учетной политики.

Методология отражения в учете списания нематериальных активов зависит от используемого способа отражения в учете амортизации объекта, а также от причин выбытия.

Непосредственно снятие объекта с бухгалтерского учета отражается двумя основными записями:

- списывается сумма начисленной амортизации

Дебет счета 05 «Амортизация нематериальных активов»

Кредит счета 04 «Нематериальные активы»;

- списывается остаточная стоимость нематериальных активов

Дебет счета 91 субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит счета 04 «Нематериальные активы».

Доходы и расходы от списания нематериальных активов отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания нематериальных активов относятся на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов и расходов.

В составе информации об учетной политике организации подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация:

· способы оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства;

· принятые организацией сроки полезного использования нематериальных активов;

· способы определения амортизации по нематериальным активам, а также установленный коэффициент при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка;

В бухгалтерской отчетности организации подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация по отдельным видам нематериальных активов:

· фактическая (первоначальная) стоимость или текущая рыночная стоимость с учетом сумм начисленной амортизации и убытков от обесценения на начало и конец отчетного года;

· сумма начисленной амортизации по нематериальным активам с определенным сроком полезного использования;

· фактическая (первоначальная) стоимость или текущая рыночная стоимость нематериальных активов с неопределенным сроком полезного использования, а также факторы, свидетельствующие о невозможности надежно определить срок полезного использования таких нематериальных активов, с выделением существенных факторов;

· стоимость объектов нематериальных активов, подлежащих переоценке, а также суммы дооценки и уценки таких объектов.


ТЕМА 10. УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ

 

1. Понятие, классификация и оценка финансовых вложений

2. Учет вкладов в уставные капиталы других организаций

3. Учет финансовых вложений в ценные бумаги

4. Учет резервов под обесценение финансовых вложений

5. Учет займов, предоставленных другим организациям

6. Учет операций по договору простого товарищества

1. Понятие, классификация и оценка финансовых вложений

К финансовым вложениям организации относятся:

- государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе облигации, финансовые векселя;

- вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций;

- предоставленные другим организациям займы;

- депозитные вклады в кредитных организациях.

- вклады организации-товарища по договорам простого товарищества;

- дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования и пр.

Не относятся к финансовым вложениям:

- собственные акции, выкупленные акционерным обществом у своих акционеров для последующей перепродажи или аннулирования;

- векселя, выданные организацией-векселедателем организации-продавцу при расчетах за проданные товары, продукцию, выполненные работы, оказанные услуги (так называемые товарные векселя);

- вложения организации в недвижимое и иное имущество, имеющее материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода (иначе говоря – имущество, приобретаемое организацией для сдачи в аренду);

- драгоценные металлы, ювелирные изделия, произведения искусства, материально-производственные запасы, приобретаемые не для осуществления обычных видов деятельности.

Финансовыми вложениями не являются основные средства, нематериальные активы, материально-производственные запасы.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.2002 г. № 126н, для принятия финансовых вложений к бухгалтерскому учету необходимо единовременное выполнение следующих условий:

1. Наличие надлежаще оформленных документов, которые подтверждают существование права у организации на финансовое вложение и на получение денежных средств и других активов, вытекающие из этого права.

2. Переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями.

3. Способность приносить организации экономические выгоды в будущем в виде процентов, дивидендов, либо прироста их стоимости.

Финансовые вложения подразделяются по срокам инвестирования на:

- долгосрочные, когда срок вложений, обращения ценных бумаг и получения дохода по ним свыше 12 месяцев;

- краткосрочные, когда срок обращения финансовых вложений не более 12 месяцев.

В бухгалтерском учете все финансовые вложения учитываются на счете 58 «Финансовые вложения» и только для целей составления бухгалтерской отчетности они подразделяются по срокам инвестирования на долгосрочные и краткосрочные.

К счету 58 могут быть открыты следующие субсчета:

58.1 «Паи и акции»;

58.2 «Долговые ценные бумаги»;

58.3 «Предоставленные займы»;

58.4 «Вклады по договору простого товарищества» и др.

Аналитический учет финансовых вложений ведется по их видам и организациям, в которые осуществлены эти вложения.

Финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости их приобретения.

Первоначальной стоимостью финансовых вложений, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.

Первоначальной стоимостью финансовых вложений, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) предприятия, если иное не предусмотрено законодательством.

Первоначальной стоимостью финансовых вложений, полученных безвозмездно, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к учету.

Первоначальной стоимостью финансовых вложений, приобретенных по договорам мены, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.

Первоначальная стоимость активов, принятых к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений, может изменяться. При этом, при проведении последующей оценки все финансовые вложения подразделяются на две группы:

1 группа – финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость.

2 группа – финансовые вложения, по которым текущая рыночная стоимость не определяется.

Финансовые вложения, относящиеся к первой группе, отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущею отчетную дату. По желанию организации такая корректировка может производиться ежемесячно или ежеквартально. Пии этом разница между оценкой финансовых вложений по текущей рыночной стоимости на отчетную дату и их предыдущей оценкой относится на счет 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 58 «Финансовые вложения».

Суммы дооценки стоимости финансовых вложений (положительная разница между текущей рыночной стоимостью на отчетную дату и их предыдущей оценкой) отражаются записью:

Дебет счета 58 «Финансовые вложения»

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы»

Суммы уценки стоимости финансовых вложений (отрицательная разница между текущей рыночной стоимостью на отчетную дату и их предыдущей оценкой) отражаются записью:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит счета 58 «Финансовые вложения».

В случае, если по объекту финансовых вложений, ранее оцениваемому по текущей рыночной стоимости, на отчетную дату текущую рыночную стоимость невозможно определить, то такой объект финансовых вложений отражается в отчетности по стоимости его последней оценки.

По второй группе финансовых вложений последующая оценка не производится и они отражаются в бухгалтерской отчетности по своей первоначальной стоимости. Однако по второй группе имеются два исключения:

1. По долговым ценным бумагам разрешается разницу между первоначальной и номинальной стоимостью в течении срока их обращения равномерно по мере начисления, причитающегося по ним в соответствии с условиями выпуска дохода относить на операционные доходы или расходы организации.

Если первоначальная стоимость таких долговых ценных бумаг выше их номинальной стоимости, то при каждом начислении причитающегося по ним дохода производится списание части разницы между первоначальной и номинальной стоимостью.

Если же первоначальная стоимость таких долговых ценных бумаг ниже их номинальной стоимости, то при каждом начислении причитающегося по ним дохода производится доначисление части разницы между первоначальной и номинальной стоимостью.

Таким образом, к моменту погашения долговые ценные бумаги в бухгалтерском учете будут учтены по их номинальной стоимости.

2. Организация создает резервы под обесценение финансовых вложений при условии устойчивого существенного снижения стоимости. В этом случае в бухгалтерском балансе стоимость обесцененных финансовых вложений показывается за вычетом суммы образованного резерва.

В ПБУ 19/02 закреплена возможность изменения первоначальной стоимости финансовых вложений и в других случаях, предусмотренных законодательством.

 

2. Учет вкладов в уставные капиталы других организаций

Вклады в уставный капитал других организаций учитываются на счете 58 «Финансовые вложения», субсчет 1 - «Паи и акции».

Как правило, это долгосрочные финансовые вложения, которые отражаются в бухгалтерском балансе в разделе «Внеоборотные активы».

Вклады в уставный капитал могут производиться как денежными средствами, так и в виде другого имущества предприятия.

Внесение денежных средств в уставный капитал другой организации отражается бухгалтерской записью:

Дебет счета 58 «Финансовые вложения», субсчет 1 – «Паи и акции»

Кредит счета 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и др.

Если взнос осуществляется в виде имуществ:

Дебет счета 58 «Финансовые вложения», субсчет 1 – «Паи и акции»

Кредит счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основные средств», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» и др.

В тех случаях, когда оценочная цена имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал другой организации, отличается от его балансовой стоимости, то разница относится на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Доходы, полученные организацией от вкладов в уставные капиталы других организаций, отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:

Начисление доходов, полученных от участия в других организациях, если эти поступления не являются доходами от обычных видов деятельности оформляется бухгалтерской записью:

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 3 – «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам»

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 – «Прочие доходы».

Начисление доходов в тех случаях, когда эти поступления признаются выручкой (т.е. участие в уставных капиталах других организаций является обычным видом деятельности) оформляется бухгалтерской записью:

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 3 – «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам»

Кредит счета 90 «Продажи», субсчет 1 – «Выручка».

Аналитический учет по вкладам в уставные капиталы других организаций ведется по каждому предприятию, учредителем которого является данная организация, а также в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность.

 

3. Учет финансовых вложений в ценные бумаги

Первоначальная стоимость ценных бумаг, приобретаемых организацией за плату в качестве финансовых вложений, по которой они принимаются к бухгалтерскому учету, включает в себя:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договорами продавцу;

- суммы, уплачиваемые организациям и иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением указанных активов;

- вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям;

- начисленные до принятия к бухгалтерскому учету ценных бумаг проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих активов;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением ценных бумаг.

Принятие ценных бумаг к бухгалтерскому учету происходит на дату перехода права собственности на них к организации.

Приобретение организацией долговых ценных бумаг за плату отражается по дебету счета 58 «Финансовые вложения», субсчет 2 «Долговые ценные бумаги» в корреспонденции с кредитом счетов расчетов или денежных средств.

По принятым к бухгалтерскому учету ценным бумагам в аналитическом учете должна быть сформирована, как минимум, следующая информация:

- наименование эмитента и название ценной бумаги;

- номер, серия ценной бумаги;

- номинальная цена;

- цена покупки;

- расходы, связанные с приобретением ценной бумаги;

- общее количество;

- дата покупки;

- дата продажи или иного выбытия;

- место хранения.

Все расходы, связанные с обслуживанием ценных бумаг, в том числе оплата услуг депозитария, являются прочими и отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 – «Прочие расходы» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Выбытие ценных бумаг в случае их погашения, продажи, безвозмездной передачи отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Продажа организацией долговых ценных бумаг отражается в учете по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 – «Прочие доходы».

Одновременно по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 – «Прочие расходы» списывается учетная стоимость ценной бумаги, отраженная на счете 58 «Финансовые вложения», субсчет 2 – «Долговые ценные бумаги».

 

4. Учет резервов под обесценение финансовых вложений

Под обесценением финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, признается устойчивое существенное снижение их стоимости ниже величины экономических выгод, которые организация рассчитывает получить от данных финансовых вложений.

Конкретные условия, единовременное наличие которых может характеризовать устойчивое снижение стоимости финансовых вложений, перечислены в ПБУ 19/02:

- на отчетную дату и на предыдущую отчетную дату учетная стоимость финансовых вложений существенно выше их расчетной стоимости;

- в течение отчетного года расчетная стоимость финансовых вложений существенно изменялась исключительно в направлении ее уменьшения;

- на отчетную дату отсутствуют свидетельства того, что в будущем возможно существенное повышение расчетной стоимости данных финансовых вложений.

Например, должник по договору займа или эмитент ценной бумаги объявлен банкротом. В этом случае на основе расчета организации определяется расчетная стоимость таких финансовых вложений, которая равна разнице между их учетной стоимостью, по которой они отражены в бухгалтерском учете, и суммой снижения стоимости данных финансовых вложений.

Проверка на обесценение финансовых вложений производится не реже 1 раза в год по состоянию на 31 декабря при наличии признаков обесценения. Организация может производить такую проверку на отчетные даты промежуточной отчетности. При этом должно быть обеспечено подтверждение результатов такой проверки.

В случае, если проверка на обесценение подтверждает существенное устойчивое снижение себестоимости финансовых вложений, то организация образует резервы под обесценение финансовых вложений на сумму разницы между учетной стоимостью и расчетной стоимостью таких вложений.

Создание резервов отражается в учете по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 – «Прочие расходы» и кредиту счета 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений».

Если в течение отчетного периода выбывают финансовые вложения, по которым ранее был создан резерв, то сумма резерва восстанавливается по дебету счета 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 – «Прочие доходы».

Если по результатам проверки на обесценение финансовых вложений в конце следующего отчетного года (периода) выявляется:

а) повышение их расчетной стоимости, то сумма ранее созданного резерва корректируется в сторону уменьшения и увеличение финансового результата организации (в составе прочих доходов);

б) дальнейшее снижение их расчетной стоимости, то сумма ранее созданного резерва под обесценение финансовых вложений корректируется в сторону его увеличения и уменьшения финансового результата организации (в составе прочих расходов).

В бухгалтерской отчетности стоимость обесцененных финансовых вложений показывается по учетной стоимости за вычетом суммы образованного резерва под их обесценение.

 

5. Учет займов, предоставленных другим организациям

В соответствии с ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Бухгалтерский учет представленных займов ведется на счете 58 «Финансовые вложения», субсчет 3 - «Предоставленные займы».

Займы, предоставленные в денежной форме, отражаются бухгалтерской записью:

Дебет счета 58 «Финансовые вложения», субсчет 3 – «Предоставленные займы»

Кредит счета 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и др.

В случае если по договору займа передаются вещи (имущество), принадлежащие организации-заимодавцу, то их передача отражается в учете:

Дебет счета 58 «Финансовые вложения», субсчет 3 – «Предоставленные займы».

Кредит счетов 10 «Материалы», 41 «Товары» и др.

Начисление процентов по договору займа отражается по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 – «Прочие доходы».

Возврат займа в виде денежной форме отражается по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 58 «Финансовые вложения», субсчет 3 – «Предоставленные займы».

Возврат займодавцу вещей, аналогичных ранее им переданных заемщику, отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 58 «Финансовые вложения», субсчет 3 – «Предоставленные займы» в корреспонденции со счетами соответствующего имущества (10 «Материалы», 41 «Товары» и др.).

Аналитический учет предоставленных займов ведется в разрезе заемщиков и сроков возврата займов.

6. Учет операций по договору простого товарищества

По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

В договоре простого товарищества прописываются вклады товарищей, вопросы распределения прибыли и покрытия убытков, другие права и обязанности.

Как правило, при создании простого товарищества ведение бухгалтерского учета общего имущества и дел поручается одному из участвующих в договоре юридических лиц. Товарищ, которому поручено ведение общих дел, действует на основании доверенности, выданной остальными участниками договора.

Имущество, внесенное участниками договора простого товарищества, учитывается на отдельном балансе у товарища, которому поручено ведение общих дел. Данные этого отдельного баланса не включаются в баланс организации-товарища, ведущего общие дела.

Организация, ведущая общие дела, составляет и представляет участникам договора простого товарищества информацию, необходимую им для формирования отчетной, налоговой и иной документации в порядке и сроки, оговоренные договором.

В соответствии с ПБУ 19/02 вклады организации-товарища по договору простого товарищества относятся к финансовым вложениям этой организации.

Учет операций по договору простого товарищества регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03).

Организация-товарищ учитывает свой вклад в общее имущество по договору простого товарищества по дебету счета 58 «Финансовые вложения», субсчет 4 – «Вклады по договору простого товарищества» в корреспонденции со счетами учета денежных средств и передаваемого имущества.

По финансовым вложениям по договору простого товарищества организация-товарищ может получить прибыль от совместной деятельности, которая включается в прочие доходы организации и отражается в учете записью:

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 3 – «Расчет по причитающимся дивидендам и другим доходам».

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 – «Прочие доходы».

Убытки, причитающиеся к возмещению, отражаются в учете организации-товарища записью:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 – «Прочие доходы»

Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 3 – «Расчет по причитающимся дивидендам и другим доходам».

По окончании или прекращении договора простого товарищества имущество, находящееся в общей собственности товарищей, подлежит разделу и возврату его участникам.


ТЕМА 11. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

1.Понятие материалов и их классификация

2. Оценка материалов в текущем учете и балансе

3. Учет приобретения материалов и расчетов при их приобретении

4. Аналитический учет материалов на складе и в бухгалтерии

5. Учет отпуска материалов со склада. Определение фактической себестоимости израсходованных материалов

6. Инвентаризация материалов и отражение в учете ее результатов

 

1. Понятие материалов и их классификация

По характеру участия в производственном процессе материалы относятся к предметам труда, на которые направлен труд человека с целью получения готового продукта. Предметы труда потребляются в процессе производства полностью, т.е. переносят всю свою стоимость на готовый продукт сразу.

Порядок бухгалтерского учета материалов регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 09.06.2001 г. № 44н. В соответствии с этим нормативным документом к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

- используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

- предназначенные для продажи;

- используемые для управленческих нужд организации.

Материальные ресурсы являются частью материально-производственных запасов.

По назначению и роли в процессе производства материальные ресурсы подразделяются на следующие группы:

Сырье и основные материалы образуют вещественную основу созданной в процессе производства продукции или являются необходимым компонентом при ее изготовлении. Полностью потребляясь в производственном цикле, они, как правило, изменяют первоначальную форму.

Сырье – продукция сельского хозяйства и добывающей промышленности (руда в металлургических производствах, хлопок – сырец в текстильной промышленности и т.п.).

Материалы – продукция обрабатывающей промышленности (черные металлы в машиностроении и т.д.).

Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали – сырье и материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией.

Вспомогательные материалы, в отличие от основных материалов, не образуют вещественной основы вырабатываемого продукта. Они могут присоединяться к основным материалам с целью повышения потребительских свойств изготовляемой продукции и придания ей определенных качеств (лаки, краски), могут потребляться средствами труда для поддержания их в рабочем состоянии (масло для смазки машин), а также использоваться для обеспечения нормального хода процесса производства и хозяйственных нужд предприятия (расход материалов для ремонтных целей и т.д.).

Топливо, тара и запчасти по своей роли в процессе производства тоже являются вспомогательными материалами. Однако, принимая во внимание их значительный удельный вес в составе материальных ресурсов, они выделяются в учете в самостоятельные классификационные группы.

Топливо по своему назначению и условиям использования в производстве подразделяется на:

- энергетическое (двигательное, горючее);

- технологическое (для технологических целей);

- для хозяйственных нужд (на отопление).

Тара - это вид запасов, предназначенных для упаковки, транспортировки и хранения продукции, товаров и других материальных ценностей.

Запасные части для ремонта имеют строго целевой характер использования и предназначены для поддержания машин и оборудования в рабочем состоянии.

Под прочими материалами понимаются отходы производства (обрезки, стружка, опилки и т.п.), неисправимый брак, материальные ценности, полученные от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части (металлолом, утильсырье), изношенные шины и утильная резина.

Строительные материалы используются непосредственно в процессе строительных и монтажных работ, для изготовления строительных деталей, для возведения и отделки конструкций и частей зданий и сооружений, строительных конструкций и деталей, а также других материальных ценностей, необходимых для нужд строительства.

К материалам также относятся инвентарь, инструмент, хозяйственные принадлежности, а также специальная оснастка и спецодежда и другие средства труда, которые включаются в состав средств в обороте.

В соответствии с классификацией учет материалов ведется на субсчетах к активному, инвентарному счету 10 «Материалы».

Группировка материальных запасов по техническим признакам более детальная. С целью такой группировки разрабатывают номенклатуру – систематизированный перечень потребляемых в производстве материалов по их однородным признакам. В ней группы материалов подразделяются на подгруппы, а внутри их – на виды, сорта, марки, типоразмеры и т.д. Каждому наименованию, сорту и размеру материалов присваивается номенклатурный номер, который затем проставляется на всех приходных и расходных документах. Если при этом указываются цены за единицу материалов, то такие документы называются номенклатурами – ценниками.

 

2. Оценка материалов в текущем учете и балансе

Согласно п. 5 ПБУ 5/01 и п. 62 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001г. № 119н. (далее по тексту Методические указания) материалы, как часть материально - производственных запасов, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Фактической себестоимостью материалов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

В соответствии с п.6 ПБУ 5/01 и п.68 Методических указаний к фактическим затратам на приобретение материалов относятся:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материалов;

- таможенные пошлины;

- не возмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материалов;

- транспортно-заготовительные расходы;

- затраты по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материалов.

Данный перечень фактических затрат по приобретению материалов является открытым. Не включаются в фактические затраты на приобретение материалов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материалов.

В Методических указаниях дано определение транспортно-заготовительных расходов. Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) - это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Фактическая себестоимость материалов при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных материалов. Учет и формирование затрат на производство материалов осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.

Фактическая себестоимость материалов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации. В случае, если расходы по доставке (транспортно-заготовительные расходы) берет на себя принимающая сторона, то фактическая себестоимость материалов увеличивается на сумму произведенных расходов.

Фактическая себестоимость материалов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

При этом под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.

Фактической себестоимостью материалов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов. Если такую стоимость установить невозможно, то стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей должна определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные запасы.

В фактическую себестоимость материалов внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, включаются также фактические затраты организации на доставку материалов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Материалы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к учету в оценке, предусмотренной в договоре.

Оценка материалов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производи




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.36 сек.