КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 1. Состав и порядок формирования
Тема 6. Европейская Комиссия
Формирование и организационное обособление друг от друга в ЕС институтов, осуществляющих законодательную и исполнительную функцию, сложилось не сразу. Наднациональный Верховный орган ЕОУС — квинтэссенция «плана Шумана» — совмещал в себе обе функции. Он принимал нормативные акты и иные решения по предметам ведения Объединения и сам же обеспечивал их исполнение, как в отношении государств, так и предприятий угледобывающей и сталелитейной индустрии. Однако по причинам, указанным выше, «сосредоточение властей» было отменено Римскими договорами 1957 г., согласно которым «центром принятия решений» в ЕЭС, а также в Евратоме стал состоящий из представителей национальных правительств Совет (Совет министров), позднее разделивший законодательные полномочия с Европейским парламентом. Что касается Верховного органа, то Римскими договорами он был «переименован» в Комиссию (Европейскую комиссию). Являясь постоянно действующим органом, каждый член которого (комиссар) действует исключительно «в общих интересах Союза», Комиссия осуществляет текущее, повседневное управление общественными процессами на всей территории ЕС, контролирует, а в необходимых случаях привлекает к ответственности государства- члены и юридические лица за невыполнение или ненадлежащее выполнение соответствующих предписаний права ЕС. Местонахождение Европейской комиссии — г. Брюссель.
Комиссия является коллегиальным органом. На сегодняшний день она состоит из 28 членов и формируется по принципу один гражданин от каждого государства-члена (пар. 4 ст. 17 ДЕС). В это число включаются возглавляющий Комиссию Председатель и Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности (ИДПБ). С 1 ноября 2014 г. в состав Комиссии, включая ее Председателя и Верховного представителя ЕС по ИДПБ, входит такое число членов, которое соответствует двум третям от количества государств-членов, если только Европейский совет, постановляя единогласно, не решит изменить это число. Члены Комиссии будут отбираться среди граждан государств-членов по системе строго равноправной ротации между государствами-членами, позволяющей отразить демографический и географический диапазон всех государств-членов. Данную систему единогласно устанавливает Европейский совет в соответствии со ст. 244 ДФЕС. Члены Комиссии отбираются на основании их общей компетентности и европейской преданности из числа лиц, обеспечивающих любые гарантии своей независимости. Принцип независимости Комиссии в целом и каждого ее члена — независимости прежде всего от государств-членов, а также от любых других «групп интересов», в том числе корпоративного сектора, является стержневым условием функционирования данного органа, а также отнесения его экспертами к «наднациональным» или даже «федеральным органам» Союза (в противовес Совету). Весь состав Комиссии как коллективного органа и отдельно ее Председатель изначально назначались «общим согласием» правительств государств-членов. В отношении кандидатуры Председателя обычно возникают споры между странами. Что же касается «рядовых» членов Комиссии, то, как правило, каждое национальное правительство само определяло, кого оно желает видеть в составе Комиссии ЕС. В 1992 г. Договором о Европейском Союзе в процедуру формирования Комиссии были внесены изменения принципиального характера, сделавшие «соучастником» процесса формирования исполнительного органа ЕС его представительный институт, Европарламент. В соответствии с Договорами в современной «лиссабонской» редакции (ст. 158) процесс формирования Комиссии включает 5 этапов. Выдвижение кандидатуры Председателя Комиссии Европейским советом на основе квалифицированного большинства. Утверждение кандидатуры Председателя Комиссии Европейским парламентом. Далее, на основании консультаций с назначенным Председателем Комиссии, Совет называет круг лиц, которых он намерен сделать членами Комиссии. Перечень кандидатов в члены Комиссии формируется в соответствии с предложениями каждого государства члена. Получение парламентской инвеституры. Состав Комиссии «в качестве единого органа» должен получить «вотум доверия» со стороны Парламента. Утверждая весь состав Комиссии в целом, Парламент формально не имеет права воздействовать на ее персональный состав, а также распределение постов между отдельными комиссарами. Однако еще до слушаний парламентские комитеты заслушивают каждого кандидата в комиссары в отдельности. После получения вотума доверия со стороны Европарла- мента Председатель и другие члены Комиссии окончательно утверждаются в своей должности Европейским советом на основе квалифицированного большинства. Наделение Европейского парламента полномочиями «соучаствовать» в формировании Комиссии заставило изменить и срок ее полномочий. Составлявший сначала 4 года, он был увеличен Маастрихтским договором до 5 лет, т.е. был приравнен к легислатуре Парламента. С другой стороны, досрочное прекращение полномочий «правительства» ЕС в полном составе возможно исключительно на основании вотума недоверия, вынесенного Европарламентом. Только Европарламент имеет право привлекать Комиссию в целом к политической ответственности. Государства-члены, хотя и участвуют в процессе формирования Комиссии, правом досрочно прекращать ее полномочия (или полномочия отдельных комиссаров) не располагают. Становясь членом Комиссии, каждое лицо должно осуществлять свою деятельность исключительно в общих интересах Союза, быть полностью независимым в осуществлении своих обязанностей. Принцип независимости членов Комиссии от любых других, кроме общего интереса Союза, частных или публичных интересов в Договорах получил подробную регламентацию. Соблюдать этот принцип и не стремиться оказывать влияние на членов Комиссии в процессе осуществления их обязанностей должно каждое государство-член. Членам Комиссии в свою очередь запрещено принимать инструкции от любых субъектов, а также в период своего пребывания в составе этого органа заниматься какой-либо иной деятельностью, оплачиваемой или нет. Более того, вступая в должность, каждый из них дает «торжественное обещание» соблюдать эти обязанности как во время своего пребывания в Комиссии, так и после этого. В отличие от Комиссии в целом, ее отдельные члены несут только юридическую ответственность. Решение об «импичменте» комиссаров вправе принимать исключительно Европейский суд на основании обращения Совета или самой Комиссии. Принудительная отставка от должности члена Комиссии возможна при наличии одного из двух оснований: а) если он «более не выполняет условий, требуемых для выполнения его обязанностей» или б) «виновен в серьезном проступке» (ст. 247 ДФЕС).
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |