Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация бухгалтерского учета на предприятии

ОПЕРАЦИЙ И ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ

(ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 01)

ГЛАВА 1

 

 

1.1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ АППАРАТА БУХГАЛТЕРИИ

 

Первичным звеном бухгалтерского учета является бухгалтерия организации. Бухгалтерия – самостоятельная структурная единица организации и не может входить в состав какого-либо другого организационного подразделе­ния; организация, не имеющая бухгалтерии, может привле­кать для ведения бухгалтерского учета специализированную организацию или соответствующего специалиста на дого­ворных началах.

Структура аппарата бухгалтерии зависит от содержа­ния и объема учетной работы. В объединениях и на круп­ных предприятиях бухгалтерия подразделяется на ряд от­делов (рис. 1).

Расчетный отдел бухгалтерии ведет расчеты с рабочи­ми и служащими по оплате труда и социальному страхо­ванию, осуществляет расчеты с финансовыми органами, банками и депонентами, составляет отчетность по труду и заработной плате.

 

Материальный отдел занимается учетом расчетов с постав­щиками, учитывает движение основных средств, материалов, тары. Проверяет правильность ведения складского учета материальных ценностей, составляет отчет о наличии и дви­жении материальных и других имущественных ценностей.

Производственно-калькуляционный отдел осуществляет учет издержек производства, исчисляет себестоимость продукции, составляет отчетность о выполнении плана по выпуску про­дукции и ее себестоимости. В функции этого подразделения бухгалтерии входят также общее руководство и контроль за наличием, движением и сохранностью полуфабрикатов соб­ственного и незавершенного производства.

Отдел по учету сбытовых операций учитывает наличие и движение готовых изделий на складах отдела сбыта. В этом отделе ведется учет готовой продукции, ее реализации. Отдел ведет учет расчетов с покупателями, осуществляет контроль за правильностью и своевременностью поступ­ления платежей от них.

Отдел расчетных и валютных операций занимается уче­том банковских и валютных операций. На этот же отдел, при отсутствии финансовой службы, возлагается функ­ция организации финансовой работы.

Общий отдел бухгалтерии предприятия ведет учет всех ос­тальных хозяйственных операций, составляет сводные и обоб­щающие документы, организует бухгалтерский архив.

Рассмотренная структура организации аппарата бухгал­терии применяется на большинстве средних, а иногда и крупных предприятий и носит название вертикальной.

На небольших предприятиях, как правило, применяет­ся линейная структура, при которой все работники аппара­та бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.

На крупных предприятиях используется комбинирован­ная система организации аппарата бухгалтерии, при кото­рой в составе бухгалтерии выделяются службы, занятые выполнением замкнутого цикла работ (по видам производ­ства). В этих случаях права главного бухгалтера будут пере­даваться его заместителям, в пределах их полномочий.

В современных условиях ведение бухгалтерского учета основывается на самом широком использовании средств вычислительной техники. Организационные формы ме­ханизации бухгалтерского учета различны и зависят от вида вычислительной техники, ее размещения, степени оснащенности ею отрасли, объема обрабатываемой информации, сферы обслуживания.

 

1.2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА

 

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии несет его руководитель. Он обязан создать необходимые условия для правильного ведения учета, обес­печить неукоснительное выполнение всеми структурными подразделениями требований главного бухгалтера по воп­росам оформления и представления для учета документов и сведений. Бухгалтерский учет на предприятии осущест­вляется бухгалтерией. Возглавляет ее главный бухгалтер, который должен обеспечивать правильность постановки учета, его достоверность, осуществлять контроль за сохран­ностью, рациональным и экономным использованием всех средств предприятия. Он обязан организовать внедрение передовых форм и методов учета, отвечающих требованиям оперативного руководства предприятием.

Главный бухгалтер назначается на должность (освобож­дается от должности) руководителем предприятия и подчи­няется непосредственно ему. Он должен руководствоваться в своей работе Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерс­кой отчетности в РФ № 34н, другими нормативными докумен­тами, а также нести ответственность за соблюдение содержа­щихся в них единых правовых и методологических принци­пов ведения бухгалтерского учета. Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, обес­печивает контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, представление оперативной информации, составление в установленные сроки бухгал­терской отчетности, проведение (совместно с другими службами) экономического анализа финансово-хозяйствен­ной деятельности в целях выявления и мобилизации внут­рихозяйственных резервов предприятия. Главный бухгалтер совместно с руководителем предприятия подписывает доку­менты, служащие основанием для приемки и выдачи товар­но-материальных ценностей и денежных средств, а также рас­четные, кредитные и финансовые обязательства и хозяйствен­ные договоры. Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и к исполнению не принимаются. Право подписи может быть предоставлено ли­цам, уполномоченным на это письменным распоряжением ру­ководителя предприятия.

С главным бухгалтером согласовывается назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассиров, заведующих складом и др.). Перечень лиц, име­ющих право подписи первичных учетных документов, утверждается руководителем предприятия по согласованию с главным бухгалтером. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех работников предприятия.

При освобождении главного бухгалтера производится сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру (а при отсутствии последнего - работнику, назначенному прика­зом руководителя). Одновременно проводится проверка состояния бухгалтерского учета и достоверности данных с составлением акта, утверждаемого руководителем предпри­ятия.

 

1.3. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Учетная политика организации определяется в ПБУ1/2008 как «совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (ус­тавной) деятельности». К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяй­ственной деятельности, погашения стоимости активов, при­емы организации документооборота, инвентаризации, спосо­бы применения счетов бухгалтерского учета, системы учет­ных регистров, обработки информации и др.

Выбор учетной политики зависит от специфики орга­низации, особенностей организации управления, особен­ностей коммерческой деятельности, текущих и долгосроч­ных целей. На учетную политику влияют налоговые усло­вия, льготы, валютная политика государства, характер владения, формы собственности, квалификация персона­ла и др.

При выборе учетной политики учитываются следующие требования:

• постоянство учетной политики в течение длительно­го периода;

• регламентация принципов учетной политики действу­ющей нормативной базой;

• извещение внешних потребителей информации об изменениях в учетной политике.

Учетная политика формируется главным бухгалтером или иным лицом, которое ведет бухучет в организации, и оформ­ляется приказом руководителя. Она едина и применяется всеми подразделениями предприятия независимо от места их расположения.

Учетная политика применяется последовательно в тече­ние ряда лет и должна обеспечивать:

• полноту отражения в бухгалтерском учете всех хо­зяйственных операций за отчетный период;

• большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и ак­тивов;

• отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйствен­ной деятельности, исходя из правовой нормы и эко­номического содержания фактов и условий хозяйство­вания;

• равенство данных аналитического и синтетического учета, а также соответствие показателей отчетности записям на счетах бухгалтерского учета;

• рациональное ведение бухгалтерского учета, с уче­том хозяйственной деятельности и величины органи­зации.

Изменения в учетной политике организации допуска­ются при: реорганизации предприятия (слиянии, разделе­нии, присоединении), смене собственников, изменении за­конодательства РФ и нормативного регулирования бухгал­терского учета, разработке и применении новых способов бухгалтерского учета.

Приказ об учетной политике должен состоять из двух частей – учетной политики для целей бухгалтерского уче­та и для целей налогообложения.

К бухгалтерской учетной политике прилагают:

• формы первичных документов;

• формы документов для внутренней бухгалтерской отчет­ности;

• положение об инвентаризации активов и обязательств организации.

К налоговой учетной политике прилагаются бланки учет­ных налоговых регистров, самостоятельно разработанные и утвержденные организацией.

1. В разделе «Учет основных средств» налоговой и бух­галтерской учетной политики необходимо прописать поря­док учета основных средств стоимостью не более 40 тыс. руб. за единицу, а также книг, брошюр и других изданий.

2. Определить:

• способы начисления амортизации и применения в на­логовом учете амортизационной премии, положения об изменении срока полезного использования основ­ных средств после проведения реконструкции, модер­низации или технического перевооружения;

• способ оценки МПЗ при отпуске в производство и ином выбытии;

• способ учета затрат по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз) до момента передачи их в продажу (ст. 320 НК РФ);

• способ признания коммерческих и управленческих расходов (ст. 318 НК РФ);

• перечень создаваемых резервов;

• порядок ведения раздельного учета;

• порядок исчисления налога на прибыль и авансовых платежей (ст. 286 НК РФ);

• порядок уплаты налогов при наличии структурных подразделений;

• порядок применения ПБУ 18/02 «Налог на прибыль»;

• порядок ведения налогового учета.

Особое место в учетной политике занимают ее методи­ческие и организационные аспекты.

Методические аспекты:

1. Порядок начисления амортизации по основным сред­ствам и нематериальным активам.

2. Порядок отражения на счетах операций приобрете­ния и заготовления материальных ценностей.

3. Метод оценки производственных запасов и расчета их фактической себестоимости.

4. Варианты учета затрат на производство и калькули­рование себестоимости продукции.

5. Способы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

6. Перечень резервов предстоящих расходов.

7. Порядок учета и финансирования ремонта основных средств.

8. Сроки погашения расходов будущих периодов.

9. Варианты учета выпуска продукции.

10. Порядок создания резерва по сомнительным долгам.

11. Варианты определения выручки от реализации про­дукции (работ, услуг).

12. Сроки списания доходов будущих периодов,

13. Варианты распределения и использования чистой прибыли.

14. Порядок начисления и выплаты дивидендов.

15. Порядок оценки кредиторской задолженности.

16. Формирование резервного капитала.

17. Метод распределения расходов на продажу.

Организационные аспекты:

1. Выбор формы бухгалтерского учета.

2. Организация работы в бухгалтерии.

3. Системы внутрипроизводственного учета, отчетнос­ти и контроля.

4. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.

5. План счетов бухгалтерского учета.

6. Технология обработки учетной информации.

7. Объем, сроки и адреса представления отчетности.

8. Система взаимоотношений с аудиторскими служ­бами.

Таким образом, при разработке учетной политики орга­низации следует учитывать, что, поскольку она утвержда­ется приказом руководителя организации, то приобретает юридическую силу. Поэтому в нее необходимо включить все перечисленные выше аспекты, которые должны быть подкреплены нормативными документами. Приведенный перечень является примерным, количество пунктов может изменяться в сторону увеличения или уменьшения в зави­симости от направления хозяйственной деятельности и ве­личины организации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие ремонт, модернизация и реконструкция арх. объекта | Основные требования к бухгалтерскому учету и его задачи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.