Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7. Маржинальное направление в экономической мысли Запада, его представители и этапы развития




Маржинализм (англ.- marginal) – это несколько школ экономической мысли, ведущим методом которых стал анализ закономерностей предельных величин – предельной полезности, предельных затрат и других. Указанный метод широко применяли австрийские ученые (австрийская школа), экономисты-математики г. Лозанны, представители неоклассической школы – А. Маршалл и Д.Б. Кларк. Использование метода предельного анализа привело к новым, отличным от классической теории выводам, расширило сферу экономического познания, позволило “подключить” к экономическому анализу математический аппарат. Столь значительные последствия стали впоследствии именоваться “маржинальной” революцией в экономической науке.

Что же побудило экономическую мысль обратиться к выяснению значений предельных величин?

Как и большинство предыдущих и последующих направлений, маржинализм возникает в силу действия нескольких причин. Одна из них, как основная, то, что классическая теория не исследовала субъективно-психологические факторы экономических отношений – потребности людей, получаемые ощущения от труда, субъективные оценки от использования вещей, совершаемых на рынке сделок и т.д. Не была объектом анализа и редкость ресурсов, особенности хозяйственного поведения людей при ведении домашнего хозяйства. Предельный анализ абстрагировался от деления общества на группы, классы, что позволяло сгладить порожденную учениями Д. Рикардо и его последователями, включая К. Маркса, тревогу и неуверенность предпринимателей, земельных собственников, многочисленного среднего класса. Противостояние классов при дележе общественного продукта и дохода теперь не являлось главным: рынок и удовлетворение индивидуальных потребностей идеально настраивают экономику, снимают противоречия.

Число сторонников предельного анализа достаточно велико. Первые ученые, выдвинувшие его идеи даже не были знакомы друг с другом, и жили они в разных странах. Это были представители Германии – Г. Госсен и И. Тюнен и Франции – Ж. Дюпюи и А. Курно. Не знали о работах своих сторонников и ведущие разработчики этого направления – К. Менгер (1840-1921, Австрия), У. Джевонс (1835-1882, Великобритания) и Л. Вальрас (1834-1910, Швейцария). Основные работы последних трех экономистов вышли почти в одно и тоже время – в начале 70-х годов ХIХ века., в которых были обоснованы сходные выводы.

Большинство исследователей истории экономической науки делят маржинализм на два этапа. Первый из них начинается с учений австрийской школы (именно здесь жил и работал её основатель – Карл Менгер), который продолжался два десятилетия – 70-80 годы ХIХ века, а второй – с учений кембриджской школы, основателем которой стал А. Маршалл (Великобритания). Начало второго этапа – 90-е годы ХIХ века.

К. Менгеру принадлежит две крупные научные работы. Это «Основания политической экономии» (1871) и «Исследование о методе общественных наук и политической экономии в особенности» (1883).

В отличие от классиков политической экономии в учении Менгера решающая роль отводится сфере обмена и субъективным оценкам полезности благ, а масштабы анализа ограничиваются отдельным хозяйствующим субъектом – хозяйством отдельного поселенца или мелкого предприятия.

К. Менгер – основоположник учения о ценности благ. Ему посвящено большинство глав его первой из указанных книг. Ценность определяется не затратами труда, а соотношением между потребностями человека и наличием блага. При потребности человека, например, в чае самой значимой будет первая чашка (стакан). Последующие порции будут обладать все меньшей ценностью. Для каждого, кто пьет чай рано или поздно наступит момент насыщения, который о означает предел – наименьшую ценность. Именно эта ценность- ценность последней порции определяет ценность блага (в данном случае чая). Поэтому обмен порождается поиском людей наиболее выгодных для себя благ, товаров: люди отдают блага менее для них полезные в обмен на блага более полезные. Взаимная выгода – вот причина и результат сделок обмена.

Удовлетворение потребностей человека – это функция первоочередных товаров, которые «употребляются непосредственно» – продукты питания, одежды, условия быта, жильё (товары первого порядка). Но они создаются при помощи оборудования, средств производства, которые тоже являются благами, но уже не первоочередными- «не пригодными для непосредственного удовлетворения наших потребностей». Поэтому они относятся к следующей очереди, следующему порядку. Все блага, таким образом, делятся на блага первого порядка и блага высших порядков.

К. Менгер уделил внимание также понятиям товар, деньги, цена. И всюду он на первое место ставит субъективные, чувственно воспринимаемые элементы потребностей людей, их оценки, сопоставление выгод и потерь. Правда, в его учении есть и признание объективных закономерностей. К ним он относит разделение туда, процесс возникновения денег, рыночную конкуренцию, время преобразования благ высшего порядка в первый.

Поддержали и развили идеи К. Менгера двое известных (и также австрийских) ученых – Е. Бём-Баверк (1851-1914) и Ф. Визер (1851-1926).

Основные работы первого из названных экономистов – «Капитал и процент» (второй том этой работы называется «Позитивная теория процента»), «Основы теории ценности хозяйственных благ», «К завершению марксистской системы».

Основные работы второго – «Происхождение и основные законы экономической ценности», «Теория общественного хозяйства».

Как и Менгер оба экономиста были сторонниками главного подхода – субъективно-психологических оценок и поведения индивида. Но применили они его не только к сфере обмена и потребления, но и к сфере производства. Они расширили круг исследуемых категорий, включив в объект анализа издержки производства, капитал, прибыль. А кроме того в их работах отразилась и полемика с марксизмом.

Е. Бём-Баверк поставил перед собой задачу создать полную законченную теорию ценности, поскольку предшествующими экономистами, как он полагал, были созданы учения лишь об отдельных элементах этой теории. И поэтому им были предложены в качестве ключевых всего две ценности – субъективная и объективная. Именно так и назывались две части в его работе о ценности хозяйственных благ. Под субъективной ценностью материальных благ (включая и производительные) понимается личная оценка человеком полезности любого блага и товара. При этом Бём-Баверк подчеркивал, что главным положением в политической экономии должно считаться различие между понятиями ценность и полезность. Объективная же ценность – это та, которая определяется спросом и предложением, с учетом выгоды обмена. На ряде примеров – торгов покупателей и продавцов, жизни одинокого поселенца (Робинзона Крузо), утрат благ этот экономист доказывает, что цена и ценность имеют общее основание – получение людьми как можно большей суммы жизненного благополучия.

Этот принцип позволяет объяснить и происхождение дохода – процента (главным образом не за денежные ссуды, а за создание и использование материальных благ). В основе возникновения процента лежит предпочтение большинства людей воспользоваться благами в настоящем времени. Но часть людей предпринимательского склада предпочитает получить жизненное благополучие в будущем. Между теми и другими происходит обмен, в результате которого отказ от потребления благ сегодня компенсируется получением по истечении времени процента – премии. Бём-Баверк приводит пример такого отказа: при ловле рыбы руками человек может достигнуть определенного результата. Но он может отказаться от него на какое-то время – чтобы изготовить удочку. «Вооружившись» капитальным благом – удочкой, рыболов повысит производительность своего труда. Но и в этом случае он может прервать процесс ловли рыбы и заняться изготовлением сети. Отдача от использования сети возрастет. Получается, что отказ от сиюминутного результата и удлинение подготовки к его достижению увеличивает ценность капитальных благ, позволяет получить большее благополучие.

Как видим, теория Бём-Баверка противостояла марксистской в определении капитала, цены, дохода. В ней нет такого понятия как эксплуатация, прибавочная стоимость, классовые интересы.

Ф. Визер известен в истории экономической мысли как автор теории вменения и теории альтернативных издержек.

Термин вменить можно заменить на термин «наделить». Тогда станет ясно, что Визер исходил из учения Менгера о ранжировании благ на первый и высшие порядки. Только у Визера в качестве благ высших порядков выступают производительные блага (факторы производства) – труд, земля, капитал. Каждое созданное при их помощи благо наделяет (вменяет) каждый фактор своей специфической ценностью.

Понятие издержек производства у Визера используется для выявления действительной полезности экономических благ – товаров. Поскольку в производстве какого-либо блага всегда затрачиваются ресурсы, факторы, то при завершении процесса производства они утрачиваются практически навсегда. Но ведь их можно было бы использовать на производство других, альтернативных товаров. Но коль скоро этого не произошло, стоимость (полезность) тех других предполагаемых продуктов и будет составлять издержки производства данного блага.

В Англии теорию предельной полезности развивал У. Джевонс (1835-1882). Широко известны его две работы – «Теория политической экономии» и «Принципы науки».

Этот экономист достаточно четко заявил: «Истинную экономическую теорию можно получить, лишь возвратясь к мотивам, побуждающим человека действовать – чувствам удовольствия и страдания…». Поэтому объектом его исследований явились полезность, обмен, оценка человеком затрат своего труда. Обладая математическим складом ума (что было обусловлено первоначальным естественнонаучным образованием) Джевонс использует понятия коэффициент, степень, вероятность, момент времени и при их помощи формулирует ряд выводов, совпадающих с выводами австрийских ученых. В частности, он утверждает, что степень полезности имеет тенденцию убывать с ростом количества блага. Цена товара зависит от предельной полезности и поэтому при обмене товарами соотношение между ними должно быть обратным соотношению их последних степеней полезности, каковыми они предстают в глазах владельцев-продавцов.

Джевонс первым указал на связь тягот труда с его производительностью. Труд, полагал он, обладает как и все блага полезностью и антиполезностью (сильно уставший работник начинает выпускать брак). Диапазон ощущений человека во время труда колеблется от нежелания к удовлетворению и, наконец, к усталости. Поэтому отдача от труда непостоянна: она мала в первые часы работы, затем она возрастает, а к концу работы падает.

Таким образом, австрийская школа положила начало важным методологическим принципам изучения экономической жизни. Исходным пунктом здесь стало потребление и все условия обеспечивающие его – полезность вещей, благ, субъективные ощущения людей, степень удовлетворения потребностей. В дальнейшем этот принцип трансформировался в теорию потребительского поведения, с помощью которой объясняются и цены, и взаимодействие спроса и предложения.

Важную роль, как принято считать в этой школе, выполняют интенсивность потребления благ и их редкость. В отношении ценности производительных благ было предложено определять её посредством ценности потребляемых непосредственно (для удовлетворения личных потребностей) благ. Затраты труда не являются решающими в возникновении ценности, стоимости. Главными становятся предельные полезности товаров, создаваемых трудом.

Обмен благами также определяется субъектами обмена. Именно их оценка определяет цены. Если совершается обмен, то обмениваемые товары обладают равной предельной полезности.

В дальнейшем идеи австрийской школы развивали представители Великобритании, Швейцарии. Сейчас они являются предметом изучения микроэкономической теории, и являются обязательными для студентов вузов. А метод нейтральности к идеологии, к классовой структуре общества считается одним из основных у многих представителей современной экономической науки.

Вместе с тем, ряд позиций этой школы подвергается критике. В частности, за то, что она основывается на статичных примерах, не учитывает моменты развития. Во многом предполагаемое поведение индивидов неправдоподобно, абстрактно. Наконец, возражения вызывает и односторонность подхода к определению ценности благ: значение производителя блага в ней невелико.

 

В начало Содержание Литература Далее

 

Лекция 8. Неоклассическая школа как одно из ведущих направлений экономической мысли ХХ века

Как уже упоминалось возникновение неоклассического направления рассматривается в качестве второго этапа маржинальной революции. Но в самом названии уже содержится указание на связь его с классической политической экономией. Что же представляет собой неоклассическое учение?

Неоклассицизм – это теории, предметом исследования которых являются микроэкономические условия равновесия, формирования цен и оптимального соотношения между производством и потреблением. Его представители признавали правомерными как идеи классиков, так и маржинализма.

Что же послужило причиной возникновения неоклассической школы?

Отметим, что её идеи были сформулированы в конце ХIХ начале ХХ веков. К этому времени практика хозяйствования во многих странах мира демонстрировала высокий уровень производительности труда, развития машинного производства, его новых организационных структур. Росли потребности людей, повсеместно утверждались рыночные институты – биржи, различные банки, ценные бумаги, разнообразные формы собственности. Быстрыми темпами шло формирование мирового рынка, углублялось международное разделение труда. Поэтому в реальной действительности изолированных хозяйств становилось все меньше. Вкусы потребителей стали формироваться под влиянием производителей. Разнообразие предметов потребления, множество форм и методов торговли значительно уменьшали научное и практическое значение тех примеров обмена, оценки полезности, которые предлагали сторонники австрийской школы. Наконец, в экономику стран стало активно вмешиваться государство, что не было объектом анализа маржинализма на его первом этапе.

Непростая ситуация сложилась и в самой экономической науке. Параллельно с маржинализмом, широкое распространение получили идеи социализма. Рос авторитет марксизма. В Германии господствовала историческая школа, представители которой были оппонентами «чистой» теории, а значит и австрийской школы.

Определенную роль в возникновении неоклассического направления сыграли учения так называемой лозаннской школы (Швейцария), которая с одной стороны, продвинули идеи маржинализма к динамичным процессам, но, с другой стороны, активным использованием математических формул затруднили восприятие экономической науки просвещенными слоями населения.

Кратко поясним концепцию этой школы. Её представителями были ученые университета г. Лозанна Л. Вальрас (1834-1910) и В. Парето (1848-1923). Первому принадлежит работа «Элементы чистой политической экономии», второму – «Курс политической экономии».

Л. Вальрас известен как автор решения важной общетеоретической проблемы – определения условий общего экономического равновесия, т.е. равновесия на всех рынках страны между ценами, издержками производства, спроса и предложения. При помощи математических уравнений он сформулировал два необходимых равенства в сфере обмена (между ценами на факторы производства и на товары потребления) и одно – в сфере производства (между ценами товаров и ценами издержек производства).

В. Парето уделил внимание другой важной теоретической задаче – как использовать наличные ресурсы для повышения общественного благосостояния? Также при помощи математических расчетов он определяет, что общим условием наилучшего использования ресурсов является равновесие между предложением и спросом на всех рынках и во всех секторах экономики, а критерием, оптимумом в их использовании должно считаться положение, когда улучшение благосостояния одних членов общества не ухудшает положения других.

Оба ученых придавали большое значение рыночной конкуренции, свободному предпринимательству, возможностям саморегулирования экономики.

Но доходчивее, обстоятельнее и доказательнее идеи общего равновесия, механизма его поддержания и роста благосостояния изложил другой экономист – англичанин Альфред Маршалл (1842-1924). Он автор ряда работ, среди которых важнейшей является «Принципы экономики» (опубликована в 1890 г. На русском книга издавалась дважды: в 1983 году под названием «Принципы политической экономии» и в 1993 году под названием «Принципы экономической науки»). А поскольку он был профессором политической экономии университета в Кембридже, то в дальнейшем учение Маршалла и его последователей получило название «кембриджской школы».

Будучи математиком по первоначальному образованию А. Маршалл тем не менее не стал злоупотреблять математическими формулами и расчетами. Его профессия, очевидно, обусловила преимущественно словесно-повествовательную форму изложения материала, которая учитывала характер деятельности будущих выпускников университета - предпринимателей, политиков, госслужащих, управленцев.

В методологии исследования Маршалл был приверженцем объединительного подхода: он считал возможным унаследовать наиболее значимые идеи из разных школ и направлений и прежде всего учения классиков – Смита, Рикардо, Сэя и выводы теории предельной полезности. В результате именно Маршалл предложил экономическую теорию называть экономикс, а его указанная работа стала учебником для студентов в англоязычных странах.

Среди основных теоретических выводов А. Маршалла – вывод о предмете экономической науки, характеристика богатства и благ, анализ производства, потребления, видов доходов, потребностях и факторах производства. Много внимания он уделил взаимосвязи спроса, предложения и стоимости продуктов, а также распределению национального дохода. И всюду Маршалл стремиться к как можно полному и последовательному изложению своей позиции (смотрите, например, «Содержание» всех книг и комментарии-пояснения автора на их полях).

В отечественной и зарубежной экономической литературе принято указывать и излагать несколько важнейших теорий А. Маршалла. Первая из них – теория ценообразования. Здесь ученый объединяет идею предельной полезности продукта и предельной полезности издержек, с помощью которых произведен продукт, формулируя всем известную ныне равновесную цену как результат пересечения кривых спроса и предложения. За взаимодействием спроса и предложения скрываются, доказывает Маршалл, более глубокие связи – между производством и потреблением, которые в свою очередь раскрываются через множество общественных отношений.

В рамках теории спроса и предложения содержаться определения эластичности спроса, репрезентативной фирмы, краткосрочного и долгосрочного периодов времени, потребительского излишка, квазиренты.

В учении о факторах производства Маршалл вносит дополнение: наряду с трудом, капиталом и землей в производстве участвует и организация – сочетание разделения труда, машин, размеров производства и управление предприятием.

При анализе распределения национального дохода Маршалл вносит коррективы в ранее существовавшие точки зрения и теории начиная с физиократов. Так, он более подробно излагает причины колебания величины доходов от труда, не сводя их только к прожиточному минимуму,

Процент на капитал им связывается с покупательной силой денег, а прибыль на капитал – с предпринимательскими способностями бизнесмена.

Наконец, обобщающим выводом для работы явились рассуждения Маршалла о роли экономического прогресса в жизни общества, его влиянии на уровень жизни. И влияние это, как подчеркивает он, неоднозначно: понижение стоимости одних продуктов сопровождается повышением стоимости других, изменяется структура занятости, а сокращение рабочего дня может привести к сокращению общего объема производства. «Подлинно высокий уровень жизни не может быть достигнут до тех пор, пока человек не научится хорошо использовать свой досуг»- полагает Маршалл.

Видным представителем неоклассического направления явился американский экономист Дж. Б. Кларк (1847-1938), авторитет которого и по сей день высок в США. Ему принадлежат работы «Философия богатства», «Капитал и доходы», «Основы экономической теории» и другие. Но наиболее значимым явилось произведение «Распределение богатства» (1899) (Перевод на русский и издания – 1992 и 2000 гг.).

Названия работ указывают на близость идейных истоков учения Кларка и представителей классической политической экономии – А. Смита, Д. Рикардо, Дж. Ст. Милля. Но он был также и сторонником предельного анализа, что позволило ему внести ряд новых теоретических положений в экономическую науку.

Кларк пришел к выводу о том, что традиционное деление экономической науки на четыре раздела – производство, распределение, обмен и потребление устарело, что современная социальная организация на первое место ставит отношения распределения. Дело, как полагает Кларк, в том что сформировались естественные стандарты зарплаты, процента и прибыли. «Сведите общество к стационарному состоянию, дайте производству развиваться с полной свободой, сделайте труд и капитал мобильными… и вы получите режим естественных ценностей» – пишет он. Поэтому предпочтительнее делить экономическую науку на три естественных отдела – на трактовку всеобщих явлений (универсальных явлений богатства), на анализ статических социальных явлений (как влияют на богатство организационные структуры человечества) и на науку о социально-экономической динамике (действительный мир, когда общество ввергнуто в условия развития и нарушений). Как видим, здесь использован метод восхождения от абстрактного к конкретному – распространенный в классической политэкономии.

Но этот метод дополнен предельным анализом – анализом предельной производительности факторов производства, что в конечном счете определяет процессы распределения доходов. Общее суждение Кларка здесь таково: любой фактор производства в условиях свободной конкуренции обеспечивает своего владельца доходом, количественно равным доле продукта созданного этим фактором. Для доказательства этого положения Кларк использует понятия предельной производительности труда и капитала.

Так, нанимать работников на предприятие можно до определенного предела – пока величина заработной платы (вознаграждения за труд) не сравняется с величиной производимого работником продукта. В случае выравнивания этих величин предприниматель всех последующих новых работников вынужден будет оплачивать из своих доходов, что приведет к убыткам фирмы. Таким образом, создаваемый работником продукт в денежном выражении должен быть больше, чем его доход.

Аналогичная ситуация складывается и в отношении капитала. Увеличивать количество капитала – техники, оборудования, сырья можно до того предела, который означает равенство цен капитальных благ и цены продукта, ими производимого (или дохода).

Продолжение и развитие идей А. Маршала и Дж. Б. Кларка содержится в работах английского экономиста – А. Пигу (1877-1959) и австрийско-американского экономиста Й. Шумпетера (1883-1950). Первый основное внимание уделил развитию теории благосостояния населения (его главная работа – «Экономика благосостояния»), а второй – теории экономической динамики – теории предпринимательства и экономического развития, циклических колебаний (работы «Теория экономического развития», «Капитализм, социализм и демократия», «История экономического анализа» и другие).

Неоклассическая школа положила начало существующим ныне направлениям – неолиберализму, монетаризму, теориям экономического роста и развития. Она считается родоначальницей микроэкономического анализа: многие выводы указанных ученых включены в качестве обязательных в современных учебниках по экономикс.

Вместе с тем ряд положений, выводов неоклассиков подвергаются критике за излишнюю абстрактность, практическую бесполезность. Так, предложенную Кларком идею предельной производительности невозможно реализовать в практике управления фирмой. А. Маршалл не выделил в качестве самостоятельного объекта анализа влияние монополий на экономику стран и фактор безработицы. Оба они были приверженцами малореальных тогда и теперь условий свободной, совершенной конкуренции. Но как бы то ни было, даже недостатки этого направления послужили важным этапом в формировании современной экономической науки.

 

В начало Содержание Литература Далее

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.