Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лингвистические предпосылки обучения синтаксису

Русского языка

Значение и место обучения синтаксису в школьном курсе

 

Синтаксис занимает центральное место в грамматической системе языка.

Являясь замыкающим ярусом языковой системы, «синтаксис использует все ресурсы языка, опирается на них, составляет с ними диалектическое единство». Исходя из этого в основу программы по русскому языку для 5 – 9 и 10 -11 классов национальных школ положен принцип комплексности, обеспечи­вающий, с одной стороны, взаимосвязанное обучение всем уровням языка, с другой — обучение фонетике, лексике и морфологии на синтаксической основе.

Значение синтаксиса четко проявляется в том концентризме, который характерен для действующих программ и учебников: практи­ческое знакомство с некоторыми элементарными сведениями по синтаксису и пунктуации осуществляется в I—IV классах, затем в V классе учащиеся получают предвари­тельные понятия о словосочетании и предложении (простом и сложном) и тексте; в последующих классах на синтаксической основе познаются все морфологические темы. Систематическое изучение синтаксиса начинается в YII-VIII и кончается в XI классе. В X классе знания учащихся по синтаксису совершенствуются в ходе прохождения морфологии, и, наконец, в XI классе заверша­ется обучение русскому языку путем углубления и расширения знаний, умений и навыков по синтаксису.

В школьных учебниках взаимосвязанное освещение языковых уровней проявляется в том, что на одном дидактическом матери­але разработаны задания по фонетике, лексике и морфологии. Синтаксическая основа в учебниках обеспечивается тем, что в основу каждого параграфа положен связный текст, позволяющий рассматривать закономерные связи между лексикой, морфологией и синтаксисом, выявлять сочетательные возможности слов — час­тей речи — и особенности их функционирования в составе пред­ложения.

 

Лингвистическое обоснование методики пре­подавания синтаксиса предполагает обучение синтаксическим по­нятиям и правилам с опорой на объективно существующую систе­му русского языка. Введение в школьный курс синтаксиса темы «Словосочетание», в ходе изучения которой внимание уча­щихся сосредоточивается на различных способах образования словосочетаний, вопросах сочетаемости одних слов с другими, уточнении лексических значений слов, грамматических средствах связи слов, структуре предложений, позволяет лучше узнать систему структуры предложения и текста.

Существующее в научном синтаксисе разграничение словосо­четания и предложения позволило выделить в школьном курсе существенные признаки качественно различных единиц языка: предложения — коммуникативной единицы и словосочетания, яв­ляющегося некоммуникативной единицей языка, «средством рас­члененного обозначения предметов, явлений, процессов, лишь через предложение входящих в систему коммуникативных средств языка» '.

В настоящее время в учебниках, следовательно, и на практике предложение (как и словосочетание) характеризуется по функции, строению и грамматическому значению.

Или, например, в соответствии с достижениями лингвистичес­кой науки в программу и учебник для 8 класса внесены коррек­тивы в определение сложного предложения. Учитывая, что слож­ное предложение не представляет собой механического объедине­ния простых, а создается по своим законам, что простые предло­жения в составе сложного называются предложениями условно, а став компонентами сложного, теряют свою смысловую и интона­ционную законченность и находятся в зависимости от последую­щих частей, в учебнике для IX класса национальных школ Россий­ской Федерации дано следующее определение: «Сложное предло­жение — это предложение, состоящее из двух или более частей, образующих в смысловом и интонационном отношении единое целое». Одновременно отмечается, что «части сложного предло­жения можно назвать простыми предложениями, однако в составе сложного предложения они не самостоятельны».

К числу важнейших струк­турных показателей сложного предложения относятся союзы и со­юзные слова, указательные слова, видовременные формы глаголов-сказуемых, порядок следования частей, интонация. В учебнике обстоятельно излагается материал о продуктивных подчинитель­ных союзах русского языка (временных, причинных, следствия). С учетом структурных особенностей предложений вводятся упражнения, требующие анализа форм глаголов-сказуемых глав­ных и придаточных частей в сложноподчиненных предложениях.

 

Лингвистическое обоснование методики преподавания синтак­сиса в национальной школе построено также на дифференциации конкретных путей изучения тех или иных типов синтаксических конструкций в зависимости от специфики самого явления. При этом приобретают особую значимость предупреждение и преодо­ление внутриязыковой интерференции. Учет ее требует сопостав­ления, например, двусоставных и односоставных предложений, однородных и неоднородных определений, обращений и членов предложения с целью выявления их дифференциальных призна­ков. Такое сопоставление служит наглядным средством предотвра­щения внутриязыковой интерференции.

 

Лингвистическое обоснование методики преподавания синтак­сиса на уроках русского языка в национальной школе строится на учете не только специфических черт системы русского языка, но и на учете особенностей родного языка учащихся. Это выражается прежде всего в том, что учитель должен ясно представлять себе межъязыковые сходства в синтаксическом строе русского и родно­го языков. Дело в том, что аналогичность материала является основным, постоянным, внутренним фактором транспозиции. В связи с этим на уроках русского языка не следует объяснять, что такое, например, предложение или обращение: учащиеся знают эти определения из курса родного языка. Необходимо только учить школьников формулировать эти знания на русском языке.

Случаи межъязыкового сходства требуют использования ассо­циативно-управляемого переноса. Это дает возможность сокра­тить объем подлежащего запоминанию теоретического материала, настроить мышление учащихся на осознание расхождений, отвес­ти больше времени для проведения тренировочных упражнений, которые при обучении языку должны занимать доминирующее место.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Причастие. Сведения для учителя | Словосочетание
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.