Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единство образования и самообразования

Читайте также:
  1. Административные преобразования в начале XIX в России и их влияние на развитие капитализма. Александр I. Реформы М.М. Сперанского и их последствия.
  2. Административные преобразования.
  3. Аффинные преобразования на плоскости
  4. АЦП импульсного преобразования.
  5. В каждом суставе различают основные элементы и добавочные образования.
  6. Виды деятельности психолога в сфере образования.
  7. Вклад интеллигенции в сфере образования.
  8. Влияние институционального наследия командно-административной системы на рыночные преобразования.
  9. Внешние факторы ценообразования
  10. Внешние факторы ценообразования
  11. Внутренние факторы ценообразования
  12. Вопрос 1 Экономическая сущность ценообразования и ценовой политики

Самообразование - ступень автономии, высшая ступень нравственного образования (человек уже свободен). От урока к творчеству, от подчинения авторитета к подчинению разуму, от ограниченности школы к беспредельной текучести жизни. Университетское образование = самодисциплина и самообразование. Проблема впервые поставлена Сократом: «Познай самого себя». Стоики: для познания лица недостаточно посмотреть в зеркало. Диалектическая связь с образованием: они взаимодополняют друг друга. Подлинное самообразование возможно только на основе систематического образования. Самовоспитание и самообучение — это часть самообразования. При самообразовании человек сам ставит цели и сам их реализует. Он сам воспитатель, учитель, воспитанник и ученик. Интернальный контроль, в образовании – экстернальный (со стороны учителя). Обучение и воспитание – усредненные, а деятельность человека индивидуалистична, специфична. Он может ощутить, что ему что-то не хватает, может возникнуть необходимость уйти от среднего уровня. В информационном обществе возрастает значение самообразования (информация удваивается через 3 – 5 лет). Чтобы не отстать, необходимо самообразование, постоянно. После 5 – 7 лет человек обязан, по мнению психологов, перестраиваться. Человек может устать от привычного круга трудовых обязанностей. Что делать? Можно в рамках своей специальности найти новое и получить соответствующее знание. Самообразование дает человеку досуг. Картезий обычно на досуге читал книги. Никогда не дочитывал книг до конца, додумывая конец сам.

По словам Сенеки, учиться жить всю жизнь -- значит превратить свое существование в непрерывное упражнение, и если важно рано начать, еще важнее - никогда не расслабляться. "Как чистота безоблачного неба, сверкающая и не замутненная, не может блистать ярче, так человек, пекущийся о душе и о теле, и в обоих видящий источники своего блага, приходит к совершенному состоянию, к исполнению всех молитв, если в душе его нет бури, а в теле — боли". Заботься о своей душе,-- это основное наставление Зенона ученикам повторил в I в. Мусоний, цитируемый Плутархом: «Кто хочет пребывать в благополучии, тот должен всю жизнь проводить в заботе о себе». Фуко: концепт заботы о себе.

Локк, «Трактат о воспитании джентльмена». Заканчивает образование путешествием по Франции и Италии, следуя традициям английского образованного общества. Руссо, «Эмиль»: глава «О путешествиях». Это – зачатки теории послешкольного образования. Образование не кончается с школьным возрастом человека. Обычай странствования в Западной Европе (сохранился к началу 20 века в университетах Германии, Швейцарии, Италии: переход из одного университета в другой и возвращение обратно). Путешествие как активное сопричастие культурному опыту. «Образовательный роман». Гете: «Страннические годы Вильгельма Мейстера» - о поисках своего назначения: тот, кто ищет себя, никогда себя не найдет; только действуя, проявляя себя в этом мире, можно испытать сою личность. Готфрид Келлер – «Зеленый Гейнрих», Ромен Ролан, «Жан Кристоф» - романы о странствиях и духовных поисках. Общая мысль: образование человека есть путешествие. Другие образовательные романы: Герцен, «Былое и думы», Короленко, «История моего современника».



Сухомлинский: воспитание, побуждающее к самовоспитанию, есть настоящее воспитание.

Дистервег: образование было хорошим, если человек приобретает силу и волю самого себя образовывать и знает, как это сделать. Ницше: «Стань тем, кто ты есть». Маслоу: самоактуализация – непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности. Высшая человеческая потребность. Самоактуализированные люди – люди, которые развиваются до состояния, полностью соответствующего их возможностям. Обладают, по Ницше, «невинным глазом»: отбирая что-либо, использует все себе во благо. Как самоактуализированных людей отличить от других? (их в разных обществах от 5 до 30%) Они более объективны, способны сосредоточиться на проблеме, автономны, самостоятельно принимают решения, свободомыслящие и свободолюбивые, быстро реагируют на изменяющуюся ситуацию, уважают себя таким, какие они есть, способны к целостному восприятию мира и людей. У них ярко выражены познавательная и творческая потребность и стремление к глубоким контактам с людьми. Голден Олпорт, «Личностная психология»: заменяет понятие самоактуализированная личность понятием зрелой личности. Переход на болонскую систему также сделан с целью создания самоактуализированной личности.

 

Как организовать и осуществлять самообразование? Кант, «Антропология с прагматической точки зрения». «Учение, касающееся знания человека и изложенное в систематическом виде (антропология), может быть представлено с точки зрения или физиологической, или прагматической. — Физиологическое человековедение имеет в виду исследование того, что делает из человека природа, а прагматическое — исследование того, что он как свободно действующее существо делает или может и должен делать из себя сам». Самообразование — основной источник развития человека. Выражения знать жизнь и уметь жить по своему значению далеко не одинаковы: первое означает понимать игру, свидетелем которой был человек, второе — участвовать в этой игре. Кант не просто за то, чтобы человек участвовал активно в жизни и создании самого себя, но чтобы он создавал самого себя как гражданина мира, включающего в свое Я весь мир, а не как эгоиста. Способы самообразования: 1) самонаблюдение. Здесь Кант советует не увлекаться и рефлексировать над теми способностями, которые мы сами в себе вызываем, но не наблюдать за собой постоянно в хоже жизни, т.к. это ведет к искусственности манер, а то и помешательству. Необходима ясность представлений, порядок в мыслях. 2) Собственные наблюдения за другими людьми, 3) научная информация о других культурах, 4) всеобщая история и биографии великих людей, 5) художественная литература.

+ В современном мире: языки, искусство, компьютерные навыки, технологии, медицинские знания, знание психологических практик. Чтобы самообразование было постоянным необходимы объективные условия и личное стремление. Стимулировать наше самозанятие может микросреда — ближайшее окружение. Дистервег: при изучении какого-либо предмета выбери себе друзей, сведущих в нем. Нужно выбрать себе «противников» - чтобы что-то доказать. Эдмонд Бэр, основоположник консерватизма: «Кто с нами борется, тот укрепляет наши нервы и увеличивает нашу изворотливость». Общение, поездки. Развитию самообразования хорошо помогает хобби. В самообразовании всегда должен быть какой-то контроль. Практика самоанализа входила в систему пифагорейского воспитания и римских стоиков. Размышление (Сенека).

Правила осуществления самообразования:

1. Не надо копить знания. Следует сразу же отдавать. Убиваются 3 зайца: тренировка памяти, обучение ораторскому искусству, и мы учим других.

2. Не гнаться за многим, а стремиться к глубине. Суть величия: не количество, а качество. Желая познать все, всегда остаешься на уровне дилетанта. Лишь глубина дает истинное превосходство.

 

Пример: В.И. Вернадский – создатель учения о ноосфере. Будучи студентом, вырабатывал программу своего образования и поведения. Задачи: выработка характера (откровенность, небоязнь высказывать и защищать свое мнение, небоязнь доводить до конца свои воззрения), образование ума (знакомство с физикой, математикой, музыкой, искусствами).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Девиантное поведение и возможности его педагогической коррекции | Информационное общество и образование

Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2869; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.