КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Девиантное поведение и возможности его педагогической коррекции
Deviacio (лат), deviance (англ) = отклонение. Отклонения - формы поведения, не подчиняющегося нормам и ценностям, принятым большинством в группе или обществе. “Отклонение”, также как и “норма”, понимается по-разному, в зависимости от культуры или субкультуры. Первым к анализу dev обратился Э. Дюркгейм («Самоубийство: социологический этюд»; расшатывание сложившихся норм, кризис в обществе приводит к аномии: люди дезорганизованы, не знают, как им жить). Дюркгейм: вероятность dev существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Роберта Мертона, dev возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к dev склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов dev (насилие, аморальность). В теории стигматизации считается, что появление dev становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер. Формы девиантного поведения: · Антидисциплинарное (употребление алкоголя/курение в запрещенных местах). · Асоциальное (противоречащее общественным нормам и принципам, в форме безнравственных или противоправных действий). · Делинквентное = антиобщественное противоправное (кража, разбой). · Аутоагрессивное, аутодеструктивное (наркомания, виктимное поведение, суицид).
Для осуществления педагогической коррекции девиации, надо знать ее причины. Версии: 1) Врожденные гены «преступности» (Ломброзо, идея о прирожденном преступнике; «Преступный человек», «Женщина преступница и проститутка», выделил 4 типа: душегуб, вор, насильник и жулик). 2) Влияние социума: макросреды (общественное производство, социально-политическая организация общества, культура общества) и микросреды – ближайшего окружения человека (семья, друзья, образовательное учреждение или трудовой коллектив). Сфера приложения педагогики – микросреда, но и здесь роль педагогики в коррекции девиаций вторична (работа затруднена). 3) Собственная активность индивида.
Много грубых натуралистических сцен насилия по ТВ делают людей более нервными, возбужденными, несдержанными; => усиление врожденного инстинкта агрессивности (в рамках адаптивной нормы агрессивность естественна). Агрессивность детей несет следующие функции: · привлечение внимание, · борьба за лидерство, · осуществление мести, · стремлением получить желаемую вещь и пр. Иногда агрессия – позитивный фактор: чем > человек зависит от других, тем > в нем скапливается латентной агрессии, ее надо выразить (латентная агрессия свойственна подросткам, которых гиперопекают родители; подростки бунтуют, начинают примерять на себя роль другого человека). Квента – психологическое переключение со своей личности на личность другого человека (роль, которую играет человек в каком-то сообществе или своем воображении перестает быть маленьким эпизодом и занимает в жизни заметное место); позитивная роль квенты = развивает толерантность, учит смотреть на мир с разных точек зрения, адаптивный характер. Травмы психики и аномии микросреды способствуют выбору квенты по агрессивному типу. Жестокость и агрессия проистекают от подавленных комплексов детства («холодная» мать, отец-неудачник и т.д.).
Проблема стигмы (стигматизации). Стигма (греч. stigmo – «клеймо», «отметина») – социальный атрибут, дискредитирующий человек или группу по какому-либо признаку, считающемуся пороком (физические и психические недостатки; индивидуальные недостатки, судимость, отсутствие жилья, наркомания, сексуальная ориентация, раса, национальность и др.). Стигматизация – навешивание позорного ярлыка (от дразнилок до расовой дискриминации). Стигматизирование - причина dev. Самостигматизация: «я - скинхед», «я - металлист». Все дразнилки – стигматизация. Стигматизируемый пытается выйти за рамки стигмы (старается перестать быть «ботаном») или специально стремится соответствовать стигме («я ботан и горжусь этим»). Согласно теории стигматизации, dev определяется не самим поведением, а реакцией общества на такое поведение. Когда поведение людей рассматривается как отступающее от принятых норм, это дает толчок ряду социальных реакций. Другие определяют, оценивают поведение и "навешивают" на него определенный ярлык. Нарушитель норм начинает согласовывать свои дальнейшие поступки с такими ярлыками. Во многих случаях у индивида вырабатывается самопредставление, совпадающее с этим ярлыком. До недавнего времени dev связывалось с микросредой. Современные девианты часто из благополучных семей, из-за того, что ребенка растят в гедонистических условиях (тепличная среда) => ребенок становится эгоистом («нарциссизм»). Например, в 1967 году главный психиатр британской больницы, занимавшейся лечением героиновых наркоманов, пришел к следующему выводу: «В большинстве случаев в Британии к героиновой наркомании приводило не человеческая нищета в условиях трущоб, не разбитые или распавшиеся семьи, не отсутствие образования и соответствующих жизненных перспектив, не общие «собачьи» условия жизни. Молодые наркоманы – это выходцы из нижних или верхних слоев среднего класса. Они редко совершали правонарушения, за исключением «незаконного хранения наркотиков» или подделки рецептов. Некоторые вели на удивление стабильную жизнь и, как правило, не были отвергнуты семьей. В большинстве случаев их интеллект выше или гораздо выше среднего, и при знакомстве с ними создается впечатление утерянных возможностей…» Главная причина dev благополучного ребенка – скука и безделье, незнание, куда себя деть. Еще одна причина dev – заброшенность, вызванная комплексом «трущоб» (у ребенка ничего нет, он безразличен родителям, родители не могут дать ему желаемого => зависть чужому благополучию). Юнг: ни один человек никогда не чувствует себя полностью удовлетворенным (это естественное свойство человек, т.к. он стремится к социальной экспансии). Для преодоления комплекса трущоб и скуки необходимо максимально полно занимать свободное время и всесторонне развиваться. Педагог должен выстроить ценностную систему у ребенка: если она отсутствует/неустойчива, то подростком он начинает впитывать девиантные ценности.
Педагог должен развивать у ребенка чувство принадлежности к коллективу, общности с ним (бороться с одиночеством и заброшенностью). Чувство общности проявляется в отношениях между: 1) я и ты (друг); 2) в продуктивной деятельности (коллеги, товарищи, партнеры); 3) в любовных отношениях. Соответственно, коррекция девиации и ее профилактика должна идти по линии отношений с друзьями, возлюбленными, коллегами (если человек влюблен или дружит с тем, у кого устойчивая система ценностей, то все будет хорошо). Тревожные сигналы, по которым можно судить о предрасположенности к девиации: замкнутость, ориентация только на одно дело, эгоизм.
Важно обращать внимание на референтную группу ребенка. Референтная группа – условная или реальная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы и ценности которой он ориентируется. Функции референтной группы: 1) нормативная (задает для человека нормы, которым он следует); 2) сравнительная. С позитивной референтной группой индивид себя соотносит, отрицательной он себя противопоставляет (при этом с т.з. этики и морали позитивные референтные группы м.б. осуждаемыми или запрещенными). Человек всегда сам выбирает референтную группу, но его выбор зависит от личных интересов и воспитания.
Коррекция девиаций. Камю, интерпретируя поверье старообрядцев о том, что на правом плече у человек ангел, а на левом бес, говорит, что быстрее растет тот, кого лучше кормят. Заметив dev, педагог или родитель должен на нее реагировать. Наказания неэффективны, усиливают dev. Лучшая форма реагирования на девиации = превенция – профилактика: 1) Общесоциальная превенция (гармонизация всех общественных отношений).2) Специальная превенция. Воздействие на группы риска, усиление общественной безопасности, устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений.3) Индивидуальная профилактика (дело психолога и педагога). Главная причина девиации с этой точки зрения – неудовлетворение базовых потребностей (витальных, в безопасности, комфортной среде, социальных связях, самоуважнении). Самоуважение напрямую зависит от репутации. Важно развитие творчества, стремления к самопознанию и созиданию. Теория предупреждения девиантного поведения по Спинозе: один аффект или страсть можно вытеснить только более сильным аффектом. Самым сильным аффектом является любовь. Любовь может вытеснить всякий аффект.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |