Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семейная педагогика и ее особенности




Семья — основной институт, где каждый из нас проходит первичную социализацию. В семье закладываются все основы будущей жизни. Семья в миниатюре воспроизводит все общественные отношения. «Первичное лоно человеческой культуры», как говорил И. Ильин. Нуклеарная семья — союз родителей и детей. Сейчас ее теснит неполная семья. Эти типы семьи сохраняют ее важнейшие социальные функции — деторождение, воспитание, обучение. И.Кант в «Метафизике нравов» говорит, что на родителей возлагается обязанность сделать так, чтобы лицо, которое они произвели без его согласия, было довольно своим состоянием. Чаще всего воспитывают, воспроизводя то, что видели в собственной семье.

Появление ребенка — колоссальная нагрузка для семьи, которая усложняет отношения. Может стать причиной перехода в низшие группы по материальной обеспеченности. Рождение первенца сокращает уровень жизни на 30 %. Вопрос, сколько иметь детей, имеет и педагогическое значение. Потенциал многодетных семей имеет плюсы и минусы. В этой семье нет почвы для формирования эгоизма. Успешно вырабатываются ответственность, толерантность, самостоятельность, чуткость. Дети умеют соотносить свои потребности с реальными возможностями. В таких семьях дети растут трудолюбивыми. С другой стороны, ребенок ощущает дефицит персонального тепла и внимания. Ребенок предельно ограничивается в своих желаниях и потребностях. Часто растет тревожность, чувство ущербности, что нередко ведет к агрессии. Из этих семей дети в 3,5 раза чаще становятся на асоциальный путь. Воспитание единственного ребенка - гораздо более сложная задача. Единственный ребенок становится центром семьи. Любовь к нему отличается нервозностью или страхом. Страх этот преследует родителей в течение всей жизни. Воспитывается эгоист. Гипертрофируется «я». Обычно такой ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье — устанавливается педократия. Если его исключительное положение исчезает — возникают невротические и физиологические следствия. Изнеженные дети живут симбиотически. Такие дети чаще всего не испытывают никаких трудностей, не упражняют своих способностей и отступают перед каждым препятствием. Проводят свою жизнь в ожидании того, что все другие люди обязаны им. Распаленное честолюбие и индивидуализм. Испорченный ребенок занят собой. Лучший вариант — когда в семье 2 детей с интервалом 2-3 года. Тогда родительская забота распределяется между детьми равномерно. Такой ребенок с ранних лет привыкает к коллективу. В воспитании, особенно семейном, все важно. Воспитывает в семье все, все предметы (Гельвеций). Когда воспитывается несколько детей, воспитание, как правило, единообразное в силу единства стиля семейной жизни - конечно, если особо не выделять кого-то из детей. Выделять одного — это ошибка.

По общему признанию всех философов-педагогов лучшей средой воспитания человечности является атмосфера семейной любви. Эрих Фромм выделил материнскую любовь в качестве особого вида. Особенность в том, что мать любит ребенка просто за то, что он есть. У отца любовь к детям обусловленная. Без любви или когда ее не показывают, дети вырастают невротиками и асоциальными элементами. Любовь должна быть разумной, размеренной, а не слепой. Должна сочетаться с требовательностью, дисциплинированием и контролем (вспомним Канта). Не должна целиком замыкаться на детях, препятствуя собственному развитию супругов. Прекратив развиваться, они отстанут в своем развитии от растущих детей. Они рискуют превратить детей в дело всей своей жизни. Отец и мать теряют в глазах ребенка авторитет. Авторитет помогает сгладить конфликты.

В пубертатном периоде юноши и девушки нередко предъявляют к родителям повышенные требования. При этом степень идентификации с родителями уже меньше. Имеет место поведенческий и эмоциональный отрыв от родителей. Родители, которые сохраняют авторитет, преодолевают поведенческую антиномию. Ошибка — усиливают воспитательный пыл. В подростковом возрасте надо его умерить. Подросток нуждается в любви. Но ему надо задавать границы. Стили семейного воспитания (родительского контроля):

· Директивный (авторитарный).

· Либеральный (попустительский).

· Демократический.

Избалованные дети — личности с неадекватно высокой самооценкой или пренебрегаемые (об этом писал Адлер). Нарушение способности к общественной приспособляемости. Должно быть единство требований и правил со стороны обоих родителей. Дети должны понимать, что в семье они - не полные хозяева. Стиль также определяется и по тому, кто руководит семьей. Стиль, когда у супругов паритет — демократический. Оба родителя сочетают теплоту и заботу с контролем. Как правило, при этом стиле у детей мотивация к самореализации, они обладают многими социальными умениями. Когда кто-то из родителей доминирует — авторитарный стиль — держится на строгой дисциплине, наказаниях, обычно свойственен людям, которые несут в себе проекцию недостатков, нелюбви к себе. В детстве у них все было не очень хорошо с родительской любовью, их часто шпыняли и кололи. Когда тираном выступает мама, дети перестают уважать отца. Мальчики становятся безынициативными, инфантильными. У них возникает страх перед женщинами, от которого они редко избавляются сами. Они избегают женщин или делают их жизнь невозможной. Негативное воздействие мать оказывает на дочь. Она тоже жалеет отца. У нее возникает стойкий паттерн отношения к мужчинам как к «слабакам». У нее проблемы с противоположным полом. Мужчины сопротивляются часто тому, чтобы к ним относились как к ребенку. Авторитарные родители делают ставку на постоянный контроль в сочетании с эмоциональной холодностью. Дети вырастают неуверенными в себе, несамостоятельными. При авторитарном стиле воспитания имеет место отчуждение. Происходит утрата индивидом своей субъектности в общении с другими людьми. У детей любящих родителей нет отчуждения.

Неофрейдизм, теория привязанности. Необходимы контакты родителей с детьми. Без контактов дети болеют. Часто ребенок привязывается только к одному из родителей. Иногда ребенок даже ночью тебя не отпускает; его связь с другими людьми затрудняется. Нужно поощрять контакты ребенка и с мамой, и папой, чтобы в доме были другие люди. Цель — подготовить ребенка к обществу. Он должен видеть мир в малом. Забитые пугливые дети бывают из семей редко общающихся.

Макс Мюллер: «Я думаю, что там, где дело идет о воспитании детей, к жизни надо подходить как к чему-то в высшей степени серьезному, ответственному и высокому». Макаренко, «Книга для родителей». Эрик Эриксон, «Детство и общество». Фрейд, Адлер. Руссо: за домашнее воспитание.

Ильин посвящает семье и семейному воспитанию главу в книге «Путь духовного обновления»: То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве, и притом самим этим детством; существуют, конечно, врожденные склонности и дары; но судьба этих склонностей и талантов, – разовьются ли они в дальнейшем или поблекнут и если расцветут, то как именно, – определяется в раннем детстве. Вот почему семья является первичным лоном человеческой культуры. Семья есть как бы живая «лаборатория» человеческих судеб, личных и народных, и притом каждого народа в отдельности и всех народов сообща. При этом в этой лаборатории «просто живут». Окружающий нас мир людей таит в себе многое множество личных неудач, болезненных явлений и трагических судеб, о которых знают только духовники, врачи и прозорливые художники; и все эти явления сводятся в последнем счете к тому, что родители этих людей сумели их только родить и дать им жизнь, но открыть им пути к любви, к внутренней свободе, вере и совести, т.е. ко всему тому, что составляет источник духовного характера и истинного счастья, не сумели; родители по плоти сумели дать своим детям, кроме плотского существования, только одни душевные раны, иногда даже сами не замечая того, как они возникали у детей и въедались в душу; но не сумели дать им духовного опыта, этого целительного источника для всех страданий души. Семья распадается совсем не от ускорения исторического темпа, но вследствие переживаемого человечеством духовного кризиса. Этот кризис подрывает семью и ее духовное единение, он лишает ее главного, того единственного, что может сплотить ее, спаять и превратить в некое прочное и достойное единство, – а именно чувства взаимной духовной сопринадлежности. В действительности человеческая семья, в отличие от «семьи» у животных, есть целый остров духовной жизни. Всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Если ребенок не научится любви в семье своих родителей, то где же он научится ей? Если он с детства не привыкнет искать счастья именно во взаимной любви, то в каких же злых и дурных влечениях он будет искать счастья в зрелом возрасте? Воспитать ребенка – значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания. Родители, которые приняли эту задачу и творчески разрешили ее, подарили своему народу и своей родине новый духовный очаг; они осуществили свое духовное призвание, оправдали свою взаимную любовь и укрепили, обогатили жизнь своего народа на земле: они сами вошли в ту Родину, которою стоит жить и гордиться, за которую стоит бороться и умереть. Православие, патриотизм, уважение к авторитету и к частной собственности – основы воспитания. Можно было бы просто сказать, что все воспитание ребенка, или, во всяком случае, его основная задача, состоит в том, чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях. Счастливый ребенок наслаждается в счастливой семье эротически-чистой атмосферой. Для этого родителям необходимо искусство духовно-целомудренной любви. Второй особенностью здоровой семьи является атмосфера искренности. Наконец, особенностью здоровой и счастливой семьи является спокойная, достойная дисциплина.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.