КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные виды воспитания и их значение в формировании личности
Есть разные виды воспитания, которые нудно знать и уметь применять, чтобы создать целостную личность: 1) физическое; 2) половое; 3) интеллектуальное; 4) нравственное; 5) эстетическое; 6) трудовое; 7) правовое; 8) экономическое; 9) экологическое. Комплексное воспитание – реализация видов воспитания во взаимосвязи друг с другом в процессе всей жизни человека. Технологически воспитатель должен знать (и уметь), как и когда один вид воспитания усилить, а другой приглушить. Именно в этом заключается профессионализм педагога. В младенчестве главный тип воспитания – физический. Физическое воспитание – необходимость, это устроение жизни тела, т.е. не просто нагрузка и упражнения. Необходимость физвоспитания обусловлена долгим периодом физического развития человек (с рождения до 10-14 лет). Человек рождается слабым, он не может обеспечить самостоятельно свое существование. Альфред Брем сравнивает человек и тюленя: тюлень через 3 недели становится половозрелым существом, человеческий детеныш на 3 неделе жизни полностью зависит от родителей. Детей нужно правильно кормить, закалять, заставлять двигаться на свежем воздухе. О физвоспитании много говорят Кант и Платон. Лектор выделил 2 проблемы: 1) сами родители мало внимания придают физвоспитанию детей; 2) уроки ФК многие дети не любят, они пропускаю их, родители потворствуют им в этом. Гендерное (половое) воспитание – следующее по важности за физвоспитанием в раннем возрасте. См. Шопенгауэр, «Метафизика половой любви», Кант, «О педагогике», Руссо в «Эмиле». Точки зрения на гендерное воспитание: 1) не стоит привлекать к вопросам пола внимание; 2) необходимость сексуального воспитания в школе. Сомнительна продуктивность обеих позиций. Ребенок все равно получает сексуальное воспитание, только не целенаправленно, а на улице; а активное сексуальное воспитание слишком грубо вторгается в интимное пространство человека. Скорее, сексуальное воспитание должно идти ненавязчиво, в семье. Важность полового воспитания обусловлена еще и тем, что в жизни наблюдается унификация полов (унисекс в одежде, поведении и построении жизни); смена полом традиционного модуса активности (феминные мужчины и мускулинные женщины, феминизм). Разрушение традиционных семейных ценностей. Французский политолог XIX в, Френсис Токвиль, говорит, что ни в коем случае нельзя смешивать мужское и женское в поведении. => До 6-7 лет дифференцированное воспитание мальчиков и девочек; до 2х лет ребенку нужно объяснить, какого он пола, что пол не подлежит изменению, и что следует жить во взрослой жизни, исходя из половой принадлежности (стать отцом или матерью). Кроме того, необходимо добиться того, чтобы ребенок усвоил стереотип поведения, характерный для его пола. Разумно обращаться к народной педагогике, базирующейся на сексистских стереотипах (это касается типа поведения, проявления эмоций, одежды, испрашивания позволения или форме уведомления о чем-либо). Сегодня воспитание исходит из равноценности полов. Многие современные табу, раньше считавшиеся нормой, возникли из положения Фрейда о существовании детской сексуальности: нельзя поощрять желание ребенка спать в одной постели с родителями, нельзя водить ребенка противоположного пола вместе с собой в баню, поддерживать фантазии ребенка создать брак с одним из родителей. Эдипова фаза (эдипов комплекс символизирует борьбу поколений и запрет инцеста; символизирует идентификационный процесс по материнскому или отцовскому типу) – период неосознаваемый идентификации ребенка с родителем своего пола (3-6 лет). Если данная фаза протекла неверно, то ребенок может навсегда остаться носителем эдипова комплекса. Она заключает в себе детские комплексы и базирующиеся на них половые инверсии во взрослом состоянии. Интеллектуальное воспитание начинать нужно с момента, когда ребенок начал овладевать речью и далее постоянно. Необходимо развивать воображение, память, мышление, нельзя закладывать готовые мысли и знания в голову ребенка «как в кувшин» (Руссо). Ребенку нужно давать и готовые факты, и обобщения. Нельзя позволять ребенку быть циником и скептиком, но и нельзя учить принимать все на веру. Нравственное воспитание – формирование у человек нравственных ценностей и умения следовать им. Лучший принцип воспитания – или принцип безличного служения добру (магия добрых дел) или принцип разумного эгоизма (золотое правило нравственности). Ребенок всегда должен знать нравственную оценку своего поведения. Выготский: «морально поступает тот, кто не знает, что поступает морально». Эстетическое воспитание. Необходимо сформировать у человек эстетический вкус и умение различать прекрасное и безобразное. Цели эстетического воспитания: 1)низшая цель, служит задачам развлечения и игры; 2) служит питанию души через приобщение человек к красоте (эту цель можно реализовать, только заставляя ребенка приобщаться к красоте, чувствовать ритм, форму, гармонию). Ср. Платон – мусическое воспитание. О трудовом воспитании много пишут Дьюи, Блонский, Толстой. Труд должен быть частью общекультурной развивающей деятельности, а не узко профессиональным, нельзя создавать «человека-функцию» (Ницше).
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |