КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТЕМА № 8 Логика поведения в общении и этические принципы коммуникации
Правило доказательного рассуждения по отношению к демонстрации Правила доказательного рассуждения по отношению к аргументам Правила доказательного рассуждения по отношению к тезису Правила построения доказательной аргументации Правила 1.Тезис должен быть логически определенным, ясным и точным. 2.Тезис должен оставаться тождественным самому себе. Ошибки 1.1. Выдвижение неопределенного, неясного, неточного тезиса. 2.1. Потеря тезиса, 2.2. Полная подмена тезиса: а) доказательство другого тезиса вместо выдвинутого; б) «аргумент к личности»; в) «переход в другой род»: подмена тезиса более сильным утверждением, подмена тезиса более слабым утверждением; г) «логическая диверсия». 2.3. Частичная подмена тезиса. Правила: 1.Аргументы должны быть утверждениями истинными: доказанными логически и фактически. 2. Аргументы должны быть обоснованы независимо от тезиса. 3.Аргументы не должны противоречить друг другу. 4.Аргументы должны быть достаточным основанием для тезиса. Ошибки 1.1.Ложность оснований («Основное заблуждение»). 1.2.«Предвосхищение оснований». 2.1. Круг в доказательстве. 3.1. Выдвижение противоречащих друг другу аргументов. 4.1. «Слишком поспешное доказательство». 4.2. «Чрезмерное доказательство» (чем больше аргументов, тем лучше). Правило 1. Должны соблюдаться правила умозаключений, которые использовались при построении обоснования.- Ошибки 1.1. Нарушение правил умозаключений соответствующего вида, 1.2. Мнимое следование — общее несоответствие аргументов и тезиса, которое проявляется в том, что логически слабыми аргументами (узкими, проблематичными) пытаются обосновать более сильный тезис (широкий, безусловный, достоверный). Типичные случаи мнимого следования: · Переход от узкого к более широкому контексту, когда в аргументах утверждаются конкретные свойства определенных явлений, а в тезисе утверждаются свойства всего рода явлений. · Переход от сказанного с условием к безусловному утверждению, когда аргументы, истинные при известных условиях, в процессе рассуждения от этих условий освобождаются. А также переход от сказанного в определенном отношении к сказанному безотносительно к чему бы то ни было. · Привлечение не связанных с обсуждаемым тезисом аргументов: а) аргумент к силе; б) к невежеству; в) к выгоде; г) к здравому смыслу; д) к состраданию; е) к верности; ж) аргумент к авторитету. 8.1 Логика общения. Психотехнический и технологический принципы общения Древние греки связывали с «логосом» универсальный принцип, в соответствии с которым происходят все события в природе (Гераклит). Стоики называли «логосом» управляющий принцип, присущий любой реальности и пронизывающий ее. В современном мире особое значение в коммуникативных и психических процессах имеет языковая реальность. В эллинистической и христианской традиции «логос» — посредник между божественной (абсолютной) реальностью и чувственным миром. Основатели теории и практики нейролингвистического программирования (НЛП) Ричард Бэндлер и Джон Гриндер исходили из того, что логика человеческого поведения определяется языковыми паттернами, способными изменять прежние убеждения и создавать новые. НЛП занимается проблемами влияния, которое оказывает язык на психические процессы и другие функции нервной системы, выделяя при этом стратегии («программы») и языковые шаблоны, которые организуют и направляют поведение. Язык — важнейшая составляющая социального и психического опыта. Поэтому языковые конструкции, которые несут в себе смысловую схему, способны заменить собой опыт и ситуацию общения. Поскольку логика занимается анализом смысловых конструкций, которые скрыты за языковыми выражениями, она имеет отношение и к анализу поведенческих схем в коммуникативных ситуациях. Психотехнический и технологический принципы общения С точки зрения психотехнического принципа субъекты общения рассматриваются как единое целое, образующее конкретную ситуацию. Название принципа происходит от греческого слова «технэ», в переводе означающего умение обходиться с некоторой областью действительности. Такой характер связи в коммуникации назовем субъектным: Я (активный субъект) <=> Ты (активный субъект). Ядром ситуации оказывается процесс взаимопонимания, предполагающий определенные этические, психологические и логические нормы, регулирующие обратную связь в коммуникации, ее развитие в конструктивном направлении. Главной целью коммуникативного процесса в данном случае выступает владение ситуацией. В самом общем виде психотехнические нормы коммуникации можно представить в требованиях: •уважать равноправие, равноценность субъектов коммуникации; это требование предполагает психическую установку: «Я — человек среди людей, имеющих свой богатый внутренний мир»; •в оценке ситуации и действий субъектов исходить из учета целого; отсюда следует принцип психотехники: управлять субъектом коммуникации возможно только через управление ситуацией в целом; •быть внимательным к интересам и нуждам противостоящего субъекта; • постоянно возвращаться к самооценке в данной ситуации. Методы обращения с людьми, выделенные Д. Карнеги, лежат в русле психотехнического принципа коммуникации: 1. Не критиковать, потому что критика бесполезна. Она заставляет человека обороняться, занимать агрессивную позицию, оправдывать себя. В девяноста девяти случаях из ста люди себя ни в чем не обвиняют, как бы не правы они ни были. Активная критическая позиция в коммуникации, несмотря на свою силу и агрессию, оказывается нерациональной с точки зрения достижения взаимопонимания. Критика, нанося удар по самолюбию, задевает чувство собственной значимости, вызывая отрицательный эмоциональный! отклик, создает психологические барьеры для дальнейших контактов. В отношениях с людьми необходимо помнить, что вы имеете дело с эмоциональными созданиями, остро реагирующими на смысл сказанных слов. Любой глупец может критиковать, осуждать и выражать недовольство. Для понимания и проявления снисходительности требуется сильный характер и самообладание. Правила действия в коммуникации: •владейте собой, сохраняйте самообладание в любой, даже самой неблагоприятной ситуации; •не критикуйте, не судите, представьте себя в аналогичных обстоятельствах; •подчеркивайте все хорошее, что знаете о человеке. 2. Уважать чувство собственного достоинства человека. Поощряя стремление человека к собственной значимости, помогать укреплять чувство самоуважения и ответственности, способствовать повышению уровня личностной самооценки. Только тогда становится возможным реальное применение следующего метода. 3.Владеть ситуацией общения настолько, чтобы побуждать человека захотеть сделать то, что в данном случае необходимо. Этот метод опирается на поиск и формирование ведущего мотива действия, соответствующего конкретной ситуации и цели. Технологический принцип коммуникации опирается на применение технологии в смысле практического приложения научных знаний к преобразованию объектов. Технологическая цепочка имеет на входе некий исходный материал (в техническом мире «болванка»), на выходе после применения рассчитанных воздействий — продукт. В сфере материального производства, например: стальной прут — серия операций — гвозди. В случае психологической технологии на входе — единичный или массовый субъект выступает объектом воздействия. Принцип коммуникации в данном случае не учитывает обратных связей в системе: Я (активный субъект)=Ты (объект воздействия). Такой принцип в качестве главного метода предполагает манипуляцию объектами коммуникации с помощью тех или иных средств воздействия (средств массовой информации, психологического давления, гипноза, внушения, программирования). В подсознании субъекта коммуникации «Я» сохраняется установка на избранность («Я — это совсем другое дело»). В реализации объектного принципа важна технология, включающая знание приемов и методики их последовательного применения. Технологическая цепочка в коммуникации предполагает односторонний переход: «Я — знание — средства информации — средства воздействия — объект». Наиболее адекватно такая модель коммуникации представлена традиционной системой обучения, а также общением с компьютером. Э. Берн психологию поведения рассматривает через два основных понятия: «Эго» (Я) и его трансакции. Термин «Эго» обозначает относительно независимые, обособленные во внутреннем мире человека совокупности эмоций, установок, схем поведения, которые сами по себе могут проявляться в поведении и отдельно. Жизненные позиции формируются на базе комплекса установок, которые, в свою очередь, основаны на конкретных значимых воспоминаниях, имеющихся у каждого человека. Он далеко не всегда может их припомнить, но они всегда есть и оказывают ощутимое влияние на поведение. Берн выделил три комплекса установок и способов поведения: Родитель (Рд), Взрослый (В), Ребенок (Рб). Состояние «Родитель» — не только обобщенная позиция, но и личные воспоминания, как реагировали мои отец и мать на подобную ситуацию. «Ребенок» — не вообще ребенок, а я сам в детстве в такой ситуации. Предполагается, что в любой момент каждый человек может быть либо Взрослым, либо Родителем, либо Ребенком. Конкретное состояние «Эго» определяет позицию и статус человека в общении. Трансакция — единица общения, фиксирующая взаимодействие определенных позиций. Цель простого трансактного анализа — выяснить, какое состояние «Эго» (Я) ответственно за побуждения и какое; состояние человека стоит за его поведенческой реакцией. Поведение человека в трансакции имеет две стороны: стимул (проявление внимания и осведомленности) присутствии другого) и реакцию (ответ на обращение). Выделяются три типа трансакций: дополнительные, пересекающиеся, скрытые. 8.2 Стратегия и модели делового общения определяется целью и стилем общения. Главной характеристикой делового стиля общения выступает отношение партнеров к проблеме. Модель ситуации делового общения также представляет собой треугольник опосредованного общения, в котором равноправное место занимает проблема: «Мы — Проблема — Вы». При этом проблема оказывается центром коммуникации, поскольку отношение к обсуждаемой проблеме не должно зависеть от отношения к оппоненту. Реализация принципа субъектной независимости проблемы предполагает выполнение определенных методических требований в процессе коммуникации: 1.Стремиться к выявлению проблемы самой по себе, независимо от собственного к ней отношения и отношения к ней других участников коммуникации. 2.Развести объективную оценку и свои конкретные цели и намерения без претензии на приоритет, особое право на истину в послед ней инстанции в формулировке собственной позиции по проблеме. 3.Стремиться к независимой экспертной оценке различия в позициях, что кладет начало формированию поиска компромиссного решения в качестве ведущего мотива коммуникативного процесса. 4. Поддерживать уважительное отношение к позиции партнера, исходя из принципа равенства субъектов коммуникации.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |