Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А другую – избегание неудач

У каждого человека эти мотивы присутствуют, но индивидуальные различия заключаются в степени выраженности у каждого той или иной стороны. Стремление к успеху означает, что человека очень радует успех в этой деятельности – означает, что когда он достигает в этой деятельности(где есть критерий успеха) каких-то результатов хороших он переживает огромную радость, но если он не достигнет – ему неприятно, но это не страшно. Те, у кого мотив стремления к успеху выражен – они не боятся неудач, их не так болезненно задевают неудачи, как греет успех, а вот у людей, у которых избегание неудачи максимально выражено – то, они наоборот, эти приятные эмоции от успеха они не так сильно переживают, а вот неудачи переживают крайне болезненно, поэтому у них мы видим совсем другую стратегию деятельности, совсем другую структуру целеполагания – для них не так важно пережить успех, как избежать неудачи. Правда, бывают и конфликтные варианты, когда человек одновременно и неудач боится и успеху радуется. Успех его притягивает. А вот шизоидный тип характера – когда ни успех не важен, ни неудача не страшит, если сильно не задевает – вот тогда уровень притязаний может вообще не формироваться.

1) Влияет, какой мотив преобладает на эти выборы, на это целеполагание.

2) В этой модели мотивации достижений был введён ещё 1 фактор – на самом деле, человек не только переживает радость от успеха, болезненно переживает неудачу, но он ещё оценивает вероятность достижения успеха и избегания неудачи на каждом уровне, те, представьте себе, что человек – большой компьютер, у нас задачи разного уровня сложности – от 1 до 10. Как происходит выбор – какую цель в следующий раз поставить? И вот в модели ожидаемой ценности, в которую введён фактор вероятности прогнозирования успеха/неуспеха. Это называется – модель ожидаемой ценности – модель Аткинсона.

Выбор определяется следующим образом. Это валентность – привлекательность успеха умножается на вероятность этого… Формула для каждого уровня сложности. Допустим, для первого уровня сложности. Вот это привлекательность успеха – ценность успеха на решение каждой задачи х (умножается) на вероятность решения задач первого уровня +(и к этому прибавляется валентность) – стремление избежать неудачи отрицательное– желания или нежелание неудачи.

Избегание неудачи на первом уровне умножить на вероятность этой неудачи на первом уровне. И так для каждого уровня считается. Ценность успеха на первом уровне очень невысока. (Кто будет гордиться, что решил самую лёгкую задачу?Здесь маленькое число) Вероятность решения задачи первого уровня сложности – она очень высока – даже почти равна 1. Уж я то не решу?! – говорит себе человек. Дальше из этого отнимается – тк та валентность отрицательная – очень не хочется опозориться при решении простой задачи. Здесь очень высоко желание избежать неудачи Х (умножить) на вероятности неудачи (она почти нулевая – человек говорит – уж первую я точно решу). Это для первого уровня. Потом для второго просчитывается, для третьего. И тот уровень, на котором получится самое большое значение – он и выбирается. Допустим 10 уровень – вероятность успеха почти 0, а с другой стороны, не так страшно потерпеть неудачу на этом уровне. А вероятность неудачи здесь почти 100%. И 10 уровень отвергается. Те человек. Сопоставляя результаты (полагается, что он будет так рассчитывать для каждого уровня сложности), думает насколько я хочу? насколько меня греет успех здесь? Насколько вероятен на этом уровне успех? Насколько мне позорна неудача на этом уровне? Насколько она здесь вероятна? И вот человек выбирает тот уровень, на котором успех максимально вероятен и будет греть, и неудача не так страшна. Каждый раз этот баланс устанавливается, чтобы понять насколько он боится неудачи, насколько его влечёт к себе успех. Вот так в данном случае выглядит эта модель – модель ожидаемой ценности. На самом деле это всё в английском варианте выглядит – вместо стремления к успеху это валентность – successful на первом уровне умножить на probability (вероятность успеха на первом уровне) + failure (отрицательная валентность неудачи на первом уровне) Х (умножить на) probability (вероятность успеха на первом уровне или n-ном уровне).

Итоговая валентность – в данном случае n – максимальное значение данного выражения для некоторого n. Вот так выглядит модель ожидаемой ценности. Если мы имеем дело с реальной мотивацией достижений, то здесь вероятность успеха и привлекательность успеха (его ценность или его валентность (здесь это синонимы, мы говорим ценность – это вот валентность, а ожидаемое(ожидание) – это вероятность). Для мотивации достижения очень интересная связь – чем недостижимее цель – тем она привлекательнее, а валентность и вероятность достижения связаны отношениями обратной зависимости. Такое мы увидим только для мотивации достижения. Для мотивации аффилиации – дружбы, любви и привязанности – нет таких соотношений, для мотивации помощи. Было бы странно, если бы было – чем труднее помочь, тем больше хочется. А вот для мотивации достижения как раз такое и есть – чем труднее достижима цель – тем больше хочется её достичь.

Возвращаясь к эксперименту, испытуемому надо предлагать не только успех, но и неудачу – когда предлагаете испытуемым лабиринтные задачи на время – это легко сделать – секундомер то у вас, поэтому Вы можете варьировать. Так же и в моторной пробе Шварцландера. Вы даёте на выполнение первого задания 10 секунд, на выполнение второго задания 10 секунд, на выполнение третьего задания, чтобы создать переживание неуспеха и посмотреть, что произойдёт с самопритязаниями – 8 секунд, ну и последнее хоть 20, потому что последний результат не важен. Как посчитать реальные уровень притязаний, который мы с вами сегодня изучали. Мы будем считать целевое отклонение – это цель – (минус) предыдущий результат, на котором цель и формировалась. Считается таким образом. В верхнем левом уровень притязаний, а в нижнем левом уровень достижения. Для того чтобы целевое отклонение посчитать. Мы должны из уровня притязаний второй таблицы – вычесть уровень достижений 1й.

Тоже самое сделать для остальных. Уровень притязаний 3 – уровень достижений из 2й + уровень притязаний из 4й таблицы - вычесть уровень достижений 3. Реальный уровень достижений 4 й нам не нужен, поэтому можно дать больше времени. А потом всё получившееся мы делим на 3. Может получиться отрицательное число, может получиться 0. Это не должно пугать. Целевое отклонение мы берём уровень притязаний 2й – уровень достижений 1, уровень притязаний 3й – уровень достижений 2й.

Нормы:

+5 и выше – нереалистично высокий уровень притязаний

+4, 99 - +3 – высокий уровень притязаний

+2,99 - +1 – умеренный уровень притязаний

+0, 99 - -1, 49 – низкий уровень притязаний (0 сюда попадает)

-1, 5 и ниже – нереалистично низкий

Как говорил Левин за этим стоит самооценка, за этим стоит уровень Я. У человека может быть очень высокая мотивация достижений, а планирование предполагает такие низкие цели. Это ничего не говорит о том, какая мотивация достижений. Сейчас есть опросники Эйлерсона – отдельно изучается степень выраженности (стремление к успеху, мотивация к успеху) и отдельно мотивация избегания неудач. Понятно, что нереалистично высокий уровень притязаний – человек стремится сделать многое, переоценивая свои возможности, терпит неудачу. А с нереалистично низким – выбирает слишком простые цели, которое может объясняться и заниженной самооценкой и социальной хитростью, когда человек избегает слишком сложных дел.

Как вы понимаете, эта методика при всех своих достоинствах – экспресс характер и лёгкость осуществления. Они имеет ряд недостатков, ибо уровень притязаний мы можем померить только когда человек действительно замотивирован делать это задание, потому что в нашей культуре и в нашей среде моторная координация не является таким уж высоким достижением и похвальной чертой, как высокий интеллект и другие добродетели. Человек может сказать – я итак знаю, что я не очень поворотлив и не в этой сфере я планирую чего-то достичь. Те задание может просто не заинтересовать, поэтому иногда даются задания на интеллект, чтобы сформировать заинтересованность и измерить настоящий уровень притязаний. То исследование уровня притязаний началось ещё в школе Курта Левина.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Одну из которых назвали стремление к успеху, | Інвестиційний ринок. Можно и на подростках и на детях, просто там уже другие нормы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.