Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Інвестиційний ринок. Можно и на подростках и на детях, просто там уже другие нормы

ТЕМА 3

Можно и на подростках и на детях, просто там уже другие нормы. Если Вы желаете проводить этот тест на соответствующей возрастной группе – просто посмотреть надо в методичке – там есть для разных возрастов. Обычно этот тест берут в сочетании с методикой Дембо –Рубинштейна, методикой изучения самооценки.

Это только на взрослых можно проводить?

Эксперимент:

Это когда рисуются шкалы для испытуемых. Экспериментатор серединку отмечает. Конечно, это методика такая, что здесь зависит от того, с кем мы проводим обследование. <<Вот здесь шкала самые умные, самые глупые размещены по этой школе. Пожалуйста, отметьте, где Вы находитесь>> – просит экспериментатор. Самые красивые, самые безобразные, самые злые, самые успешные в вашей профессии и т.д. Последнюю шкалу обычно дают пустую, чтобы понять, что является значимым для человека, потому что многие наши шкалы могут никак не задеть испытуемого. Смотрят потом, где человек расположил свой крестик. Там есть три части. Средняя треть – адекватная самооценка. Умеренно заниженная – если она ниже середины и умеренно завышенная – если выше, а дальше в + - нереалистично завышенная, а в - - неадекватно заниженная. Методика простая, конечно, она очень примитивная, а самооценка вообще вещь очень динамичная – сегодня она такая, а через полчаса она другая. Это такое психологическое состояние, которое отличается крайней нестабильностью, на неё сильно влияет эмоциональное состояние человека. Это была описана методика Тамары Дембо (она вызывала аффекты, мы её обсуждали на прошлой лекции) и Сусанны Яковлевны Рубинштейн отечественного специалисты в области патопсихологии. Возвращаясь к Курту Левину и его теории, он изучал динамику целей в текущей ситуации. Он вводит временную перспективу в процессы мотивации, как гештальт-психолог, он изучает человека здесь и теперь. Он, изучая, что побуждает человека, приходит к понятию психологическое поле. Как совокупность всех детерминирующих человека факторов. Совокупность переживаемых человеком здесь и теперь побудителей его активности. Здесь он очень близок к неклассической психологии, потому что причины поведения человека он ищет во взаимодействии с окружающим миром, а не внутри самого субъекта. И вот он человека (person) помещает в пространство объектов.

<<И вот эти объекты говорит он – все обладают для человека валентностью, те обязательно каким-то знаком, они обязательно для человека что-то значат, те, они не безразличны, а если безразличны – они просто не попадут в это психологическое поле, не будут побуждать человека к какому-то поведению или изменению текущего поведения.>> Они не детерминируют, следовательно, они не входят в психологическое поле.

Это легко показать на житейских примерах – когда Вы назначаете встречу приятелю в переходе или в какой-то точке города – Вы рядом опознавательные знаки размещаете – вот здесь стоит такой киоск, где торгуют аудиоаппаратурой, здесь салон сотовой связи, здесь магазинчик косметики и т.д. В зависимости от склонностей человека он замечает то из окружающей среды, что его как-то задевает. было бы странно, если бы молодые люди, обсуждая, где им встретиться, сказали бы – там справа – лавка Здоровье, а слева ларёк для мам (памперсы и сухие смеси). Они этого не заметят, они заметят то, что действительно интересно, может выступить ориентиром. Объекты для человека, говорил Левин, они обладают валентностью, они значат что-то для человека. Человек обладает потребностями или квази-потребностями и объекты внутри него приобретают валентность только потому что у человека есть эти потребности. У него есть эта потребность – следовательно, какой-то объект извне начнёт его притягивать или отталкивать – будет обладать + или – валентностью. Он доказывал существование валентности, по-другому он говорил – характер требований. Объекты обладают характером требований для человека. Например, Алиса в Стране Чудес идёт и видит пузырёк с надписью <<Выпей меня>>. В теории Курта Левина объекты как раз обладают такими побуждениями – побуждая человека что-то сделать с ними. И вот он проводит такой эксперимент с сотрудниками института, с аспирантами.

Эксперимент: Зазывается человек в комнату и экспериментатор под надуманным предлогом оставляет его на какое-то время, например, мне надо по телефону позвонить – подождите минуточку, а вокруг человек много разных предметов – там и этажерка с бисерной занавесочкой, и колокольчик, и распечатанное письмо, и книга. Экспериментатор, выйдя как бы на минуточку. Начинает через зеркало Гизелла наблюдать за этими людьми. И все, включая Блюму Вульфовну Зейгарник, как она признавалась, начинают манипулировать с этими предметами – звонить в колокольчик, играть бисерной занавеской, листать книгу, любопытствовать по поводу письма, чертить карандашом и т.д. Первые несколько минут они подчиняются вот этому характеру требований со стороны вещей- те делают то, что от них ожидают вещи, чтобы они сделали. В каждой вещи <<записано>>, что с ней можно сделать. Человек в какие-то моменты начинает этим требованиям подчиняться. Такое поведение Курт Левин называл полевое поведение – подчинение требованиям поля, те это поведение сообразно требованиям вещей, а не мотивам, имеющимся в данный момент у человека. Альтернативой полевому поведению является волевое поведение – это когда человек ведёт себя сообразно намерениям, имеющимся у него лично, мотивам, которыми он обладает и преодолевает требования со стороны вещей. Он проводит такие эксперименты изучая способности человека – преодолевать или подчиняться требованиям поля.

Эксперимент: Он зазывает студента в лабораторию, где стол уставлен всякими вкусными штуками и говорит ему- можете есть и пить, сколько хотите, но мы будем за вами наблюдать, смотреть, записывать, как Вы едите. Кто-то из студентов смог преодолеть это. Кто-то сказал из них: <<Когда я в своём студенческом рационе попробую такие всякие разные вкусные штуки - я обязательно это всё поем. Вряд ли их интересуют, как я ем, значит, они изучают что-то другое>>. Кто-то не мог преодолеть вот это давление со стороны поля. Он смущался – ему кусок в горло не лез. Он отказывался от этой чести. Аналогичный эксперимент проводили с вечеринкой, когда включали патифон, приглашали девушек и молодых людей, устраивали вечеринку и зазывали в лабораторию и говорили, чтобы они развлекались (но за ними будут следить – наблюдать, как вы танцуете и подслушивать, что вы говорите девушке и изучать ваше поведение). Одни студенты смущались, топтались и наступали девушкам на ноги. А другие выбирали девушку посимпатичнее и с удовольствием с ней плясали. Понятно, что второе поведение – волевое – человек действует исходя из своих намерений (флиртовать, танцевать, пить, есть и т.д.) А кто-то не может преодолеть это давление со стороны поля, требования со стороны вещей.

Наблюдение явно выступает, как объект отрицательной валентности. Объект с отрицательной валентностью побуждает человека двигаться от, а объект с положительной валентностью, побуждает человека приближаться к нему. Поведение Левин часто рассматривал как суммирующую (сумму сложения по всем векторам), когда человек приближается к нужным объектам, избегая ненужных, то траекторией движения будет равнодействующая всех сил, оказывающих на него (на человека) воздействие.<< Но понятно, что волевое поведение – говорил он, - появляется у ребёнка не сразу.>> Сначала поведение ребёнка полностью зависит от вещей, которые его окружают. Намерение сразу реализовывается – притягательная вещь заманивает ребёнка и он не может этому сопротивляться. Левин снял фильм <<Ханна садится на камень>>. В котором девочка 1.5 лет захотела сесть на камень. И вот она приближается к нему, обхватывает ручками, прижимается, даже лижет этот камень, но она не может на него сесть…Привлекательный объект – здесь надо не к нему двигаться, а первую часть пути проделать от объекта – к нему надо повернуться спиной, отвернуться от него, уже тогда появляется возможность забраться на камень. Возможно, вы видели, как маленькие дети садятся на стульчик в метро например, даже если стульчик низенький – в метро высоковато для них- в группе детского сада – даже если стульчик низенький – они не могут отвернуться – они сначала залезают коленками, потом уже переворачиваются. Подчиняются этой валентности, этому притяжению, когда полевое поведение. Взрослый человек, хотя и обладает способностью к волевому поведению. Курт Левин говорил, что в разных состояниях эта способность может ослабевать. Например, усталость, бурная эмоция, аффект, стрессовое состояние, ослабленный после болезни организм. Вот тогда, по слова Зейгарник, <<вещи начинают лезть в глаза>>. Они начинают притягивать внимание человека – когда человек устал – ему трудно сосредоточиться. Всё отвлекает. <<Едешь в троллейбусе – видишь чёрную нитку на белом драповом пальто соседа. Очень хочется её снять, но понятно, что это незнакомый человек, будет воспринято неадекватно>> – пишет Зейгарник.

В разных состояниях у человека может происходить переход от полевого поведения к волевому поведению. Конечно, внутри полевого поведения тоже бывают разные варианты, разные градации. Понятно, если вещь обладает валентностью, значит, каким-то потребностям она соответствует. Может, это не те потребности, которые человек в данный момент намеревается реализовать, пробуждает те желания, которые человек сейчас не собирается реализовывать – это один вариант полевого поведения. Например, пошёл человек на встречу с другом, по дороге встретил магазин канцелярских товаров, вспомнил, что у него кончилась бумага для принтера, << вот думает – кстати и зайду>> - вот это вариант, здесь внешний объект напомнил - намерение реализовалось. Есть второй вариант полевого поведения, абсолютно бесцельный, когда за этим не стоят истинные потребности – как в случае с занавеской и колокольчиком, когда истинные потребности, за сформировавшимися квазипотребностями не стоят. Это очень нестойкое состояние. Человек некоторое время проскучав и прозвонив в колокольчик начинает заниматься чем-то своим. Недолго он пребывает в бесцельном состоянии. Это поле – совокупность детерминант. Со временем туда будет введена временная перспектива, но так как Курт Левин всё-таки гештальт психолог – он приходит к понятию жизненного пространства. Те это не только психологическое поле- то, что присутствует здесь и теперь. В этом поле присутствует и настоящее, и будущее (в этом жизненном пространстве). Но оно существует через настоящее – через те цели, которые человек полагает в данный момент, планы, которые он строит здесь и теперь, воспоминания, которые детерминируют здесь и теперь – конкретное его поведение. Это всё о теории мотивации Курта Левина.

Другая школа, которую мы будем рассматривать это бихевиоризм и необихевиоризм. Проблема мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме. При формуле классического бихевиоризма возникает вопрос – где здесь мотивация. Получается, если строить психологическую науку согласно этой формуле – активатор, то, что побуждает, то, что приводит организм в действии и движении – это обязательно какое-то внешнее событие. Те без внешнего события организм даже бы не пошевелился – никакого действия не было бы совершено. Однако необихевиоризм – как попытка скомпенсировать определённые недостатки, определённые радикальные высказывания бихевиоризма и ответить на некоторые вопросы, которые в классическом бихевиоризме не могли найти ответа. Вы все наверное помните эксперименты на латентное научение.

Эксперимент: Крыса забегает в лабиринт в одном рукаве пища, а в другом – вода. Крыса не хочет ни есть, ни пить, побегав по лабиринту, она возвращается. Однако когда крыса проголодается она безошибочно свернёт в левый рукав лабиринта, а если захочет пить (её депривировать в плане воды) то в правый. В данном случае почему в первом варианте, когда проходило научение – стимул не вызвал никакого пищевого поведения? А во втором случае вызвал? Значит, нужны опосредующие переменные.

В необихевиоризме приходят к пониманию опосредующих переменных, среди которых не только когнитивные карты, но и цели, побуждения, состояния, влечения (драйвы). Вот получается что состояние организма выступает опосредующим фактором, что без должного состояния стимул не вызовет пищевой реакции и не вызовет питьевой реакции. То в отечественной психологии мы разделили понятие потребность как то, что активирует, побуждает и понятие мотива как то, что направляет, создаёт конкретную направленность в ситуации. Вот в необихевиоризме приходят к тому что состояние организма это то, что активирует. Приходят к понятию мотива, но мотив выступает в данном случае как то, что энергитизирует, отвечает за общую, ненаправленную активность (мы знаем у нас это слово потребность) и то, что придаёт примерную направленность и повышает чувствительность к определённому стимулу. Те мотив как сенсибилизатор, мотив как активатор, мотив, как созидающий определённую направленность, не конкретную. Вот конкретная направленность по-прежнему остаётся за стимулом. Мотив – общая направленность, общая активация. Те то, что мы бы назвали пищевой потребностью. Понятно, что она будет определять достаточно избирательное поведение.

Животное будет искать именно пищевые объекты, вовсе не какие-то другие. Даже ни комфортную температуру, ни воду, ни безопасное место, будет искать именно пищу. Однако к какой конкретно пище побежит – это зависит от стимула. Ещё в бихевиоризме не только пришлось ввести понятие мотива, как некоего теоретического конструкта. Хотя они пытались избегать различных теоретических конструктов – их нельзя пощупать и нельзя непосредственно наблюдать. Это то, что объясняет, почему животное побежало в этом направлении, почему животное пришло в состояние активности. Они не только вводят понятие мотива, называя это драйвом или побуждением.

Но они впервые начинают изучать мотивацию экспериментально. Непосредственной заслугой психологии бихевиоризма и необихевиоризма – эксперименты в области психологии мотиваций, где мотивация измеряется, где силе мотива придаётся конкретное численное значение. Создаётся конфликт мотивов. По физическим параметрам можно измерять силу того или иного мотива. Например, какой силы ток животное согласно терпеть, чтобы добраться к пище. Сила тока – численное выражение напряжения пищевой потребности. Они измерили мотив. Они ввели конфликт мотивов как экспериментальную ситуацию изучения потребности. Поскольку бихевиористы считали, что законы душевной жизни человека и животных одинаковы, то на животных можно изучать мотивацию человека. Законы мотивации изучались на лабораторных животных – крысах, голубях, кошках и т.д. Некоторые закономерности были открыты в бихевиоризме. Например, был открыт закон, который был назван градиентом приближения. Меняется ли сила мотива по мере приближения к объекту? Хотим ли мы чего-то больше или меньше, когда мы близко от достижения нашей цели или далеки от неё? Это закон, связывающий силу мотива и близость к предмету этой потребности.

Эксперимент: Крыса, к ней за ошейник привязана гирька, которую она волочет за собой. Между гирькой и ошейником пружина. Когда крыса бежит сильно – пружина растягивается. Когда крыса бежит медленнее – она меньше растягивается – она сокращается. По степени растяжения пружины можно определить скорость, с которой бежит крыса. Вопрос – голодная крыса бежит к пище – быстрее ли она бежит к пище в каждой точке? Оказывается, чем ближе крыса находится к пище, тем быстрее она движется. Скорость в данном случае растёт по мере приближения к привлекательному объекту. Это называется градиент приближения. В реальной жизни много таких случаев. У человека мы видим ту самую закономерность. Ожидание свободы узника становится настолько сильным, что часть побегов совершается незадолго до освобождения, а не в начале отбывания срока. Человек хочет чего-то тем сильнее, чем ближе он к этой цели приблизился. И существует аналогичный закон, который был назван градиент избегания.

Эксперимент:

если мы возьмём объект, обладающий отрицательной валентностью, от которого крыса будет убегать – например, клетка, в которой она подвергалась токам – при виде этой клетки она очень быстро убегает. Когда она быстрее бежит? Оказывается, чем ближе она к этой клетке, тем выше скорость этой крысы. Чем дальше она от этой клетке, тем скорость всё больше замедляется. Даже встретив неприятного человека в толпе, человек сначала убегает быстро-быстро. По мере отдаления от опасности – он шаги замедляет. Студент больше боится экзамена накануне экзамена, чем в начале семестра. Вот варианты градиента избегания. Градиент избегания растёт быстрее, чем градиент приближения. Это имеет биологическое значение. Такого рода эксперименты ставились в бихевиоризме. Ставились эксперименты влияния на силу мотива разных других факторов. Например, в данном случае имеется ввиду не конкретного мотива, а общей ненаправленной активности. Бихевиористы изучали это, но немного не естественно – их за это критиковали. Клетка активности на пружинах – чем больше животное бегает по этой клетке, тем больше сокращаются пружины – это показатель активности. Или колесо активности – скорость вращения колеса – показатель общей ненаправленной активности. Крыса в этой клетке или колесе.

От чего зависит общая ненаправленная активность? От степени депривирования той или иной потребности. Параллельно изучили влияния на эту ненаправленную активность гормонального уровня, половых, возрастных факторов и прочих факторов, которые повышают эту ненаправленную активность или, наоборот, её понижают. От чего зависит общее побуждение, общая активность? Тоже эти факторы изучались экспериментально. Бихевиористов ругали за неестественность экспериментов. На самом деле в реальной жизни не бывает ненаправленной активности в чистом виде. Животное обычно примерно знает, где искать пищу – оно не бывает в замкнутом пространстве. Чаще всего голодное животное. Направляясь на поиски пищи, имеет в своём поведении определённую направленность. Самой большой ошибкой было переносить законы животного поведения на законы человеческого поведения. Не учитывалась социально-историческая обусловленность, не учитывалась специфика психики человека. Это было существенно. Вот когда эти драйвы (побуждения) то. что направляет в общем, то, что придаёт самую общую направленность и то, что активизирует поведение. Вот эти драйвы или побуждения Толмен классифицировал. Эти классификации становились всё сложнее и сложнее. В 51 году Толмен приходит к такой классификации драйвов. Он выделяет среди них:

1) Первичные – они врождённые побуждения или врождённые влечения (к ним он относит – голод, жажду, избегание боли, сексуальное влечение, любопытство и агрессию против внешних препятствий.

2) Вторичные – врождённые. По своему содержание они социальные. Это присоединение, господство, подчинение и зависимость.

3) Третичные – условные или приобретённые побуждения. Усвоенные. Это стремление пользоваться теми целями, которые даёт культура. Среди них Толмен в качестве примера называет богатство и деловой успех. Эти побуждения – они как бы надстраиваются по принципу обусловливания над имеющимися врождёнными. Случай маленького Альберта с крысой. Механизм нехитрый, если помните павловские рефлексы. Принцип – безусловный стимул + условный стимул = некая безусловная реакция (вызывают некую безусловную реакцию) Со временем условный стимул начинает вызывать эту же безусловную реакцию. В данном случае безусловный стимул выступает как подкрепление. Процесс образования условных связей называется обусловливание. Вот это обусловливание – как механизм образования нового опыта. В бихевиоризме это называется научение. За счёт обусловливания появляются все новые формы поведения, все новые формы эмоциональных реакций. ( Забегая вперёд, бихевиористы думали, что всё многообразие человеческих реакций – оно строится на небольшом фундаменте врождённых – те безусловных реакций. Эмоциональная жизнь человека тоже строится на том же фундаменте. Человеку от природы достались 3 эмоции – любовь, страх и ненависть или ярость. Только для бихевиористов эмоции не есть переживания любви, ярости или гнева. На самом деле любовь – это реакция улыбки в ответ на какой-то приятный тактильный стимул (например, врождённый стимул). От природы досталось, что Безусловный стимул на него идёт условная реакция, которая называется любовью – это улыбка младенца. Гнев – в ответ на некие безусловные стимулы раздаётся реакция – плача и специфического сжимания – напряжения тела и страх – то же самое, но немножко другая мимика-пантомимика, слёзы ярости, гневный крик и напряжение мышц тела. Это эмоция страха, а все остальные человеческие эмоции формируются по принципу обусловливания. Вот он брал мальчика из дома малютки и подвергался жестокому эксперименту с кроликом. Безусловная реакция страха возникает в ответ на безусловный стимул, это сочетается с условным стимулом. Условным стимулом является белый кролик, а безусловным – удар железкой по рельсу или потеря опоры. Возникает безусловная реакция страха, и ребёнок плачет и сжимает тело. Со временем (в данном случае реакция образуется мгновенно) сам условный стимул и предметы, напоминающие его реакция генерализовывается. Когда нет ограничений, то реакция всегда генерализуется. Борода Деда Мороза, белая крыса, свежие волосы экспериментатора, шуба – всё начинает вызывать безусловную реакцию страха. Так образуются страхи у взрослых говорил Уотсон. Вот по такому же типу, по принципу обусловливания формируются третичные побуждения на основе реально существующих врождённых побуждений первичных и вторичных.

1. Характеристика інвестиційного ринку та етапи його вивчення.

2. Інфраструктура та кон'юнктура інвестиційного ринку.

3. Оцінка та прогнозування інвестиційного ринку.

4. Ринок цінних паперів. Його аналіз.

1. Характеристика інвестиційного ринку та етапи його вивчення.

 

Суб'єкти інвестиційної діяльності реалізують власні економічні інтереси, вступаючи у певні взаємовідносини на інвестиційних ринках, що регулюють процес обміну інвестиціями та інвестиційними об'єктами.

У сучасній економічній літературі можна зустріти різні підходи до тлумачення, зокрема, у вузькому значенні цей термін використовують для позначення ринку інвестиційних товарів (усіх видів будівельних матеріалів і активної частини основних виробничих фондів) та інвестиційних послуг (будівельно-монтажних робіт). У зарубіжній літературі інвестиційний ринок ототожнюється із фондовим, на якому основними формами інвестицій є інвестиції в цінні папери.

Інвестиційний ринок – це сукупність економічних відносин, які виникають між продавцями та покупцями інвестиційних товарів і послуг, а також об'єктів інвестування в усіх його формах.

Інвестиційний ринок розглядається як сукупність окремих ринків (об'єктів реального та фінансового інвестування), у складі якого виділяються: ринок пря­мих капітальних вкладень, ринок об'єктів приватизації, ринок нерухомості, ринок інших об'єктів реального інвестування, фондовий та грошовий ринки прямих капітальних вкладень, ринок об'єктів приватизації, ринок нерухомості, ринок інших об'єктів реального інвестування, фондовий та грошовий ринки (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Складові інвестиційного ринку

Ринок реальних активів пропонує інвестиційні товари та послуги: нерухомість, ділянки під забудову (іпотечний ринок, ринок нерухомості). Ринок нерухомості (приватні будівлі, приватизовані квартири, дачі) збільшується за рахунок приватизації. Ринок об'єктів приватизації містить об'єкти, що продаються на аукціонах за конкурсом, викуповуються трудовими колективами, та ін.; обладнання, будівельні матеріали, дослідницькі, конструкторські, будівельні, монтажні, пусконалагоджувальні та інші роботи і послуги (підрядний ринок); нові технології, ліцензії, патенти на винаходи та відкриття, досвід, знання, "ноу-хау", інжинірингові послуги (ринок інтелектуальних цінностей). На цьому ринку реалізується також робоча сила як інвестиційний товар, тобто продається здатність до праці за наймом. В Україні ринок прямих капітальних вкладень є найбільш значимим з сегментів ринку. Ринок інших об'єктів інвестування - сюди відносяться художні твори, нумізматичні цінності, тобто це тезавраційні інвестиції.

Структура реальних інвестицій:

1) видова (вкладення за видами інвестицій: проектно-пошукові роботи, промислове, тобто серійне виробництво, будівництво, та ін.);

2) технологічна (питома вага вкладень в обладнання, інструменти, інвентар, в активну чи пасивну їх частини);

3) відтворювальна (співвідношення між вкладенням в нове будівництво, розширення, реконструкцію, технічне переобладнання та ін. форми відтворення реальних інвестицій);

Реальні активи можуть реалізовуватись на умовах "спот" (протягом декількох днів) або за ф'ючерсними контрактами, тобто поставки товарів відбуваються після проходження певного, періоду часу.

Ринок фінансових активів поділяється наступним чином:

- грошовий ринок (ринок короткострокових цінних паперів, боргових свідоцтв із строками погашення менше одного року а також сюди відносяться депозитні сертифікати, іноземна валюта);

- ринок капіталів (довгострокових цінних паперів та корпоративних акцій);

- кредитний ринок (боргових зобов'язань за довгостроковими кредитами).

Ринок інвестицій (обмін інвестиціями) характеризується пропозицією інвестицій (капіталу) із боку інвесторів, що виступають у даному випадку як продавці, і попитом на інвестиції з боку потенційних учасників інвестиційної діяльності, які виступають у ролі покупців інвестицій (капіталу).

Існує два види інвестиційного попиту: потенційний та конкретний.

Потенційний попит виникає при відсутності намірів юридичної або фізичної особи при наявності доходу (прибутку) направляти його на інвестування. Такий попит називається формальним та виступає як інвестиційний потенціал – джерело для майбутніх інвестицій.

Конкретний попит (пропозиція капіталу) – характеризується конкретною реалізацією намірів суб'єктів інвестиційної діяльності на ринку.

Необхідною умовою, властивою ринковим відносинам конкурентного типу, при відносно стабільному інвестиційному попиті є випереджаючий розвиток інвестиційної пропозиції.

Врівноваження інвестиційного попиту та пропозиції проходить через механізм ціноутворення, який виникає та діє тільки в умовах вільних конкурентних ринків, які передбачають організацію обміну товарами на основі врівноваженого попиту та пропозиції. Наприклад, Інвестиційний попит на конкретний об'єкт вкладання перевищує пропозицію. В умовах конкурентного ринку це, у свою чергу, обумовить підвищення цін даного інвестиційного товару, а висока ринкова вартість інвестиційного товару є свідченням його привабливості з точки зору найбільшої віддачі інвестицій. З іншого боку, переливання капіталу (інвестицій) у певну "ефективну" точку інвестиційної сфери приведе у кінцевому підсумку до розширення даного інвестиційного товару і відповідного зниження його ціни.

2. Інфраструктура та кон'юнктура інвестиційного ринку.

Функціонування інвестиційного ринку здійснюється через інфраструктуру, яка формує інформаційне та обслуговуюче середовище, яке дозволяє інвестору працювати з мінімальним ризиком. Інфраструктуру ринку інвестицій можна умовно поділити на регулюючу, функціональну та інформаційну складові.

Зокрема, регулююча складова інфраструктури здійснює впорядкування інвестиційних відносин шляхом установлення правил, стандартів та критеріїв поведінки на ринку, та яка включає в себе: державні органи регулювання ринку інвестицій (Кабінет Міністрів, НБУ, Міністерство економіки, Міністерство фінансів, Фонд державного майна, Антимонопольний комітет), які виконують на ринку законодавчі, ліцензійні та наглядові функції та процедури. Таким чином, її основою є законодавча база, яка регулює відносини суб'єктів підприємницької діяльності на інвестиційному ринку.

Функціональна складова інфраструктури інвестиційного ринку – це фінансово-кредитні інститути та сервісні організації, які здійснюють спеціалізовану діяльність із:

• залучення тимчасово-вільних коштів на фінансування інвестиційних проектів;

• створення правових, економічних і організаційних умов для сталого розвитку приватного підприємництва;

• співробітництва з міжнародними, іноземними та українськими організаціями у питаннях розвитку підприємництва;

• забезпечення проведення техніко-економічних експертиз програм та проектів підприємницької діяльності;

• консультаційної підтримки підприємців із юридичних питань, ведення бухгалтерської звітності, оподаткування та пошуку ефективних джерел фінансування;

• страхування проектних та кредитних ризиків;

• сприяння становлення ринкових відносин в Україні через створення, підтримку та розвиток малих та середніх приватних підприємств тощо.

Інформаційна складова інфраструктури інвестиційного ринку включає в себе ділові видання, інтернет сайти рейтингових систем привабливості підприємств тощо.

Інвестиційна діяльність завжди починається з ринку, оскільки заощаджень та поточних доходів потенційному інвестору для початкового капіталу, як правило, недостатньо. Крім того, інвестор завжди намагається залучити до справи позиковий (акціонерний) капітал з метою зменшення ризику і розподілу ризику відповідальності.


Після задоволення нагальних потреб потенційний інвестор вивчає кон’юнктуру ринку, тобто ступінь активності інвестиційного ринку, співвідношення окремих його елементів (мал. 3.2).

Рис 3.2 Елементи інвестиційного ринку

 

Отже, кон’юнктура інвестиційного ринку це форма виявлення на інвестиційному ринків цілому, або на окремих його сегментах системи факторів (умов) які визначають співвідношення попиту, пропозиції, цін та конкуренції. Для кон'юнктури інвестиційного ринку характерні 4 стадії (Рис. 3.3):

Рис. 3.3 Поведінка стадій інвестиційного ринку в залежності від кон'юнктури

1) Підйом кон'юнктури, який пов'язано з підвищенням активності ринкових процесів у зв'язку з пожвавленням економіки в цілому. Він характеризується ростом обсягів попиту на об'єкти інвестування. Підвищенням рівня цін, розвитком конкуренції серед інвестиційних посередників.

2) Кон'юнктурний бум, пов'язано з різким зростанням попиту на усі інвестиційні товари, які пропозиція не дивлячись на ріст, задовольнити не може. Одночасно ростуть ціни на усі об'єкти інвестування, підвищуються доходи інвесторів та інвестиційних посередників.

3) Ослаблення кон'юнктури, яке пов'язане із зниженням інвестиційної активності у зв'язку із спадом в економіці в цілому, відносно повним насиченням попиту на об'єкти інвестування та деяким надлишком їх пропозиції. Для цієї стадії характерні спочатку стабілізація, а потім і початок зниження рівня цій на більшість об'єктів інвестування. Відповідно понижаються доходи інвесторів та інвестиційних посередників.

4) Кон'юнктурний спад – це найбільш не сприятлива стадія на інвестиційному ринку з позицій інвестиційної активності. Вона характеризується найнижчим рівнем попиту та скороченням обсягів пропозиції об'єктів інвестування. На цій стадії суттєво знижуються ціни на об'єкти інвестування, а доходи інвесторів та інвестиційних посередників падають до самої низької позначки, а в ряді випадків інвестиційна діяльність є збитковою.

У зв'язку з тим, що кон'юнктура інвестиційного ринку постійно змінюється, то її необхідно систематично досліджувати для формування ефективної інвестиційної стратегії та прийняття економічно обґрунтованих інвестиційних рішень. Вивчення кон'юнктури інвестиційного ринку охоплює такі стадії:

- Поточне спостереження за інвестиційною активністю і, в першу чергу, в тих сегментах ринку, в яких планується здійснити, або вже здійснюється інвестиційна діяльність.

- Аналіз поточної кон'юнктури інвестиційного ринку та виявлення сучасних тенденцій її розвитку. Цей аналіз складається з виявлення особливостей конкретних сегментів інвестиційного ринку і тих змін, які відбуваються на ринку у момент спостереження порівняно з попереднім періодом.

- Прогнозування кон'юнктури інвестиційного ринку для вибору основних напрямків стратегії інвестиційної діяльності та формування інвестиційного портфелю. Основна задача прогнозу – визначити тенденції факторів, які формують інвестиційний клімат та які впливають на стан інвестиційного ринку у перспективі.

Прогноз кон'юнктури інвестиційного ринку здійснюється у наступній послідовності:

Вибір періодів інвестування (короткострокові, довгострокові, середньострокові);

Визначення глибини прогнозних розрахунків (національна економіка, галузі, підгалузі, фірми та компанії);

Вибір методів прогнозування (факторний, трендовий, експертних оцінок);

Факторний заснований на вивченні окремих факторів, які впливають на попит, пропозицію.

Трендовий заснований на розповсюдженні виявленої тенденції і перенос її на майбутній період (тільки для короткострокового інвестування).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
А другую – избегание неудач | Інвестиційний ринок
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.