Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности восприятия

Восприятие

Закономерности ощущений

Минимальный порог ощущений – наименьшая сила раздражителя, вызывающая ощущение. Например, фигура человека различается с расстояния 2 км.

Максимальный порог ощущений – наибольшая сила раздражителя, дальнейший рост которой уже не отмечается органами чувств или сопровождается болью. Например, интенсивность света прожектора воспринимается глазом одинаково с расстояния 50 и 10 метров.

Порог различия – наименьшее изменение силы раздражителя или отличие одного раздражителя от другого, которое замечается органом чувств.

Последовательный образ – продолжение ощущения после прекращения действия раздражителя. Например, след от взгляда на солнце сохраняется некоторое время и после закрытия глаз.

Адаптация – приспособление органа ощущения к силе раздражителя через изменение чувствительности рецептора. Например, при входе в темную комнату мы вначале ничего не видим. Но через некоторое время начинаем различать предметы.

Синестезия – процесс одновременного возникновения нескольких ощущений при действии одного раздражителя. Например, композитор Скрябин воспринимал разные нотные звуки окрашенными в разные цвета.

Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения. Например, слабый звук повышает чувствительность зрения.

Для характеристики ощущений используются такие их свойства как качество, длительность, интенсивность и другие.

Ощущения возникают с некоторой (очень малой), задержкой после действия раздражителя. Это запаздывание называется латентным (скрытым) периодом ощущения.

Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно действующих на органы чувств предметов и явлений в целом.

Восприятие бывает простое и сложное. Простое восприятие связано, преимущественно, с работой одного анализатора. Сложное восприятие основывается на одновременном функционировании нескольких анализаторов.

Предметность восприятия реализуется в том, что оно не является механической суммой ощущений о свойствах и качествах объекта, а сразу отражает его предметно с учетом содержания, назначения, происхождения (человек, самолет и т. д.).

Осмысленность восприятия, его связь с мышлением проявляется в том, что воспринимаемые предметы имеют для человека жизненный смысл (хорошие - плохие, полезные - вредные и т.д.).

Целостность восприятия проявляется в том, что предмет отражается целостно даже тогда, когда некоторые из его свойств в данный момент не воспринимаются.

Константность восприятия (постоянство) проявляется в уверенном восприятии предметов при разной освещенности, в разных, ракурсах и масштабах.

Апперцепция восприятия проявляется в его зависимости от прошлого опыта личности, от ее психических состояний (особенно от страха), мотивов, потребностей и интересов.

Иллюзии восприятия – это искаженное, ошибочное восприятие предметов из-за влияния фона, окружающей обстановки.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Підстави та умови цивільно-правової відповідальності | Виды памяти. Виды сложного восприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.