КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4. Помещения гостиниц и их оборудование
4.1. Помещения гостиницы. 4.2. Характеристика общественных помещений гостиницы; помещений для гостей; помещений для персонала.
По функциональному назначению помещения гостиницы разделяются на жилые и служебные. Последние, в свою очередь, подразделяются на общественные помещения гостиницы; помещения для гостей; помещения для персонала. По функциональному назначению в гостинице выделяют группу помещений вестибюля; жилую часть; помещения для питания гостей, торгово-бытового обслуживания; помещения для занятий спортом, развлечений, бизнеса гостей; служебные и бытовые помещения; технические помещения. Состав и площадь отдельных групп помещений различны и зависят от типа гостиницы, условий эксплуатации, ее вместимости. Группа помещений вестибюля - одна из ответственных частей гостиницы. Она ориентирована на встречу и проводы гостей, в ней осуществляется функция распределения и перераспределения некоторых работ. Жилая часть гостиницы содержит места для ночевки проезжающих (номера) и помещения, необходимые для нормального функционирования и поддержания чистоты в номерах. В ресторанах, барах, кафе приезжающие наряду с приемом пищи могут развлекаться, общаться. Состав помещений развлекательного назначения обширен. Сюда включаются киноконцертные, банкетные, танцевальные залы. Спортивные сооружения представлены бассейном, спортивными залами, кегельбаном и пр. Помещения для деловых встреч включают различные конференц-залы, залы для деловых и банковских операций, выставочные залы. В группе помещений торгово-бытового обслуживания услуги клиентам предоставляют торговые предприятия, парикмахерские, химчистка, фотография, ателье и др. Служебные и бытовые помещения гостиницы обеспечивают условия работы, быта, питания персоналу, включая хозяйственные и подсобные нужды. В технических помещениях располагаются службы, контролирующие работу техники кондиционирования, централизованного мусороудаления, телефона, сигнализации и других систем жизнеобеспечения гостиницы. Функциональной зоной гостиницы является также территория, примыкающая к гостиничному зданию. Она обеспечивает изоляцию клиентов и персонала гостиницы от внешней среды (шум, загазованность, грязь и пр.), доступна для приезжающих. С этой точки зрения важны расположение гостиницы относительно транспортных узлов, соответствующее рекламное оформление здания. Около гостиницы предусматриваются места отдыха гостей, парковка транспортных средств. Перспективно использование подземного пространства территории гостиницы. Разработка функциональных схем связей помещений гостиницы помогает рационализировать технологические связи и материальные потоки. Различают потоки внутренние (между помещениями и группами помещений), входные (из внешней среды в гостиницу), выходные (из гостиницы во внешнюю среду). Помимо информационных потоков изучаются потоки проживающих в гостинице, персонала, багажа клиентов, белья, мусора, отходов, инвентаря и т.д. С помощью методов логистики возможно регулировать потоки по направлениям и интенсивности движения. В общественной части гостиницы происходит регистрация гостей, управление их прибытием и отъездом, предоставление разнообразных услуг проживающим. Сложность организации обслуживания клиентов заключается в большой номенклатуре разнообразных работ, что вызывает трудности в согласовании времени их выполнения. Оказываемые услуги персонифицированы, но их отличительными чертами являются также массовость, повторяемость. Различны потоки гостей: Прибывающие, выезжающие, проживающие. Кроме того, персонал гостиницы несет обязательства относительно бывших гостей и посетителей. Персонал гостиницы, занятый встречей, приемом гостей, распределением потоков посетителей, испытывает значительные нервные и психологические нагрузки. В обслуживании гостей участвует как персонал гостиницы, так и других предприятий (организаций, учреждений), что осложняет обеспечение эффективных технологий в этой группе помещений. Пространство вестибюля (представленное одним или несколькими помещениями) зонируется. Выделяются зоны: лестнично-лифтовая, главного входа в гостиницу, приема гостей, отдыха гостей, предоставления дополнительных услуг проживающим. К основным приемам зонирования вестибюля относят: применение разнообразных отделочных материалов, декоративного убранства, освещения, перегородок; изменения уровней и отделки потолка, пола; озеленение; размещение оборудования и т.д. Большое значение уделяется выбору месторасположения и конфигурации зон в плане помещения вестибюля. Удачное расположение зон способствует рассредоточению потоков клиентов, формированию более однородных и непересекающихся потоков. Функциональная схема вестибюля разрабатывается исходя из конструктивно-планировочных решений здания, вместимости гостиницы, особенностей организации труда персонала. Развитие гостиничного дела с хорошо поставленным обслуживанием повлияло на улучшение планировки здания. Накопленный опыт в эксплуатации упрочил взгляды на правильное определение функций гостиницы. Одним из основных функциональных положений гостиницы является выделение жилой части из остальных помещений, в которых размещаются различные службы. Жилая часть преимущественно расположена на внутренних верхних этажах, в то время как первый, антресоли или второй этаж предназначаются под общие помещения и залы ресторана. Сообщение с жилой частью, как правило, осуществляется через гостиничный вестибюль (холл), где происходит прием гостей. Здесь находится основной узел сообщений: лифт или целый комплекс лифтов, в зависимости от числа этажей и количества проживающих. В некоторых гостиницах с целью облегчения доступа к номерам их располагают на первом этаже в той части здания, которая наиболее удалена от помещений, предназначенных для общего отдыха и увеселений. Такие номера пользуются огромным успехом у людей больных (инвалидов) или плохо переносящих подъем в лифте. В крупных гостиницах имеется отдельный блок для служебного сообщения, где производятся все хозяйственные перевозки. Он связан с обслуживанием жилых этажей и, следовательно, им пользуется персонал па этажах, происходит транспортировка постельного белья из прачечной и в прачечную, осуществляется контакт со службой хранилищ, производится обслуживание питанием проживающих в номерах, если нет специального лифта. Решение плана жилой части зависит от расположения всей гостиницы, от принципа связи коммуникаций основной и хозяйственной части и от характера конструкций. Замкнутые системы. Компактность, характерная для городов XIX века и имеющая целью максимальное использование строительной площади, создала тип строений, характеризующийся застройкой всего участка с оставлением небольшого двора в середине. Такой план жилой части гостиницы имеет большие достоинства: проходящий по кругу коридор позволяет осуществлять хорошее обслуживание всего этажа из одного пункта; относительно легко удается разрешить вопрос о главной и служебной коммуникации; с конструктивной точки зрения такая система обеспечивает устойчивость здания. При замкнутой системе нередко часть гостиничного двора покрывается на высоте двух этажей стеклянной крышей, оборудуется под зимний сад и дополняется к главному холлу. Основным недостатком этой системы является то, что номера, выходящие окнами во двор, лишены видовых качеств и имеют худшие условия освещения и вентиляции, так как в большинстве случаев во дворе находятся вентиляционные установки хозяйственных служб. Близость соседских окон, выход их во двор и другие перечисленные факторы вынуждают снижать цену на эти номера, что понижает рентабельность гостиницы. Геометрические системы. Отрицательные стороны замкнутой системы стали причиной поиска таких решений, которые. при экономии вертикальных и горизонтальных коммуникаций обеспечат в жилой части правильное устройство обслуживания, заключающееся в максимальном использовании строительных возможностей и исключении закрытых дворов. Для построения жилых этажей гостиниц этой категории необходим узел коммуникаций, при помощи которого можно получить удобное соединение с жилыми номерами. Таким образом возникли системы, имеющие очертания букв Т, L, V, С, Y и им подобные, где нет недостатков замкнутой системы, хотя не создано одинаковых условий для отдельных номеров. Например, номера при системе в форме L, расположенные во внутреннем углу у лестничной клетки, находятся в худших условиях по сравнению с номерами, расположенными по внешней стороне. При современной технике строительства существует широкий выбор от конструкций с несущими стенами до пространственных элементов, однако принятие какого-либо принципа должно опираться на экономическую целесообразность. В гостиничном здании находятся различные установки и оборудование, которые следует увязать с конструкцией таким образом, чтобы не создавать дополнительных расходов, и желательно предусмотреть соответствующие проходы для монтажа проводки к оборудованию. Конструктивный модуль. Основное значение при проектировании жилой части имеет установление конструктивной сетки, т. с. так называемого конструктивного модуля. Принятая расстановка вертикальных элементов конструкций, колонн или стен определяет величину жилых номеров, а также внешний и внутренний вид. В основном существуют три способа установки конструкций по отношению к классификации жилых помещений: Конструктивная схема, равная одному жилому номеру. В этом случае получают все номера одинаковыми, что позволяет запроектировать с одной стороны коридора более глубокие номера (на два человека), а с другой — более мелкие (на одного человека). Конструктивная схема, равная двум жилым номерам. 3. Конструктивная схема, основанная на системе продольного размещения, при котором достигается произвольность разделения на жилые номера независимо от конструкций. Фактором, сдерживающим до определенной степени разделение на жилые номера, является внутренний пояс конструкций, который связан с системой санитарных узлов. Конструктивное решение, основанное на системе продольного размещения, позволяет получать произвольные размеры жилых номеров, определяемые лишь равномерным распределением окон. Структура жилых номеров применительно к конструкции. Структура жилых номеров может быть установлена в некоторой степени в зависимости от характера гостиницы. Например, гостиницы для отдыхающих должны иметь больше двухместных номеров, а городские гостиницы — больше одноместных номеров. Туристские гостиницы не могут иметь точно определенной структуры в связи с неустановленным составом экскурсий. В каждом типе гостиниц должны иметься различные типы номеров. Этот принцип хотя и правилен с точки зрения эксплуатации, но создает дополнительные трудности в проектировании, особенно если количество отдельных номеров составляет незначительный процент к общему количеству. В таких случаях самым правильным конструктивным модулем является выбор размера, равного двум жилым номерам. Относительно легким может быть проектирование апартаментов, которые в большинстве случаев по площади равны двум жилым номерам и не представляют конструктивных и композиционных трудностей. Апартаменты преимущественно размещаются на втором или третьем этаже. Жилой номер в современной гостинице должен удовлетворять все нужды клиента за пределами общей коммуникации (гостиничного коридора). Услуги, которые клиент может получить только вне номера, оказываются обслуживающим персоналом гостиницы, В свете указанных положений современный жилой номер в гостинице должен обеспечить отдых в течение ночи и дня, возможность работы, связь с городом, связь со службой услуг гостиницы, санитарную гигиену и удобство пользования личными вещами. Таким образом, основной элемент жилой части — номер. Качество номерного фонда, который является одним из основных факторов, влияющих на комфорт проживания в гостинице, определяется типами номеров (по числу комнат и числу проживающих), процентным соотношением в гостинице различных типов номеров, их архитектурно-планировочным решением, площадью, параметрами, санитарно-техническим благоустройством, оборудованием, меблировкой. Решение номерного фонда существенно влияет также на строительную стоимость гостиницы. Современные СНиПы предусматривают площадь номерного фонда: — однокомнатных одноместных номеров: 8 м2 для гостиниц 1 звезды, 2 звезды; 10 м2 для гостиниц 3 звезды; 12 (16)1 м2 для гостиниц 4 звезды, 14 (18) м2 для гостиниц 5 звезд, 16 (25) м2 для гостиниц 5 звезд; — однокомнатных двухместных номеров: 12 м2 для гостиниц 2 звезды; 14 м2 для гостиниц 3 звезды; 14 (20) м2 для гостиниц 4 звезды. Номерам, предназначенным для приема большого числа гостей, полагается иметь площадь, определенную из расчета 6 м2 на каждое дополнительное место. Норматив установлен для гостиниц 1 и 2 звезд. На основе анализа практики проектирования и строительства гостиниц все многообразие номеров можно свести к следующим основным типам: однокомнатные номера на одного человека; однокомнатные номера на 2 человек; однокомнатные номера типа «дубль», рассчитанные на возможность легко изменить вместимость номера в зависимости от спроса; одно-двухкомнатные номера на 3-4 человека; одно-двухкомнатные номера на 5 человек и более (номера-общежития); номера с повышенным комфортом из двух-трех комнат, а иногда и более («люксы» и «апартаменты»). Наибольшее распространение в мировой практике получили однокомнатные номера на 1 и 2 человек. В планировочной структуре гостиниц однокомнатные одноместные номера предусматривают либо за счет меньшей ширины номера, либо за счет уменьшения глубины номера по сравнению с двухместными. Процентное отношение номеров на 1 и 2 человек принимается различным в зависимости от назначения гостиницы, уровня ее комфорта и других факторов. В отечественных гостиницах одноместные номера составляют примерно от 30 до 50% номерного фонда. В зарубежной практике в деловых гостиницах процент номеров на одного человека доходит до 60-80%. В туристских и курортных гостиницах в связи со значительным семейным контингентом двухместные номера часто преобладают и в ряде случаев составляют до 75-100% от общего числа номеров. В связи со значительными сезонными колебаниями спроса на гостиничные услуги постоянное соотношение одно-двухместных номеров, особенно при большом проценте одноместных, в ряде случаев создает серьезные затруднения при размещении приезжающих и снижает доходы, которые можно было бы получить от эксплуатации гостиницы. В последнее время все больше внимания уделяют планировочной организации номеров, их меблировке и оборудованию, требования к качеству которых устанавливают в зависимости от уровня комфорта гостиницы и категории номера. Современные номера, как правило, состоят из жилой комнаты (или комнат), передней, санитарного узла. Жилая комната однокомнатного номера совмещает ряд функций: ее используют для сна, работы, иногда для дневного отдыха, хранения вещей, приема пищи, приема гостей. В связи с этим архитектурно-планировочная организация номера должна обеспечить возможность удобного размещения всей необходимой для этого мебели. Приемы размещения зависят от ширины номера, его жилой площади, размеров простенков, системы отопления я отопительных приборов, их расположения. Для меблировки гостиниц требуется специальная гостиничная мебель, которая характеризуется повышенной прочностью, а также обеспечивает удобство пользования и уборки в условиях частой смены проживающих. В связи с тем, что гостиница — временное жилище, число предметов мебели в номере ограничивают. В составе наборов предусмотрена мебель для сна, работы, дневного отдыха, хранения личных вещей. Различные сочетания их позволяют удовлетворить все основные функциональные требования, предъявляемые к номерам в гостиницах разного уровня комфорта. В зависимости от характера мебели и примеров ее размещения однокомнатный номер можно трактовать как комнату дневного пребывания, которую ночью используют как спальню, или наоборот, как спальню, трансформируемую в комнату дневного пребывания. В последнее время все чаще номер рассматривают как комнату дневного пребывания. Для удобства прожигания в номере мебель и оборудование необходимо расставить рационально, чтобы зонировать пространство комнаты. В современном гостиничном номере обычно выделяют 3 основные уборки, а также гигиенических требований, и определяют минимально необходимые расстояния между предметами мебели и между мебелью и стеной. В зависимости от назначения гостиницы одной из них отдают предпочтение, например, в номерах гостиниц для деловых людей предпочтение отдают рабочей зоне; в курортных — зоне дневного отдыха, которую распространяют также на летнее помещение. При размещении в номере мебели целесообразно учитывать исходные габариты, которые выявлены на основе антропометрии, удобства прохода и уборки, а также гигиенических требований, и определяют минимально необходимые расстояния между предметами мебели и между мебелью и стеной. Передние номеров в основном имеют небольшие размеры, однако должны позволять монтаж встроенного шкафа. Переднюю от жилой комнаты отделяют дверью, что обычно встречается в номерах из двух и более комнат. В однокомнатных они отделяются только пространственно. В однокомнатных номерах зарубежных, реже отечественных гостиниц в передней иногда размещают также кухню-шкаф или кухню-нишу. Устройство кухни-ниши {или кухни-шкафа) позволяет проживающему самому готовить пищу, если он не хочет пользоваться предприятиями общественного питания. Нередко кухни-шкафы, или кухни-ниши предусматривают в номерах гостиниц, рассчитанных на длительное проживание, в апарт-отелях, не предоставляющих своей клиентуре широкого перечня услуг по питанию, в гостиницах для семейных, в гостиницах, входящих в состав курортных комплексов, в мотелях. Жилая часть гостиницы включает: номера, горизонтальные коммуникации (коридоры), гостиные, лестнично-лифтовые холлы, помещения дежурного персонала. Жилой этаж многоэтажной гостиницы может иметь один или несколько коридоров, разную форму плана. Распределение площади жилой части между номерами и иными помещениями весьма различно по гостиницам: на долю номеров приходится 54-70%, на коридоры - от 13 до 22% площади жилой части. В ряде зарубежных гостиниц вместимостью до 25 человек площадь зоны отдыха предусматривается не менее 16,7 кв. м. В более крупных гостиницах на каждого проживающего регламентировано 5 кв. м зоны отдыха (в гостиной, баре, спальной). Номер для приезжающего имеет многофункциональное назначение. Он обеспечивает ночевку, является местом отдыха, приема пищи, личной гигиены, работы, общения. В номере хранятся личные вещи гостя. Номера классифицируются по числу мест, комнат, площади, меблировке. В мировой практике наиболее распространены однокомнатные номера на одного и двух проживающих. В отдельных гостиницах доля однокомнатных номеров для одного проживающего достигает 60-100% номерного фонда. На долю одноместных номеров в московской гостинице «Ленинградская» приходится 53% номерного фонда. Пространство комнат (или комнаты) номера делится на функциональные зоны. До 70% общей площади однокомнатного номера Апартаменты составляют не более 10% числа номеров. Они весьма различны по числу и назначению комнат, санитарным узлам, прихожей, площади. Мебель в номерах размещается в зависимости от габаритов номера, простенков, особенностей отопления, технологических параметров. Мебель должна обеспечивать удобства пользователю, соответствовать санитарным и эргономическим требованиям, вкусам клиентов. Соотношение номеров различной вместимости жестко зафиксировано и может изменяться лишь при реконструкции гостиниц (если позволяют конструкции). Вместе с тем структура номерного фонда должна соответствовать потребностям приезжающих и требует некоторой корректировки (по сезонам года, с течением времени и пр.). В ряде гостиниц предусматриваются оперативные изменения состава номерного фонда за счет соединения (разъединения) номеров с использованием дверей и (или) подвижных перегородок. Практикуются установка добавочного места для сна и использование площади других помещений. При оценке расположения помещений для персонала следует исходить из необходимости сокращения маршрутов передвижения персонала в рабочее время. Удаление обслуживающего персонала от места приложения труда ведет к дополнительным затратам энергии, большей утомляемости. Поэтому в непосредственной близости к номерам на этаже размещается ряд помещений обслуживания: комнаты горничных, кладовые (чистого белья и расходных материалов, грязного белья и средств уборки), помещения официантов, мусороприемник и др.
Контрольные вопросы
1. Какие группы по функциональному назначению выделяют в гостинице? 2. Какие функции выполняет группа помещений вестибюля? 3. Какие функции выполняет группа жилых помещений? 4.Как определяется единовременная вместимость гостиницы? 5.Каким элементом гостиницы с точки зрения эксплуатации является жилой номер? 6.Какие помещения гостиниц относят к местам общего 7.В чем заключаются принципы меблировки в гостиницах, ресторанах и иных местах общего пользования? 8.В чем заключается порядок меблировки вестибюля и помещений общего пользования гостиниц? 9.Какие способы размещения мебели в номере известны Вам? 10.Каковы основные принципы меблировки помещений жилого фонда? 11.Какие виды мебели предусмотрены для гостиниц? 12.Какие приемы меблировки номерного фонда Вам известны?
Литература 1. Бондаренко Г.А. Гостиничное и ресторанное хозяйство. Учебно-практическое пособие. 2-е изд. М.: Новое знание, 2008. – 365с. 2. Волков Ю.Ф. Гостиничный и туристский бизнес \ Ю.Ф.Волков. – Ростов н\Д: Феникс, 2008, - 637с. 3. Волков Ю.Ф.Интерьер и оборудование гостиниц и ресторанов (2-е изд.)\ 4. Серия «Высшее профессиональное образование», -Ростов н\Д: «Феникс», 2004. – 352с. 5. Саак А.Э., Якименко М.В.Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны): Учебное пособие. – СПб.:Питер. 2007. – 432с. 6. Туризм и гостиничное хозяйство: под ред.. Л.П.Шматько.,Учебное пособие. – М:ИКД «МарТ»; Ростов н\Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 352с. 7. Вакуленко Р.Я. Управление гостиничным предприятием: теория и практика: учебное пособие/Р.Я.Вакуленко, Е.А.Кочкурова. – Минск: Тесей, 2010. – 356с. 8. Тимохина Т.Л. Организация приема и обслуживания туристов: учебное пособие. – 3-е изд. перераб. и доп. – М: ИД «ФОРУМ»:ИНФРА-М, 2008. – 352с. 9. Скобкин С.С. Практика сервиса в индустрии гостеприимства и туризма.: учеб.пособие\ С.С.Скобкин. – М.:Магистр,2010. – 493с. 10. Р.В.Крюков Ресторанное дело: Конспект лекций, - М.:Приор-издат,2006. – 112с.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 17581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |