![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Компрессор. Основные понятия, определения, типы
Классификации фигур. З) синтетический параллелизм. Классификации фигур. Понятие фигуры. Лекция 4.3. Фигуры, увеличивающие объем высказывания: анафора, эпифора, стык, кольцо, синтетический параллелизм. План: 3. Фигуры, увеличивающие объем высказывания: а) повтор; б) анафора; в) эпифора; г) симплока; д) стык; е) кольцо; ж) хиазм;
1. Понятие фигуры. Язык располагает специальными средствами усиления изобразительности и выразительности. Это словесные фигуры и фигуры мысли, которые в свою очередь делятся на тропы и амплификации. Словесные фигуры — необычные обороты речи, наглядно выражающие эмоциональное состояние говорящего. Фигура (в переводе с латинского «очертание, вид, оборот речи») — синтаксическая конструкция, рассчитанная на оказание воздействия на слушателя и читателя. Если тропы являются формами мысли (см. гл. XXXV), то фигуры — это формы речи. Функция фигур — выделить, подчеркнуть, усилить ту или иную часть высказывания, фигуры «служат выражением эмоционального движения в говорящем и средством передачи тона и степени его настроения слушателю» (А. Горнфельд). В наибольшей степени фигуры активизируются в художественной речи, особенно поэтической, но многие их разновидности достаточно активны в различных жанрах публицистики. Фигу́ра ре́чи (ритори́ческая фигу́ра, стилисти́ческая фигу́ра; лат. figura от др.-греч. σχῆμα) — термин риторики и стилистики, обозначающий различные обороты речи, которые придают ей стилистическую значимость, образность и выразительность, изменяют её эмоциональную окраску. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что повсеместно используется в художественных целях как в поэзии, так и в прозе. Античные риторы рассматривали риторические фигуры как некие отклонения речи от естественной нормы, «обыденной и простой формы», некое искусственное её украшение. Современный взгляд, напротив, исходит скорее из того, что фигуры — естественная и неотъемлемая часть человеческой речи. Среди фигур речи со времён античности выделяют тропы (употребление слов в переносном смысле) и фигуры в узком смысле слова (приёмы сочетания слов) — хотя проблема четкого определения и разграничения того и другого всегда оставалась открытой.
Общепринятой систематики фигур речи не существует, в разных грамматических школах различаются терминология (названия фигур) и принципы их классификации. Традиционно фигуры речи (по преимуществу фигуры в узком смысле слова) делили на фигуры слова и фигуры мысли. Разница между ними проявляется, например, в том, что замена слова на близкое по значению разрушает фигуры слова, но не фигуры мысли.[4] Фигуры мысли легко поддаются переводу на другой язык, в отличие от фигур слова. В некоторых случаях отнесение фигуры к одному или другому виду не очевидно (например, в случае антитезы). Вслед за Квинтилианом фигуры (по преимуществу фигуры слова) подразделяли на четыре группы («Quadripartita ratio»), выделяя фигуры, образованные путём: прибавления (adiectio), убавления (detractio), замены (immutatio), перестановки (transmutatio).[5] Некоторые распространённые фигуры речи в традиционной классификации: Фигуры: ü Фигуры слова: 1. Фигуры прибавления: разного рода повторы, точные и неточные: анадиплосис, мезархия, анафора, эпифора, симплока, градация, полиптотон, многосоюзие, плеоназм 2. Фигуры убавления: эллипсис, бессоюзие, зевгма 3. Фигуры перестановки (размещения): параллелизм (виды: антитеза, изоколон, гомеотелевтон), инверсия (включая гипербатон), хиазм ü Фигуры мысли: 1. риторический вопрос, 2. риторическое восклицание, 3. риторическое обращение; 4. умолчание, оксюморон В литературе XX века фигуры нередко делят на семантические и синтаксические. Так, Ю. М. Скребнев называет семантическими фигурами: сравнение, восходящую и нисходящую градацию, зевгму, каламбур, антитезу, оксюморон; синтаксическими: фигуры убавления (эллипсис, апосиопеза, просиопеза, апокойну, асиндетон), фигуры добавления (повтор, анадиплозис, пролепсис — одновременное употребление существительного и заменяющего его местоимения, полисиндетон), различные виды инверсии, риторический вопрос, параллелизм, хиазм, анафору, эпифору, симплоку.[6] Учёные из Группы Мю пошли в этом направлении дальше. В книге «Общая риторика» (1970) они предложили общую классификацию риторических фигур и тропов по уровню языковых операций, разделив их на четыре группы: метаплазмы (уровень морфологии — операции с фонетическим и/или графическим обликом языковой единицы), метатаксис (операции на уровне синтаксиса), метасемемы (операции на уровне семантики — значения языковой единицы) и металогизмы (логические операции). Сами операции они разделили на два основных типа: субстанциальные и реляционные. «Первые операции меняют субстанцию единиц, к которым они применяются, вторые же меняют только позиционное отношение между этими единицами». К субстанциальным операциям относятся: 1) убавление, 2) прибавление и 3) убавление с прибавлением (к каковому сочетанию сводится замена Квинтилиана); единственной реляционной операцией является 4) перестановка.[7] Фигуры делятся на: ü фигуры прибавления (увеличивающие объем высказывания): анафора, эпифора, стык, кольцо, синтетический параллелизм); ü фигуры убавления (уменьшающие объем высказывания): эллипсис, умолчание, асиндетон, зевгма); ü фигуры размещения и перестановки: инверсия, парцелляция, сегментация, парентеза. ü фонетические фигуры: аллитерация и ассонанс. ü графические фигуры: палиндром, акростих.
3. Фигуры, увеличивающие объем высказывания: К первой группе относятся фигуры, построенные в той или иной степени на основе повтора. Сфера действия повтора не ограничивается предложением, а распространяется на сложное синтаксическое целое и весь текст. а) Повтор – это упорядоченное повторение слова, словосочетания и даже большей синтаксической единицы (предложения или его части). Упорядоченность выражается в том, что повторяющиеся единицы стоят в определенной позиции, то есть на определенном месте в предложении, его части, сложном синтаксическом целом, тексте. б) Анафора – 1) повтор слов, словосочетаний или иных элементов в начале строки, строфы или абзаца для усиления эмоционального воздействия художественного текста; ср.: "Познал я глас иных желаний, / Познал я новую печаль" (Пушкин). 2) это стилистическая фигура, которая основана на повторении любого речевого явления. Но в отличие от других видов повторения, например, эпифоры, анафора, как это явствует из ее названия, относится к повторению начальных частей речевого потока (звуков, слов, фраз, стихов, строф, ритмических и синтаксических построений, интонации). С помощью анафоры может выражаться как тождественность объектов, так и наличие у разных объектов сходных или различающихся свойств: ср.: эти книги; такие книги; другие книги; Возможна отсылка и к такому объекту, который назван прямо (ср.: "Иду в гостиную: /Там (т. е. в гостиной) слышу разговор" (Пушкин), и к такому, который подразумевается (ср.: "Продам мешок огурцов — на эти деньги курицу куплю" (Л. И. Толстой). Служит одним из основных средств, обеспечивающих связи текста. Для выражения отношений, основывающихся на А., используются прежде всего такие местоимения и местоименные слова, как он, это, этот, такой, так, там, туда, а также слова других грамматических классов: поэтому, потому, напротив, наоборот, тоже, также, иначе, последний (в значении "только упомянутый"), остальные, да, нет, смысл которых раскрывается только в контексте. У местоимений эта функция считается вторичной по отношению к дейктической; анафора в этом случае интерпретируется как "контекстный дейксис". Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, но она встречается иногда и в метрических стихах. Анафора звуковая: Повторение одних и тех же сочетаний звуков: Гро зой снесённые мосты, Гро ба с размытого кладбища" Пушкин А.С.
Анафора морфемная: Повторение одних и тех же морфем или частей слов: Чёрно глазую девицу, Чёрно гривого коня!.. Лермонтов М.Ю.
Анафора лексическая: Повторение одних и тех же слов: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. Есенин С.А.
Анафора синтаксическая: Повторение одних и тех же синтаксических конструкций: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Пушкин А.С.
Анафора строфическая: З е м л я!.. От влаги снеговой Она еще свежа. Она бродит сама собой И дышит, как дежа. З е м л я!.. Она бежит, бежит На тыщи верст вперед, Над нею жаворонок дрожит И про нее поет. З е м л я!.. Все краше и видней Она вокруг лежит. И лучше счастья нет, — на ней До самой смерти жить. З е м л я!.. На запад, на восток, На север и на юг... Припал бы, обнял Моргунок, Да нехватает рук... Твардовский А.Т.
Возможны обьединения вышеперечисленных типов анафор. Необратимо связаны с анафорой фигуры эпи́фора и си́мплока. в) Повтор, при котором повторяются концы смежных или соотнесенных единиц, называется эпифорой; такая разновидность повтора встречается значительно реже: Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняют собою многие дни нашей жизни. Сумрачны имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними это легкое имя — Пушкин (А. Блок) (повторяются концы зачина и концовки сложного синтаксического целого). Эпи́фора (от др.-греч. ἐπιφορά — принесение, прибавление) — риторическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи. Нередко эпифора используется в поэтической речи (очень часто — в фольклоре) в виде одинаковых или аналогичных окончаний строф (пример — стихотворная пьеса Александра Гладкова «Давным-давно» и одноимённая песня из кинофильма «Гусарская баллада»). Меня зовут юнцом безусым, Мне это, право, всё равно. Зато не величают трусом… Давным-давно… Давным-давно… Иной усищи крутит яро, Бутылкам всем глядится в дно, Но сам лишь копия гусара… Давным-давно… Давным-давно… Иной клянётся страстью пылкой, Но, коли выпито вино, Вся страсть его на дне бутылки… Давным-давно… Давным-давно… Влюблённым море по колено, Я с ними в этом заодно, Но караулит всех измена… Давным-давно… Давным-давно… Эпифора бывает: · лексическая эпифора – повторение в конце отрезка речи одного и того же слова; · грамматическая эпифора – повторение в конце отрезка речи одной и той же формы слова; · семантическая эпифора – повторение в конце отрезка речи синонимичного слова. Лексическая эпифора употребляется сравнительно редко. ("Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики", Н. В. Гоголь); остальные – довольно часто ("под трубами повити, под шеломы възлелеяны, конец копия въскръмлени...", "Слово о полку Игореве"). В стихах грамматическая эпифора дает простую рифму, а лексическая – редкую "тавтологическую рифму". Пример лексической эпифоры из стихотворения А.С.Пушкина "Храни меня, мой талисман": <...> Когда подымет океан Вокруг меня валы ревучи, Когда грозою грянут тучи, Храни меня, мой талисман. В уединенье чуждых стран, На лоне скучного покоя, В тревоге пламенного боя Храни меня, мой талисман...
Пример эпифоры в отрывке из поэмы Р.Рождественского "Реквием": Самое лучшее и дорогое – Родина. Горе твое – это наше горе, Родина. Правда твоя – это наша правда, Родина. Слава твоя – это наша слава, Родина!
Эпифора постоянно используется в самых разных стихотворных жанрах. М.Л. Гаспаров отмечает, что эпифора в чистом виде употребляется реже, чем анафора, но в ослабленном варианте (параллелизм синонимов или грамматических форм) — гораздо чаще. Эпифора как фигура противоположна анафоре, в соединении с которой образует новую фигуру — симплоку. г) Си́мплока (греч. συμπλοκή – сплетение) – стилистическая фигура повторения: начальных и конечных слов в смежных стихах или фразах при разной середине или середины при разных начале и конце («И я сижу, печали полный, Один сижу на берегу»). Часто совпадает с параллелизмом или «всегда», а тоже вполне может создавать ощущение чего-то простого, доверительного: «Уронили мишку на пол, //Оторвали мишке лапу». (Барто А.) В последнем случае даже не «просто-разговорное», а «просто-народное», «былинное», «причитательное». Нечто похожее на: «Во поле берёза стояла. //Во поле кудрявая стояла» Ещё несколько примеров: «Большому кораблю большое плавание» «Приятно было бы нам приветствовать первые труды, первые успехи знаменитого редактора Вестника Европы». (Пушкин. Отрывок из литературных летописей). Соединение эпифоры с анафорой представляет собой стык (анадиплозис). д) Стык (анадиплозис) — 1) звукосочетание на грани двух смежных слов или словесный повтор в конце стихотворной строки и в начале следующей. 2) звуковой повтор, расположенный в конце одной речевой единицы (стиха, строфы) и в начале следующей и связующий их таким образом по схеме: а + в||в + с. 3) повторы слов на границах смежных отрезков: только у нас, у нас и больше нигде.
Передавая уверенность, эта фигура в то же время изображает внешнее течение событий: их замедленность, причинно-следственную обусловленность. Поэтому она уместней в текстах-описаниях, чем в речах. Ср. знаменитое лермонтовское: Повалился он на холодный снег На холодный снег, словно сосенка Словно сосенка во сыром бору... Здесь стык создает эффект замедленной съемки. Стык, однако, уместен и в текстах-рассуждениях, когда надо подчеркнуть ход причинно-следственных связей: Сейчас многие поняли, что инфляция зависит от роста денежной массы и денежной базы. Но, к сожалению, мало кто понял, что рост денежной базы имеет разные источники и эти разные источники имеют разные инфляционные последствия (Е. Гайдар). Здесь анадиплозис выделяет цепочку "инфляция — рост денежной базы — источники роста денежной базы". Стык может быть: · чисто звуковым («я знаю, нежного Парни || Перо не в моде в наши дни», Пушкин); · словесным (Вокзал сказал ему: «Хорошо» || «Хорошо», прошумел ему паровоз, Тихонов), состоящим из группы слов: О весна без конца и без краю, Без конца и без краю мечта... (Блок) Стык является одним из типичных способов связи строф в народной песне, в эпосе и близких жанрах: Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская, Степь Моздокская! Широко ли, далеко, степь, ты протянулася, Протянулася, От Саратова ты, степь, до села Царицына, До Царицына; Пролегла по степи большая дороженька, Дорожка широкая... (Русская народная песня).
«Мчатся тучи, вьются тучи; //Невидимкою луна //Освещает снег летучий; //Мутно небо, ночь мутна». (А.С. Пушкин) В последнем случае, впрочем, появляется уже новая фигура – кольцо (просаподосис). Как выразительное средство в этом примере просаподосис ничем не отличается от анафоры и эпифоры: повторы создают ощущение «путаницы», «смутности», беспокойства, а отнюдь не ощущение «чувства уверенности говорящего в том, о чем он сообщает». Что, в общем-то, говорит о невозможности однозначно связать конкретную фигуру с конкретной эмоцией: у поэта фигуры всегда играют подчинённую роль, и роль абсолютно произвольную. е) Кольцо – 1. звуковой повтор, располагающийся в начале и в конце данной словесной единицы - строки, строфы и т. д., - или связующий две такие единицы по формуле: «а - а» или «а - 1 - а». 2. отрезок речи, который одинаково начинается и заканчивается: нет слова "нет" (рекламное объявление). Повтор может быть чисто звуковым («Ласково закрыла мгла»), словесным («Гром небес и пушек гром»), строчным: «Свеж и душист твой роскошный венок, Ясного взора губительна сила, -Нет, я не верю, чтоб ты не любила: Свеж и душист твой роскошный венок» (Фет) Как и стык, кольцо идеально для описания внешних событий. Оно передает замкнутое движение по кругу, а также возврат мысли к чему-то неизбежному: Петр Великий сознательно выбрал шоковую терапию для освобождения России от наследия византизма, и его сегодняшние преемники тоже не имеют иного выхода, кроме шоковой терапии (Э. Геллнер). Помещением словосочетания "шоковая терапия" в начало (правда, не абсолютное) и конец предложения, автор демонстрирует неизбежность шоковой терапии. ж) Хиазм — фигура, в которой повторяются два элемента, причем при повторе они располагаются в обратном порядке (подробнее о хиазме см.: Береговская, 1984): Мы не живем, чтобы есть, но едим, чтобы жить. Хиазм часто усиливается антитезой. з) Синтаксический параллелизм — повтор однотипных синтаксических единиц в однотипных синтаксических позициях: Дети строят для удовольствия, вы строите для них (реклама), ср. также принцип: Ты — мне, я — тебе. Часто синтаксический параллелизм сопровождается антитезой:... сильный губернатор — большие права, слабый губернатор — никаких прав; публичный политик — республика известна в стране, непубличный политик — о ней никто не знает (В. Рыжков).
Литература: 1. Кормилов С.И. Тропы//Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: НПК «Интелвак».2001. 2. Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939. 3. Москвин В.П. Типология повторов как стилистической фигуры// Русский язык в школе.2000.№2.С.81 – 85. 4. Москвин В.П. Тропы и фигуры: параметры общей и частных классификаций//Филологические науки.2002.№4.С.75 – 85.
Компрессор – устройство, предназначенное для непрерывного сжатия рабочего тела до требуемого уровня степени повышения давления за счет подвода механической энергии к потоку рабочего тела. Как следует из определения, для работы компрессора ему необходим привод. Им обычно являются газовые турбины, электродвигатели и т.п. Однако чаще всего для этой цели применяются турбины, поскольку они способна вырабатывать большую мощность при относительно небольших размерах. В компрессоре подведенная механическая работа преобразуется в потенциальную энергию сжатого газа. В результате полные и статические давления (р, р*) и температура рабочего тела (Т, Т*), а также его плотность r, возрастают. Подробно этот процесс будет рассмотрен ниже. Компрессор обычно является частью ГТУ или ГТД и к нему предъявляются те же требования, что и к двигателю в целом. В частности компрессор должен быть легким, прочным, надежным, ремонтопригодным, технологичным, дешевым, удобным в эксплуатации, иметь высокий КПД, минимальные габаритные размеры и заданный ресурс. Кроме общих требований можно выделить ряд специфических требований, присущих только компрессорам: - обеспечение заданного расхода рабочего тела; - обеспечение заданной степенью повышения давления; - благоприятное протекание характеристик – сохранение высоких значений КПД и обеспечение устойчивой работы (т.е. без помпажа и пульсаций) в широком диапазоне частот вращения ротора. Принцип действия компрессора основан на взаимодействии лопаток специальной формы с потоком (рис. 1.1). В общем случае она состоит из пера, замка. Лопатки могут выполняться заодно с диском (рис. 1.4). В этом случае замок отсутствует. В ряде случаев лопатки могут иметь бандажные полки, расположенные на периферии лопатки или в верхней ее части. В соответствии с ГОСТ 23851-79 "Двигатели авиационные газотурбинные" сечение на входе в РК обозначается индексом 1, на выходе – 2, выход из щелевого диффузора 2’ и, наконец, на выходе из НА – 3 (рис. 1.3 и 1.5). Для компрессоров, применяющихся в составе ГТД и ГТУ, сечение на входе может обозначается индексом «в», а на выходе – «к». Все существующие компрессоры можно классифицировать по направлению движения рабочего тела и по числу ступеней. По числу ступеней компрессоры делятся на одно и многоступенчатые. По направлению движения рабочего тела компрессоры можно разделить на три группы: осевые, центробежные и диагональные.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |