Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Очистка обжигового (печного) газа

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИЕВСКОЙ РУСИ.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА IX - XII вв.

РАСЦВЕТ И ДРОБЛЕНИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ.

ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН ВОКРУГ КИЕВА.

3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ: СТАНОВЛЕНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

В середине IX в. князьями в Киеве были Аскольд и Дир. Согласно "Повести временных лет", они были дружинниками Рюрика. Однако археологические раскопки показывают, что скандинавы появились в Киеве только в X в. Б.А. Рыбаков предполагал, что Аскольд и Дир были последними князьями из династии КИЯ. Арабский путешественник X в., Масуди писал о князе Дире: "Первый из славянских царей есть царь Дира. Он имеет обширные города и многие обитаемые страны".

В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и перенёс туда столицу объединённых им земель. Государство называлось Русь, но впоследствии историки стали называть его Киевской Русью, чтобы отличать этот период отечественной истории от последующего, когда политический центр переместился.

По летописным данным, Олег - родственник Рюрика, умершего в 879 г., был опекуном при его малолетнем наследнике, Игоре. Некоторые исследователи считают, что Олег и Игорь не были связаны с Рюриком, что их позднее искусственно "породнили" летописцы. Неславянское имя "Олег" более сходно с иранским "Халег"«великий», чем со скандинавским "Хельги"«святой». Имя "Игорь" норманисты производят от скандинавского «Ingvarr». Но в западных источниках этот князь упоминается не как «Ingvarr»,a как «Inger». А это имя встречается среди кельтских имён. Однако достоверно объяснить имена «Игорь», «Ingvarr»: «Inger» можно лишь из уральского корня «инг» - «герой». На Русь оно могло попасть из Ингрии (Ижоры) - местности, занимавшей часть современной Эстонии и Ленинградской области населённой угро-финнами (их язык относится к уральским). Родиной Игоря могла быть также Ингария - местность на Юго-восточном побережье Балтийского моря. Она была населена рутенами (русами), очевидно, ассимилировавшими какие-то угро-финские племена.

Преобладание скандинавов в составе военно-торговой элиты Руси не подтверждается договорами Олега и Игоря с Византией. Среди имёг послов и купцов Руси в них преобладают венетские, иллирийские, кельтские, чудские (эстонские), иранские. Многие из них могли носить славяне, так как со времён Великого переселения народов распространилась традиция заимствовать чужие имена. Договоры были составлены только по-гречески и по-славянски, хотя у скандинавов была своя письменность. При их заключении воины-язычники клялись славянскими Перуном и Белесом. Каких-либо скандинавских богов не упоминается, хотя скандинавы держались своих верований очень упорно и приняли христианство намного позже Руси, одними из последних в Европе. Таким образом, верхушка русского общества включала в себя представителей разных народов, но славянский элемент был в ней определяющим. РУСЬ с самого начала формировать как многонациональное государство.

Становление Киевской Руси было продолжительным и сложным.Первоначально подчинение и эксплуатация подданных выражались в "полюдье"- поездках князя и дружины за данью в подвластные земли. Князь Игорь (912 - 945) потребовал повышенной дани с древлян и был убит ими. Его вдова княгиня Ольга (945 - 957), вдова Игоря, жестоко отомстив за мужа, все же определила размер дани (уроки), места (погосты) и сроки ее сбора.

Святослав Игоревич (957 - 972) присоединил земли вятичей.

Ярополк (972 - 980) вёл борьбу за единовластие на Руси со своими братьями. Победив Олега, он был захвачен и убит людьми Владимира.

Владимир I (980 - 1015) ограничил произвол варяжских наёмников из своей дружины, предъявивших ему непомерные материальные претензии. Большую часть буйных и жадных варягов князь отправил в Византию, попросив императора не пускать их обратно. Былины, относящиеся к его времени, свидетельствуют о пополнении дружины простыми людьми из народа. Один из главных персонажей этих былин - крестьянский сын Илья Муромец. Известен также сюжет о ремесленнике-Кожевнике Никите

Кожемяке, одержавшем верх в поединке с богатырём-печенегом и введённом за это в княжескую дружину. Владимир, окончательно покорив радимичей и вятичей, объединил все земли восточных славян. Построив на юго-восточных рубежах цепь из мощных крепостей, он привлёк для службы на этой оборонительной линии жителей северных областей страны, в том числе эстов (чудь).

Язычество, с его многобожием и сильными местными особенностями, освящало традиции родового строя и мешало слиянию восточных славян в единую народность, укреплению государства. Предпринятая Киевским князем Владимиром I в начале своего правления попытка превратить его в единую государственную религию оказалась безрезультатной.

В 988 г. в качестве государственной религии было принято православное христианство. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. На севере страны, где были особенно сильны языческие традиции, оказывалось упорное сопротивление христианизации. Так, для крещения новгородцев потребовалась даже военная экспедиция киевлян, возглавляемая дядей великого князя Добрыней. Тем не менее единая вера способствовала идеологическому сплочению разноплемённого населения страны. Единобожие благоприятствовало укреплению единовластия киевских князей.

В ходе политической, социально-экономической и культурной ин¬теграции восточных славян возникла древнерусская народность, ставшая основой русского, украинского и белорусского народов.

Система управления на Руси была такой же, как существовавший тогда в Европе вассалитет. Вассалами великого князя киевского были удельные князья, а их вассалами были бояре. И те, и другие в своих владениях пользовались значительной автономией.

Великий князь управлял территорией при помощи Боярской думы, в которую входила феодальная знать, представители городов, иногда церкви. Наиболее важные общегосударственные вопросы обсуждались на феодальных съездах. Большую роль в управлении страной играли дружинники. Они осуществляли сбор дани, суд, защиту своих территорий. Дружина делилась на старшую и младшую. Старшие дружинники - наиболее знатные воины - являлись советниками князя. Основную ячейку общественного устройства Руси составляла община, организовывавшая всю жизнедеятельность людей и основанная на принципах коллективизма, демократии и уравнительности. Государственное устройство фактически держалось на договоре - "ряде" - между князем и народным собранием - вече (от древнерусского "вещати" или "вечати" - "говорить). Все взрослое мужское население шумным одобрением или возражением принимало важнейшие решения. В связи с постоянной военной угрозой на Руси существовало всеобщее вооружение народа. Именно многочисленное народное ополчение зачастуюрешало исход сражений. Оно подчинялось не князю, а вече. Но как практический демократический институт уже в XI в. вече стало терять главенствующую роль, сохранив свою силу лишь в Новгороде, Киеве, Пскове и некоторых других городах, продолжая оказывать заметное влияние на ход общественно-политической жизни русской земли.

Государственное единство поддерживалось в значительной степени военной мощью киевских князей. Усиление феодальной аристократии в Новгороде, Ростове, Рязани и других землях вело к борьбе за самостоятельность. Хозяйственное развитие, рост городов также сопровождались стремлением к независимости.

Ещё при жизни Владимира 1 в 1014 г. взбунтовался его сын Ярослав, правивший в Новгороде. Объявив себя независимым, он отказался пересылать в Киев дань и призвал на помощь варягов. После смерти великого князя разгорелась борьба за власть между его детьми. Киевский престол захватил Святополк. По его приказу были убиты братья Борис и Глеб, которых впоследствии церковь объявила первыми русскими святыми, а также Святослав. Несмотря на привлечение Святополком военной помощи печенегов и поляков, он был побеждён Ярославом и умер в изгнании. В летописях его имя сопровождается прозвищем Окаянный.

В 1019 г. великим киевским князем стал Ярослав (1019 - 1054), впоследствии названный Мудрым. При нем Киевская Русь достигла пика своего могущества. Рост силы и авторитета Руси впервые позволил избрать киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона - русского по происхождению. Был составлен свод законов "Русская правда ". В источниках упоминается о более древнем "Законе русском ", но его текст не сохранился.

Перед смертью Ярослав поделил государство между шестью наследниками, установив передачу киевского престола от старшего к младшему. Однако борьба за великое княжение разгорелась снова. На Лю-бечском съезде в 1097г. для прекращения усобиц была признана полная независимость местных феодальных центров.

В Европе рост городов в условиях ослабленияцентральной власти вёл к появлению самоуправляемых городов, коммун. Подобный процесс шёл и на Руси. В 1068 г русское войско было разбито половцами. Собравшиеся на вече киевляне потребовали у князя Изяслава оружие, чтобы защитить город, но тот отказал. Горожане изгнали его и поставили на княжение Всеслава Полоцкого. Благодаря польской помощи Изяславу удалось вернуть свой престол, но с этого времени простой наро; почувствовал свою силу.

При Всеволоде (1078-1093) Русь переживала кровопролитные столкновения удельных князей, набеги половцев и булгар, засуху и земле трясение.

В правление Святополка II (1093-1113) разорению киевлян особенно способствовало ростовщичество. Не расплатившихся должников обращали в рабство. После его смерти произошло большое восстание. Киевляне разгромили дворы ростовщиков и, собравшись на вече, пригласили на княжение Владимира Мономаха (1113-1125). Избранный народом вопреки праву наследования князь удержал за собой престол.

Владимир исполнил пожелания народа, отменил часть долгов, ограничил ростовщический процент и облегчил положение закупов, разрешив им жаловаться на хозяев в княжеский суд. Он удерживал по, своей властью всю Русскую землю, несмотря на то, что тенденции дробления усиливались. С его именем связывали появление короны русски Царей - "шапки Мономаха", по преданию, полученной из Константинополя, от деда великого князя - императора Константина Мономаха. Мстиславу I Великому (1125-1132) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После его смерти Киевская Русь окончательно распалась.

Новый уровень развития производительных сил, переход к пашенному, оседлому и массовому земледелию сопровождались установлением поземельной, экономической и личной зависимости крестьян от князей и бояр. Складывались феодальные отношения. Земельная собственность, преобрела форму вотчины (отчины, т.е. отцовского владения) передаваемой по наследству и отчуждаемой (с правом купли-продажи, дарения). Вотчина могла быть княжеской, боярской, церковной. Проживающие в ней крестьяне становились поземельно зависимыми от феодала, выплачивая ему за пользование землей натуральную ренту - оброк или отрабатывая барщину. Складывание боярских вотчин проходило по разному: князь жаловал своего дружинника определённой территорией для сбора дани ("прокорма"), и она впоследствии превращалась в наследственное владение; князь жаловал дружинника за службу из государственных земель или собственной вотчины; иногда вотчинниками делались зажиточные свободные крестьяне.

Феодальный строй Руси отличался от "классических" западных образцов. Огромную роль в экономике играло государство. Об этом свидетельствует наличие значительного числа свободных крестьян-общинников (людей), плативших дань (полюдье) в пользу государства великому князю. По подсчётам С.А. Нефёдова, размер этой дани был примерно в 20 раз ниже, чем налоги с крестьян в Ираке VIII в., где был сходный уровень цен. По данным антропологов, средняя продолжительность жизни в Киевской Руси составляла от 32 до 44 лет, а в Западной Европе того же времени - лишь от 30 до 35 лет.

В отношении крестьян распространилось название "смерды". Те из них, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Одним изпутей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг "купу" - часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения - "закупы". Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг. Из числа пленников и разорившихся общинников пополнялась категория рабов, первоначально называемых челядью, затем-холопами.

Закабаление населения, захваты феодалами крестьянских земель неоднократно вызывали крестьянские восстания. Наиболее крупными были восстание смердов в 1024 г. в Суздальской земле и в начале 70-х гг. XI в. в Ростовской и Суздальской земле. Возглавлялись восстания языческими жрецами - волхвами.

На месте феодальных замков, погостов, на пересечении торговых путей росли города. Вокруг кремлей-детинцев возникали посады, где селились ремесленники. В зависимости от специальности они занимали особые слободы или улицы. Существовало около 60 ремесленных специальностей. Византийский трактат, посвященный ремеслу, сообщает, что Русь занимала в этом отношении одно из первых мест. В IX - X вв. все глиняные сосуды в крупных городах изготовлялись на гончарном круге. В Скандинавии же они ещё лепились вручную, гончарный круг там распространился только в X - XI вв. Даже шведские археологи говорят о признаках славянского влияния в отношении некоторых остатков посуды, найденных у себя на родине. В Европе высоко ценились русские прямые мечи и брони. Персидский учёный Бируни отмечал искусство русских оружейников, изготовлявших особую сталь. Средневековый французский эпос отмечает, что Русь славилась своими кольчугами и художественными золотыми изделиями. Пресвитер Теофил из Падеборна писал сыну, что нельзя стать, настоящим знатоком художественного ремесла, не зная, как делаются русские золотые украшения с перегородчатыми эмалями и чернёное серебро.

Об уровне заработной платы в Киеве говорит то, что Ярослав Мудрый нашел работников для строительства Софийского собора, лишь предложив платить по ногате в день. На одну ногату тогда можно было купить барана. Уровень жизни в Киеве был очень высоким.

Русская денежная система зародилась при Владимире I, учредившем чеканку собственной монеты. До этого преобладало хождение арабской монеты - дирхема. Некоторые учёные пришли к выводу, что восточнославянские земли были слабо вовлечены в торговлю между Европой и Азией, якобы осуществляемой сквозь них транзитно, с севера - скандинавами, с юга - хазарами. Академик В.Л. Янин опроверг данную теорию, доказав, что большинство кладов арабских монет в Европе VIII - IX вв. обнаружено именно в землях восточных славян. Этс свидетельствует о высоком уровне их экономического развития и активном участии в международной торговле, способствовавшем объединению. На Западе больше всего дирхемов найдено не в Скандинавии, а в землях балтийских славян. Это подтверждает теорию об их преобладании в составе варяжских сообществ на Руси. Любопытно, что на пути "из варяг в греки" археологами обнаружена только одна монета, отчеканенная в Скандинавии, причём она же - единственная такая и во всей Восточной Европе.

Активная внешняя торговля, рыночная экономика были преимуществами Руси перед западноевропейскими государствами, где тогда господствовало натуральное хозяйство. Западная Европа в IX - X вв. в своих торговых связях с Востоком зависела от Руси и её успехов в борьбе с кочевниками Причерноморья и Прикаспия. Русских купцов, ходивших вооруженными караванами, знали в Средней Азии, Индии, Ираке, Египте, Испании. Их корабли постоянно плавали по Русскому (Черному) и Каспийскому морям. Через Польшу и Чехию шла сухопутная торговля с немецкими городами Кёльном, Майнцем, Регенсбургом, Аугсбургом. Русские купцы за рубежом пользовались значительнымипривилегиями. Драгоценные товары Востока шли на Запад в значительной мере через Киев. Поэтому во Франции восточные шелка называли "русскими".

 

Владимир I пытался организовать в единую систему языческие верования. Рядом со своими теремами он приказал поставить идолы Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Макоши, а в качестве верховного бога - громовержца Перуна, покровителя воинов и князей. Четверо из богов -Хоре, Даждьбог, Стрибог и Семаргл имели явные иранские корни.

Распространение православия на Руси началось уже в IX в. Византийский патриарх Фотий в своём "Окружном послании " свидетельствует, что в 866 - 867 гг. была крещена дружина князей Аскольда и Дира. Центром русской христианской общины был Киев. При князе Игоре в нём уже была соборная церковь святого Ильи. Княгиня Ольга крестилась в Константинополе в 957 г.

Принятие христианства в качестве государственной религии Владимиром I (Святым, Крестителем) в 988г. было обусловлено не только политическими, но и глубокими духовными причинами. Православный идеал соборности - единства в земных делах и духовном продвижении оказался близок восточным славянам, у которых большую роль играли община и народное собрание. Однако языческие традиции оказались чрезвычайно сильны. Долгое время, а в некоторых сёлах и вплоть до наших дней, сохранилось двоеверие - сочетание православия с элементами язычества. Принятие христианства способствовало развитию отечественной культуры под влиянием византийской, а через неё - античной.

Многие источники свидетельствуют, что у славян издревле существовала письменность на основе "черт и резов " - знаков, сходных с германскими и аланскими рунами. Затем начинается распространение азбуки, созданной византийскими монахами Кириллом и Мефодием для перевода на славянский язык богослужебных книг. В отличие от большинства стран Европы, где в качестве культового, официального, письменного языка господствовал латинский, и стран Азии, где такую роль играл арабский, на Руси с самого начала письменность создавалась на родном языке. Ко времени княжения Аскольда (IXв.) относятся первые записи киевских летописцев. С принятием христианства в 988 г. развернулась широкомасштабная работа по переводу и переписке не только религиозных, но и философских, исторических, художественных книг. Русским книжникам была известна литература на старославянском, греческом, еврейском, латинском языках. О сыне Ярослава Мудрого Всеволоде летописец с уважением говорит, что он "седя дома изумеяше пять язык". Считалось, что "книги суть реки, напояющие Вселенную мудростью". В отличие от стран Запада, грамотность была распространена не только среди священнослужителей и знати. О её распространённости в широких слоях населения свидетельствуют берестяные грамоты, найденные при раскопках в Новгороде и других городах. В них зачастую говориться о повседневных, обыденных делах. Это торговые сделки, отчеты о выполнении хозяйственных работ, частные письма, загадки, стихи и многое другое.

Произведения древнерусской литературы отразили высокое национальное самосознание, призывали к укреплению общерусской государственности, прекращению внутренних конфликтов и сплочению княжеств в борьбе с иноземными вторжениями. Однако патриотизм отнюдь не сопровождался агрессивными настроениями. Наоборот, древне-русские писатели отражали дружелюбное, гуманное отношение к другим народам: "Милуй не токмо своея веры, но и чужия аще то оуде жидовин, или сарацин, или болгарин, или еретик, или латинянин, или ото всех поганях - всякого помилуй и от беды избави" ("Послание Феодора Печерского к князю Изяславу", XIв.). Владимир Мономах, князь и полководец, участвовавший примерно в 83-х военных походах, но значительно облегчивший положение своих подданных, писал в своём "Поучении " детям: "постарайтесь творить всякие добрые дела". В X в. сформировался жанр геройского былинного эпоса. В центре киевского цикла былин народ поставил князя Владимира Красное Солнышко, в образе которого сливались два реальных правителя - Владимир I Креститель и Владимир Мономах.

Зародилась система образователъных учреждений. Школы для детей бояр создавались при Владимире I. Ярослав Мудрый создал первые государственные школы, где обучали как мальчиков, так и девочек. В школах для подготовки к государственной и церковной деятельности наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, географические и естественные науки.

Серьезным вкладом в историю мировой культуры является русская средневековгя архитектура. Имевшие опыт в строительстве крепостей, башен, княжеских и боярских теремов, деревянных языческих храмов, русские архитекторы быстро освоили новую византийскую технику каменного строительства. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав годом ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор - храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Этот и другие русские храмы отличаются от византийских сохранением традиций деревянного зодчества дохристианской эпохи, многокупольностью и шлемовидными куполами. Княжеские хоромы представляли собой настоящие дворцы, некоторые из них строились из камня. В городах строились и двухэтажные дома, состоящие из нескольких комнат.

При Ярославе Мудром Киев был обнесён высокой каменной стеной, украшен парадным въездом - Золотыми воротами. По численности населения он не уступал крупнейшим городам Европы. По свидетельству Титмара Мерзебургского, уже в XI веке в нём насчитывалось 400 церквей и 8 рынков. Адам Бременский называл Киев соперником Константинополя, "блестящим украшением Греции". Европейцы иной раз называли Русь "Грецией", так как под влиянием Византии она глубоко прониклась высокоразвитой античной культурой. Массовое, изысканное (хотя и деревянное) градостроительство,дощатые мостовые, множество общественных мест (рынков, торговых рядов, постоялых рядов, мастерских), развитая городская культура - всё это уже тогда имелось на Руси, а в Западной Европе распространилось лишь позднее - в период готики (середина XII -XVI вв.).

Даже после принятия христианства во многих произведениях художественного ремесла отражались древние языческие представления. На краях одежд, серебряных браслетах, монистах, головных украшениях помещались изображения мифической птицы-Сирина с женским лицом, приносящей счастье, древа жизни - центра мира и символа плодородия, знаков Солнца и Луны. На турьем роге из Чернигова изображена сцена из былины о борьбе киевского богатыря Ивана Годиновича с Кащеем Бессмертным. Примечательно, что иранский, восходящий к скифам "звериный стиль" в древнерусском декоративном искусстве представлен не менее, чем праславянский "птичий". Только в XII в. языческие сюжеты стали дополняться изображениями христианских святых. Христианская символика в искусстве очень долго соседствовала и переплеталась с языческой.

Из Византии на Русь пришли новые для нее виды изобразительного искусства - мозаика, фреска и иконопись. Среди фресок Софийского собора - два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, на стенах двух башен изображены сцены княжеской охоты, цирковых состязаний.

Борьба с внешней опасностью была одним из факторов, способствовавших образованию раннефеодального государства с центром в Киеве.

Важное значение имеет вопрос об отношениях Руси с норманнами. В одних средневековых рукописях это название относится к скандинавам, в других - к более широкому кругу народов Северной Европы. Восточным славянам эти народы были известны как варяги - создатели морских военно-торговых сообществ. Византийские авторы свидетельствуют о многонациональности наёмнойваряжской дружины в Константинополе. Скандинавы, занимавшие важное место среди варя-гов, называли себя по-своему - викингами. Они не могли быть завоевателями и господствующей силой на Руси, поскольку не имели здесь военно-стратегических преимуществ. Пиратские флотилии викингов представляли серьёзную угрозу странам Западной Европы, имеющим протяжённые морские границы. Скандинавы играли там немалую политическую роль. В первой половине X в. они даже завоевали северную часть Франции, где основали герцогство Нормандия. Оттуда в 1066 г. было произведено массированное вторжение в Англию, завязалась война, в итоге которой английский престол занял нормандский герцог Вильгельм.

На Руси такого не происходило и происходить не могло. Её земли лежали главным образом в глубине континента и были связаны с Балтикой через речной путь. Он включал участки, где суда нужно было десятки километров тащить по суше волоком. Это исключало внезапность нападения, очень важную в тактике викингов. Славяне могли собраться с силами и, пользуясь численным перевесом, перебить их разбойничий отряд. По-этому, здесь они выступали главным образом в качестве торговцев и наёмников, выстраивая договорные отношения с местным населением.

Международная торговля по восточнославянским рекам, в которой участвовали и скандинавы, играла большую роль в формировании Русского государства. Однако их участие в этой торговле не было определяющим и широкомасштабным. Как отмечали А. Брим, норманнские саги отличаются "необычайной скудостью и неточностью" в описании пути из "варяг в греки". В частности, реки Нева, Ловать и Волхов вообще не упоминаются в средневековых исландских сочинениях. Ни один из зарубежных источников не содержит прямых свидетельств использования скандинавами Днепровского пути. В сагах не упоминается ни о ком из русских князей ранее Владимира I. А ведь если бы они были скандинавами, то были бы воспеты в сагах как герои, покорители и властители Гардарики. Это подтверждает версию о том, что варяги, призванные на княжение, были выходцами с южного, славяно-венедского, побережья Балтики. Они нередко играли роль "третьей силы", "независимого арбитра", регулировавшего сложные, часто конфликтные отношения местных племён, что благоприятствовало складыванию единого государства.

В 911 г. при князе Олеге соединенные силы ряда древнерусских земель осадили столицу Византии - Царьград (Константинополь, современный Стамбул) и вынудили византийское правительство подписать договор, выгодный для Руси в торговом отношении.

В X в. Значительный ущерб Руси нанесли печенеги, пришедшие в степи Восточной Европы из Приуралья. Степные кочевники и Хазарский каганат были серьезным препятствием для русской торговли, связывавшей Европу с Азией. Хазары не только взимали высокие пошлины с русских караванов, но и зачастую грабили их. В 965 г. князь Святослав разгромил Хазарию. Вокруг города Тьмутаракань - крупного порта, ставшего военным форпостом Руси на Чёрном море, было создано русское княжество. В его состав вошли и племена Северного Кавказа-ясы и касоги, предки осетин и адыгейцев. Святослав также отразил натиск печенегов.

Соседние государства стремились обрести союзника по вере в лице стремительно набирающейсилу Руси. Владимир I решил принять христианство от Византии, с которой имелись давние торговые, культурные и политические связи. Русь вошла в семью европейских христианских стран.

При Ярославе Мудром Русь стала одним из сильнейших государств Европы. С киевским великим князем стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его сыновья женились на принцессах из германских, польских земель, из Византии. Дочери Ярослава Мудрого были замужем за королями Франции, Венгрии, Норвегии, Дании. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Европейской известностью пользовался Владимир Всеволодич Мономах. Он бы; внуком византийского императора Константина Мономаха, Ярослав; Мудрого и шведской принцессы, мужем английской принцессы, деве рем германского императора, племянником венгерской и датской королев - дочерей Ярослава Мудрого. При нем укрепился международный авторитет Руси. Мономах совершил около 83-х больших и малых военных походов на Руси, по юго-восточным степям и Западной Европе.

В XI в. другие тюркоязычные кочевники - половцы - установили своё господство в южнорусских степях. Особенно страшен был половецкий натиск на Русь в 1090-х гг., когда в ходе грабительских набегов отдельным ханам удавалось "постучать саблей в Золотые ворота Киева". Владимир Мономах сумел организовать ряд походов вглубь степей, разбить половецкие войска и отвоевать города, захваченные половцами. В дальнейшем соединенные силы русских князей по-прежнему успешно боролись с половцами, но сепаратные, плохо подготовленные выступления отдельных князей (как, например, поход Игоря Святославича против Кончака в 1185г.) оканчивались неудачей. В ХП - начале ХШ в. половцы находились под сильным воздействием русской культуры. Половецкие ханы нередко носили русские христианские имена. После монголо-татарскогонашествия половцы смешались с татарами.

Киевская Русь имела постоянные и разнообразные контакты не только с ближайшими соседями, но и с более отдалёнными странами - Францией, Британией, Индией и др. В "Повести временных лет" говорится о некоторых традициях англичан, упоминается даже Китай, где люди живут "на краю земли".

Русские князья были связаны родственными узами с правящими фамилиями почти всех европейских стран. Культ первых русских святых - братьев Бориса и Глеба, получил распространение в Чехии, Византии и Армении. Французский эпос говорит о "великой Руси" как о большой и богатой стране. Киевская Русь сыграла огромную роль в формировании европейской цивилизации. Она была её щитом от вторжений печенегов и половцев, поддерживала борьбу государств Балканского полуострова против Византии, народов Кавказа - против восточных завоевателей, участвовала в отражении западнославянскими и балтскими народами германо-скандинавской экспансии.

 

Обжиговый газ необходимо очистить от пыли, сернокислот­ного тумана и веществ, являющихся каталитическими ядами или представляющих ценность как побочные продукты. В об­жиговом газе содержится до 300 г/м3 пыли, которая на стадии контактирования засоряет аппаратуру и снижает активность катализатора, а также туман серной кислоты. Кроме того, при обжиге колчедана одновременно с окислением дисульфида же­леза окисляются содержащиеся в колчедане сульфиды других металлов. При этом мышьяк и селен образуют газообразные оксиды АS2О3 и SеО2, которые переходят в обжиговый газ и ста­новятся каталитическими ядами для ванадиевых контактных масс.

Пыль и сернокислотный туман удаляют из обжигового газа в процессе общей чистки газа, которая включает операции ме­ханической (грубой) и электрической (тонкой) очистки. Меха­ническую очистку газа осуществляют пропусканием газа через центробежные пылеуловители (циклоны) и волокнистые филь­тры, снижающие содержание пыли в газе до 10—20 г/м3. Элек­трическая очистка газа в электрофильтрах снижает содержа­ние пыли и тумана в газе до 0,05—0,1 г/м3.

После общей очистки обжиговый газ, полученный из кол­чедана, обязательно подвергается специальной очистке для уда­ления остатков пыли и тумана и, главным образом, соединений мышьяка и селена, которые при этом утилизируют. В специ­альную очистку газа входят операции охлаждения его до тем­пературы ниже температур плавления оксида мышьяка (315°С) и селена (340°С) в башнях, орошаемых последовательно 50%-ной и 20% -ной серной кислотой, удаления сернокислотного ту­мана в мокрых электрофильтрах и завершающей осушки газа в скрубберах, орошаемых 95% -ной серной кислотой. Из системы специальной очистки обжиговый газ выходит с температурой 140—50°С.

Оксид селена (IV), извлекаемый из обжигового газа, восста­навливается растворенным в серной кислоте оксидом серы (IV) до металлического селена,

который осаждается в отстойниках.

 

SеО2+ 2SО2 + 2Н2О = Sе + 2Н24,

 

Новым прогрессивным методом очистки обжигового газа яв­ляется адсорбция содержащихся в нем примесей твердыми по­глотителями, например, силикагелем или цеолитами. При по­добной сухой Очистке обжиговый газ не охлаждается и поступа­ет на контактирование при температуре около 400°С, вследствие чего не требует интенсивного дополнительного подогрева.

Процесс производства серной кислоты осуществляется двумя способами — нитрозным и контактным.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Моделирование состояний | Контактный способ производства серной кислоты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.