КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Расчёт зубчатых передач по контактным напряжениям
На прошлой лекции говорилось о критериях работоспособности зубчатых передач. Отмечалось, что главным для работоспособности закрытых передач, работающих в присутствии смазки, являются контактные напряжения, вызывающие усталостное выкрашивание зубьев. Передачи, работающие на открытом воздухе без смазки, более подвержены износу и потому чаще ломаются от изгибных циклических напряжений, возникающих в основании зуба. Здесь рассмотрим первый случай – расчёт зубчатых колёс по контактным напряжениям. Для этого расчёта главной является формула Герца – формула расчёта контактных напряжений. Запишем её снова.
Чтобы привести её к виду, удобному для использования, необходимо выразить все параметры, входящие в неё через силовые и геометрические соотношения зубчатой передачи. Для начала рассмотрим только цилиндрическую прямозубую передачу. Особенности расчёта других передач учтём позже.
На рисунке показано эвольвентное зацепление двух колёс. Контакт осуществляется в полюсе зацепления – точке O (или P). Усилие, которое передаётся от ведущей шестерни 1 к колесу 2 направлено по нормали к зубу и под углом αW к горизонтали. Обозначим это усилие – Q2. Усилие, действующее в горизонтальном направлении, по касательной к делительной окружности будет равно:
Примем, что коэффициент смещения колёс равен нулю, то есть делительные и начальные диаметры равны: dw1 = d1, dw2 = d2. Это усилие выразим через момент на колесе:
Если объединим эти формулы, то получим нагрузку, выраженную через момент на колесе:
Здесь K – коэффициент нагрузки, физический смысл которого примерно такой же, как и у коэффициента запаса, принимаемого при расчёте конструкций на прочность в курсе Сопротивления материалов, однако рассчитывается он по другой методике. Объяснение этой методики будет дано в дальнейшем. Далее рассмотрим соотношения между радиусами кривизны двух контактирующих поверхностей. В данном случае это два контактирующих зуба: зуб шестерни и зуб колеса. Это соотношение выражается через приведённый радиус, который в общем случае равен:
В этой формуле знак + относится к внешнему зацеплению зубьев, а знак – к внутреннему. Далее будем рассматривать только внешнее зацепление. Из рисунка следует, что отрезок AO = R1, а отрезок OB = R2. Тогда из соотношений в треугольниках можно определить, что
Подставляем эти выражения в формулу для приведённого радиуса и получаем:
Диаметры можно выразить через передаточное отношение, зная, что
и межосевое расстояние
Из второй формулы получаем, что
и диаметр шестерни:
Затем из той же формулы, можно получить диаметр колеса, если записать:
. Выражение для диаметра колеса будет:
После этого выражения для диаметров колёс и нагрузки подставляем в исходную формулу. После этой подстановки получаем:
В первый сомножитель под корнем забыли подставить ещё выражение для диаметра d2. После подстановки получаем:
После трудоёмких, но элементарных по существу преобразований получаем формулу для расчёта контактных напряжений в эвольвентном зацеплении. При этом учитываем, что угол зацепления равен 20º. Кроме того, в формулу подставляем значение модуля упругости. Если бы колесо и шестерня были бы изготовлены из материалов с различным модулем упругости, то его приведённое значение рассчитывалось бы по формуле:
Однако же, как правило, зубчатые колёса и шестерни изготавливаются из углеродистых или низко- и среднелегированных сталей, модуль упругости которых, несмотря на различие марок примерно одинаков. Поэтому можно принять в этой формуле его значение равным E = 2.1∙105 МПа. Окончательно получаем:
Коэффициент Z в этой формуле зависит от принятой размерности. Его значение может быть различно в зависимости от источника и вида приведённой формулы. Если принять соответствующие значения модуля упругости, напряжений и геометрических параметров, каждый может получить его самостоятельно. Важно только, чтобы все размерности были выдержаны правильно.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |