КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Не все «педагогически запущенные» дети – трудные, но все «трудные» - дети «педагогически запущенные»
3.Наличие аддиктивного поведения у учащихся.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - это отклонения от норм поведения. В это понятие входит – ранний алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид и делинквентное поведение. ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – это противоправные действия личности, влекущие за собой уголовную наказуемость. К делинквентному поведению относятся: вымогательство; кражи; хулиганство, разбой, массовые беспорядки; умышленное причинение вреда здоровью, побои, истязание, убийство; принуждение к действиям сексуального характера, изнасилование; вандализм; хранение, изготовление, перевозка, пересылка, приобретение, сбыт наркотических средств и психотропных веществ; клевета, оскорбление; доведение до самоубийства. К девиантному поведению традиционно относят: } патологическая лживость; } воровство; } уходы и побеги из дома \бродяжничество, безнадзорность, попрашайничество\ } прекращение учебной деятельности, уход из школы; } хулиганство и др.преступления против личности; } разные формы и степени агрессивного поведения; } употребление наркотических веществ; } ранняя половая жизнь; } азартные игры. } гиперактивность; } правонарушения.
Аддиктивное поведение - склонность подростка к приобретению вредных привычек,пагубная склонность к чему-либо. Суть аддиктивного поведения заключается встремлении изменить своё психическое состояние посредством приёма некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности. С чем связано аддиктивное поведение? } С желанием человека уйти из реальной жизни путем изменения своего сознания. } Аддикция становится средством бегства от проблем. В итоге нарушаются межличностные отношения, человек отчуждается от общества. Какие вещества, предметы или действия могут быть предметом аддикции? q наркотики, алкоголь, табак; q азартные игры(включая компьютерные); q длительное прослушивание ритмичной музыки; q полное погружение в какой-либо вид деятельности с отказом от жизненно важных обязанностей человека (хобби, работа и т.д.); q люди, предметы и явления окружающей действительности, вызывающие различные эмоциональные состояния.
ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫЕ ДЕТИ } это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети. } они отчуждаются от школы, но значимость семьи у них очень высокая.
} Нравственно-педагогическая запущенность – т.е. искажение нравственных представлений. Несформированность привычек нравственного поведения, невоспитанность чувств; } Нравственно-трудовая запущенность –т.е. искажение представления о труде, нежелание и неумение трудиться. } Интеллектуально-педагогическая запущенность –т.е. слабо идет развитие интеллектуальных способностей, отставание в развитии. } Медико-педагогическая запущенность – т.е. отклонения в состоянии здоровья, слабость знаний гигиены быта, возникновение отрицательных привычек, патологические влечения;
ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ: 1.Неблагоприятные условия семейного воспитания; 2.Ошибки учебно-воспитательного процесса; 3.Неформальные детские и подростковые объединения.
Ошибки учебно-воспитательного процесса - Запоздалое выявление детей с нарушением морально-правовых норм; -Шаблонность и консерватизм форм и методов воспитания; -Пренебрежительное отношение к слабоуспевающему ученику; -Публичное обсуждение, наказание, выговор проблемного ученика; -Невысокий профессиональный уровень отдельных педагогов. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ ЗАВИСИТ: 1.Единство педагогического влияния (педагоги, родители); 2.Наличие сплоченного детского коллектива; 3.Наличие деятельности в которой «трудный» подросток может себя. (проявление интересов не в учебе, но и к досугу); 4.Использование школой огромных воспитательных возможностей семьи; 5.Игротерамия; Арттерапия; 6.Признание педагогом собственных ошибок и принесение извинений.
НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. СЕМЬЯ.– малая социальная группа, главным назначением которой является РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ детей, качество которых зависит от ряда факторов, влияющих на нее: 1.СОЦИАЛЬНО – КУЛЬТУРНЫЙ фактор – зависит от образовательного уровня родителей; 2.СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ фактор – определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; 3.ТЕХНИКО – ГИГИЕНИЧЕСКИЙ ФАКТОР – зависит от условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни; 4. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКТОР – определяется структурой семьи. ФУНКЦИИ СЕМЬИ: } ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ; } ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ; } ДУХОВНО – НРАВСТВЕННАЯ; } КУЛЬТУРНО – ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ; } ДОСУГОВО – ТВОРЧЕСКАЯ; } ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ; } ОХРАННО – ЗАЩИТНАЯ; } СТИМУЛИРУЮЩАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ; } БЫТОВАЯ; } ТРУДОВАЯ.
Неблагополучные семьи ПЕРВУЮ ГРУППУ составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи). ВТОРУЮ ГРУППУ представляют внешне респектабельные семьи, (Однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями. Эти семьи отнесены к категории внутренне неблагополучных (скрытая форма неблагополучия). Разновидность таких семей довольно многообразна. СЕМЬЯ СО СКРЫТОЙ ФОРМОЙ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ. СЕМЬИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА УСПЕХ РЕБЕНКА. Родители внушают детям стремление к достижениям. Ребенок начинает чувствовать, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов. Он находится в постоянно повышенном эмоциональном напряжении. Он заранее уверен в том, что его ждут упреки, наказания если ему не удалось достичь ожидаемых успехов. Сложность проблемы заключается в том, что родители оказываются в плену у своих желаний воспитать самых лучших детей. Для ребенка это большая трагедия жить в такой семье, которая к сожалению не замечается ни специалистами, ни общественностью. НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ, ИХ ТИПЫ. Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя. Есть так называемые ФУНКЦИОНАЛЬНО НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Общение с детьми возможно только по выходным дням. Лишенные возможности повседневного общения с матерью, дети растут как бы в неполной семье не получая нормального родительского воспитания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: - осиротевшая, внебрачная, разведенная, неполные семьи с усыновленными детьми и воспитывающие чужих детей на правах опеки. ОСИРОТЕВШАЯ НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ – образуется в результате смерти одного из родителей. Родственные связи в такой семье не разрушаются: сохраняются взаимоотношения семьи со всеми родственниками по линии погибшего. В такой семье чаще всего не возникают трения, которые неблагоприятно влияют, а порой и нарушают развитие осиротевшего ребенка.
НЕПОЛНАЯ РАЗВЕДЕННАЯ СЕМЬЯ – по мнению специалистов ребенок получает психологическую травму. Дети дошкольного возраста считают себя виновными в разводе родителей. Развивается чувство ненависти и жажда мести. Дети 10 лет осуждают обоих родителей. В наиболее травмирующей ситуации оказываются мальчики, лишенные как материнской любви. так и отцовского авторитета. По отношению к мальчику мать чаще применяет наказание, порицание, угрозу. К девочкам матери относятся более бережно. Тем не менее оставшиеся с матерью дети нередко становятся своеобразными козлами отпущения.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОУ И СЕМЬИ. Выделяют 5 основных функций взаимодействия школы и семьи: } ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса. } Психолого-педагогическое просвещение родителей. } Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. } Корректировка воспитания в семье. } Взаимодействие с общественными организациями. Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями Групповые формы взаимодействия: } родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские комитеты. } Индивидуальные формы: } индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. } нетрадиционные формы: } родительские встречи, тренинги, родительские ринги, родительские вечера, родительские чтения, творческий отчет о совместной деятельности. Психологические портреты } М Е Ч Т А Т Е Л И } ОСОБЕННОСТИ: Уход от реальной жизни, пассивность, успеваемость – как низкая, так и высокая; } Демонстративность поведения в негрубых, формах. } Склонность к фантазии; } Повышенный уровень тревожности; } Пассивность в общении, сверстники называют – «странным». } Рекомендации: } -Активное воображение ребенка использовать в творческой деятельности } (привлекать к подготовке к школьным и внеклассным мероприятиям, доверять оформление помещения на мероприятие, выпуск классной газеты) } Проводить выставки творчества таких детей; } Повышать его «ситуацию успеха» среди сверстников; П У Т А Н И К И } ОСОБЕННОСТИ: Социальная дезориентация, странное поведение, } Отсутствует социальная направленность на п нарушения, } Ребенок хочет быть хорошим, угодливым, } К подростковому возрасту у него складывается представление о враждебности к нему, несправедливости. } Он ощущает себя изгоем общества. Отсюда – агрессия и антисоциальное поведение. } Рекомендации: Свести запреты к минимуму; } -Мелкие нарушения оставлять без внимания; } -Понемногу расширять круг правил поведения. } -Поддерживать и повышать самооценку, } -Оказывать помощь в налаживании общения. } -Серьезность наказания должно соответствовать тяжести совершенного проступка. Н Е У Д А Ч Н И К И } ОСОБЕННОСТИ: Повышенная тревожность; } -неуверенность в свои силы; } -беспокойство; } -волнение; } -Опасение сделать ошибку или сказать неправильно; } -Депрессивный фон. } Рекомендации: } -Создать ситуацию успеха; } -Снять синдром неудачника; } -Снизить ценностное значение школьной отметки; } -Хвалить ребенка не за результат, а за попытку его достичь; } -Обязательно найти сферу деятельности, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя. У М Н И К И } ОСОБЕННОСТЬ: Хороший высокий уровень логического мышления; } Слабо развита эмоциональная сфера и образное представление; } Низкий уровень самостоятельности; } Трудности в общении со сверстниками, хотя взрослые таких детей любят; } В подростковом возрасте сохраняется направленность на учебу, общение затруднено. Сверстники его избегают. } Рекомендации: } Интеллектуальные черты «разбавлять» занятиями эмоциональными; } Определить его в секцию, кружок, клуб по интересу для развития его эмоциональной сферы; } Повышать эмоциональную сферу через игру, искусство, соревнования, турниры, конкурсы; } Помочь в налаживании общения со сверстниками. ГО В О Р У Н Ы } ОСОБЕННОСТЬ: Речевое развитие преобладает над другими процессами; } Низкая успеваемость; } Неорганизованность; } Трудности в общении; } Нарушает правила поведения. } Рекомендации: } -Коррекцию начинать с переключения внимания с речевого аппарата на мелкую моторику (лепка, собирать пазлы, конструктор, рисунок) или на ноги (танец, ритмика). } Ограничить речевой поток; } Стимулировать продуктивную деятельность; } Помочь наладить общение со сверстниками. А К Т Е Р Ы } ОСОБЕННОСТЬ: Демонстративное поведение; } Вызывающий вид; } Любовь к украшениям; } Для привлечения внимания пользуется различными средствами: кривляние, нарушение дисциплины, истерика, частая смена настроения, утомленность, депрессия, волнение. } Рекомендации: } Искать сферу деятельности в которой он может проявить себя (творчество, искусство, спорт); } - Не допускать проявления истерики, депрессии, плохого настроения. ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК. } Это очень трудный ребенок. } ПРИЧИНА ГИПЕРАКТИВНОСТИ: -Микродинамические поражение мозга (черепно-мозговая травма); -Патология беременности; -Генетический фактор; -Дисфункция Ц Н С; -Пищевые факторы (питание, большое количество углеводов); -курение и алкоголь родителей; -Социальные факторы (отсутствие системы воспитания). ПОРТРЕТ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА: -НЕПОСЕДЛИВ; -НЕРЯШЛИВ; -ДВИГАТЕЛЬНО БЕСПОКОЕН; -НЕ ДОВОДИТ ДЕЛО ДО КОНЦА; -БОЛЬШЕ БЕГАЕТ, ЧЕМ ХОДИТ; -НЕУСИДЧИВ; -НАРУШЕНА КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ; -НЕРЕДКО ПЛОХОЙ СОН. Рекомендации: } НАЙТИ ВОЗМОЖНОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ (НЕЛЬЗЯ ЗАПРЕЩАТЬ ДВИГАТЬСЯ); } ОБЕРЕГАТЬ ОТ ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ; } ПОЛЕЗНЫЕ ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОРМИРОВАННЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ, ДЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ, БЕГ; } «ПОЗИТИВНАЯ МОДЕЛЬ» - ХВАЛИТЬ КАЖДЫЙ РАЗ КАК ОН ТОГО ЗАСЛУЖИТ; } ИЗБЕГАТЬ ГОВОРИТЬ «НЕТ», «НЕЛЬЗЯ». ЭТО ВЫЗЫВАЕТ НЕГАТИВНУЮ РЕАКЦИЮ; } ГОВОРИТЬ СПОКОЙНО, СДЕРЖАНО. МЯГКО, ТЕРПЕЛИВО, БЕЗ РАЗДРОЖЕНИЯ; } ПООЩРЯТЬ РЕБЕНКА ЗА ВСЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТРЕБУЮЩИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ (РАБОТА С КУБИКАМИ, РАСКРАШИВАНИЕ, ЧТЕНИЕ КНИГ); } РАСПОРЯЖЕНИЯ ДЛЯ РЕБЕНКА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЧЕТКИМИ. НЕМНОГОСЛОВНЫМИ. НИКАКИХ НРАВОУЧЕНИЙ!!! ОНИ БЕСПОЛЕЗНЫ; } ЧАЩЕ ПРОВОДИТЬ ИГРОВЫЕ МИНУТКИ (КАРТИНЫ ИЗ КЛЯКС, РИСУНОЧНАЯ ТЕРАПИЯ). И З Г О И 3 типа: изгой – клоун, изгой – белая ворона, изгой – антагонист. 1. ИЗГОЙ – КЛОУН: } Подставляет себя насмешкам, чтобы выявить слабые стороны и несовершенство класса. Обладает высоким интеллектом. Может ставить в затруднительное положение не только одноклассников, но и педагога. Забирает часть негативных эмоций на себя. } Главное - эффективно, с юмором, достойно выйти из данной ситуации. Эмоциональный взрыв только укрепить его тип поведения. «Клин клином вышибают» Ставить его в нестандартные ситуации. 2. ИЗГОЙ «БЕЛАЯ ВОРОНА» - } Имеет серьезные этнические отличия. Принадлежность к другой нации, другой религии или среди материально-обеспеченных детей, ребенок из многодетной семьи. Ребенок с отклонениями в здоровье или физическим недостатком. Агрессия идет от класса. } Проблема решаема через дискуссионные формы. Найти в человеке привлекательные стороны. Создать для него «ситуацию успеха» в классе. Проводить недели национальной культуры (армянская культура, украинская культура, русская культура и т.д.). 3 типа взаимодействия с изгоями 3. ИЗГОЙ – АНТАГОНИСТ: } Это крайняя степень изгойства. Максимальный эгоист, склонен обвинять всех и не видит истинного положения, причин изгойства. } Основная причина антагонизма – изъяны семейного воспитания. (в чужом глазу и соринку вижу…) } Практически все изгои имеют общий недостаток – они неспособны мыслить конструктивно, критикуют все и всех. Это претендент на лидерство, лидер- неудачник. } Не воспринимает класс, а класс его. Провоцирует негативное отношение к себе. Педагог пытается занять чью-либо сторону. Это приводит к усугублению конфликта. АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК ПРИЧИНЫ АГРЕССИИ: } Агрессивное поведение родителей; } Средства массовой информации: На экране – насилие, смерть, жестокость; } Гипервозбудимость ребенка; } Проявление нелюбви к ребенку со стороны близких; } Антикультура (рок –группы, шоу); } Унижения и оскорбления, неправильная форма поведения со стороны педагогов и вожатых. РЕБЕНОК СКЛОННЫЙ К ФИЗИЧЕСКОЙ АГРЕССИИ. ПСИХОЛОГИ ВЫДЕЛЯЮТ 4 ТИПА АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ: } Активен; } Любит риск; } Стремиться к признанию; } Обладает организаторскими способностями; } Склонен к садизму; } Отсутствует самоконтроль; } Импульсивен; } Отсутствуют моральные ограничения. Это «открытая» форма агрессии. Активен; РЕБЕНОК СКЛОННЫЙ К СЛОВЕСНОЙ АГРЕССИИ ОСОБЕННОСТЬ: Психологически неуверен; -неуравновешен; -повышенная тревожность; -обидчивость; -депрессия; Низкая работоспособность.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |