Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Не все «педагогически запущенные» дети – трудные, но все «трудные» - дети «педагогически запущенные»

3.Наличие аддиктивного поведения у учащихся.

 

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - это отклонения от норм поведения.

В это понятие входит – ранний алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид и делинквентное поведение.

ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – это противоправные действия личности, влекущие за собой уголовную наказуемость.

К делинквентному поведению относятся: вымогательство; кражи; хулиганство, разбой, массовые беспорядки; умышленное причинение вреда здоровью, побои, истязание, убийство; принуждение к действиям сексуального характера, изнасилование; вандализм; хранение, изготовление, перевозка, пересылка, приобретение, сбыт наркотических средств и психотропных веществ; клевета, оскорбление; доведение до самоубийства.

К девиантному поведению традиционно относят:

} патологическая лживость;

} воровство;

} уходы и побеги из дома \бродяжничество, безнадзорность, попрашайничество\

} прекращение учебной деятельности, уход из школы;

} хулиганство и др.преступления против личности;

} разные формы и степени агрессивного поведения;

} употребление наркотических веществ;

} ранняя половая жизнь;

} азартные игры.

} гиперактивность;

} правонарушения.

 

Аддиктивное поведение - склонность подростка к приобретению вредных привычек,пагубная склонность к чему-либо.

Суть аддиктивного поведения заключается встремлении изменить своё психическое состояние посредством приёма некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности.

С чем связано аддиктивное поведение?

} С желанием человека уйти из реальной жизни путем изменения своего сознания.

} Аддикция становится средством бегства от проблем. В итоге нарушаются межличностные отношения, человек отчуждается от общества.

Какие вещества, предметы или действия могут быть предметом аддикции?

q наркотики, алкоголь, табак;

q азартные игры(включая компьютерные);

q длительное прослушивание ритмичной музыки;

q полное погружение в какой-либо вид деятельности с отказом от жизненно важных обязанностей человека (хобби, работа и т.д.);

q люди, предметы и явления окружающей действительности, вызывающие различные эмоциональные состояния.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫЕ ДЕТИ

} это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети.

} они отчуждаются от школы, но значимость семьи у них очень высокая.


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ ИМЕЕТ НЕСКОЛЬКО ФОРМ:

} Нравственно-педагогическая запущенность – т.е. искажение нравственных представлений. Несформированность привычек нравственного поведения, невоспитанность чувств;

} Нравственно-трудовая запущенность –т.е. искажение представления о труде, нежелание и неумение трудиться.

} Интеллектуально-педагогическая запущенность –т.е. слабо идет развитие интеллектуальных способностей, отставание в развитии.

} Медико-педагогическая запущенность – т.е. отклонения в состоянии здоровья, слабость знаний гигиены быта, возникновение отрицательных привычек, патологические влечения;

 

ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ:

1.Неблагоприятные условия семейного воспитания;

2.Ошибки учебно-воспитательного процесса;

3.Неформальные детские и подростковые объединения.

 

Ошибки учебно-воспитательного процесса

- Запоздалое выявление детей с нарушением морально-правовых норм;

-Шаблонность и консерватизм форм и методов воспитания;

-Пренебрежительное отношение к слабоуспевающему ученику;

-Публичное обсуждение, наказание, выговор проблемного ученика;

-Невысокий профессиональный уровень отдельных педагогов.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ ЗАВИСИТ:

1.Единство педагогического влияния (педагоги, родители);

2.Наличие сплоченного детского коллектива;

3.Наличие деятельности в которой «трудный» подросток может себя. (проявление интересов не в учебе, но и к досугу);

4.Использование школой огромных воспитательных возможностей семьи;

5.Игротерамия; Арттерапия;

6.Признание педагогом собственных ошибок и принесение извинений.

 

НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

СЕМЬЯ.– малая социальная группа, главным назначением которой является РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ детей, качество которых зависит от ряда факторов, влияющих на нее:

1.СОЦИАЛЬНО – КУЛЬТУРНЫЙ фактор – зависит от образовательного уровня родителей;

2.СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ фактор – определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;

3.ТЕХНИКО – ГИГИЕНИЧЕСКИЙ ФАКТОР – зависит от условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни;

4. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКТОР – определяется структурой семьи.

ФУНКЦИИ СЕМЬИ:

} ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ;

} ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ;

} ДУХОВНО – НРАВСТВЕННАЯ;

} КУЛЬТУРНО – ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ;

} ДОСУГОВО – ТВОРЧЕСКАЯ;

} ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ;

} ОХРАННО – ЗАЩИТНАЯ;

} СТИМУЛИРУЮЩАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ;

} БЫТОВАЯ;

} ТРУДОВАЯ.

 

Неблагополучные семьи

ПЕРВУЮ ГРУППУ составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).

ВТОРУЮ ГРУППУ представляют внешне респектабельные семьи,

(Однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями.

Эти семьи отнесены к категории внутренне неблагополучных (скрытая форма неблагополучия).

Разновидность таких семей довольно многообразна.

СЕМЬЯ СО СКРЫТОЙ ФОРМОЙ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ.

СЕМЬИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА УСПЕХ РЕБЕНКА.

Родители внушают детям стремление к достижениям. Ребенок начинает чувствовать, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов. Он находится в постоянно повышенном эмоциональном напряжении. Он заранее уверен в том, что его ждут упреки, наказания если ему не удалось достичь ожидаемых успехов. Сложность проблемы заключается в том, что родители оказываются в плену у своих желаний воспитать самых лучших детей. Для ребенка это большая трагедия жить в такой семье, которая к сожалению не замечается ни специалистами, ни общественностью.

НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ, ИХ ТИПЫ.

Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя.

Есть так называемые ФУНКЦИОНАЛЬНО НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ.

В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Общение с детьми возможно только по выходным дням. Лишенные возможности повседневного общения с матерью, дети растут как бы в неполной семье не получая нормального родительского воспитания.

В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей:

- осиротевшая, внебрачная, разведенная, неполные семьи с усыновленными детьми и воспитывающие чужих детей на правах опеки.

ОСИРОТЕВШАЯ НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ – образуется в результате смерти одного из родителей.

Родственные связи в такой семье не разрушаются: сохраняются взаимоотношения семьи со всеми родственниками по линии погибшего. В такой семье чаще всего не возникают трения, которые неблагоприятно влияют, а порой и нарушают развитие осиротевшего ребенка.

 

НЕПОЛНАЯ РАЗВЕДЕННАЯ СЕМЬЯ – по мнению специалистов ребенок получает психологическую травму.

Дети дошкольного возраста считают себя виновными в разводе родителей. Развивается чувство ненависти и жажда мести.

Дети 10 лет осуждают обоих родителей. В наиболее травмирующей ситуации оказываются мальчики, лишенные как материнской любви. так и отцовского авторитета. По отношению к мальчику мать чаще применяет наказание, порицание, угрозу. К девочкам матери относятся более бережно. Тем не менее оставшиеся с матерью дети нередко становятся своеобразными козлами отпущения.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОУ И СЕМЬИ.

Выделяют 5 основных функций взаимодействия школы и семьи:

} ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса.

} Психолого-педагогическое просвещение родителей.

} Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

} Корректировка воспитания в семье.

} Взаимодействие с общественными организациями.

Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями

Групповые формы взаимодействия:

} родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские комитеты.

} Индивидуальные формы:

} индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.

} нетрадиционные формы:

} родительские встречи, тренинги, родительские ринги, родительские вечера, родительские чтения, творческий отчет о совместной деятельности.

Психологические портреты

} М Е Ч Т А Т Е Л И

} ОСОБЕННОСТИ: Уход от реальной жизни, пассивность, успеваемость – как низкая, так и высокая;

} Демонстративность поведения в негрубых, формах.

} Склонность к фантазии;

} Повышенный уровень тревожности;

} Пассивность в общении, сверстники называют – «странным».

} Рекомендации:

} -Активное воображение ребенка использовать в творческой деятельности

} (привлекать к подготовке к школьным и внеклассным мероприятиям, доверять оформление помещения на мероприятие, выпуск классной газеты)

} Проводить выставки творчества таких детей;

} Повышать его «ситуацию успеха» среди сверстников;

П У Т А Н И К И

} ОСОБЕННОСТИ: Социальная дезориентация, странное поведение,

} Отсутствует социальная направленность на п нарушения,

} Ребенок хочет быть хорошим, угодливым,

} К подростковому возрасту у него складывается представление о враждебности к нему, несправедливости.

} Он ощущает себя изгоем общества. Отсюда – агрессия и антисоциальное поведение.

} Рекомендации: Свести запреты к минимуму;

} -Мелкие нарушения оставлять без внимания;

} -Понемногу расширять круг правил поведения.

} -Поддерживать и повышать самооценку,

} -Оказывать помощь в налаживании общения.

} -Серьезность наказания должно соответствовать тяжести совершенного проступка.

Н Е У Д А Ч Н И К И

} ОСОБЕННОСТИ: Повышенная тревожность;

} -неуверенность в свои силы;

} -беспокойство;

} -волнение;

} -Опасение сделать ошибку или сказать неправильно;

} -Депрессивный фон.

} Рекомендации:

} -Создать ситуацию успеха;

} -Снять синдром неудачника;

} -Снизить ценностное значение школьной отметки;

} -Хвалить ребенка не за результат, а за попытку его достичь;

} -Обязательно найти сферу деятельности, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя.

У М Н И К И

} ОСОБЕННОСТЬ: Хороший высокий уровень логического мышления;

} Слабо развита эмоциональная сфера и образное представление;

} Низкий уровень самостоятельности;

} Трудности в общении со сверстниками, хотя взрослые таких детей любят;

} В подростковом возрасте сохраняется направленность на учебу, общение затруднено. Сверстники его избегают.

} Рекомендации:

} Интеллектуальные черты «разбавлять» занятиями эмоциональными;

} Определить его в секцию, кружок, клуб по интересу для развития его эмоциональной сферы;

} Повышать эмоциональную сферу через игру, искусство, соревнования, турниры, конкурсы;

} Помочь в налаживании общения со сверстниками.

ГО В О Р У Н Ы

} ОСОБЕННОСТЬ: Речевое развитие преобладает над другими процессами;

} Низкая успеваемость;

} Неорганизованность;

} Трудности в общении;

} Нарушает правила поведения.

} Рекомендации:

} -Коррекцию начинать с переключения внимания с речевого аппарата на мелкую моторику (лепка, собирать пазлы, конструктор, рисунок) или на ноги (танец, ритмика).

} Ограничить речевой поток;

} Стимулировать продуктивную деятельность;

} Помочь наладить общение со сверстниками.

А К Т Е Р Ы

} ОСОБЕННОСТЬ: Демонстративное поведение;

} Вызывающий вид;

} Любовь к украшениям;

} Для привлечения внимания пользуется различными средствами: кривляние, нарушение дисциплины, истерика, частая смена настроения, утомленность, депрессия, волнение.

} Рекомендации:

} Искать сферу деятельности в которой он может проявить себя (творчество, искусство, спорт);

} - Не допускать проявления истерики, депрессии, плохого настроения.

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК.

} Это очень трудный ребенок.

} ПРИЧИНА ГИПЕРАКТИВНОСТИ:

-Микродинамические поражение мозга (черепно-мозговая травма);

-Патология беременности;

-Генетический фактор;

-Дисфункция Ц Н С;

-Пищевые факторы (питание, большое количество углеводов);

-курение и алкоголь родителей;

-Социальные факторы (отсутствие системы воспитания).

ПОРТРЕТ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА:

-НЕПОСЕДЛИВ;

-НЕРЯШЛИВ;

-ДВИГАТЕЛЬНО БЕСПОКОЕН;

-НЕ ДОВОДИТ ДЕЛО ДО КОНЦА;

-БОЛЬШЕ БЕГАЕТ, ЧЕМ ХОДИТ;

-НЕУСИДЧИВ;

-НАРУШЕНА КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ;

-НЕРЕДКО ПЛОХОЙ СОН.

Рекомендации:

} НАЙТИ ВОЗМОЖНОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ (НЕЛЬЗЯ ЗАПРЕЩАТЬ ДВИГАТЬСЯ);

} ОБЕРЕГАТЬ ОТ ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ;

} ПОЛЕЗНЫЕ ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОРМИРОВАННЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ, ДЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ, БЕГ;

} «ПОЗИТИВНАЯ МОДЕЛЬ» - ХВАЛИТЬ КАЖДЫЙ РАЗ КАК ОН ТОГО ЗАСЛУЖИТ;

} ИЗБЕГАТЬ ГОВОРИТЬ «НЕТ», «НЕЛЬЗЯ». ЭТО ВЫЗЫВАЕТ НЕГАТИВНУЮ РЕАКЦИЮ;

} ГОВОРИТЬ СПОКОЙНО, СДЕРЖАНО. МЯГКО, ТЕРПЕЛИВО, БЕЗ РАЗДРОЖЕНИЯ;

} ПООЩРЯТЬ РЕБЕНКА ЗА ВСЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТРЕБУЮЩИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ (РАБОТА С КУБИКАМИ, РАСКРАШИВАНИЕ, ЧТЕНИЕ КНИГ);

} РАСПОРЯЖЕНИЯ ДЛЯ РЕБЕНКА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЧЕТКИМИ. НЕМНОГОСЛОВНЫМИ. НИКАКИХ НРАВОУЧЕНИЙ!!! ОНИ БЕСПОЛЕЗНЫ;

} ЧАЩЕ ПРОВОДИТЬ ИГРОВЫЕ МИНУТКИ (КАРТИНЫ ИЗ КЛЯКС, РИСУНОЧНАЯ ТЕРАПИЯ).

И З Г О И

3 типа: изгой – клоун, изгой – белая ворона, изгой – антагонист.

1. ИЗГОЙ – КЛОУН:

} Подставляет себя насмешкам, чтобы выявить слабые стороны и несовершенство класса. Обладает высоким интеллектом. Может ставить в затруднительное положение не только одноклассников, но и педагога. Забирает часть негативных эмоций на себя.

} Главное - эффективно, с юмором, достойно выйти из данной ситуации. Эмоциональный взрыв только укрепить его тип поведения. «Клин клином вышибают» Ставить его в нестандартные ситуации.

2. ИЗГОЙ «БЕЛАЯ ВОРОНА» -

} Имеет серьезные этнические отличия. Принадлежность к другой нации, другой религии или среди материально-обеспеченных детей, ребенок из многодетной семьи. Ребенок с отклонениями в здоровье или физическим недостатком. Агрессия идет от класса.

} Проблема решаема через дискуссионные формы. Найти в человеке привлекательные стороны. Создать для него «ситуацию успеха» в классе. Проводить недели национальной культуры (армянская культура, украинская культура, русская культура и т.д.).

3 типа взаимодействия с изгоями

3. ИЗГОЙ – АНТАГОНИСТ:

} Это крайняя степень изгойства. Максимальный эгоист, склонен обвинять всех и не видит истинного положения, причин изгойства.

} Основная причина антагонизма – изъяны семейного воспитания. (в чужом глазу и соринку вижу…)

} Практически все изгои имеют общий недостаток – они неспособны мыслить конструктивно, критикуют все и всех. Это претендент на лидерство, лидер- неудачник.

} Не воспринимает класс, а класс его. Провоцирует негативное отношение к себе. Педагог пытается занять чью-либо сторону. Это приводит к усугублению конфликта.

АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК

ПРИЧИНЫ АГРЕССИИ:

} Агрессивное поведение родителей;

} Средства массовой информации: На экране – насилие, смерть, жестокость;

} Гипервозбудимость ребенка;

} Проявление нелюбви к ребенку со стороны близких;

} Антикультура (рок –группы, шоу);

} Унижения и оскорбления, неправильная форма поведения со стороны педагогов и вожатых.

РЕБЕНОК СКЛОННЫЙ К ФИЗИЧЕСКОЙ АГРЕССИИ.

ПСИХОЛОГИ ВЫДЕЛЯЮТ 4 ТИПА АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ:

} Активен;

} Любит риск;

} Стремиться к признанию;

} Обладает организаторскими способностями;

} Склонен к садизму;

} Отсутствует самоконтроль;

} Импульсивен;

} Отсутствуют моральные ограничения.

Это «открытая» форма агрессии. Активен;

РЕБЕНОК СКЛОННЫЙ К СЛОВЕСНОЙ АГРЕССИИ

ОСОБЕННОСТЬ: Психологически неуверен;

-неуравновешен;

-повышенная тревожность;

-обидчивость;

-депрессия;

Низкая работоспособность.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Засверливанием (с частичным разрушением шва в месте контроля) | Как создать точку восстановления в Windows XP
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.