КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экологические требования к автомобильной технике
Лекция 5
При оценке уровня экологической опасности автомобиля используют два вида нормативов: 1) для новых АТС; 2) для АТС, находящихся в эксплуатации. Нормативам первого вида должны удовлетворять все АТС, сходящие с заводских конвейеров, при сертификационных испытаниях типа. В области нормирования экологических показателей АТС и двигателей Россия применяет требования Женевского Соглашения 1958 года. Специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», который утверждён постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 года №609, полностью базируется на Правилах ЕЭК ООН (нормы ЕВРО) (таблица 1).
Таблица 1 – Экологическая классификация автомобильной техники в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ
Основные требования к выбросам загрязняющих веществ автомобилями и двигателями установлены в Правилах ЕЭК ООН №49 (грузовые автомобили и автобусы), №83 (легковые автомобили и легкие грузовики), №96 (дизели сельскохозяйственных и лесных тракторов, внедорожных транспортных средств). Согласно Правилам ЕЭК ООН нормированию подлежат: оксид углерода, суммарные углеводороды, неметановые углеводороды, оксиды азота, суммарные углеводороды + оксиды азота, дисперсные частицы. Нормы устанавливаются в г/км для автомобилей и в г/кВт·ч для ДВС. Испытания автомобилей проводят на беговых барабанах, а испытания ДВС – на моторном стенде. Испытания основываются на использовании стандартизованного ездового цикла, в котором все режимы выбираются так, чтобы обеспечивалось соответствие значениям скоростей движения и ускорений в условиях обычного транспортного потока в большом городе. Переход от экологического класса автомобильной техники «ЕВРО-0» к «ЕВРО-3» приводит к сокращению выбросов окисла углерода (СО), смеси летучих низкомолекулярных углеводородов (CmHn) и смеси оксидов азота (NOx) в ~4,2, в ~5 и 2,4 раза соответственно. Таким образом, загрязнение воздуха России при достижении класса «ЕВРО-3» может быть уменьшено в ~5 раз. Технический регламент устанавливает следующие сроки вступления в силу технических нормативов выбросов: - экологический класс 2 – с 12 октября 2005 года; - экологический класс 3 – с 1 января 2008 года; - экологический класс 4 – с 1 января 2010 года; - экологический класс 5 – с 1 января 2014 года. Тем не менее, автомобили, соответствующие стандарту «ЕВРО-3», будут выпускаться в течение 2010 и 2011 годов. Об этом в июле прошлого года сообщал сайт «РБК» со ссылкой на директора департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения министерства промышленности и торговли РФ Алексея Рахманова. «Учитывая европейский опыт, а также более поздний срок введения ограничений по выпуску в оборот топлива низких классов, было принято решение о введении двухлетнего переходного периода на стандарт «ЕВРО-4». Это означает, что в течение 2010 и 2011 годов могут выпускаться в обращение автомобили, соответствующие стандарту «ЕВРО-3», но только те, на которые были оформлены одобрения типа транспортного средства до 31 декабря 2009 года», - процитировал «РБК» слова чиновника. Нормативам второго вида должны удовлетворять все АТС, находящиеся в эксплуатации. Для контроля содержания загрязняющих веществ с отработавшими газами автомобилей, оснащённых двигателями с искровым зажиганием, при оценке их технического состояния необходимо руководствоваться требованиям двух стандартов. 1) ГОСТ Р 52033-2003 «Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния». 2) ГОСТ Р 17.2.2.06-99 «Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонных автомобилей». Данные стандарты устанавливают нормативные значения содержания в отработавших газах автомобилей оксида углерода и углеводородов, нормативное значение коэффициента избытка воздуха и методы контроля при оценке технического состояния систем автомобиля и двигателя. Содержание оксида углерода (в % по объёму) и углеводородов (в ppm или млн-1) в отработавших газах определяют при работе двигателя в режиме холостого хода на минимальной и повышенной частотах вращения коленчатого вала двигателя (таблица 2).
Таблица 2 – Нормативы содержания загрязняющих веществ в отработавших газах автомобилей, оснащённых бензиновыми двигателями
Для дизельных автомобилей ГОСТ Р 52160-2003 устанавливает нормы и методы контроля дымности отработавших газов при оценке технического состояния автомобилей. Стандарт устанавливает нормы и методы измерения видимых загрязняющих веществ (дымности) в режиме свободного ускорения. Основным нормируемым параметром дымности является коэффициент поглощения света (м-1), вспомогательным – коэффициент ослабления света (в %). Дымность автомобилей, не имеющих знака официального утверждения, не должна превышать в режиме свободного ускорения следующих значений: - 2,5 м-1 – для двигателей без наддува; - 3,0 м-1 – для двигателей с наддувом. Подлежит нормированию также производимый автомобильной техникой шум. Для новых АТС, уровень шума нормируется согласно национальному стандарту РФ ГОСТ Р 41.51-2004 «Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств, имеющих не менее четырёх колёс, в связи с производимым ими шумом». Данный национальный стандарт полностью гармонизирован с Правилами ЕЭК ООН №51 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автотранспортных средств, имеющих не менее четырёх колёс, в связи с производимым ими шумом». Согласно вышеуказанным нормативным документам АТС, его двигатель и система снижения шума должны быть спроектированы, сконструированы и собраны таким образом, чтобы при нормальных условиях эксплуатации и вибрации, которой они могут подвергаться, АТС соответствовало требованиям стандартов (таблица 3).
Таблица 3 – Нормативы уровня шума от АТС согласно ГОСТ Р 41.51-2004
Измерение шума проводится с использованием методов, описанных в стандартах, для АТС, находящегося в движении, и для АТС, находящегося в неподвижном состоянии. При наличии АТС, приводимого в движение с помощью электродвигателя, производимый им шум измеряют только в движении. АТС максимально допустимой массой свыше 2800 кг дополнительно подвергают испытанию на измерение уровня звука, производимого сжатым воздухом, в неподвижном состоянии, в соответствии с требованиями, приведёнными в стандартах, в том случае, если соответствующее тормозное оборудование является частью АТС. Испытание АТС, находящегося в неподвижном состоянии, проводят для установления контрольного значения, необходимого для контроля АТС, находящихся в эксплуатации. Согласно ГОСТ Р 52231-2004 «Внешний шум автомобилей в эксплуатации. Допустимые уровни и методы измерения» при проверке технического состояния АТС, находящегося в эксплуатации, допустимый уровень шума, измеренный в неподвижном состоянии, не должен превышать более чем на 5 дБА контрольного значения, указанного в эксплуатационной документации. Если в эксплуатационной документации не указаны контрольные значения уровня шума, то допустимый уровень шума выпускной системы автомобиля не должен превышать значений, приведенных в таблице 4.
Таблица 4 – Допустимые уровни шума выпускной системы двигателей автомобилей, находящихся в эксплуатации
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |