Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периоды детского возраста

В соответствии с Международной конвенцией защиты прав ребенка к детям относят человеческие индивидуумы в возрасте от рождения и до 18 лет. Подростковый период в нашей стране принято ограничивать возрастом от 14 до 18 лет.

 

Для каждого этапа развития ребенка характерны свои специфические анатомо-физиологические особенности

. Согласно этой схеме выделяют:

I. Период внутриутробного развития (утробное детство).

II.

II. Внеутробный период: а) период новорожденности (от рождения до 28-го дня жизни); б) грудной возраст (от 1-го до 12-го месяца);

в) период раннего детства (1-3 года);

г) 1-й период детства (от 3 до 7 лет) - дошкольный возраст;

д) 2-й период детства (девочки 7—11 лет, мальчики 7-12 лет) —млад­ший школьный возраст;

е) период полового созревания (де­вочки с 12 до 15 лет, мальчики с 13 до 18 лет) — старший школьный возраст.

 

Грудной возраст продолжается с 29-го дня после рожде­ния до конца 1-го года жизни. Для этого периода характерен тесный контакт ребенка с матерью (мать кормит своим мо­локом ребенка); высокий темп роста, морфологического и функционального совершенствования всех органов и сис­тем. В течение 1-го года жизни длина тела новорожденного увеличивается на 50%, масса тела утраивается. Высокий темп роста обеспечивается интенсивным обменом веществ и пре­обладанием анаболических процессов (этим объясняется потребность в основных питательных веществах и калори­ях). Для удовлетворения высокой потребности в энергии ребенок нуждается в большем количестве пищи на 1 кг мас­сы тела. Особенно интенсивно в данный период совершен­ствуется морфологическая структура и функции нервной системы ребенка, быстрым темпом происходит нервно-пси­хическое развитие ребенка. Быстрыми темпами происходит развитие двигательных умений, формируются сложные ло­комоторные акты (функция кисти, самостоятельная ходьба). Рано, с первых недель жизни, формируются условные реф­лексы (1-я сигнальная система), а к концу года - развитие ре­чи (2-я сигнальная система). К 3—4 месяцам жизни у ребенка снижается трансплацентарно приобретенный иммунитет, а формирование собственного иммунитета происходит срав­нительно медленно. Однако отсутствие тесного контакта с другими детьми объясняет относительно редкую заболевае­мость вирусными детскими инфекциями (корь, скарлатина, ветряная оспа, краснуха и др.).

Для этого периода характерна предрасположенность де­тей к определенной патологии. Несбалансированное пита­ние может быть причиной задержки физического, нервно-психического, интеллектуального развития. Неадекватное потребностям растущего организма питание в условиях интенсивного роста способно приводить к развитию дефи­цитных состояний (рахит, анемия, дистрофия). Часты в этом возрасте аномалии конституции (экссудативно-катараль-ный и лимфатико - гипопластический диатезы). Нередко раз­виваются желудочно-кишечные дисфункции, что объясня­ется незрелостью органов пищеварения и необходимостью их интенсивного функционирования (высокая потребность в пластических веществах и энергии). Анатомо-физиологи-ческие особенности органов дыхания способствуют возникнове­нию бронхиолитов и пневмоний, течение которых отличается особой тяжестью. Для детей этого возраста характерна склонность к генерализации воспалительного процесса при инфекционных заболеваниях. Особенно чувствителен орга­низм ребенка к гноеродным микробам, возбудителям ки­шечных инфекций (в том числе к вирусам и условно-пато­генной флоре).

 

Период раннего детства (с 1 года до 3 лет) — преддошкольный. В этот период формируются наиболее сложные функ­ции мозга: происходит становление 2-й сигнальной системы (развитие речи - к концу 2-го года запас слов достигает 200-400, к 3 годам - до 1000 слов), развивается познавательная де­ятельность, складывается характер и особенности поведения ребенка, повышается выносливость и предел работоспособ­ности ЦНС (интенсивное развитие интеллектуальной сфе­ры). Стремительно совершенствуются двигательные навы­ки, а контроль за адекватностью движений и поступков ми­нимальный, отсюда резко возрастает опасность травматиз­ма, в том числе аспирации инородных тел, случайных отрав­лений. Сохраняется высокий темп роста и развития, хотя он ниже, чем на 1-м году жизни. Присуща более высокая сте­пень зрелости функциональных систем. Постепенно меняет­ся характер питания - расширяется ассортимент продуктов, совершенствуются навыки самостоя­тельной еды. В этот период важное значение имеет выработ­ка гигиенических навыков. Стремительно расширяются кон­такты с другими детьми на фоне собственного формирую­щегося и пока несовершенного иммунитета, что увеличива­ет угрозу развития заболевания острыми детскими инфек­циями (ветряная оспа, корь, коклюш, скарлатина), ОРИ и требует своевременно проводить активную и пассивную им­мунизацию.

В данном возрасте еще относительно часто встречаются расстройства пищеварения и питания, диатезы, рахит, пнев­монии, особенно при неблагоприятных условиях прожива­ния, питания и ухода. Для этого возраста характерны склон­ность к гиперплазии лимфоидной ткани, проявления лим-фатико-гипопластического и нервно-артритического диате­за, дебют большей части аллергических заболеваний.

 

Дошкольный возраст (1-й период детства - от 3 до 7 лет). Для этого возраста характерно первое физиологическое вы-

тяжение, нарастание массы тела несколько замедляется, от­четливо увеличивается длина конечностей. Позвоночник из-за слабости связочного аппарата, малой мышечной тяги весьма подвержен внешним воздействиям, что приводит к нарушению осанки. С 5-6 лет молочные зубы начинают ме­няться на постоянные. Продолжается интенсивное развитие интеллекта, физической силы, ловкости, усложняется игро­вая деятельность, улучшается память, совершенствуется речь. Ребенок легко запоминает стихи, пересказывает расска­зы, усваивает иностранный язык, у него развиваются тонкие двигательные навыки. В 5 лет словарный запас составляет 2500 слов, ребенок начинает логически мыслить, делать обобщения. Он готовится к поступлению в школу. Появля­ются половые различия в поведении и играх мальчиков и девочек. Возрастает потребность в общении с другими деть­ми, подражание как хорошему, так и плохому. Несколько ослабевает интенсивность обмена энергии, что проявляется в постепенном снижении основного обмена и напряженно­сти процессов роста. Продолжается рост и дифференцировка органов и систем. Иммунная защита уже достигает известной зрелости. Снижается склонность к генерализации процесса и токсическим реакциям, отчего клиническая картина многих заболеваний приобретает характер болезней взрослых.

Из патологических состояний в дошкольном возрасте часто встречаются острые инфекционные заболевания, но они протекают легче, чем у детей первых трех лет жизни и дают меньше осложнений. Высокий травматизм в этом возрасте - основная причина детской смертности.

 

Младший школьный возраст (2-й период детства — девоч­ки 7-11 лет, мальчики 7-12 лет). К этому возрасту заканчива­ется основная структурная дифференцировка тканей. Име­ются различия между мальчиками и девочками как по типу роста и созревания, так и по формированию половоспеци-фического телосложения. Это период относительно ста­бильного роста, заканчивающийся пубертатным ускорени­ем. Заметно нарастает мышечная масса, усиливаются такие двигательные навыки, как быстрота, сила, выносливость. Быстро развиваются сложнейшие координационные движе-

ния мелких мышц, интеллект, улучшается память. Ребенок начинает посещать школу, меньше бывает на свежем возду­хе, возрастают нагрузки на нервную систему и психику, больше времени проводит за письменным столом.

Острые детские инфекции встречаются реже и протекают более легко, чем в дошколь­ном возрасте. Респираторные заболевания у детей этого воз­раста с частотой до 6-7 раз в год - обычное явление, а реак­ция ребенка на инфекцию становится все более напоминаю­щей таковую у взрослых. Систематические занятия в школе и дома при несоблюдении должных гигиенических правил ведут к формированию нарушений осанки, развитию близо­рукости. Основной причиной детской смертности в этом возрасте остается травматизм.

 

Старший школьный возраст (период полового созрева­ния - девочки с 12 до 15 лет, мальчики с 13 до 17-18 лет). Для этого периода характерно завершение созревания всех мор­фологических и функциональных структур организма, гете­рохрония развития органов и систем. Наблюдается выра­женная перестройка эндокринной системы, интенсивное по­ловое созревание, становление репродуктивной системы и сексуального поведения индивидуума.. У девочек оно происходит в возрасте 12-16 лет, у мальчиков - 13-18 лет. Ускорение роста у мальчиков начинается в возрасте 13-15 лет, в это время рост увеличивается примерно на 20 см, 10 см из которых приходится на год наибольшего его ускоре­ния. У девочек ускорение роста начинается на 1-1,5 года раньше и заканчивается к 13,5 годам, в год максимальной скорости роста этот показатель составляет около 8 см.

Физические и половые изменения происходят одновре­менно с познавательным, эмоциональным, культурным и социальным развитием ребенка и его адаптацией в целом. Идет формирование психо-характерологических особеннос­тей, стереотипов поведения и вредных привычек, влияющих на здоровье не только в подростковом периоде, но и в после­дующей жизни. Психические реакции часто бывают связаны с впервые появившимся чувством полового влечения.

Из патологических проявлений в этом возрасте характер­ны функциональные расстройства нервной и сердечно-сосу­дистой систем. Отмечаются жалобы на колющие боли в области сердца, сердцебиения, что связано с расстройствами вегетативной нервной системы. Часты также психоневрозы в связи с усилением процессов общего возбуждения и за­труднениями в стабилизации условных рефлексов на фоне значительной напряженности обмена веществ, работы эндокринных желез и нервной системы. Многих психологи­ческих и физиологических отклонений можно избежать при рациональном построении режима труда и отдыха, создании благоприятного психологического климата, рациональном использовании физкультуры и закаливающих процедур. Из патологических проявлений в возрасте полового созревания характерны функциональные расстройства нервной и сердечнососудистой системы. Подростки нередко жалуются на колющие боли в области сердца, сердцебиение, головные боли, что связано с расстройствами вегетативной нервной системы (так называемые сосудистые дистонии). В связи с гормональной перестройкой выявляются дефекты развития полового аппарата, развивается дисменорея, аменорея у девочек, а у юношей — усиленная функция сальных желез и образование угрей на лице, туловище, склонность к гипертрихозу, возможны дисфункции эндокринных желез и откло­нения в обмене веществ (зоб, гипер- и гипотиреоз, ожирение. Большая напряженность нервной, эндокринной систем, обмена веществ создает условия для обострения ранее перенесенных аллергических заболеваний, туберкулеза, хронически протекающих инфекций. Остается высокой частота заболеваний желудочно-кишечного тракта (гастриты, дуодениты, язвенная болезнь). Этому спо­собствует воздействие неблагоприятных внешнесредовых фак­торов. Увеличивается распространение токсикоманий, наркома­ний, заболеваний, передающихся половым путем.

Особое место в работе с подростками занимает пропаганда здорового образа жизни, борьба с курением, употреблением алкоголя, использование наркотиков. Не менее важное значение имеет половое воспитание и профилактика СПИДа.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные принципы лечебно-профилактической помощи детям в городах и сельской местности едины | Лекция 2. Неонатология - раздел педиатрии, изучающий возраст­ные особенности и заболевания детей первых 4 недель жиз­ни
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.