КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Трещины сосков
Причиной появления трещин является нарушение техники кормления грудью. Внешний вид соска1 вначале не изменяется, затем возникает гиперемия кожи, кормление начинает причинять боль матери. Если не изменить технику кормления, на коже соска появляется трещина-вокруг основания или в его центре.
Тактика помощи матери. Прежде всего необходимо исправить неправильное прикладывание ребенка к груди. Чтобы уменьшить раздражение соска, рекомендуется сократить1 продолжительность кормления. При этом увеличивают число кормлений или перед прикладыванием ребенка к груди частично сцеживают молоко и кормят ребенка из ложечки или чашки. Следует изменять положение при кормлении, чтобы менялась сила давления на разные участка соска. Извлекать сосок необходимо под защитой пальца. После кормления на сосок наносится крем на ланолиновой основе. Если трещина не заживает в течение нескольких дней, необходимо прекратить кормление из больной груди. Мать должна сцеживать молоко, пока трещина не заживет. Обычно это происходит за 3-4 дня, после чего возвращаются к прикладыванию ребенка к груди, в первое время лучше использовать больную грудь, как дополнение к кормлению из здоровой. Кандидозная инфекция сосков. Если у матери имеются симптомы кандидозной инфекции, проводится ее лечение (полость рта ребенка и соски матери обрабатываются рас-' твором генцианвиолета, суспензией нистатина).
2 Проблемы груди. Частыми проблемами в период кор-ления являются нагрубание груди, закупорка млечного ' ротока, затруднение выделения молока из груди, самопроизвольное истечение молока и др.
физиологическое нагрубание груди . Через несколько дней после родов, обычно на 3-5-й день, реже позднее, у женщин «прибывает» молоко. Грудь становится тугой, твердой, в ряде случаев бугристой. В отличие от патологического нагрубания молоко хорошо течет из груди.
Тактика помощи матери. Чтобы ослабить напряжение молочных желез, необходимо увеличить количество кормлений. Иногда достаточно сцедить небольшое количество молока, чтобы грудь стала мягче. Если ребенок не может эффективно сосать грудь, мать должна после кормления сцеживать молоко.
Патологическое нагрубание груди.
В случае патологического нагрубания ухудшается циркуляция крови и лимфоот-ток в молочной железе. Причиной этого состояния является позднее прикладывание ребенка к груди, неправильная техника прикладывания, короткие и редкие кормления ребенка, отсутствие ночных кормлений, большое количество молока у матери. Грудь становится отечной, плотной, болезненной, кожа груди нередко гиперемирована. Повышается температура тела. Молоко плохо течет из груди, кормления затруднены.
Тактика помощи матери. Для того чтобы освободить грудь от молока, следует часто кормить ребенка, соблюдать технику кормления, менять позицию ребенка у груди, ограничить питье матери. Перед кормлением следует стимулировать рефлекс окситоцина. После кормления для уменьшения отечности на грудь накладывается холодный компресс. Иногда назначается внутримышечно окситоцин или питуитрин, которые вызывают усиленное сокращение альвеол, что позволяет ребенку хорошо опорожнить молочную железу. Окситоцин (питуитрин) применяется 2 раза в день, непосредственно перед кормлением ребенка, так как через 6-8 мин после введения он разрушается.
Закупорка млечного протока. Это состояние развивается при блокировании протока сгустком молока. Молоко не выделяется из отдельного участка молочной железы или всей груди. Причинами закупорки протока являются редкие кормления, неправильная техника кормления, неэффективное сосание ребенка, давление пальцами на грудь во время кормления, ношение тесного бюстгальтера, большая грудь. Температура тела остается нормальной. В груди определяется болезненное уплотнение. Кожа над ним гиперемиро-вана. Если молочную железу хорошо не опорожнить, может развиться воспаление молочной железы (лактационный мастит). Тактика помощи матери.
Лечение данного состояния заключается в улучшении оттока молока из пораженного участка груди. Для этого необходимо чаще кормить ребенка, правильно прикладывать его к груди, во время кормления менять положение ребенка, проводить легкий массаж груди по направлению к соску; не допускать давления пальцев на молочную железу, при большой груди поднимать ее во время кормления, между кормлениями накладывать теплые компрессы на грудь. Затруднение выделения молока из груди. При этом состоянии молоко вырабатывается в достаточном количестве, но блокируется его рефлекс выделения. Ребенок почти не получает молока, несмотря на то, что правильно сосет грудь. Обычно он отказывается от груди и начинает плакать. Причинами затруднения выделения молока могут быть тревожное состояние матери, ее неуверенность в достаточном количестве молока, болезненные кормления, переутомление, болезнь. Тактика помощи матери. В этой ситуации матери необходимо объяснить причины возникшего затруднения, посоветовать успокоиться, перед кормлением обязательно использовать приемы стимуляции рефлекса окситоцина. Важно ласково разговаривать с ребенком во время подготовки его к кормлению и во время кормления.
Самопроизвольное истечение молока (галакторея). Для устранения данного состояния следует чаще прикладывать ребенка к груди, нормализовать режим дня женщины. Необходимо следить, чтобы прокладки в бюстгальтере были сухими.
Слишком много молока, поступающего быстро. При такой ситуации ребенок захлебывается во время кормления. Тактика помощи матери. Важно более часто прикладывать ребенка к груди, для кормления выбрать позицию «лежа на спине, ребенок сверху». Можно перед кормлением в течение нескольких минут сцедить молоко, затем приложить ребенка к груди.
2. Особые случаи. К ним относятся кесерево сечение, болезнь матери, прием матерью лекарственных средств. Кесерево сечение. Обычно мать может кормить ребенка как только выйдет из состояния наркоза. В первые несколько пней необходимо ей помогать прикладывать ребенка к груди, найти удобное положение для кормления. Вначале рекомендуется кормить ребенка в положении «лежа», затем можно выбрать положение «из-под руки».
Болезнь матери. При острой респираторной инфекции во время кормления и при уходе за ребенком мать должна носить маску. Малыша необходимо изолировать на время болезни матери в соседнюю комнату. При других заболеваниях тактика индивидуальна.
Прием кормящей матерью лекарственных средств.
Большинство лекарственных препаратов попадают в грудное молоко. Их концентрация в молоке и влияние на организм ребенка различны. По действию на мать и ребенка все препараты делятся на три группы: 1) противопоказанные во время кормления грудью {противоопухолевые средства и др.); 2) препараты, требующие временного прекращения грудного вскармливания {радиоактивные средства); 3) препараты, совместимые с кормлением грудью {антибиотики, жаропонижающие и др.) и вызывающие побочные эффекты {тетрациклины, сульфаниламиды, барбитураты, эстрогены и др.). Известно, что гормональные контрацептивы, содержащие эстроген и тиазидные диуретики снижают лактацию, поэтому в период кормления грудью необходимо применять другие препараты. Важно избежать максимальной концентрации препарата в молоке во время кормления ребенка, поэтому лекарство следует принимать сразу после кормления или во время него
. П. Затруднения при вскармливании грудью со стороны ребенка
Отказ ребенка от груди. Наиболее частыми причинами отказа от груди являются болезнь ребенка (ринит, молочница и др.), недостаточное количество молока, слишком большое количество молока (при сосании оно быстро поступает в рот ребенка, он начинает захлебываться, это вызывает страх и отказ от груди), кормление из бутылочки или сосание пустышек, неправильная техника кормления (давление во время кормления на место травмы от вакуум-аспирации или акушерских щипцов), действие седативных средств, появление нового ухаживающего лица или много помогающих лиц, изменение запаха матери, неприятный вкус молока из-за введения в пищу лука, чеснока, пряностей.
Тактика помощи матери.
Для оказания помощи матери необходимо установить причину и устранить ее. «Кажущийся» (нереальный) отказ. Дети в поисках соска могут вертеть головой из стороны в сторону, мать думает, что ребенок отказывается от груди. Это не является реальным отказом, такое поведение ребенка у груди называется «прицельным».
Кормление близнецов. Как правило, у большинства женщин достаточно молока, чтобы кормить двоих детей. Тактика помощи матери. Необходимо придать матери уверенность в успешном грудном вскармливании, помочь ей выбрать наиболее оптимальное положение близнецов у груди. Можно кормить их одновременно или сначала одного, затем второго. Если один из близнецов слабее другого, мать должна внимательно относится к тому, чтобы он получал достаточное количество молока. При необходимости, после кормления грудью матери следует сцедить молоко и докормить его.
Слабососущие дети. Чаще слабососущими являются дети с перинатальным повреждением ЦНС, маловесные новорожденные с массой тела при рождении менее 2500 г.
Тактика помощи матери. В зависимости от выраженности у ребенка рефлексов сосания и глотания его прикладывают к груди или кормят сцеженным молоком (с помощью зонда, ложки или чашки). При кормлении грудью рекомендуют длительно, до 1 ч, оставлять ребенка у груди. Особое внимание необходимо уделить правильному прикладыванию к груди и позиции при кормлении. Лучшими позициями является положение, когда мать держит ребенка рукой, противоположной той груди, из которой кормит ребенка, положение «из-под руки» и вертикальное положение в позе «кенгуру».
Короткая уздечка языка. Эффективное сосание в этой ситуации затруднено, так как ребенок не может достаточно выдвинуть язык. При выраженном затруднении сосания производят разрез уздечки.
Расщелина губы и нёба.
Дефект препятствует возможности создать отрицательное давление в полости рта и прижать ареолу языком к нёбу. Особые затруднения возникают, если расщелина губы переходит в расщелину нёба. Ребенок во время кормления захлебывается, молоко течет через нос.
Тактика помощи матери.
При незначительном дефекте необходимо помочь матери и ребенку приспособиться к кормлению, обеспечить ребенку достаточный захват груди. Расщелину закрывают грудью, и младенец может успешно сосать. При выраженном дефекте пока ребенок не научится сосать грудь, его кормят сцеженным молоком. К груди его рекомендуется прикладывать в вертикальном положении. С целью устранения порока показано оперативное вмешательство.
Отнятие ребенка от груди. По мере уменьшения числа прикладываний к груди снижается и количество продуцируемого молока у матери. Отлучение ребенка от груди в любом возрасте должно происходить мягко, постепенно, ни в коем случае не сопровождаясь конфликтами между ребенком и матерью. Не рекомендуется отнимать от груди ребенка в летнее время года, при болезни (лихорадочные состояния, расстройства питания или пищеварения и др.), при проведении профилактических прививок, при стрессовых ситуациях (переезд на другое место жительства, смена климатических условий, проблемы в семье, приучение к горшку и др.). Необходимо знать, что при резком и раннем переходе ребенка от теплого грудного молока к «неродной» пище, он может испытать сильное эмоциональное потрясение. Угасание лактации наступает на 3-4-й день после отнятия ребенка от груди, для чего на грудные железы накладывается давящая повязка, в течение 2 дней ограничивают количество жидкости.
Лекция 5.
Организация введения в пищевой рацион ребенка прикормов. Прикорм. По мере роста ребенка грудное молоко даже с введением пищевых добавок перестает удовлетворять потребности растущего организма в основных пищевых ингредиентах, энергии и, особенно, в минеральных солях. Ребенок нуждается в дополнительном введении сложных углеводов, балластных веществ в виде клетчатки, необходимых для нормального функционирования ЖКТ. Введение новых видов пищи тренирует жевательный аппарат ребенка и готовит ЖКТ к усвоению необходимых питательных веществ после отнятия от груди. Поэтому независимо от количества молока у матери ребенок с 4,5- 5 месяцев должен получать прикорм.
Прикорм- введение новой пищи, более концентрированной и калорийной, постепенно и последовательно заменяющей кормление грудью. Более раннее введение прикорма с 4 месяцев можно рекомендовать при анемии, рахите, упорных срыгиваниях. В жаркое время года, а также при острых заболеваниях ребенка, особенно при кишечных расстройствах, прикорм назначается в более поздние сроки - с 6 месяцев.
К блюдам прикорма относятся овощное пюре, каша, «последующая молочная смесь», кефир(они со временем заменяют одно кормление целиком),в небольших количествах (в виде добавки к основному продукту питания) вводят в рацион питания ребенка соки,фруктовое пюре.творог, желток.мясное и рыбное пюре,йогурты и овощные супы.
1 прикормом является каша. Сначала дают 5%-ю кашу на овощном отваре пополам с молоком. Первыми должны быть каши без глютена (гречневая, кукурузная, рисовая), как менее аллергизирующие, позже (после 10 месяцев) вводят овсяную и манную. С 6,5-7 месяцев 5%-й кашу постепенно заменяют 8-10%-й кашей на цельном коровьем молоке. Рекомендуется готовить смешанные каши из муки различных круп (гречневой, рисовой, кукурузной, овсяной, манной и др.). При склонности к поносам рекомендуют давать рисовую кашу, при запорах - овсяную. Полезно готовить сочетанные блюда из овощей или фруктов и круп. Лучшими кашами для детей 1-го года жизни, выпускаемыми промышленностью, считаются каши инстантные, которые не нужно варить, протирать. В муку добавляют теплое молоко и каша готова к употреблению. Эти каши обогащены витаминами, железом, кальцием. Имеются каши быстрого приготовления, которые варят 1-2 мин (рис, гречка, овсянка).
Через 10-14 дней после введения первого прикорма вводят второй прикорм.
2 прикормом является овощное пюре. Прикорм в виде овощного пюре особенно рекомендуется назначать детям с экссудативно-катаральным диатезом, рахитом, паратрофией, при анемиях, недоношенным. Овощное пюре дается на овощном отваре пополам с молоком. Лучше назначать моноовощное пюре (картофель, капуста),так как оно вызывает меньшие аллергические проявления.В дальнейшем, через 1-2 недели, дают разнообразные овощи (морковь, кабачки, свекла, зеленый горошек, репа. При приготовлении пюре картофель не должен составлять более 1/2 общего объема блюда, так как он содержит много крахмала и беден кальцием. Хорошо использовать овощные пюре промышленного приготовления. 3 прикорм- мясо. С 5,5 месяца ребенок должен получать мясное пюре вначале не более 20-30 г в день, позже - 50-60 г. Его добавляют чаще в овощное пюре. В последнее время говядине предпочитают свинину, мясо кролика, индюшатину, конину как менее аллергизирующие продукты. Вначале рекомендуют давать гомогенизированное мясное пюре для детского питания промышленного производства. В отечественных консервах содержание мяса около 60%, в зарубежных мясо-растительных- 30%, растительных-10-15%. Затем в рацион можно вводить вареное мясо, дважды пропущенное через мясорубку и взбитое миксером или протертое через сито. Полезно 1 раз в неделю назначать печеночное суфле, 2 раза в неделю - рыбный фарш (треска, морской окунь, серебристый хек и др.). Рекомендуется также пюре из субпродуктов (печень, мозги, язык) различной степени измельченности, которые богатые железом, витаминами A, D и группы В, микроэлементами. Детям с анемией и недоношенным мясной фарш можно вводить на 1-2 месяца раньше. Мясо с 9-10 месяцев дают в виде фрикаделек, с 11-12 месяцев - паровых котлет. В это же время дают хлеб и яблочки кусочками.
4 прикорм-соки- 6 месяцев.Дают после еды. Соки могут приготавливаться из одного вида фруктов или овощей (моносоки) или нескольких видов (купажированные соки). В продаже имеются смешанные соки из нескольких фруктов и ягод: из яблок, бананов и черной смородины; яблок, манго и ананасов; малины, яблок, вишни и черной смородины и других, или фруктов и овощей (яблочно-морковный, морковно-апельсиновый и др.). Смешанные соки обладают большей пищевой ценностью, чем соки из одного вида плодов, поскольку они взаимно обогащены пищевыми веществами из разных фруктов и овощей. Соки бывают натуральными (без каких-либо добавок) или с добавлением сахара, а также лимонной кислоты, витамина С и некоторых других натуральных добавок. Введение сока в питание ребенка следует начинать с 1/2 чайной ложки (для своевременного выявления неблагоприятных реакций ребенка на этот продукт), постепенно увеличивая его количество до 100 мл к концу года. Следует подчеркнуть, что введение начинают из сока одного вида фруктов (для исключения непереносимости), и только после привыкания к нему можно вводить в рацион детей соки из смешанных фруктов.
Первым целесообразно назначать яблочный сок из-за его высокой кислотности и невысокой аллергичности. Затем можно вводить ребенку сливовый, персиковый, черносмородиновый, вишневый соки и др. Апельсиновый, мандариновый, клубничный, томатный соки, принадлежащие к числу продуктов с высокой потенциальной аллергенностью, не следует давать ранее 6-7 месяцев. Это относится также и к сокам из тропических и других экзотических фруктов (манго, гуава, папайя и др.). Обычно в 1-м полугодии детям назнача-ют 30-50 мл сока, детям 2-го полугодия - 60-100 мл. Важно учитывать влияние соков на деятельность ЖКТ: при склонности к запорам давать оранжевые соки - морковный, томатный, апельсиновый; к поносам - яблочный, черничный, черносмородиновый. Виноградный сок до года не дается, так как в нем содержится много углеводов, сбраживание которых приводит к усиленному газообразованию в кишечнике и вызывает кишечную колику. С учетом неблагоприятной экологической обстановки в Беларуси, нельзя исключать, что плоды, из которых готовят соки в домашних условиях, не окажутся загрязненными остаточными количествами тяжелых металлов, пестицидов, нитратов, радионуклидов. В силу указанных обстоятельств наиболее целесообразно в питании детей 1-го года жизни использовать соки промышленного производства.
5 прикорм- фруктовое пюре-6,5 месяцев.Фруктовое пюре следует вводить детям через 2-3 недели после назначения соков, используя тот же ассортимент по 10 п г/сут (где п - число месяцев ребенку). При упорных запорах фруктовые пюре можно назначать с 1-1,5-месячного возраста. Кроме свежих или недолго хранящихся фруктов, используют пюре консервированные, промышленного изготовления.
6 прикорм-творог. Коррекция белка творогом здоровым, нормально развивающимся детям назначается не ранее5- 6 месяцев не более 25-45 г в день (лучше «творог-ДМ» для детского питания, выпускаемый заводами Республики Беларусь).
7 прикорм-желток. Желток детям обычно назначают с 6-7-месячного возраста, начиная с 1/4 и увеличивая количество до 1/2 через день, к концу года - ежедневно. Используют только варенный вкрутую желток.
8 прикорм-9 мес- рыбное пюре.
9 прикорм дают с 8-9 месяцев, им заменяется еще одно кормление грудью. Третьим прикормом являются «последующие смеси» («Алеся-2», «Нутрилон-2» и др.) или кефир,йогурт. Их дают с сухариком или печеньем. Нежелательно в питании детей 1-го года жизни использовать цельное коровье молоко, так как оно обладает высокой аллерген-ностью и способно провоцировать диапедезные кишечные кровоизлияния.
10 прикорм-9 месяцев –овощные супы(30-4- мл).Мясные бульоны не используют- могут вызвать раздражение слизистой желудка.
При введении прикорма необходимо соблюдать основные правила.
1. Прикорм следует вводить здоровому ребенку перед кормлением грудью, т.е. при наиболее сильном пищевом возбуждении младенца, так как после кормления грудью новый вид пищи может вызвать «протест». 2. Прикорм дается в теплом виде с ложечки (желательно, чтобы ребенок сидел за специальным детским столом), постепенно, начиная с 1-2 чайных ложек, заменяя полностью прикормом одно кормление в течение 7-10 дней (до 150-180 г). 3. Переход к другому виду прикорма возможен только после того, как ребенок привыкнет к предыдущему (через 10-14 дней). 4. Блюда прикорма должны быть полужидкими, хорошо протертыми, гомогенными (до 6-7 месяцев), пюреобразны-ми (до 9-10 месяцев), крупноизмельченными (старше 9 месяцев), чтобы не вызывать затруднений при глотании. Постепенно, с возрастом, следует переходить к более густой пище (например, заменяя 5%-ю кашу на 8-10%-й), приучая ребенка к жеванию. 5. Любой прикорм требует коррекции белка (0,5 г/кг массы тела на каждый новый прикорм), для чего используют творог, желток, мясной фарш и т.д.
Оценка эффективности вскармливания.
Для этой цели используют антропометрию (измерение длины тела, взвешивание), уровень психомоторного развития, анализ крови (количество эритроцитов, гемоглобина, белка), расчет питания (белков, жиров, углеводов, калорий и соответствия их возрастным потребностям ребенка, определение баланса азота). Вскармливание считается правильным, если состояние и настроение ребенка хорошие, физическое и нервно-психическое развитие соответствуют возрасту, нормальный состав крови, хорошие защитные реакции организма - редкие заболевания острой вирусной инфекцией (не более 2-3 раз в году).
Важен своевременный диагноз недокорма, признаками которого являются: 1) изменение поведения ребенка (беспокойство, плач, не выдерживает перерывы между кормлениями); 2) уменьшение числа мочеиспусканий (меньше 15 раз в сутки у детей 1 -го полугодия жизни и меньше 10 раз - у детей 2-го полугодия); 3) изменение характера стула (в норме 2-3 + 1 в сутки) -меньше 1-2 раз или совсем нет; 4) уплощение кривой массы тела или задержка нарастания массы тела (табл. 18); 5) уменьшение толщины подкожного жирового слоя на груди, животе, затем - на конечностях; 6) гипохромная (железо- и белководефицитная) анемия; 7) изменения кожи, слизистых, волос, признаки гиповитаминоза.
Отнятие ребенка от груди. По мере уменьшения числа прикладываний к груди снижается и количество продуцируемого молока у матери. Отлучение ребенка от груди в любом возрасте должно происходить мягко, постепенно, ни в коем случае не сопровождаясь конфликтами между ребенком и матерью. Не рекомендуется отнимать от груди ребенка в летнее время года, при болезни (лихорадочные состояния, расстройства питания или пищеварения и др.), при проведении профилактических прививок, при стрессовых ситуациях (переезд на другое место жительства, смена климатических условий, проблемы в семье, приучение к горшку и др.). Необходимо знать, что при резком и раннем переходе ребенка от теплого грудного молока к «неродной» пище, он может испытать сильное эмоциональное потрясение. Угасание лактации наступает на 3-4-й день после отнятия ребенка от груди, для чего на грудные железы накладывается давящая повязка, в течение 2 дней ограничивают количество жидкости
Лекция 6.
Искусственное и частично грудное вскармливание. Искусственное вскармливание вводится в тех случаях, когда у матери полностью отсутствует молоко или состояние ее здоровья не позволяеткормить ребенка грудью. Иногда ребенок высасывает из груди матери некоторое количество молока. Однако, если оно составляет менее 1/5 общего объема пищи, такое вскармливание считается искусственным. Учитывая, что в первые 3 месяца особенно важно естественное вскармливание, до введения смесей необходимо попытаться обеспечить ребенка донорским материнским молоком. Лучше заменять грудное молоко смесями постепенно. Удовлетворительное развитие детей, получающих искусственное питание, может быть достигнуто только при использовании адаптированных смесей, т.е. смесей, приближенных по составу к женскому молоку. Адаптация коровьего молока к женскому заключается в снижении концентрации белка и некоторых солей, а также в выравнивании аминокислотного, жирнокислотного, витаминного и минерального составов, введении компонентов, регулирующих рост и развитие ребенка (факторы роста), обогащении пробиотиками (пищевые добавки, содержащие живые культуры, живые культуры молочнокислых бактерий и бифидофлоры) и (или) пребиотиками (пищевые волокна, олиго- и полисахариды, иммуноглобулины), которые стимулируют развитие бифидогенной флоры кишечника. В последнее время в смеси добавляют таурин, карнитин, ан-тиоксидант - ^-каротин, факторы роста (эпидермальный, нервный и др.), вводят лизоцим или лактоферрин (биологические активные добавки-БАД), витамин D3, ограничивают осмолярность смеси. Адаптация белкового компонента заключается как в снижении общего уровня белка (с 2,8 г/100 мл в коровьем молоке до 1,5—1,8 г/100 мл в готовой смеси), так и в изменении состава белков (обогащение белками молочной сыворотки), что в большей мере соответствует уровню и качеству белка в женском молоке (0,8-1,2 г/100 мл). Большинство адаптированных молочных смесей содержат таурин- серосодержащую свободную (т.е. не входящую в состав белков) аминокислоту, необходимую для построения нейросетчатки и головного мозга младенцев, всасывания жиров (образования парных желчных кислот) и др. Эта аминокислота для детей первых недель и месяцев жизни, особенно для недоношенных и маловесных детей, относится к числу незаменимых. Адаптация жирового компонента включает частичную или полную замену молочного жира на смесь природных растительных масел (подсолнечного, кукурузного, соевого, кокосового, пальмового), что позволяет существенно повысить содержание в смеси незаменимых полиненасыщенных жирных кислот семейств омега-6 {линолевая, арахидоновая кислоты) и омега-3 (линоленовая кислота и др.), уровень которых в коровьем молоке невелик. Для улучшения усвоения жира в высокоадаптированные молочные смеси вводят также небольшие количества природных эмульгаторов (лецитина, моно- и диглицеридов), которые способствуют лучшей эмульгации и всасыванию жиров в просвете кишечника. С целью улучшения окисления жирных кислот в клетках органов и тканей ребенка в смеси вводят карнитин. Адаптация углеводного компонента молочной смеси проводится добавлением в нее лактозы, уровень которой в коровьем молоке значительно ниже, чем в женском. Нередко лактозу сочетают с низкомолекулярным полимером глюкозы - декстрин-мальтозой. С этой же целью вместо нее в ряд смесей могут вводиться солодовый экстракт или различные виды патоки, а также глюкозный сироп. Современные заменители женского молока содержат в адекватных и сбалансированных количествах все необходимые ребенку витамины, минеральные соли и микроэлементы (включая железо, цинк, медь, йод, селен и др.).
Виды молочных смесей. В настоящее время выпускается широкий ассортимент смесей для детского питания как для здоровых детей, так и для детей с особенностями (склонность к аллергическим реакциям, ограниченная толерантность лактозы, наличие колик и т.д.). Многочисленные смеси («формулы» - по терминологии зарубежных авторов) можно разделить на следующие группы: сладкие (пресные) и кислые, сухие и жидкие (последние готовы к употреблению). Кроме того, смеси делятся на адаптированные и неадаптированные к составу женского молока. По степени адаптации к женскому молоку смеси делятся на высокоадаптированные, менее адаптированные, частично адаптированные, последующие смеси с меньшей адаптацией. К числу высокоадаптированных заменителей женского молока относятся жидкие смеси: «Агу-1» стерилизованная (пресная) и кисломолочная, смесь «Бэби-милк» (Россия) и сухие смеси: «Беллакт - 0-5», «Алеся-1» (Беларусь), «Нутри-лак-1» (Россия), «НАН» (Швейцария), «Нутрилон-1» (Голландия), «Бебелак-1» (Россия-Голландия), «Фрисолак» (Голландия), «Пре-ХиПП», «ХиПП-1» (Австрия), «Энфамил-1» (США), «Хумана-1» (Германия), «Сэмпер Бэби-1» (Швеция), «Сэмпер-Бифидус» (при запорах, дисбактериозе), «Сэмпер-Лемолак» (с антирефлюксным действием), «Беллакт-бифидо -0-5», «Беллакт-бифидо-5-12», «НАН—1,2», «Фрисолак-1, 2», «Мамекс» (с пре- и пробиотиками) и др.
Несколько менее адаптированными смесями являются так называемые «казеиновые формулы». Они изготавливаются на сухом коровьем молоке, основной белковый компонент которого представлен казеином, без добавления деминерализованной молочной сыворотки. Поэтому белки таких смесей менее близки по белковому компоненту к составу женского молока. В то же время, по всем остальным компонентам -углеводному, жировому, витаминному, минеральному - эти смеси, так же, как и описанные выше высокоадаптированные смеси, максимально приближены к составу женского молока. К числу «казеиновых формул» относятся такие смеси, как «Симилак» (США), «Детолакт» (Беларусь), «Нестожен» (Швейцария) и др.
В частично адаптированных молочных смесях состав лишь частично приближен к составу женского молока - в них отсутствует деминерализованная молочная сыворотка, не полностью сбалансирован жирнокислотный состав, в качестве углеводного компонента используется не только лактоза, но также сахароза и крахмал. К числу таких смесей относятся «Малютка», «Малыш» (Беларусь), «Аптамил» (Германия) и др.
В последние годы за рубежом выработаны и успешно используются так называемые «последующие смеси» («follow up»), т.е. молочные продукты, предназначенные для вскармливания детей на «последующем» возрастном этапе - с 5— 6-го месяцев. Они имеют более высокое содержание белка, другое соотношение сывороточных белков и казеина в сторону увеличения казеиновой фракции, более высокое содержание железа, цинка, кальция. Содержание в них белка и энергетическая ценность значительно выше, чем в высокоадаптированных заменителях женского молока (1,8-2,2 г/100 мл и 70-80 ккал/100 мл соответственно), что полностью отвечает возросшим потребностям детей 2-го полугодия в энергии и пищевых веществах. «Последующие смеси», так же как и заменители женского молока, содержат все необходимые ребенку 2-го полугодия жизни витамины, минеральные соли и микроэлементы. К числу «последующих смесей» относятся такие смеси, как «Беллакт- 5-12», «Алеся-2» (Беларусь), «Фрисолакт-2», «Агу-2», «Нутрилон-2» (Голландия), «Фрисомел» (Голландия), «НАН с 6 до 12 месяцев» (Голландия), ХиПП-2» и др.
Кислые смеси классифицируются так же, как и сладкие.
Высокоадаптированными являются: «Беллакт-бифидо - 0-5», «Беллакт-бифидо - 5-12», «Тонус-1», «Тонус-2» (готовятся на основе «Алеси-1» и «Алеси-2»), «НАН кисломолочный»; частично адаптированные: ацидофильные «Малютка» и «Малыш», «Тотошка-1»; неадаптированные продукты: «То-тошка-2», биокефир, «Кефир детский» и др.
Кисломолочные смеси имеют ряд преимуществ перед сладкими смесями.
В кисломолочных смесях белок находится в створоженном состоянии. Они эвакуируются из желудка более медленно, чем пресное молоко. Накапливающаяся при створаживании молочная кислота способствует повышению секреторной деятельности ЖКТ. Поэтому кислые смеси легче перевариваются. Легкость усвоения кисломолочных смесей также объясняется уменьшением в них Сахаров при бактериальной ферментации. Кисломолочные смеси нормализуют кишечную микрофлору, подавляют процессы гниения в кишечнике. Антибактериальной активностью по отношению к кишечной палочке, стафилококку чаще обладают комбинации молочнокислых бактерий. Наряду с определенными преимуществами кисломолочных смесей перед сладкими имеются их побочные действия. При вскармливании кисломолочными смесями отмечается повышенное выведение солей кальция, аммиака с мочой, что указывает на перенапряженность обменных реакций. Кроме того, с кисломолочными смесями в организм вводится большое количество кислых радикалов, нейтрализация которых у детей раннего возраста затруднена. Поэтому возникает опасность развития ацидоза, способствующего гиперсекреции в бронхах.
В последнее время для искусственного вскармливания детей 1-го года жизни расширился ассортимент полноценных немолочных продуктов на основе сои («Беллакт-Соя», «Фри-сосой», «НАН-Соя», «Хумана СЛ» и др.). Эти смеси начинают занимать место основных физиологических продуктов питания для детей 1-го года жизни. Пищевая ценность соевых смесей не уступает смесям на основе коровьего молока, однако позволяет решить вопросы питания детей с непереносимостью молочного белка и лактозы, а также детей с риском формирования аллергических заболеваний. Смеси для недоношенных и новорожденных с малой массой тепа: «Беллакт-ПРЕ», «ПреНАН», «Ненатал», «Пре-Нутрилак», «Пре-Туттели», «Фрисопре», «Энфамил прематуре», «Хумана 0», «Пре-Нутрилон» и др. Смеси для детей с функциональными нарушениями желудочно- кишечного тракта (синдром срыгиваний, кишечные колики, запоры): «Бел-лакт АР+»; «Бабушкино лукошко Антирефлюкс БИО», «Нутрилак АР», «Нутрилон АР», «Фрисовом-1, 2», «Хумана АР», «Сэмпер Лемолак», «Сэм-пер Бифидус», «Энфамил АР», «Нан кисломолочный-1, 2» и др. 2. Смеси для детей, страдающих аллергией к белкам коровьего молока: а) на основе изолята соевого белка («Беллакт-Соя», «НАН Соя», «Хумана SL», «Нутрилон-соя», «Фрисосой», «Энфамил-соя», «Нутрилак-Соя», «Симилак-Изомил», «Хайнц», «Соя Туттели», «Галлия соя», «Соя Семп»); б) гидролизаты молочного белка: казеиновые («Нутрамиген» и «Преге-стемил», «Алиментум»); сывороточные («Альфаре», «Нутрилон-Пепти ТСЦ», «Хипп», «Фрисопеп», «НАН ГА-1, 2», «Пептиди Туттели», «Хумана ГА-1, 2»); соевые («Галлия-соя»); смешанные («Аптамил», «Прегомин»). По степени гидролиза различают: а) высокогидролизные («Альфаре», «Преге-стемил», «Нутрамиген», «Алиментум», «Нутрилон-Пепти ТСЦ», «Пептиди Туттели», «Хипп ГА 1, 2»; б) частичные гидролизаты («Фрисопеп-1, 2», «НАН ГА», «Хумана ГА-1, 2» и др.). 4. Смеси для детей с анемиями: обогащенные железом «Симилак»,«Нан-Нан» и др. 5. Смеси для детей с лактазной недостаточностью: безлактозные смеси («НАН Безлактозный», «Бабушкино лукошко без лактозы», «Нутрилак безлактозный», «Энфамил Лактофри»); низколактозные («Беллакт-НЛ», «Нутрилак низколактозный», «Нутрилон низколактозный», «Хумана-ЛП», «Хумана-ЛП+СЦТ» и др.). 6. Смеси для детей с фенилкетонурией: «Апонти-40», «Лофеналак», «Фенилдон», «Афенилак»; для детей старшего возраста - «Фенил-фри», «Апонти-80». 7. Смеси, каши для детей с целиакией: а) на основе гидролизатов белка: «Альфаре», а также «Нутрамиген», «Нутрилон Пепти ТСЦ», «Алиментум», «Прегестимил»; б) специальные каши: рисовая «Нестле», овощная, банановая «Данон», гречневая, рисовая «Хайнц», «Хумана». 8. Смеси для детей с муковисцидозом: «Хумана-ЛП+СЦТ», «Нутрилон Пепти ТСЦ», «Прегестимил», «Хипп ХА», «Алфаре».
Выбор молочной смеси.
При смешанном вскармливании желательно использовать одновременно только одну смесь, при искусственном - не более двух смесей. Подкисленные смеси могут сочетаться со сладкими, составляя 1/3-1/2 суточного объема питания.
При выборе смеси, наиболее адекватной для вскармливания конкретного ребенка, необходимо иметь в виду следующие показатели.
1. Возраст ребенка. В первые 2-3 недели жизни ребенку предпочтительнее назначать пресные высокоадаптированные смеси — «Беллакт - 0-5», «Алеся-1», «АГУ-1», «Хумана-1» и др. (кисломолочные смеси в этом возрасте могут вызывать или усиливать срыгивания), затем целесообразно сочетать пресные и кисломолочные смеси («Агу-1», ацидофильная «Малютка»), при этом наиболее целесообразным является назначение ребенку 50% кислых и 50% пресных смесей (от необходимого ребенку суточного объема смесей).
2. Степень адаптированности смеси. Чем меньше возраст ребенка, тем больше он нуждается в максимально адаптированных смесях («Беллакт - 0-5», «Алеся-1», «Агу-1», «НАН», «Фрисолак», «Нутрилон», «ХиПП-1», «Сэмпер Бэби-1» и др.). Детям до 6 месяцев не рекомендуется назначать «последующие смеси» («Алеся-2», «Агу-2», «Хумана-2», «Фрисо-мел», «Сэмпер Бэби-2» и др.). Этим детям не назначают цельное коровье молоко, кефир и другие неадаптированные кисломолочные смеси. В то же время детям с неустойчивым стулом, кишечными инфекциями допустимо использовать цельный кефир в небольших количествах в качестве добавки к основному питанию. 3. Индивидуальная переносимость смеси. В практике нередки случаи, когда ребенок дает выраженные аллергические реакции на одну из современных максимально адаптированных смесей и в то же время хорошо переносит другую смесь того же поколения. У многих детей появляется аллергическая реакция на смеси, обогащенные сывороточными белками, но в то же время они хорошо переносят частично адаптированные смеси -«казеиновые формулы» (например, «Симилак»). С 4,5—5-месячного возраста при искусственном и смешанном вскармливании вводится первый прикорм - овощное пюре или 5%-я каша. В дальнейшем последовательность введения блюд прикорма такая же, как и при естественном вскармливании.
Смешанное вскармливание. Смешанным принято называть такое вскармливание, когда в первые 6 месяцев жизни ребенку наряду с грудным (не менее 200 мл/сут) молоком вынуждены давать в качестве докорма смеси. Чаще это связано с развивающейся гипогалактией у матери. Задача медицинских работников в таких случаях выяснить степень выраженности гипогалактии и предпринять все возможные меры, способствующие увеличению лактации. Следует учитывать, что введение докорма само по себе может способствовать уменьшению лактации у матери.
Правила введения докорма.
Докорм необходимо вводить постепенно, давать после кормления грудью и только из ложечки. При большом количестве докорма можно пользоваться бутылочкой с достаточно упругой соской с мелкими отверстиями на конце. Даже при минимальном количестве молока у матери ребенка на каждое кормление нужно приложить к груди (можно к обеим) и только после этого дать выбранную молочную смесь.
Правила искусственного и смешанного вскармливания
1. Суточное количество пищи по объему не должно превышать 1 л. 2. Промежутки между кормлениями необходимо удлинить, число кормлений уменьшить до 5 раз в день. 3. Строго соблюдать санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи для ребенка, обращая особое внимание на достаточную термическую обработку. Перед кормлением смеси необходимо подогревать до 40-45 °С. 4. Бутылочку при кормлении надо держать так, чтобы горлышко ее было все время заполнено молоком, так как в противном случае ребенок заглатывает воздух. Отверстие соски не должно быть слишком большим, молоко при опрокинутой бутылочке должно вытекать из нее каплями. 5. Повышенная осмолярность смесей может явиться основой для повышенной потребности в жидкости, которая компенсируется неподслащенной водой после кормления или в промежутке между кормлениями. Количество жидкости в рационе зависит от микроклимата, прежде всего от температуры и влажности помещения, где находится ребенок. При большой сухости и температуре окружающего воздуха свыше 25 °С объем потребляемой ребенком жидкости следует увеличить на 80-100 мл/сут. Большее количество жидкости необходимо и при вскармливании кефиром. 6. Овощные соки дают несколько раньше, чем при естественном вскармливании. 7. Прикорм вводят с 4,5-5 месяцев в той же последовательности, что и при естественном вскармливании. 8. Эффективность искусственного вскармливания оценивается так же, как и естественного.
Ошибки при искусственном вскармливании.
Наиболее частыми ошибками при организации искусственного вскармливания являются: 1) упорная дача лучшей, с точки зрения родителей и медицинского работника смеси, которую ребенок переносит плохо; 2) слишком частая, ничем не обоснованная смена смесей; 3) игнорирование индивидуальных особенностей ребенка, когда одну смесь он ест с аппетитом, а от другой отказывается.
Лекция 7
Питание детей старше года
Как и у ребенка до года, питание детей с 1 года до 7 лет остается питанием развития. В этом возрасте по-прежнему важно диетологическое обеспечение дифференцировки и роста нервной ткани и головного мозга, развития костной и мышечной ткани, сосудов, эндокринной системы. Переваривающая способность ЖКТ значительно возрастает, совершенствуется функция пищеварительных желез, печени и поджелудочной железы, увеличивается объем желудка, в толстом кишечнике стабилизируется специфическая микрофлора, помогающая разлагать клетчатку, синтезировать витамины группы В и в то же время создающая угрозу еще не окончательно сформировавшейся барьерной функции кишечника. Вкусовые восприятия ребенка становятся более дифференцированными, продолжает развиваться жевательный аппарат. Однако переход к общей пище должен происходить постепенно. Если до года пищу для ребенка готовят в виде пюре, протертого через мелкое сито, то уже после года ее можно протирать через дуршлаг или размельчать вилкой, мясо и рыбу достаточно пропустить через мясорубку один раз. Ко 2-му году жизни у малыша появляется достаточное количество зубов, поэтому из крупы уже можно варить не только каши, но и готовить запеканки, оладьи, овощи давать не только в виде пюре, но и тушеными, нарезанными кусочками. Ребенок уже может есть сырые овощи, тертую морковь со сметаной, морковь с яблоками. Мясные и рыбные фрикадельки и котлеты к 2-3 годам жизни малыша можно заменить гуляшом, рагу, бефстроганов. Используются блюда из муки - блины, блинчики, оладьи, клецки. В последние годы все больше расширяется ассортимент продуктов для питания детей, увеличивается доля полуфабрикатов и консервов. Дети раннего возраста в связи с особенностями питания могут быть разделены на две возрастные группы: 1-1,5 и 1,5— 3 года, так как питание этих групп различается по объему пищи, величине разовых порций и кулинарной обработке. Ребенок в возрасте от 1 года до 3 лет продолжает испытывать большую потребность в пластическом строительном материале, так как он еще достаточно интенсивно растет, увеличиваются его энергетические затраты в связи с возрастающей физической активностью Потребность детей после года в белках, жирах, углеводах и калориях
Для ребенка от 1 до 1,5 года все блюда следует протирать, делать пюреобразными, полужидкими, так как способность пережевывать пищу в этом возрасте еще недостаточная. Измельчение пищи осуществляется коренными зубами, которые появляются на протяжении 2-го года жизни. Поэтому мелко рубленные салаты и винегреты можно готовить для детей 2-летнего возраста, а для малышей от 10 месяцев до 2 лет - натертыми на мелкую терку. Детям после 1,5 года перед обедом можно давать закуски в виде винегрета, вареной свеклы со сметаной, тертой моркови с яблоками, салата из свежей капусты с морковью, репчатым луком, салата из огурцов и помидоров. Заправлять их допустимо сметаной, растительным маслом. Количество салата небольшое (1-3 столовые ложки). Для детей в возрасте до 1,5 года целесообразно сохранить 5-е кормление в виде кефира или молока, это касается детей с плохим аппетитом. Однако, если ребенок сам проявляет тенденцию к переходу на 4-разовые кормления в сутки, настаивать на 5-м кормлении не следует. Дети старше 1,5 года принимают пищу 4 раза в день. Более длительные перерывы в приеме пищи приводят к снижению усвояемости белка и к плохому самочувствию ребенка. Более частые приемы пищи снижают аппетит. В промежутках между кормлениями ничего, кроме питья обычной воды, ребенку давать не следует, особенно сладости, так как это ухудшает его пищеварительную функцию на длительное время. Для утоления жажды детям нельзя предлагать соки, молоко. Фрукты, ягоды, а также соки можно давать только в часы приема пищи. С 2-3 лет ребенку изредка можно давать (лучше не давать!) сладости: конфеты, шоколад (они излишне возбуждают нервную систему, часто являются причиной аллергических высыпаний на коже и слизистых, замедляют перистальтику кишечника). Пастила, зефир, мармелад, повидло изредка допустимы как сладкий десерт.
Для детей от 1 года до 3 лет наиболее целесообразно неравномерное распределение пищи в течение дня по объему и калорийности: обед (35-40% суточного рациона), почти одинаковое количество калорий распределяется на завтрак и ужин (20-25% суточного рациона), на полдник приходится 10-15% общей суточной калорийности. Учитывают правильность распределения продуктов в течение суток. Продукты, богатые белками (мясо, рыба, бобовые), лучше давать в первую половину дня, так как они, особенно в сочетании с жиром, требуют для переработки много пищеварительных соков и дольше задерживаются в желудке. На ужин рекомендуются молочные, овощные и крупяные блюда. Не следует готовить на ужин пищу, вызывающую жажду. Объем предлагаемой пищи зависит от возраста ребенка (табл. 20). Для ребенка в возрасте от 1 до 1,5 года общее ежедневное количество пищи составляет 1100-1200 г, для ребенка в возрасте от 1,5 до Злет- 1500 г. Соотношение белков, жиров, углеводов на 1 кг массы тела в ежедневном рационе детей должно составлять 1:1:4. В питании детей после года незаменимы белки животного (молоко, творог, мясо, птица, рыба, яйца) и растительного (крупы, фасоль, горох) происхождения, причем 75% вводимых белков должны быть животного происхождения. Важным источником высококачественного белка являются молоко, мясо, рыба, яйца. Рекомендуемые объемы блюд, для детей в возрасте от 1 года до 7 лет
Молоко - особенно ценный продукт в питании детей. В его состав входят высококачественные белки, жиры, углеводы, витамины, соли кальция и фосфора. Суточное количество молока для детей от 1 года до 2 лет должно составлять 700 мл, от 2 до 3 лет - 600 мл с учетом молока, которое содержится в каше и других блюдах. В набор питания для детей от 1,5 до 3 лет должны входить: творог, неострые сорта сыра, сметана, кисломолочные продукты (кефир, ацидофильное молоко, йогурты). В меню включают сочетание различных видов каш, особенно гречневой, с молоком - молочные крупяные супы, молочную лапшу; мучных изделий с творогом -ленивые вареники, сырники, сочники. Если до 1,5 года в основном используют манную, кукурузную, гречневую, овсяную, рисовую крупы, то после 2 лет надо дополнительно включать в рацион перловую крупу, пшено. Мясо и рыба благодаря большому содержанию в них пол-1 ноценных белков и экстрактивных веществ являются ценными продуктами (мясо кролика, птица, молодая говядина, нежирная свинина, колбасные изделия). Не рекомендуются жирная свинина, сало, баранина, гуси, утки, так как они содержат трудно перевариваемый жир и при их употреблении может возникнуть резкое расстройство пищеварения. Полезно сочетание мучных изделий и мяса: пельмени, пирожки и блинчики с мясом. До 2 лет нельзя давать ребенку сосиски, колбасу, сардельки. Из колбасных изделий дети старше 2 лет могут есть сосиски, сардельки, которые нужно хорошо проварить, докторскую колбасу, нежирную ветчину, нежирную свинину, изредка молодую баранину. Другие колбасы, а также копчености и маринады детям до 3 лет не рекомендуются. Субпродукты (печень, мозги, сердце, язык), содержащие ценные микроэлементы, такие, как железо, фосфор, медь, кальций, особенно полезны для растущего организма. Яйца благодаря высокому содержанию полноценных белков, жиров и витаминов занимают большое место в питании детей. Они содержат полноценный комплекс незаменимых аминокислот, витамины (А, В1; В2, D, Е), жир, богатый лецитином и полиненасыщенными жирными кислотами. Детям до 1,5 года разрешается давать 1 круто сваренный желток, дети более старшего возраста получают по целому яйцу в виде омлета или всмятку. Сырые яйца давать не следует, так как белок плохо усваивается и может отрицательно сказаться на функции почек. Различные сорта морских рыб включают высококачественные белки, богатый ассортимент микроэлементов (йод, фтор, медь, цинк и др.), полиненасыщенные жирные кислоты и жирорастворимые витамины. Рыба может быть отварной, в виде котлет, фрикаделек, а также тушенной с луком и морковью. Можно использовать рыбное филе. Свежая или мороженая рыба включается в меню 1-2 раза в неделю. Не рекомендуется в питании детей использовать некоторые сорта рыбы: осетровые и лососевые, в виду большого содержания в них трудно перевариваемых и усвояемых жиров с высокой точкой плавления. Если в качестве жира в питании детей 1-го года жизни могут быть использованы сливочное масло, сливки, жир желтка, небольшое количество растительного масла, то детям после года необходимо увеличить дозы растительных жиров -в количестве 10-15% от общего содержания жира в суточном рационе (3 чайные ложки в день), добавляя его в винегреты, салаты, овощные блюда. Так как при кипячении масла разрушаются витамины и улетучиваются некоторые жирные кислоты, а ненасыщенные жирные кислоты, обладающие витаминной активностью, превращаются в насыщенные, его кладут в уже готовые блюда. Свиное сало, говяжий, бараний жир, а также различные гидро- и комбижиры в детском питании употреблять не рекомендуется. Основной источник углеводов - это продукты растительного происхождения (сахар, мед, хлеб, крупы, картофель и другие овощи, фрукты). Не следует сводить овощные пюре только к картофельным. Общее количество остальных овощей в сутки - 150—200 г. Важно давать овощи и фрукты сырыми - в виде салатов, соков. При отсутствии свежих овощей и фруктов можно применять свежезамороженные, а также консервированные компоты, консервы для детского питания промышленного производства. Это овощные пюре, которые могут вырабатываться из одного вида овощей (зеленого горошка, моркови, тыквы, томатов) или с применением большого набора овощей - например, есть консервированные пюре, в состав которых входят морковь, картофель, зеленый горошек, цветная капуста, тыква, лук, свекла в разных сочетаниях. В набор продуктов для детей от 1 года до 3 лет должны быть включены всевозможные крупы, различные сорта хлеба, молоко, молочные продукты, мясо, рыба, печень, яйца, овощи, зелень, фрукты. Белки, входящие в состав круп, макаронных изделий, хлеба, обладают более низкой питательной ценностью, однако в сочетании с продуктами животного происхождения этот недостаток устраняется. Больше всего жиров в овсяной крупе, ячневая и перловая крупы содержат вещество, обладающее губительным действием на бактерии. Ребенку старше года готовят вязкие, с 3 лет - рассыпчатые каши на молоке, воде, овощном и фруктовом отварах. Каши дают как самостоятельные блюда, а также как гарнир к различным мясным и рыбным блюдам. Наиболее ценными по белковому и минеральному составу являются бобовые (фасоль, горох, чечевица). В различные блюда из круп (каши, пудинги, суфле, котлеты, биточки и запеканки) хорошо добавлять сухие и свежие фрукты и овощи. С учетом неблагоприятной экологической обстановки и после года рекомендуется использовать продукты и блюда промышленного выпуска, которые обеспечивают безопасность входящих в них компонентов и строго заданный химический состав, соответствующий потребностям ребенка в основных пищевых веществах, включая витамины и минеральные вещества. Эти продукты выпускаются многочисленными заводами и компаниями в нашей республике и за рубежом. К ним относятся продукты трех основных групп: 1) разнообразные консервированные фруктовые, овощные и фруктово-овощные соки и пюре; 2) сухие инстантные злаковые и злаково-молочные смеси (каши), обогащенные основными витаминами, железом и кальцием, дополнительное поступление которых с пищей является важным способом профилактики анемии, нарушений баланса кальция и др.; 3) мясные и мясорастительные, рыбные и рыбно-расти-тельные пюре (пюреобразные и крупноизмельченные). Особенно рекомендуется включать в рацион детей огородную и дикорастущую зелень - лук, укроп, салат, щавель, крапиву, шпинат, а также такие овощи и ягоды, как редис, репа, редька, помидоры, кабачки, огурцы, шиповник, смородина, крыжовник, облепиха, брусника, клюква. Зеленые растения богаты железом, медью, кобальтом, а также витаминами С, группы В, каротином, который в организме превращается в активный витамин А - витамин роста, антиинфекционный, повышающий защитные силы организма. Следует подчеркнуть, что при кормлении ребенка не нужно подавать на стол сразу все блюда. Каждое следующее блюдо малыш должен получить не раньше, чем съест предыдущее. После 2 лет его необходимо привлекать к сервировке стола, уборке и мытью посуды. Хотя режим ребенка этого возраста обычно не совпадает с режимом взрослых, но один из приемов пищи можно организовать для всех, это бывает приятно детям.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |