Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трещины сосков

Причиной появления трещин является нарушение техники кормления грудью. Внешний вид соска1 вначале не изменяется, затем возникает гиперемия кожи, кормление начинает причинять боль матери. Если не изме­нить технику кормления, на коже соска появляется трещина-вокруг основания или в его центре.

 

Тактика помощи матери. Прежде всего необходимо ис­править неправильное прикладывание ребенка к груди. Что­бы уменьшить раздражение соска, рекомендуется сократить1 продолжительность кормления. При этом увеличивают чис­ло кормлений или перед прикладыванием ребенка к груди частично сцеживают молоко и кормят ребенка из ложечки или чашки. Следует изменять положение при кормлении, чтобы менялась сила давления на разные участка соска. Извлекать сосок необходимо под защитой пальца. После кормления на сосок наносится крем на ланолиновой основе.

Если трещина не заживает в течение нескольких дней, не­обходимо прекратить кормление из больной груди. Мать должна сцеживать молоко, пока трещина не заживет. Обыч­но это происходит за 3-4 дня, после чего возвращаются к прикладыванию ребенка к груди, в первое время лучше ис­пользовать больную грудь, как дополнение к кормлению из здоровой.

Кандидозная инфекция сосков. Если у матери имеются симптомы кандидозной инфекции, проводится ее лечение (полость рта ребенка и соски матери обрабатываются рас-' твором генцианвиолета, суспензией нистатина).

 

2 Проблемы груди. Частыми проблемами в период кор-ления являются нагрубание груди, закупорка млечного ' ротока, затруднение выделения молока из груди, самопро­извольное истечение молока и др.

 

физиологическое нагрубание груди

. Через несколько дней после родов, обычно на 3-5-й день, реже позднее, у женщин «прибывает» молоко. Грудь становится тугой, твердой, в ря­де случаев бугристой. В отличие от патологического нагрубания молоко хорошо течет из груди.

 

Тактика помощи матери.

Чтобы ослабить напряжение молочных желез, необходимо увеличить количество корм­лений. Иногда достаточно сцедить небольшое количество молока, чтобы грудь стала мягче. Если ребенок не может эф­фективно сосать грудь, мать должна после кормления сце­живать молоко.

 

Патологическое нагрубание груди.

 

В случае патологиче­ского нагрубания ухудшается циркуляция крови и лимфоот-ток в молочной железе. Причиной этого состояния является позднее прикладывание ребенка к груди, неправильная техни­ка прикладывания, короткие и редкие кормления ребенка, от­сутствие ночных кормлений, большое количество молока у матери. Грудь становится отечной, плотной, болезненной, ко­жа груди нередко гиперемирована. Повышается температура тела. Молоко плохо течет из груди, кормления затруднены.

 

Тактика помощи матери.

Для того чтобы освободить грудь от молока, следует часто кормить ребенка, соблюдать технику кормления, менять позицию ребенка у груди, огра­ничить питье матери. Перед кормлением следует стимули­ровать рефлекс окситоцина. После кормления для уменьше­ния отечности на грудь накладывается холодный компресс. Иногда назначается внутримышечно окситоцин или питу­итрин, которые вызывают усиленное сокращение альвеол, что позволяет ребенку хорошо опорожнить молочную желе­зу. Окситоцин (питуитрин) применяется 2 раза в день, не­посредственно перед кормлением ребенка, так как через 6-8 мин после введения он разрушается.

 

Закупорка млечного протока.

Это состояние развивается при блокировании протока сгустком молока. Молоко не вы­деляется из отдельного участка молочной железы или всей груди. Причинами закупорки протока являются редкие кормления, неправильная техника кормления, неэффектив­ное сосание ребенка, давление пальцами на грудь во время кормления, ношение тесного бюстгальтера, большая грудь.

Температура тела остается нормальной. В груди опреде­ляется болезненное уплотнение. Кожа над ним гиперемиро-вана. Если молочную железу хорошо не опорожнить, может развиться воспаление молочной железы (лактационный мастит).

Тактика помощи матери.

 

Лечение данного состояния заключается в улучшении оттока молока из пораженного участка груди. Для этого необходимо чаще кормить ребенка, правильно прикладывать его к груди, во время кормления менять положение ребенка, проводить легкий массаж груди по направлению к соску; не допускать давления пальцев на молочную железу, при большой груди поднимать ее во вре­мя кормления, между кормлениями накладывать теплые компрессы на грудь.

Затруднение выделения молока из груди.

При этом со­стоянии молоко вырабатывается в достаточном количестве, но блокируется его рефлекс выделения. Ребенок почти не по­лучает молока, несмотря на то, что правильно сосет грудь. Обычно он отказывается от груди и начинает плакать.

Причинами затруднения выделения молока могут быть тревожное состояние матери, ее неуверенность в достаточ­ном количестве молока, болезненные кормления, переутом­ление, болезнь.

Тактика помощи матери.

В этой ситуации матери необ­ходимо объяснить причины возникшего затруднения, посо­ветовать успокоиться, перед кормлением обязательно ис­пользовать приемы стимуляции рефлекса окситоцина. Важ­но ласково разговаривать с ребенком во время подготовки его к кормлению и во время кормления.

 

Самопроизвольное истечение молока (галакторея).

Для устранения данного состояния следует чаще прикладывать ребенка к груди, нормализовать режим дня женщины. Необ­ходимо следить, чтобы прокладки в бюстгальтере были су­хими.

 

Слишком много молока, поступающего быстро.

При та­кой ситуации ребенок захлебывается во время кормления.

Тактика помощи матери. Важно более часто приклады­вать ребенка к груди, для кормления выбрать позицию «лежа на спине, ребенок сверху». Можно перед кормлением в тече­ние нескольких минут сцедить молоко, затем приложить ре­бенка к груди.

 

2. Особые случаи.

К ним относятся кесерево сечение, бо­лезнь матери, прием матерью лекарственных средств.

Кесерево сечение.

Обычно мать может кормить ребенка как только выйдет из состояния наркоза. В первые несколько пней необходимо ей помогать прикладывать ребенка к гру­ди, найти удобное положение для кормления. Вначале реко­мендуется кормить ребенка в положении «лежа», затем мож­но выбрать положение «из-под руки».

 

Болезнь матери.

При острой респираторной инфекции во время кормления и при уходе за ребенком мать должна носить маску. Малыша необходимо изолировать на время болезни матери в соседнюю комнату. При других заболева­ниях тактика индивидуальна.

 

 

Прием кормящей матерью лекарственных средств.

 

Большинство лекарственных препаратов попадают в груд­ное молоко. Их концентрация в молоке и влияние на орга­низм ребенка различны. По действию на мать и ребенка все препараты делятся на три группы: 1) противопоказанные во время кормления грудью {противоопухолевые средства и др.); 2) препараты, требующие временного прекращения грудного вскармливания {радиоактивные средства); 3) пре­параты, совместимые с кормлением грудью {антибиотики, жаропонижающие и др.) и вызывающие побочные эффекты {тетрациклины, сульфаниламиды, барбитураты, эстрогены и др.). Известно, что гормональные контрацептивы, содер­жащие эстроген и тиазидные диуретики снижают лактацию, поэтому в период кормления грудью необходимо применять другие препараты. Важно избежать максимальной концент­рации препарата в молоке во время кормления ребенка, по­этому лекарство следует принимать сразу после кормления или во время него

 

.

П. Затруднения при вскармливании грудью со стороны ребенка

 

Отказ ребенка от груди.

Наиболее частыми причинами отказа от груди являются болезнь ребенка (ринит, молочни­ца и др.), недостаточное количество молока, слишком боль­шое количество молока (при сосании оно быстро поступает в рот ребенка, он начинает захлебываться, это вызывает страх и отказ от груди), кормление из бутылочки или соса­ние пустышек, неправильная техника кормления (давление во время кормления на место травмы от вакуум-аспирации или акушерских щипцов), действие седативных средств, по­явление нового ухаживающего лица или много помогаю­щих лиц, изменение запаха матери, неприятный вкус молока из-за введения в пищу лука, чеснока, пряностей.

 

Тактика помощи матери.

 

Для оказания помощи матери необходимо установить причину и устранить ее.

«Кажущийся» (нереальный) отказ. Дети в поисках соска могут вертеть головой из стороны в сторону, мать думает, что ребенок отказывается от груди. Это не является реаль­ным отказом, такое поведение ребенка у груди называется «прицельным».

 

 

Кормление близнецов. Как правило, у большинства жен­щин достаточно молока, чтобы кормить двоих детей.

Тактика помощи матери. Необходимо придать матери уверенность в успешном грудном вскармливании, помочь ей выбрать наиболее оптимальное положение близнецов у груди. Можно кормить их одновременно или сначала одно­го, затем второго. Если один из близнецов слабее другого, мать должна внимательно относится к тому, чтобы он полу­чал достаточное количество молока. При необходимости, после кормления грудью матери следует сцедить молоко и докормить его.

 

Слабососущие дети.

Чаще слабососущими являются дети с перинатальным повреждением ЦНС, маловесные ново­рожденные с массой тела при рождении менее 2500 г.

 

Тактика помощи матери. В зависимости от выраженно­сти у ребенка рефлексов сосания и глотания его прикладыва­ют к груди или кормят сцеженным молоком (с помощью зонда, ложки или чашки). При кормлении грудью рекомен­дуют длительно, до 1 ч, оставлять ребенка у груди.

Особое внимание необходимо уделить правильному при­кладыванию к груди и позиции при кормлении. Лучшими позициями является положение, когда мать держит ребенка рукой, противоположной той груди, из которой кормит ре­бенка, положение «из-под руки» и вертикальное положение в позе «кенгуру».

 

Короткая уздечка языка.

Эффективное сосание в этой ситуации затруднено, так как ребенок не может достаточно выдвинуть язык. При выраженном затруднении сосания производят разрез уздечки.

 

Расщелина губы и нёба.

 

Дефект препятствует возможно­сти создать отрицательное давление в полости рта и прижать ареолу языком к нёбу. Особые затруднения возникают, если расщелина губы переходит в расщелину нёба. Ребенок во время кормления захлебывается, молоко течет через нос.

 

Тактика помощи матери.

 

При незначительном дефекте необходимо помочь матери и ребенку приспособиться к

кормлению, обеспечить ребенку достаточный захват груди. Расщелину закрывают грудью, и младенец может успешно сосать.

При выраженном дефекте пока ребенок не на­учится сосать грудь, его кормят сцеженным молоком. К гру­ди его рекомендуется прикладывать в вертикальном положе­нии. С целью устранения порока показано оперативное вме­шательство.

 

Отнятие ребенка от груди.

По мере уменьшения числа при­кладываний к груди снижается и количество продуцируемого молока у матери. Отлучение ребенка от груди в любом возрасте должно происходить мягко, постепенно, ни в коем случае не со­провождаясь конфликтами между ребенком и матерью.

Не рекомендуется отнимать от груди ребенка в летнее время года, при болезни (лихорадочные состояния, рас­стройства питания или пищеварения и др.), при проведении профилактических прививок, при стрессовых ситуациях (переезд на другое место жительства, смена климатических условий, проблемы в семье, приучение к горшку и др.). Необходимо знать, что при резком и раннем переходе ребен­ка от теплого грудного молока к «неродной» пище, он может испытать сильное эмоциональное потрясение.

Угасание лактации наступает на 3-4-й день после отнятия ребенка от груди, для чего на грудные железы накладывается давящая повязка, в течение 2 дней ограничивают количество жидкости.

 

 

Лекция 5.

 

Организация введения в пищевой рацион ребенка прикормов.

Прикорм. По мере роста ребенка грудное молоко даже с введением пищевых добавок перестает удовлетворять по­требности растущего организма в основных пищевых ингре­диентах, энергии и, особенно, в минеральных солях. Ребенок нуждается в дополнительном введении сложных углеводов, балластных веществ в виде клетчатки, необходимых для нормального функционирования ЖКТ. Введение новых ви­дов пищи тренирует жевательный аппарат ребенка и готовит ЖКТ к усвоению необходимых питательных веществ после отнятия от груди. Поэтому независимо от количества моло­ка у матери ребенок с 4,5- 5 месяцев должен получать при­корм.

 

Прикорм- введение новой пищи, более концентрирован­ной и калорийной, постепенно и последовательно заменяю­щей кормление грудью. Более раннее введение прикорма с 4 месяцев можно рекомендовать при анемии, рахите, упор­ных срыгиваниях. В жаркое время года, а также при острых за­болеваниях ребенка, особенно при кишечных расстройствах, прикорм назначается в более поздние сроки - с 6 месяцев.

 

К блюдам прикорма относятся овощное пюре, каша, «по­следующая молочная смесь», кефир(они со временем заменяют одно кормление целиком),в небольших количествах (в виде добавки к основному продукту питания) вводят в рацион питания ребенка соки,фруктовое пюре.творог, желток.мясное и рыбное пюре,йогурты и овощные супы.

 

 

1 прикормом является каша. Сначала дают 5%-ю ка­шу на овощном отваре пополам с молоком. Первыми должны быть каши без глютена (гречневая, кукурузная, рисовая), как менее аллергизирующие, позже (после 10 месяцев) вводят ов­сяную и манную. С 6,5-7 месяцев 5%-й кашу постепенно заме­няют 8-10%-й кашей на цельном коровьем молоке. Рекомен­дуется готовить смешанные каши из муки различных круп (гречневой, рисовой, кукурузной, овсяной, манной и др.).

При склонности к поносам рекомендуют давать рисовую кашу, при запорах - овсяную. Полезно готовить сочетанные блюда из овощей или фруктов и круп. Лучшими кашами для детей 1-го года жизни, выпускаемыми промышленностью, считаются каши инстантные, которые не нужно варить, про­тирать. В муку добавляют теплое молоко и каша готова к употреблению. Эти каши обогащены витаминами, железом, кальцием. Имеются каши быстрого приготовления, которые варят 1-2 мин (рис, гречка, овсянка).

 

Через 10-14 дней после введения первого прикорма вво­дят второй прикорм.

 

2 прикормом является овощное пюре. Прикорм в виде овощного пюре особен­но рекомендуется назначать детям с экссудативно-катаральным диатезом, рахитом, паратрофией, при анемиях, недоношенным. Овощное пюре дается на овощном отваре пополам с молоком.

Лучше назначать моноовощное пюре (картофель, капуста),так как оно вызывает меньшие аллергические проявления.В дальнейшем, через 1-2 недели, дают разнообразные овощи (морковь, кабачки, свекла, зеленый горошек, репа. При приготовлении пюре картофель не должен состав­лять более 1/2 общего объема блюда, так как он содержит много крахмала и беден кальцием. Хорошо использовать овощные пюре промышленного приготовления.

3 прикорм- мясо. С 5,5 месяца ребенок должен получать мясное пюре вначале не более 20-30 г в день, позже - 50-60 г. Его добавляют чаще в овощное пюре. В последнее время говядине предпочитают свинину, мясо кролика, индюшатину, конину как менее аллергизирующие продукты.

Вначале рекомендуют давать гомогенизированное мяс­ное пюре для детского питания промышленного производ­ства. В отечественных консервах содержание мяса около 60%, в зарубежных мясо-растительных- 30%, растительных-10-15%. Затем в рацион можно вводить вареное мясо, дважды пропущенное через мясорубку и взбитое миксером или про­тертое через сито.

Полезно 1 раз в неделю назначать печеночное суфле, 2 раза в неделю - рыбный фарш (треска, морской окунь, серебри­стый хек и др.). Рекомендуется также пюре из субпродуктов (печень, мозги, язык) различной степени измельченности, которые богатые железом, витаминами A, D и группы В, микроэлементами.

Детям с анемией и недоношенным мясной фарш можно вводить на 1-2 месяца раньше. Мясо с 9-10 месяцев дают в виде фрикаделек, с 11-12 месяцев - паровых котлет. В это же время дают хлеб и яблочки кусочками.

 

4 прикорм-соки- 6 месяцев.Дают после еды.

Со­ки могут приготавливаться из одного вида фруктов или ово­щей (моносоки) или нескольких видов (купажированные со­ки). В продаже имеются смешанные соки из нескольких фруктов и ягод: из яблок, бананов и черной смородины; яб­лок, манго и ананасов; малины, яблок, вишни и черной смо­родины и других, или фруктов и овощей (яблочно-морков­ный, морковно-апельсиновый и др.).

Смешанные соки обладают большей пищевой цен­ностью, чем соки из одного вида плодов, поскольку они вза­имно обогащены пищевыми веществами из разных фруктов и овощей. Соки бывают натуральными (без каких-либо до­бавок) или с добавлением сахара, а также лимонной кислоты, витамина С и некоторых других натуральных добавок.

Введение сока в питание ребенка следует начинать с 1/2 чайной ложки (для своевременного выявления неблагопри­ятных реакций ребенка на этот продукт), постепенно увели­чивая его количество до 100 мл к концу года. Следует подчер­кнуть, что введение начинают из сока одного вида фруктов (для исключения непереносимости), и только после привы­кания к нему можно вводить в рацион детей соки из смешан­ных фруктов.

 

Первым целесообразно назначать яблочный сок из-за его высокой кислотности и невысокой аллергичности. Затем можно вводить ребенку сливовый, персиковый, черносмо­родиновый, вишневый соки и др. Апельсиновый, мандари­новый, клубничный, томатный соки, принадлежащие к чис­лу продуктов с высокой потенциальной аллергенностью, не следует давать ранее 6-7 месяцев. Это относится также и к со­кам из тропических и других экзотических фруктов (манго, гуава, папайя и др.). Обычно в 1-м полугодии детям назнача-ют 30-50 мл сока, детям 2-го полугодия - 60-100 мл. Важно учитывать влияние соков на деятельность ЖКТ: при склон­ности к запорам давать оранжевые соки - морковный, томат­ный, апельсиновый; к поносам - яблочный, черничный, чер­носмородиновый. Виноградный сок до года не дается, так как в нем содержится много углеводов, сбраживание кото­рых приводит к усиленному газообразованию в кишечнике и вызывает кишечную колику. С учетом неблагоприятной экологической обстановки в Беларуси, нельзя исключать, что плоды, из которых готовят соки в домашних условиях, не окажутся загрязненными остаточными количествами тя­желых металлов, пестицидов, нитратов, радионуклидов. В силу указанных обстоятельств наиболее целесообразно в питании детей 1-го года жизни использовать соки промыш­ленного производства.

 

5 прикорм- фруктовое пюре-6,5 месяцев.Фруктовое пюре следует вводить детям через 2-3 недели после назначения соков, ис­пользуя тот же ассортимент по 10 п г/сут (где п - число меся­цев ребенку). При упорных запорах фруктовые пюре можно назначать с 1-1,5-месячного возраста. Кроме свежих или не­долго хранящихся фруктов, используют пюре консервиро­ванные, промышленного изготовления.

 

6 прикорм-творог. Коррекция белка творогом здоровым, нормально развивающимся детям назначается не ранее5- 6 месяцев не более 25-45 г в день (лучше «творог-ДМ» для детского питания, выпускаемый заводами Респуб­лики Беларусь).

 

7 прикорм-желток. Желток детям обычно на­значают с 6-7-месячного возраста, начиная с 1/4 и увеличи­вая количество до 1/2 через день, к концу года - ежедневно. Используют только варенный вкрутую желток.

 

8 прикорм-9 мес- рыбное пюре.

 

9 прикорм дают с 8-9 месяцев, им заменяется еще од­но кормление грудью. Третьим прикормом являются «по­следующие смеси» («Алеся-2», «Нутрилон-2» и др.) или ке­фир,йогурт. Их дают с сухариком или печеньем. Нежелательно в питании детей 1-го года жизни использовать цельное ко­ровье молоко, так как оно обладает высокой аллерген-ностью и способно провоцировать диапедезные кишечные кровоизлияния.

 

10 прикорм-9 месяцев –овощные супы(30-4- мл).Мясные бульоны не используют- могут вызвать раздражение слизистой желудка.

 

При введении прикорма необходимо соблюдать основ­ные правила.

 

 

1. Прикорм следует вводить здоровому ребенку перед кормлением грудью, т.е. при наиболее сильном пищевом возбуждении младенца, так как после кормления грудью но­вый вид пищи может вызвать «протест».

2. Прикорм дается в теплом виде с ложечки (желательно, чтобы ребенок сидел за специальным детским столом), посте­пенно, начиная с 1-2 чайных ложек, заменяя полностью при­кормом одно кормление в течение 7-10 дней (до 150-180 г).

3. Переход к другому виду прикорма возможен только после того, как ребенок привыкнет к предыдущему (через 10-14 дней).

4. Блюда прикорма должны быть полужидкими, хорошо протертыми, гомогенными (до 6-7 месяцев), пюреобразны-ми (до 9-10 месяцев), крупноизмельченными (старше 9 ме­сяцев), чтобы не вызывать затруднений при глотании. Постепенно, с возрастом, следует переходить к более густой пище (например, заменяя 5%-ю кашу на 8-10%-й), приучая ребенка к жеванию.

5. Любой прикорм требует коррекции белка (0,5 г/кг мас­сы тела на каждый новый прикорм), для чего используют творог, желток, мясной фарш и т.д.

 

Оценка эффективности вскармливания.

 

Для этой цели используют антропометрию (измерение длины тела, взве­шивание), уровень психомоторного развития, анализ крови (количество эритроцитов, гемоглобина, белка), расчет пита­ния (белков, жиров, углеводов, калорий и соответствия их возрастным потребностям ребенка, определение баланса азота).

Вскармливание считается правильным, если состояние и настроение ребенка хорошие, физическое и нервно-психи­ческое развитие соответствуют возрасту, нормальный состав крови, хорошие защитные реакции организма - редкие забо­левания острой вирусной инфекцией (не более 2-3 раз в году).

 

 

Важен своевременный диагноз недокорма, признаками ко­торого являются:

1) изменение поведения ребенка (беспокойство, плач, не выдерживает перерывы между кормлениями);

2) уменьшение числа мочеиспусканий (меньше 15 раз в сутки у детей 1 -го полугодия жизни и меньше 10 раз - у детей 2-го полугодия);

3) изменение характера стула (в норме 2-3 + 1 в сутки) -меньше 1-2 раз или совсем нет;

4) уплощение кривой массы тела или задержка нараста­ния массы тела (табл. 18);

5) уменьшение толщины подкожного жирового слоя на груди, животе, затем - на конечностях;

6) гипохромная (железо- и белководефицитная) анемия;

7) изменения кожи, слизистых, волос, признаки гипови­таминоза.

 

  . Ежедневная прибавка массы тела
Возраст Прибавка массы тела, г Калорийность пищи, ккал/кг-сут
0-3 месяца 26-31 100-120
3-6 месяцев 17-18 105-115
6—9 месяцев 12-13 100-105
9-12 месяцев   100-105
1-3 года 7-9  
4-6 лет    
       

 

 

Отнятие ребенка от груди. По мере уменьшения числа при­кладываний к груди снижается и количество продуцируемого молока у матери. Отлучение ребенка от груди в любом возрасте должно происходить мягко, постепенно, ни в коем случае не со­провождаясь конфликтами между ребенком и матерью.

Не рекомендуется отнимать от груди ребенка в летнее время года, при болезни (лихорадочные состояния, рас­стройства питания или пищеварения и др.), при проведении профилактических прививок, при стрессовых ситуациях (переезд на другое место жительства, смена климатических условий, проблемы в семье, приучение к горшку и др.). Необходимо знать, что при резком и раннем переходе ребен­ка от теплого грудного молока к «неродной» пище, он может испытать сильное эмоциональное потрясение.

Угасание лактации наступает на 3-4-й день после отнятия ребенка от груди, для чего на грудные железы накладывается давящая повязка, в течение 2 дней ограничивают количество жидкости

 

Лекция 6.

 

Искусственное и частично грудное вскармливание.

Искусственное вскарм­ливание вводится в тех случаях, когда у матери полностью отсутствует молоко или состояние ее здоровья не позволяеткормить ребенка грудью. Иногда ребенок высасывает из гру­ди матери некоторое количество молока. Однако, если оно составляет менее 1/5 общего объема пищи, такое вскармли­вание считается искусственным.

Учитывая, что в первые 3 месяца особенно важно естест­венное вскармливание, до введения смесей необходимо по­пытаться обеспечить ребенка донорским материнским мо­локом. Лучше заменять грудное молоко смесями постепен­но. Удовлетворительное развитие детей, получающих искус­ственное питание, может быть достигнуто только при ис­пользовании адаптированных смесей, т.е. смесей, прибли­женных по составу к женскому молоку.

Адаптация коровьего молока к женскому заключается в снижении концентрации белка и некоторых солей, а также в выравнивании аминокислотного, жирнокислотного, вита­минного и минерального составов, введении компонентов, регулирующих рост и развитие ребенка (факторы роста), обогащении пробиотиками (пищевые добавки, содержащие живые культуры, живые культуры молочнокислых бактерий и бифидофлоры) и (или) пребиотиками (пищевые волокна, олиго- и полисахариды, иммуноглобулины), которые сти­мулируют развитие бифидогенной флоры кишечника. В последнее время в смеси добавляют таурин, карнитин, ан-тиоксидант - ^-каротин, факторы роста (эпидермальный, нервный и др.), вводят лизоцим или лактоферрин (биологи­ческие активные добавки-БАД), витамин D3, ограничивают осмолярность смеси.

Адаптация белкового компонента заключается как в сни­жении общего уровня белка (с 2,8 г/100 мл в коровьем моло­ке до 1,5—1,8 г/100 мл в готовой смеси), так и в изменении со­става белков (обогащение белками молочной сыворотки), что в большей мере соответствует уровню и качеству белка в женском молоке (0,8-1,2 г/100 мл).

Большинство адаптированных молочных смесей содер­жат таурин- серосодержащую свободную (т.е. не входящую в состав белков) аминокислоту, необходимую для построе­ния нейросетчатки и головного мозга младенцев, всасыва­ния жиров (образования парных желчных кислот) и др. Эта аминокислота для детей первых недель и месяцев жизни, особенно для недоношенных и маловесных детей, относится к числу незаменимых.

Адаптация жирового компонента включает частичную или полную замену молочного жира на смесь природных растительных масел (подсолнечного, кукурузного, соевого, кокосового, пальмового), что позволяет существенно повы­сить содержание в смеси незаменимых полиненасыщенных жирных кислот семейств омега-6 {линолевая, арахидоновая кислоты) и омега-3 (линоленовая кислота и др.), уровень ко­торых в коровьем молоке невелик.

Для улучшения усвоения жира в высокоадаптированные молочные смеси вводят также небольшие количества при­родных эмульгаторов (лецитина, моно- и диглицеридов), ко­торые способствуют лучшей эмульгации и всасыванию жи­ров в просвете кишечника. С целью улучшения окисления жирных кислот в клетках органов и тканей ребенка в смеси вводят карнитин.

Адаптация углеводного компонента молочной смеси проводится добавлением в нее лактозы, уровень которой в коровьем молоке значительно ниже, чем в женском. Нередко лактозу сочетают с низкомолекулярным полимером глюко­зы - декстрин-мальтозой. С этой же целью вместо нее в ряд смесей могут вводиться солодовый экстракт или различные виды патоки, а также глюкозный сироп.

Современные заменители женского молока содержат в адекватных и сбалансированных количествах все необходи­мые ребенку витамины, минеральные соли и микроэлемен­ты (включая железо, цинк, медь, йод, селен и др.).

 

 

Виды молочных смесей.

В настоящее время выпускается широкий ассортимент смесей для детского питания как для здоровых детей, так и для детей с особенностями (склон­ность к аллергическим реакциям, ограниченная толерант­ность лактозы, наличие колик и т.д.).

Многочисленные смеси («формулы» - по терминологии зарубежных авторов) можно разделить на следующие груп­пы: сладкие (пресные) и кислые, сухие и жидкие (последние готовы к употреблению). Кроме того, смеси делятся на адап­тированные и неадаптированные к составу женского молока.

По степени адаптации к женскому молоку смеси делятся на высокоадаптированные, менее адаптированные, частич­но адаптированные, последующие смеси с меньшей адапта­цией.

К числу высокоадаптированных заменителей женского молока относятся жидкие смеси: «Агу-1» стерилизованная (пресная) и кисломолочная, смесь «Бэби-милк» (Россия) и сухие смеси: «Беллакт - 0-5», «Алеся-1» (Беларусь), «Нутри-лак-1» (Россия), «НАН» (Швейцария), «Нутрилон-1» (Голландия), «Бебелак-1» (Россия-Голландия), «Фрисолак» (Гол­ландия), «Пре-ХиПП», «ХиПП-1» (Австрия), «Энфамил-1» (США), «Хумана-1» (Германия), «Сэмпер Бэби-1» (Швеция), «Сэмпер-Бифидус» (при запорах, дисбактериозе), «Сэмпер-Лемолак» (с антирефлюксным действием), «Беллакт-бифидо -0-5», «Беллакт-бифидо-5-12», «НАН—1,2», «Фрисолак-1, 2», «Мамекс» (с пре- и пробиотиками) и др.

 

 

Несколько менее адаптированными смесями являются так называемые «казеиновые формулы». Они изготавливаются на сухом коровьем молоке, основной белковый компонент которого представлен казеином, без добавления деминера­лизованной молочной сыворотки. Поэтому белки таких сме­сей менее близки по белковому компоненту к составу жен­ского молока. В то же время, по всем остальным компонентам -углеводному, жировому, витаминному, минеральному - эти смеси, так же, как и описанные выше высокоадаптированные смеси, максимально приближены к составу женского моло­ка. К числу «казеиновых формул» относятся такие смеси, как «Симилак» (США), «Детолакт» (Беларусь), «Нестожен» (Швейцария) и др.

 

 

В частично адаптированных молочных смесях состав лишь частично приближен к составу женского молока - в них отсутствует деминерализованная молочная сыворотка, не полностью сбалансирован жирнокислотный состав, в ка­честве углеводного компонента используется не только лак­тоза, но также сахароза и крахмал. К числу таких смесей от­носятся «Малютка», «Малыш» (Беларусь), «Аптамил» (Гер­мания) и др.

 

 

В последние годы за рубежом выработаны и успешно ис­пользуются так называемые «последующие смеси» («follow up»), т.е. молочные продукты, предназначенные для вскарм­ливания детей на «последующем» возрастном этапе - с 5— 6-го месяцев. Они имеют более высокое содержание белка, другое соотношение сывороточных белков и казеина в сто­рону увеличения казеиновой фракции, более высокое содер­жание железа, цинка, кальция. Содержание в них белка и энер­гетическая ценность значительно выше, чем в высокоадапти­рованных заменителях женского молока (1,8-2,2 г/100 мл и 70-80 ккал/100 мл соответственно), что полностью отвечает возросшим потребностям детей 2-го полугодия в энергии и пищевых веществах.

«Последующие смеси», так же как и заменители женского молока, содержат все необходимые ребенку 2-го полугодия жизни витамины, минеральные соли и микроэлементы. К числу «последующих смесей» относятся такие смеси, как «Беллакт- 5-12», «Алеся-2» (Беларусь), «Фрисолакт-2», «Агу-2», «Нутрилон-2» (Голландия), «Фрисомел» (Голландия), «НАН с 6 до 12 месяцев» (Голландия), ХиПП-2» и др.

 

 

Кислые смеси классифицируются так же, как и сладкие.

 

 

Вы­сокоадаптированными являются: «Беллакт-бифидо - 0-5», «Беллакт-бифидо - 5-12», «Тонус-1», «Тонус-2» (готовятся на основе «Алеси-1» и «Алеси-2»), «НАН кисломолочный»; частично адаптированные: ацидофильные «Малютка» и «Малыш», «Тотошка-1»; неадаптированные продукты: «То-тошка-2», биокефир, «Кефир детский» и др.

 

Кисломолочные смеси имеют ряд преимуществ перед сладкими смесями.

 

В кисломолочных смесях белок находит­ся в створоженном состоянии. Они эвакуируются из желудка более медленно, чем пресное молоко. Накапливающаяся при створаживании молочная кислота способствует повышению секреторной деятельности ЖКТ. Поэтому кислые смеси лег­че перевариваются. Легкость усвоения кисломолочных сме­сей также объясняется уменьшением в них Сахаров при бак­териальной ферментации. Кисломолочные смеси нормали­зуют кишечную микрофлору, подавляют процессы гниения в кишечнике. Антибактериальной активностью по отноше­нию к кишечной палочке, стафилококку чаще обладают комбинации молочнокислых бактерий.

Наряду с определенными преимуществами кисломолоч­ных смесей перед сладкими имеются их побочные действия. При вскармливании кисломолочными смесями отмечается повышенное выведение солей кальция, аммиака с мочой, что указывает на перенапряженность обменных реакций. Кроме того, с кисломолочными смесями в организм вводит­ся большое количество кислых радикалов, нейтрализация которых у детей раннего возраста затруднена. Поэтому воз­никает опасность развития ацидоза, способствующего ги­персекреции в бронхах.

 

В последнее время для искусственного вскармливания де­тей 1-го года жизни расширился ассортимент полноценных немолочных продуктов на основе сои («Беллакт-Соя», «Фри-сосой», «НАН-Соя», «Хумана СЛ» и др.). Эти смеси начина­ют занимать место основных физиологических продуктов питания для детей 1-го года жизни. Пищевая ценность со­евых смесей не уступает смесям на основе коровьего молока, однако позволяет решить вопросы питания детей с непереносимостью молочного белка и лактозы, а также детей с рис­ком формирования аллергических заболеваний.

Смеси для недоношенных и новорожденных с малой массой тепа:

«Беллакт-ПРЕ», «ПреНАН», «Ненатал», «Пре-Нутрилак», «Пре-Туттели», «Фрисопре», «Энфамил прематуре», «Хумана 0», «Пре-Нутрилон» и др.

Смеси для детей с функциональными нарушениями желудочно- кишечного тракта (синдром срыгиваний, кишечные колики, запоры): «Бел-лакт АР+»; «Бабушкино лукошко Антирефлюкс БИО», «Нутрилак АР», «Нутрилон АР», «Фрисовом-1, 2», «Хумана АР», «Сэмпер Лемолак», «Сэм-пер Бифидус», «Энфамил АР», «Нан кисломолочный-1, 2» и др.

2. Смеси для детей, страдающих аллергией к белкам коровьего моло­ка: а) на основе изолята соевого белка («Беллакт-Соя», «НАН Соя», «Хумана SL», «Нутрилон-соя», «Фрисосой», «Энфамил-соя», «Нутрилак-Соя», «Симилак-Изомил», «Хайнц», «Соя Туттели», «Галлия соя», «Соя Семп»);

б) гидролизаты молочного белка: казеиновые («Нутрамиген» и «Преге-стемил», «Алиментум»); сывороточные («Альфаре», «Нутрилон-Пепти ТСЦ», «Хипп», «Фрисопеп», «НАН ГА-1, 2», «Пептиди Туттели», «Хумана ГА-1, 2»); соевые («Галлия-соя»); смешанные («Аптамил», «Прегомин»). По степени гидролиза различают: а) высокогидролизные («Альфаре», «Преге-стемил», «Нутрамиген», «Алиментум», «Нутрилон-Пепти ТСЦ», «Пептиди Туттели», «Хипп ГА 1, 2»; б) частичные гидролизаты («Фрисопеп-1, 2», «НАН ГА», «Хумана ГА-1, 2» и др.).

4. Смеси для детей с анемиями: обогащенные железом «Симилак»,«Нан-Нан» и др.

5. Смеси для детей с лактазной недостаточностью: безлактозные смеси («НАН Безлактозный», «Бабушкино лукошко без лактозы», «Нутрилак безлактозный», «Энфамил Лактофри»); низколактозные («Беллакт-НЛ», «Нутрилак низколактозный», «Нутрилон низколактозный», «Хумана-ЛП», «Хумана-ЛП+СЦТ» и др.).

6. Смеси для детей с фенилкетонурией: «Апонти-40», «Лофеналак», «Фенилдон», «Афенилак»; для детей старшего возраста - «Фенил-фри», «Апонти-80».

7. Смеси, каши для детей с целиакией: а) на основе гидролизатов белка: «Альфаре», а также «Нутрамиген», «Нутрилон Пепти ТСЦ», «Алиментум», «Прегестимил»; б) специальные каши: рисовая «Нестле», овощная, банановая «Данон», гречневая, рисовая «Хайнц», «Хумана».

8. Смеси для детей с муковисцидозом: «Хумана-ЛП+СЦТ», «Нутрилон Пепти ТСЦ», «Прегестимил», «Хипп ХА», «Алфаре».


 

Выбор молочной смеси.

 

При смешанном вскармливании желательно использовать одновременно только одну смесь, при искусственном - не более двух смесей. Подкисленные смеси могут сочетаться со сладкими, составляя 1/3-1/2 суточ­ного объема питания.

 

При выборе смеси, наиболее адекватной для вскармлива­ния конкретного ребенка, необходимо иметь в виду следую­щие показатели.

 

1. Возраст ребенка.

В первые 2-3 недели жизни ребенку предпочтительнее назначать пресные высокоадаптирован­ные смеси — «Беллакт - 0-5», «Алеся-1», «АГУ-1», «Хумана-1» и др. (кисломолочные смеси в этом возрасте могут вызывать или усиливать срыгивания), затем целесообразно сочетать пресные и кисломолочные смеси («Агу-1», ацидофильная «Малютка»), при этом наиболее целесообразным является назначение ребенку 50% кислых и 50% пресных смесей (от необходимого ребенку суточного объема смесей).

 

2. Степень адаптированности смеси. Чем меньше возраст ребенка, тем больше он нуждается в максимально адаптиро­ванных смесях («Беллакт - 0-5», «Алеся-1», «Агу-1», «НАН», «Фрисолак», «Нутрилон», «ХиПП-1», «Сэмпер Бэби-1» и др.). Детям до 6 месяцев не рекомендуется назначать «после­дующие смеси» («Алеся-2», «Агу-2», «Хумана-2», «Фрисо-мел», «Сэмпер Бэби-2» и др.). Этим детям не назначают цель­ное коровье молоко, кефир и другие неадаптированные кис­ломолочные смеси. В то же время детям с неустойчивым сту­лом, кишечными инфекциями допустимо использовать цельный кефир в небольших количествах в качестве добавки к основному питанию.

3. Индивидуальная переносимость смеси.

В практике нередки случаи, когда ребенок дает выраженные аллергические реакции на одну из современных максимально адаптированных смесей и в то же время хорошо переносит другую смесь того же поко­ления. У многих детей появляется аллергическая реакция на смеси, обогащенные сывороточными белками, но в то же время они хорошо переносят частично адаптированные смеси -«казеиновые формулы» (например, «Симилак»). С 4,5—5-ме­сячного возраста при искусственном и смешанном вскармли­вании вводится первый прикорм - овощное пюре или 5%-я ка­ша. В дальнейшем последовательность введения блюд прикор­ма такая же, как и при естественном вскармливании.

 

 

Смешанное вскармливание. Смешанным принято назы­вать такое вскармливание, когда в первые 6 месяцев жизни ребенку наряду с грудным (не менее 200 мл/сут) молоком вынуждены давать в качестве докорма смеси. Чаще это свя­зано с развивающейся гипогалактией у матери. Задача меди­цинских работников в таких случаях выяснить степень вы­раженности гипогалактии и предпринять все возможные ме­ры, способствующие увеличению лактации.

Следует учитывать, что введение докорма само по себе может способствовать уменьшению лактации у матери.

 

Правила введения докорма.

 

Докорм необходимо вводить постепенно, давать после кормления грудью и только из ложечки. При боль­шом количестве докорма можно пользоваться бутылочкой с достаточно упругой соской с мелкими отверстиями на конце. Даже при минимальном количестве молока у матери ребенка на каждое кормление нужно приложить к груди (можно к обеим) и только после этого дать выбранную мо­лочную смесь.

 

 

Правила искусственного и смешанного вскармливания

 

1. Суточное количество пищи по объему не должно пре­вышать 1 л.

2. Промежутки между кормлениями необходимо удли­нить, число кормлений уменьшить до 5 раз в день.

3. Строго соблюдать санитарно-гигиенические требова­ния к приготовлению пищи для ребенка, обращая особое внимание на достаточную термическую обработку. Перед кормлением смеси необходимо подогревать до 40-45 °С.

4. Бутылочку при кормлении надо держать так, чтобы горлышко ее было все время заполнено молоком, так как в противном случае ребенок заглатывает воздух. Отверстие соски не должно быть слишком большим, молоко при опро­кинутой бутылочке должно вытекать из нее каплями.

5. Повышенная осмолярность смесей может явиться ос­новой для повышенной потребности в жидкости, которая компенсируется неподслащенной водой после кормления или в промежутке между кормлениями. Количество жидко­сти в рационе зависит от микроклимата, прежде всего от тем­пературы и влажности помещения, где находится ребенок. При большой сухости и температуре окружающего воздуха

свыше 25 °С объем потребляемой ребенком жидкости следу­ет увеличить на 80-100 мл/сут. Большее количество жидко­сти необходимо и при вскармливании кефиром.

6. Овощные соки дают несколько раньше, чем при естест­венном вскармливании.

7. Прикорм вводят с 4,5-5 месяцев в той же последова­тельности, что и при естественном вскармливании.

8. Эффективность искусственного вскармливания оцени­вается так же, как и естественного.

 

Ошибки при искусственном вскармливании.

 

Наиболее частыми ошибками при организации искусст­венного вскармливания являются: 1) упорная дача лучшей, с точки зрения родителей и медицинского работника смеси, которую ребенок переносит плохо; 2) слишком частая, ни­чем не обоснованная смена смесей; 3) игнорирование инди­видуальных особенностей ребенка, когда одну смесь он ест с аппетитом, а от другой отказывается.

 

 

Лекция 7

 

Питание детей старше года

 

 

Как и у ребенка до года, питание детей с 1 года до 7 лет ос­тается питанием развития. В этом возрасте по-прежнему важно диетологическое обеспечение дифференцировки и роста нервной ткани и головного мозга, развития костной и мышечной ткани, сосудов, эндокринной системы. Перева­ривающая способность ЖКТ значительно возрастает, совер­шенствуется функция пищеварительных желез, печени и поджелудочной железы, увеличивается объем желудка, в толстом кишечнике стабилизируется специфическая микро­флора, помогающая разлагать клетчатку, синтезировать ви­тамины группы В и в то же время создающая угрозу еще не окончательно сформировавшейся барьерной функции ки­шечника. Вкусовые восприятия ребенка становятся более дифференцированными, продолжает развиваться жева­тельный аппарат. Однако переход к общей пище должен происходить постепенно. Если до года пищу для ребенка готовят в виде пюре, протертого через мелкое сито, то уже после года ее можно протирать через дуршлаг или размель­чать вилкой, мясо и рыбу достаточно пропустить через мя­сорубку один раз.

Ко 2-му году жизни у малыша появляется достаточное количество зубов, поэтому из крупы уже можно варить не

только каши, но и готовить запеканки, оладьи, овощи да­вать не только в виде пюре, но и тушеными, нарезанными кусочками. Ребенок уже может есть сырые овощи, тертую морковь со сметаной, морковь с яблоками. Мясные и рыб­ные фрикадельки и котлеты к 2-3 годам жизни малыша можно заменить гуляшом, рагу, бефстроганов. Использу­ются блюда из муки - блины, блинчики, оладьи, клецки. В последние годы все больше расширяется ассортимент продуктов для питания детей, увеличивается доля полу­фабрикатов и консервов.

Дети раннего возраста в связи с особенностями питания могут быть разделены на две возрастные группы: 1-1,5 и 1,5— 3 года, так как питание этих групп различается по объему пи­щи, величине разовых порций и кулинарной обработке.

Ребенок в возрасте от 1 года до 3 лет продолжает испыты­вать большую потребность в пластическом строительном материале, так как он еще достаточно интенсивно растет, увеличиваются его энергетические затраты в связи с возра­стающей физической активностью

Потребность детей после года в белках, жирах, углеводах и калориях

Возраст, годы Белки, г/кг Жиры, г/кг Угле­воды, г/кг ккал/кг кДж/кг
1-3 4-6 7-11 12-15 3,5-4 3,0-3,5 2,5-3,0 2,5-2,0 3,5-4 3,0-3,5 2,5-3,0 2,5-2,0 15-16 12-14 10-12 10,0 ПО 90-95 70-80 70-60 460 377-398 293-335 293-251

Для ребенка от 1 до 1,5 года все блюда следует протирать, делать пюреобразными, полужидкими, так как способность пережевывать пищу в этом возрасте еще недостаточная. Из­мельчение пищи осуществляется коренными зубами, кото­рые появляются на протяжении 2-го года жизни. Поэтому мелко рубленные салаты и винегреты можно готовить для детей 2-летнего возраста, а для малышей от 10 месяцев до 2 лет - натертыми на мелкую терку.

Детям после 1,5 года перед обедом можно давать закуски в виде винегрета, вареной свеклы со сметаной, тертой моркови с яблоками, салата из свежей капусты с морковью, репчатым луком, салата из огурцов и помидоров. Заправлять их допустимо сметаной, растительным маслом. Количество салата небольшое (1-3 столовые ложки).

Для детей в возрасте до 1,5 года целесообразно сохранить 5-е кормление в виде кефира или молока, это касается детей с плохим аппетитом. Однако, если ребенок сам проявляет тенденцию к переходу на 4-разовые кормления в сутки, на­стаивать на 5-м кормлении не следует. Дети старше 1,5 года принимают пищу 4 раза в день. Более длительные перерывы в приеме пищи приводят к снижению усвояемости белка и к плохому самочувствию ребенка. Более частые приемы пищи снижают аппетит. В промежутках между кормлениями ниче­го, кроме питья обычной воды, ребенку давать не следует, особенно сладости, так как это ухудшает его пищеваритель­ную функцию на длительное время. Для утоления жажды де­тям нельзя предлагать соки, молоко. Фрукты, ягоды, а также соки можно давать только в часы приема пищи. С 2-3 лет ре­бенку изредка можно давать (лучше не давать!) сладости: конфеты, шоколад (они излишне возбуждают нервную сис­тему, часто являются причиной аллергических высыпаний на коже и слизистых, замедляют перистальтику кишечника). Пастила, зефир, мармелад, повидло изредка допустимы как сладкий десерт.

 

Для детей от 1 года до 3 лет наиболее целесообразно не­равномерное распределение пищи в течение дня по объему и калорийности: обед (35-40% суточного рациона), почти оди­наковое количество калорий распределяется на завтрак и ужин (20-25% суточного рациона), на полдник приходится 10-15% общей суточной калорийности. Учитывают пра­вильность распределения продуктов в течение суток. Про­дукты, богатые белками (мясо, рыба, бобовые), лучше давать в первую половину дня, так как они, особенно в сочетании с жиром, требуют для переработки много пищеварительных соков и дольше задерживаются в желудке. На ужин рекомен­дуются молочные, овощные и крупяные блюда. Не следует готовить на ужин пищу, вызывающую жажду. Объем пред­лагаемой пищи зависит от возраста ребенка (табл. 20). Для ребенка в возрасте от 1 до 1,5 года общее ежедневное коли­чество пищи составляет 1100-1200 г, для ребенка в возрасте от 1,5 до Злет- 1500 г.

Соотношение белков, жиров, углеводов на 1 кг массы тела в ежедневном рационе детей должно составлять 1:1:4. В пи­тании детей после года незаменимы белки животного (моло­ко, творог, мясо, птица, рыба, яйца) и растительного (крупы, фасоль, горох) происхождения, причем 75% вводимых бел­ков должны быть животного происхождения. Важным ис­точником высококачественного белка являются молоко, мя­со, рыба, яйца.

Рекомендуемые объемы блюд, для детей в возрасте от 1 года до 7 лет

Блюда, г (мл) Возраст, годы 1-1,5 Возраст, годы 1,5-3 Возраст, годы Возраст, годы 5-7
Завтрак:        
каша или овощное        
блюдо        
кофе (суррогат)        
Обед:        
салат -      
суп        
мясная котлета,        
суфле        
гарнир        
компот        
Полдник:        
кефир        
печенье, булочка   15/45 25/50 25/60
Ужин:        
овощное блюдо или        
каша        
молоко        
Хлеб на весь день:        
пшеничный       ПО
ржаной        

Молоко - особенно ценный продукт в питании детей. В его состав входят высококачественные белки, жиры, угле­воды, витамины, соли кальция и фосфора. Суточное коли­чество молока для детей от 1 года до 2 лет должно составлять 700 мл, от 2 до 3 лет - 600 мл с учетом молока, которое содер­жится в каше и других блюдах. В набор питания для детей от 1,5 до 3 лет должны входить: творог, неострые сорта сыра, сметана, кисломолочные продукты (кефир, ацидофильное молоко, йогурты). В меню включают сочетание различных видов каш, особенно гречневой, с молоком - молочные кру­пяные супы, молочную лапшу; мучных изделий с творогом -ленивые вареники, сырники, сочники. Если до 1,5 года в основном используют манную, кукурузную, гречневую, овсяную, рисовую крупы, то после 2 лет надо дополнительно включать в рацион перловую крупу, пшено.

Мясо и рыба благодаря большому содержанию в них пол-1 ноценных белков и экстрактивных веществ являются ценны­ми продуктами (мясо кролика, птица, молодая говядина, не­жирная свинина, колбасные изделия). Не рекомендуются жирная свинина, сало, баранина, гуси, утки, так как они содер­жат трудно перевариваемый жир и при их употреблении мо­жет возникнуть резкое расстройство пищеварения. Полезно сочетание мучных изделий и мяса: пельмени, пирожки и блинчики с мясом. До 2 лет нельзя давать ребенку сосиски, колбасу, сардельки. Из колбасных изделий дети старше 2 лет могут есть сосиски, сардельки, которые нужно хорошо прова­рить, докторскую колбасу, нежирную ветчину, нежирную свинину, изредка молодую баранину. Другие колбасы, а также копчености и маринады детям до 3 лет не рекомендуются.

Субпродукты (печень, мозги, сердце, язык), содержащие ценные микроэлементы, такие, как железо, фосфор, медь, каль­ций, особенно полезны для растущего организма. Яйца благо­даря высокому содержанию полноценных белков, жиров и ви­таминов занимают большое место в питании детей. Они содер­жат полноценный комплекс незаменимых аминокислот, вита­мины (А, В1; В2, D, Е), жир, богатый лецитином и полиненасы­щенными жирными кислотами. Детям до 1,5 года разрешается давать 1 круто сваренный желток, дети более старшего возраста получают по целому яйцу в виде омлета или всмятку. Сырые яйца давать не следует, так как белок плохо усваивается и может отрицательно сказаться на функции почек.

Различные сорта морских рыб включают высококачест­венные белки, богатый ассортимент микроэлементов (йод, фтор, медь, цинк и др.), полиненасыщенные жирные кисло­ты и жирорастворимые витамины. Рыба может быть отвар­ной, в виде котлет, фрикаделек, а также тушенной с луком и морковью. Можно использовать рыбное филе. Свежая или мороженая рыба включается в меню 1-2 раза в неделю. Не рекомендуется в питании детей использовать некоторые сорта рыбы: осетровые и лососевые, в виду большого содер­жания в них трудно перевариваемых и усвояемых жиров с высокой точкой плавления.

Если в качестве жира в питании детей 1-го года жизни мо­гут быть использованы сливочное масло, сливки, жир желт­ка, небольшое количество растительного масла, то детям после года необходимо увеличить дозы растительных жиров -в количестве 10-15% от общего содержания жира в суточном рационе (3 чайные ложки в день), добавляя его в винегреты, салаты, овощные блюда. Так как при кипячении масла разру­шаются витамины и улетучиваются некоторые жирные кис­лоты, а ненасыщенные жирные кислоты, обладающие вита­минной активностью, превращаются в насыщенные, его кла­дут в уже готовые блюда. Свиное сало, говяжий, бараний жир, а также различные гидро- и комбижиры в детском пи­тании употреблять не рекомендуется.

Основной источник углеводов - это продукты раститель­ного происхождения (сахар, мед, хлеб, крупы, картофель и другие овощи, фрукты). Не следует сводить овощные пюре только к картофельным. Общее количество остальных ово­щей в сутки - 150—200 г. Важно давать овощи и фрукты сыры­ми - в виде салатов, соков. При отсутствии свежих овощей и фруктов можно применять свежезамороженные, а также консервированные компоты, консервы для детского пита­ния промышленного производства. Это овощные пюре, ко­торые могут вырабатываться из одного вида овощей (зеле­ного горошка, моркови, тыквы, томатов) или с применени­ем большого набора овощей - например, есть консервиро­ванные пюре, в состав которых входят морковь, картофель, зеленый горошек, цветная капуста, тыква, лук, свекла в раз­ных сочетаниях.

В набор продуктов для детей от 1 года до 3 лет должны быть включены всевозможные крупы, различные сорта хлеба, молоко, молочные продукты, мясо, рыба, печень, яйца, ово­щи, зелень, фрукты. Белки, входящие в состав круп, макарон­ных изделий, хлеба, обладают более низкой питательной цен­ностью, однако в сочетании с продуктами животного проис­хождения этот недостаток устраняется. Больше всего жиров в овсяной крупе, ячневая и перловая крупы содержат вещество, обладающее губительным действием на бактерии. Ребенку старше года готовят вязкие, с 3 лет - рассыпчатые каши на мо­локе, воде, овощном и фруктовом отварах. Каши дают как са­мостоятельные блюда, а также как гарнир к различным мяс­ным и рыбным блюдам. Наиболее ценными по белковому и минеральному составу являются бобовые (фасоль, горох, че­чевица). В различные блюда из круп (каши, пудинги, суфле, котлеты, биточки и запеканки) хорошо добавлять сухие и све­жие фрукты и овощи.

С учетом неблагоприятной экологической обстановки и после года рекомендуется использовать продукты и блюда промышленного выпуска, которые обеспечивают безопас­ность входящих в них компонентов и строго заданный хи­мический состав, соответствующий потребностям ребенка в основных пищевых веществах, включая витамины и мине­ральные вещества. Эти продукты выпускаются многочис­ленными заводами и компаниями в нашей республике и за рубежом. К ним относятся продукты трех основных групп:

1) разнообразные консервированные фруктовые, овощ­ные и фруктово-овощные соки и пюре;

2) сухие инстантные злаковые и злаково-молочные смеси (каши), обогащенные основными витаминами, железом и кальцием, дополнительное поступление которых с пищей является важным способом профилактики анемии, наруше­ний баланса кальция и др.;

3) мясные и мясорастительные, рыбные и рыбно-расти-тельные пюре (пюреобразные и крупноизмельченные).

Особенно рекомендуется включать в рацион детей ого­родную и дикорастущую зелень - лук, укроп, салат, щавель, крапиву, шпинат, а также такие овощи и ягоды, как редис, репа, редька, помидоры, кабачки, огурцы, шиповник, сморо­дина, крыжовник, облепиха, брусника, клюква. Зеленые рас­тения богаты железом, медью, кобальтом, а также витамина­ми С, группы В, каротином, который в организме превраща­ется в активный витамин А - витамин роста, антиинфекци­онный, повышающий защитные силы организма.

Следует подчеркнуть, что при кормлении ребенка не нужно подавать на стол сразу все блюда. Каждое следующее блюдо малыш должен получить не раньше, чем съест преды­дущее. После 2 лет его необходимо привлекать к сервировке стола, уборке и мытью посуды. Хотя режим ребенка этого возраста обычно не совпадает с режимом взрослых, но один из приемов пищи можно организовать для всех, это бывает приятно детям.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
I. Затруднения со стороны матери | Тема: Характеристика современного метода обучения грамоте
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.