КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Характеристика современного метода обучения грамоте
Тема: Краткий историко-критический обзор методов обучения грамоте. 1. Понятие о методе обучения грамоте. Классификация методов обучения грамоте в русской дореволюционной и в советской школе. Вопрос обучения грамоте важен и актуален на сегодняшний день. Этот вопрос довольно старый. МОГ классифицируют по двум основаниям: по единице обучения (буквослагательный, слоговой, звуковой, метод целых слов) и по ведущему виду деятельности (аналитический, синтетический, аналитико-синтетический). Самый известный метод буквослагательный (синтетический). Этот метод применялся в Древней Греции и Древнем Риме 2000 лет назад. В России этот метод получил распространение в середине XVI века Шагом вперед стал слоговой (синтетический) метод. Этот метод нашёл отражение в системе Толстого. Толстой назвал это слого-слуховым методом, так как ввёл слуховые упражнения. Заслугой Толстого стало то, что он начал одновременное обучение чтению и письму. В 1847 году им была издана азбука, составленная по этому принципу. Дети заучивали все буквы (б+э=бэ, вэ,гэ…). На слух дети учатся складывать из букв слоги и раскладывать слоги на буквы с помощью разрезной азбуки. Читают по принципу «Делай как я». После Октябрьской социалистической революции (1922-1935) распространение получил метод целых слов (аналитический). Дети должны были запоминать большое количество слов без разбора и анализа. Обучение по этому методу дало плачевные результаты: дети читали наугад и были безграмотным, пропускали на письме буквы и слоги. Аналитический звуковой метод в России пропагандировал в 40-х годах XIX века методист Золотов. Основателем синтетического звукового метода в России был Н.А. Корф (60-ые г.19 в.) Возникла мысль о создании аналитико-синтетического метода. Основоположник - К.Д. Ушинский (1824-1870). Свой метод Ушинский назвал методом письма-чтения, так как нельзя отделять письмо от чтения. Он объединил анализ и синтез, ввёл систему упражнений со звуком, слогом и словом. Ушинский опирался на живую речь, его методика носила развивающий характер. Реализация этого метода: звуковой анализ слова, запись этого слова, чтение написанного слова, чтение напечатанного слова, синтез – отыскивание знакомых букв и слогов в тексте, чтение и переписывание новых слов с печатной азбуки, составление слов из букв печатной азбуки. Приемы, которые используются в наши дни: придумывание слов на заданные звуки, отыскивание заданных звуков в словах «Ворота», постепенная замена звуков в словах или «цепочка волшебных превращений». На современном этапе используется современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Звуковым он называется потому, что за основу аналитико-синтетической работы берётся звук. Буква вводится как обозначение звука после знакомства с данным звуком. Здесь необходимы упражнения в артикуляции звуков, слышании звуков в разных позициях и, обязательно, характеристика звуков. В «Русской азбуке» В.Г.Горецкого последовательность изучения звуков и букв определяется принципом частотности. Метод называется аналитико-синтетическим потому, что изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом. Звуковой анализ предшествует синтезу. Формирование навыка чтения опирается на разные виды звукоаналитической работы над словом: выделение отдельных звуков и определение их места в слове, проговаривание слов по слогам при составлении и записи. Последовательность аналитической работы: Выделение из речи предложений, деление предложений на слова, а слова на слоги и звуки. Слого-звуковой анализ слова: 1. Загадывается загадка о предмете, вывешивается предметная картинка и выясняется значение слова; 2. Выставляется схема к данному слову. - Посмотрите на схему слова. Сколько слогов в данном слове? Какой ударный слог? Произнесите слово в целом с правильным ударением. Назовите первый слог. Сколько в нем звуков? Какие? Назовите второй слог. Из каких звуков состоит второй слог? Далее выделяется изучаемый звук и дается его характеристика (согласный или гласный, звонкий или глухой (закрываем ушки и слушаем), твердый или мягкий). Приёмы звукового анализа (выделения звука): 1. Приём договаривания. Он заключается в следующем: «Я назову слово, а вы его закончите: па-р-р-р». 2. Приём протяжного произношения звука. Чаще всего это гласный в начале слова (А-РФА). При изучении новых звуков их выделяют из сильной позиции: 1) гласный под ударением; 2) если это согласный, то нужно, чтобы после согласного стоял гласный или сонорный; 3) для сонорных в конце слова. Слоговой принцип в обучении чтению и письму как отражение характерной особенности русской графики. При обучении чтению необходимо произвести синтез звуков, чтобы образовать прямой открытый слог. Русское чтение слоговое. В качестве единицы чтения выбран слог-слияние, т.к. он входит во все (кроме одного – из гласного) структурные типы слогов и слог – это центральное речевое образование, произносительная единица языка. Отсюда большое внимание слоговой работе. Надо учить детей читать по слогам, а затем в целом с правильным ударением, так как ударение – смыслоразличитель (стоит- стоит). Последовательность чтения слогов: 1. Каждый слог состоит из одной буквы (а-у); 2. Прямой слог - это ключ к овладению процессом чтения (но); 3. Закрытый слог - СГС - (мак, сос ны); 4. Со стечением согласных (ку ст). Чтобы прочитать слово в целом с правильным ударением, необходимо произвести синтез целого слова. Последовательность синтетической работы: 1. Образование и чтение слогов. 2. Образование и чтение слов. 3. Чтение предложений; 4. Чтение связных текстов. Приёмы синтеза: 1. Чтение слогов с постоянной согласной с изменением гласной - чтение по подобию (ба, бо, бу, бы); 2. Чтение слогов с изменением согласных и постоянной гласной (ра, ба, на); 3. Приём наращивания в конце и в начале слова (вол - волк, пар - парк, омар - комар); 4. Прием отсечения (лист - лис, корм - ком, шум - ум). Значительные усовершенствования внесены в данную методику в современной жизни: 1. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся; 2.Систематическое введение пропедевтических (опережения) элементов грамматики, словообразования, орфографии, лексикологии без теоретических сведений - только практическим путём; 3. Введение элементов моделирования - модели слогов, слов, предложений и др. 4. Вводится слого-звуковой анализ слова; Обучение по этому методу носит воспитывающий и развивающий характер. Упор сделан на историческое прошлое русского народа, на воспитание патриотизма.
Тема: Содержание занятий в подготовительный период (первая ступень). Весь период обучения грамоте делится на: 1. Подготовительный; 2. Основной (азбучный, букварный); 3. Послеазбучный. Подготовительный период делится на 2 ступени: 1. Безбуквенную; На данном этапе решаются следующие задачи: 1. Подготовить детей к обучению грамоте; 2. Приучить их к выполнению режима работы школы; 3. Познакомить с понятиями «устная» и «письменная речь», «предложение», «слово», «слог», «ударение», «звуки» и «слияние», «алфавит».. Центральное место на всех уроках отводится анализу звучащей речи. На второй ступени подготовительного этапа проводится большая работа по слого-звуковому анализу слов. Учитель должен научить детей читать гласные буквы в изолированной позиции.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 12241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |