Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Характеристика современного метода обучения грамоте

Тема: Краткий историко-критический обзор методов обучения грамоте.

1. Понятие о методе обучения грамоте. Классификация методов обучения грамоте в русской дореволюционной и в советской школе.

Вопрос обучения грамоте важен и актуален на сегодняшний день. Этот вопрос довольно старый. МОГ классифицируют по двум основаниям: по единице обучения (буквослагательный, слоговой, звуковой, метод целых слов) и по ведущему виду деятельности (аналитический, синтетический, аналитико-синтетический).

Самый известный метод буквослагательный (синтетический). Этот метод применялся в Древней Греции и Древнем Риме 2000 лет назад. В России этот метод получил распространение в середине XVI века

Шагом вперед стал слоговой (синтетический) метод. Этот метод нашёл отражение в системе Толстого. Толстой назвал это слого-слуховым методом, так как ввёл слуховые упражнения. Заслугой Толстого стало то, что он начал одновременное обучение чтению и письму. В 1847 году им была издана азбука, составленная по этому принципу. Дети заучивали все буквы (б+э=бэ, вэ,гэ…). На слух дети учатся складывать из букв слоги и раскладывать слоги на буквы с помощью разрезной азбуки. Читают по принципу «Делай как я».

После Октябрьской социалистической революции (1922-1935) распространение получил метод целых слов (аналитический). Дети должны были запоминать большое количество слов без разбора и анализа. Обучение по этому методу дало плачевные результаты: дети читали наугад и были безграмотным, пропускали на письме буквы и слоги.

Аналитический звуковой метод в России пропагандировал в 40-х годах XIX века методист Золотов.

Основателем синтетического звукового метода в России был Н.А. Корф (60-ые г.19 в.)

Возникла мысль о создании аналитико-синтетического метода. Основоположник - К.Д. Ушинский (1824-1870). Свой метод Ушинский назвал методом письма-чтения, так как нельзя отделять письмо от чтения. Он объединил анализ и синтез, ввёл систему упражнений со звуком, слогом и словом. Ушинский опирался на живую речь, его методика носила развивающий характер. Реализация этого метода: звуковой анализ слова, запись этого слова, чтение написанного слова, чтение напечатанного слова, синтез – отыскивание знакомых букв и слогов в тексте, чтение и переписывание новых слов с печатной азбуки, составление слов из букв печатной азбуки.

Приемы, которые используются в наши дни: придумывание слов на заданные звуки, отыскивание заданных звуков в словах «Ворота», постепенная замена звуков в словах или «цепочка волшебных превращений».

На современном этапе используется современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте.

Звуковым он называется потому, что за основу аналитико-синтетической работы берётся звук. Буква вводится как обозначение звука после знакомства с данным звуком. Здесь необходимы упражнения в артикуляции звуков, слышании звуков в разных позициях и, обязательно, характеристика звуков. В «Русской азбуке» В.Г.Горецкого последовательность изучения звуков и букв определяется принципом частотности.

Метод называется аналитико-синтетическим потому, что изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом. Звуковой анализ предшествует синтезу. Формирование навыка чтения опирается на разные виды звукоаналитической работы над словом: выделение отдельных звуков и определение их места в слове, проговаривание слов по слогам при составлении и записи.

Последовательность аналитической работы:

Выделение из речи предложений, деление предложений на слова, а слова на слоги и звуки.

Слого-звуковой анализ слова:

1. Загадывается загадка о предмете, вывешивается предметная картинка и выясняется значение слова;

2. Выставляется схема к данному слову.

- Посмотрите на схему слова. Сколько слогов в данном слове? Какой ударный слог? Произнесите слово в целом с правильным ударением. Назовите первый слог. Сколько в нем звуков? Какие? Назовите второй слог. Из каких звуков состоит второй слог? Далее выделяется изучаемый звук и дается его характеристика (согласный или гласный, звонкий или глухой (закрываем ушки и слушаем), твердый или мягкий).

Приёмы звукового анализа (выделения звука):

1. Приём договаривания. Он заключается в следующем: «Я назову слово, а вы его закончите: па-р-р-р».

2. Приём протяжного произношения звука. Чаще всего это гласный в начале слова (А-РФА).

При изучении новых звуков их выделяют из сильной позиции:

1) гласный под ударением;

2) если это согласный, то нужно, чтобы после согласного стоял гласный или сонорный;

3) для сонорных в конце слова.

Слоговой принцип в обучении чтению и письму как отражение характерной особенности русской графики.

При обучении чтению необходимо произвести синтез звуков, чтобы образовать прямой открытый слог.

Русское чтение слоговое. В качестве единицы чтения выбран слог-слияние, т.к. он входит во все (кроме одного – из гласного) структурные типы слогов и слог – это центральное речевое образование, произносительная единица языка. Отсюда большое внимание слоговой работе.

Надо учить детей читать по слогам, а затем в целом с правильным ударением, так как ударение – смыслоразличитель (стоит- стоит).

Последовательность чтения слогов:

1. Каждый слог состоит из одной буквы (а-у);

2. Прямой слог - это ключ к овладению процессом чтения (но);

3. Закрытый слог - СГС - (мак, сос ны);

4. Со стечением согласных (ку ст).

Чтобы прочитать слово в целом с правильным ударением, необходимо произвести синтез целого слова.

Последовательность синтетической работы:

1. Образование и чтение слогов.

2. Образование и чтение слов.

3. Чтение предложений;

4. Чтение связных текстов.

Приёмы синтеза:

1. Чтение слогов с постоянной согласной с изменением гласной - чтение по подобию (ба, бо, бу, бы);

2. Чтение слогов с изменением согласных и постоянной гласной (ра, ба, на);

3. Приём наращивания в конце и в начале слова (вол - волк, пар - парк, омар - комар);

4. Прием отсечения (лист - лис, корм - ком, шум - ум).

Значительные усовершенствования внесены в данную методику в современной жизни:

1. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;

2.Систематическое введение пропедевтических (опережения) элементов грамматики, словообразования, орфографии, лексикологии без теоретических сведений - только практическим путём;

3. Введение элементов моделирования - модели слогов, слов, предложений и др.

4. Вводится слого-звуковой анализ слова;

Обучение по этому методу носит воспитывающий и развивающий характер. Упор сделан на историческое прошлое русского народа, на воспитание патриотизма.

 

 

Тема: Содержание занятий в подготовительный период (первая ступень).

Весь период обучения грамоте делится на:

1. Подготовительный;

2. Основной (азбучный, букварный);

3. Послеазбучный.

Подготовительный период делится на 2 ступени:

1. Безбуквенную;

На данном этапе решаются следующие задачи:

1. Подготовить детей к обучению грамоте;

2. Приучить их к выполнению режима работы школы;

3. Познакомить с понятиями «устная» и «письменная речь», «предложение», «слово», «слог», «ударение», «звуки» и «слияние», «алфавит»..

Центральное место на всех уроках отводится анализу звучащей речи. На второй ступени подготовительного этапа проводится большая работа по слого-звуковому анализу слов. Учитель должен научить детей читать гласные буквы в изолированной позиции.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Трещины сосков | Знакомство с понятием «предложение»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 12241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.