Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственные предприятия

Отличительной чертой структуры прав собственности на государствен­ных предприятиях является отсутствие права на свободную продажу всех остальных правомочий. Правом на остаточный доход обладает го­сударство. Это означает, что отсутствует ярко выраженная группа лиц, претендующих на остаточный доход, т. е. функции принятия риска, ко­торые выполняет собственник, и функции управления здесь не разде­лены.

Собственники государственных предприятий не вправе уклонить­ся от своей обязанности по содержанию государственной собственно­сти, поэтому их участие во владении этой собственностью недобро­вольное.

Теории, пытающиеся объяснить поведение государственного пред­приятия, исходят из предпосылки, что управляющие государственных предприятий стремятся максимизировать политическую поддержку и эта цель достигается ими путем производства тех характеристик, ко­торые сигнализируют о хорошей работе. Увеличивая политическую под­держку, управляющий повышает свой доход и вероятность того, что его стаж работы на государственном предприятии будет достаточно дли­тельным. Так, управляющие будут отвлекать ресурсы от производства тех характеристик, которые не контролируются, на производство кон­тролируемых характеристик и тем самым увеличат воспринимаемую ценность выпуска. Например, если качество выпуска наблюдаемо, а из­держки — нет, тогда управляющий выберет слишком высокий уровень качества, для того чтобы увеличить политическую поддержку.

Однако управляющие государственных предприятий не только стре­мятся к максимизации политической поддержки. Они ценят не только доход, но и неденежные блага и досуг. Основное отличие государствен­ного предприятия от частного заключается в том, что у государственно­го предприятия нет того сдерживающего механизма, который действует на частные предприятия. Стимулы у налогоплательщиков контролиро­вать управляющих невысокие, поэтому возможность получать различ­ного рода блага за счет ресурсов предприятия здесь гораздо выше, чем и акционерных компаниях. Государственные предприятия при прочих равных условиях устанавливают более низкие цены на свою продукцию, имеют большие мощности, тратят больше средств на строительство зданий помещений, слабее реагируют на изменения в спросе, производят менее разнообразную продукцию, медленнее осваивают новую технику. На государственных предприятиях более низкая производительность труда по сравнению с частными фирмами. Стимулы к снижению издер­жек производства у управляющих также слабее.

Причины этого положения заключаются в том, что действия управ­ляющих государственных предприятий нельзя оценить на фондовом рынке, контроль со стороны собственников (налогоплательщиков) за поведением управляющих ослаблен. Так, они лишены права продать свою долю в капитале государственных предприятий, а рынок не за­интересован в судьбе этих предприятий из-за невозможности их по­глощения.

Отдельные члены в командах государственных фирм не могут пре­тендовать на остаточный доход в денежной форме. Повышение цен на услуги таких предприятий не увеличивает денежного дохода участни­ков команды, поэтому государственные фирмы заинтересованы в том, чтобы устанавливать заниженные цены на свои услуги, сопровождая их дополнительными условиями, которые обеспечат членам команды получение неденежных благ.

Тем не менее, несмотря на все эти недостатки, в ряде случаев госу­дарственная собственность оказывается более эффективной, например, при предоставлении общественных благ (оборона страны). Поэтому и эта форма предприятия имеет свою нишу в экономике.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Регулируемые фирмы | Некоммерческие организации. Некоммерческие организации — это организации, которые не ставят своей целью получение прибыли
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.