КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Последовательность анализа художественных образов
· Так как в детской литературе художественным образом прежде всего является персонаж, то в первую очередь проводится работа над характером героя с опорой на сюжет (характер проявляется только в действии, и нельзя отрывать анализ характеров от сюжета). Кроме того, героя характеризуют его речь и ремарки автора (пояснения относительно внешности, особенностей поведения действующих лиц). · Рассматриваются взаимоотношения героев, так как на этом строится любое действие в эпическом произведении. При этом необходимо, чтобы дети поняли мотивацию, причины поведения персонажей. (Причины могут крыться либо в личных качествах характера, либо в обстоятельствах социальной действительности.) · Если в произведении имеются описания пейзажа или интерьера, рассматривается их роль в тексте. · На основе анализа взаимодействия образов выявляется идея произведения. Понимание идеи вплотную приближает нас к осознанию позиции автора-собеседника, потому что идея - это то, что хотел сказать автор своим произведением. · Поначалу разбор - это общение с произведением и его автором, а ученик также является собеседником, хорошо, если выявляется личное отношение читателя к описанному (к содержанию) и к тому, как это сделано (к форме). Роль пейзажа в эпическом произведении двояка. Он способствует созданию общего настроения (когда дан самостоятельно, отдельно от мыслей и переживаний действующих лиц) или уточняет характеристику персонажа (если передан автором в восприятии героя). Описание интерьера также помогает глубже понять уклад жизни, характеры действующих лиц. В этом направлении как раскрытие функции названных художественных образов в произведении и проводится работа над ними. 9. Обобщающая беседа, её содержание Вторичный синтез – этап работы, который предполагает обобщение по произведению, его перечитывание и выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного. -Какие виды занятий предшествуют заключительной беседе? Какова их цель? Какова цель обобщающей беседы? Обобщающая беседа подготавливается всей работой над текстом и синтезирует все впечатления и наблюдения, сделанные на уроке. Она немноговопросная. Для проведения отводится 3-5 минут. Её цель в отношении произведения – добиться отчётливого, глубокого понимания детьми авторского замысла и помочь им выразить своё отношение к прочитанному. Этому способствуют следующие вопросы: Какова тема прочитанного произведения?; Какие вопросы ставит в произведении автор?; Какие мысли, высказанные автором в произведении, кажутся вам наиболее важными?; Какова основная мысль произведения? К ее построению предъявляются следующие требования: 1.Вопросы беседы должны быть направлены на осмысление идеи произведения. 2.Вопросы беседы должны быть рассчитаны на получение различных ответов, дополняющих друг друга; можно использовать для подтверждения ответов выборочное чтение. 3.Вопросы беседы должны связывать идею произведения с жизнью. 4.Беседа может заканчиваться работой над пословицами, которые раскрывают основную мысль произведения или подтверждают ее. 5.Беседа расширяет знания учащихся, поэтому в конце ее заключительное слово отводится учителю. 10. Выполнение творческих заданий по следам прочитанного Пересказ. Большинство методистов считают, что заниматься пересказом на уроках чтения нужно. Однако вдумайтесь в слова В. Г. Белинского: «Поэтическое произведение нельзя ни пересказать, ни растолковать, но только можно дать почувствовать, и то не иначе, как прочтя его так, как оно вышло из-под пера поэта: будучи же пересказано словами или переложено в прозу, оно превращается в безобразную и мертвую личинку, из которой сейчас только выпорхнула блестящая радужными цветами бабочка» (Белинский В. Г.). Графическое и словесное рисование. Работу иллюстративного характера в начальных классах следует начинать не с создания детьми собственных графических и словесных рисунков, а с анализа иллюстраций, картин. Виды работ с иллюстрациями и картинами Методически важным является рассматривание книжных иллюстраций перед чтением, по ходу и по окончании чтения. При работе над портретом героя уместны вопросы: «Какие черты характера героя отразились в портрете? Почему вы так решили? Как вы думаете, что чувствует изображенный здесь герой произведения? Как вы догадались? Как передал художник черты характера персонажа?» При анализе группового портрета возможны такие вопросы: «Как вы узнали, кто есть кто? Как относится художник к персонажам своей картины? Как вы это определили?» Часто учителем организуется сопоставление иллюстраций и текста. В этом случае можно предложить следующие задания: 1. Подобрать рисунок (картину) к тексту. 2. Найти в тексте подписи к каждому из фрагментов картинного плана. 3. Сравнить рисунок (картину) и фрагмент текста (или весь текст, например небольшое произведение пейзажной лирики). 4. Сравнить иллюстрации разных художников к одному литературному произведению (это задание помогает более разносторонне представить то, о чем писал автор, и проявить детям самостоятельность мышления при оценке иллюстраций). Сравнение иллюстраций можно проводить по вопросам: «Как изобразил художник...? Почему? А как изобразил это другой художник? Каково различие иллюстраций? Кто из художников более интересно представлял героев (эпизод) произведения? Кто из них более точно следует тексту?» Иногда используется другой вариант сравнения иллюстраций. Дети сами иллюстрируют (графически) текст, а затем рисунки сравниваются между собой, либо чей-то рисунок сопоставляется с иллюстрацией в книге. Обучение словесному рисованию лучше начать с создания жанровых (сюжетных) картинок. При этом нужно помнить, что словесная картинка статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы «застыли», словно на фотографии, а не действуют, как на экране. На любом из этапов обучения словесному рисованию порядок работы будет одинаков. · Выделяется эпизод для словесного иллюстрирования. · «Рисуются» место, где происходит событие. · Изображаются действующие лица. · Добавляются необходимые детали. · «Раскрашивается» контурный рисунок. Предложенный здесь алгоритм работы годится только для создания сюжетного «рисунка». Словесное рисование пейзажных иллюстраций обычно делается к поэтическим текстам. При работе над лирическим произведением прием словесного рисования следует применять предельно осторожно, так как при чтении лирики не должно возникать отчетливых зрительных представлений, не должно быть все высказано до детали, нельзя конкретизировать поэтические образы, «заземляя» их. Обычно после выделения из контекста образной картины, созданной писателем, словесное рисование проходит в русле построения композиции рисунка ориентировочно по таким вопросам: «Что нарисуем на первом плане? Почему? (Обычно это центральный образ поэтической картины, например береза в стихотворении С. Есенина «Береза».) Как об этом сказано у автора? Что нужно изобразить неподалеку? Какие слова помогают нам это увидеть? Что мы еще не нарисовали?» Потом дети подбирают цветовое решение, особое внимание при этом уделяется не столько цвету каждого элемента картины, сколько ее общему колориту, выражающему эстетические переживания писателя, эмоциональный строй произведения. Очень важным в этой работе является постоянное внимание к авторскому языку, особенно к эпитетам, а также к определению общего эмоционального тона описания. После того как в процессе совместной работы дети усвоят общий ход создания пейзажной словесной иллюстрации, учитель может предложить вопросы такого типа: «Какие картины природы представились вам особенно ярко? Какой вы представляете себе эту картину? Какие слова помогают нам увидеть картину? Какой увидел поэт березу (речку, зимнюю дорогу и т. д.)? С каким чувством он описывает ее? Какие слова подсказывают нам это?» Диафильм - это серия словесных или графических рисунков, содержание и порядок которых соответствуют последовательности событий в произведении, каждый рисунок снабжен титрами (подписями). I вариант 1.Прочитайте рассказ (или отрывок текста, предложенный для выполнения задания). 2.Определите количество картинок. 3.Определите, какие лица, предметы, обстановка будут изображены на каждой картинке. 4.Подчеркните в произведении слова, помогающие представить первую картинку. 5.Представьте картинку мысленно. 6.«Нарисуйте» картинку словами. 7.Проверьте себя, соответствует ли словесная иллюстрация тексту. 8.Проделайте работу, отмеченную в п. 4, 5, 6, 7, для каждой картинки. II вариант 1.Прочитайте текст (или заданный отрывок из него), определите общий характер будущего диафильма (юмористический, грустный, серьезный и т. д.). 2.Разделите текст на части (картинки, кадры). 3.Выделите в первой части «главные» предложения (для титров). 4.Представьте себе мысленно картинку к первой части текста. 5.Устно «нарисуйте» картинку к первому кадру. 6.Графически изобразите кадр (выполняется по желанию, не на уроке). 7.На основании выделенных в тексте предложений сделайте титры к кадру (устно или письменно). 8.Проверьте соответствие рисунка и титров. 9.Проделайте работу, отмеченную в п. 3, 4, 5, 6, 7, 8, с каждой частью текста. Экранизация произведения 1.Подбор части произведения для экранизации (небольшой рассказ можно взять целиком). 2.Деление текста на эпизоды, их озаглавливание. 3.Заполнение эпизодов воображаемыми кадрами-картинками так, будто действие происходит на экране («Давайте представим, что действие происходит на экране. Что мы видим в этом кадре?»). 4.Инсценирование по ходу экранизации диалогов, если они имеются. 5.Определение характера музыкального сопровождения («Какая музыка будет звучать в нашем фильме: медленная, быстрая; грустная, веселая?»). Драматизация (инсценирование) Общая схема работы по драматизации, не зависящая от ее вида. 1.Восприятие материала, который предстоит драматизировать. 2.Анализ произведения (обстановки, образов героев и их поступков). 3.Постановка исполнительских задач («Что нужно передать, разыгрывая сценку?»). 4.Выбор выразительных средств («Как это сделать?»). 5.Пробы (этюды), анализ. 6.Подведение итогов, внесение корректив. 7.Заключительный показ и его анализ. Музыкальное иллюстрирование литературного произведения О характере названного вида работы можно судить по следующему фрагменту урока: - Ребята, мы с вами уже знаем, что такое иллюстрация, умеем создавать иллюстрацию красками, карандашами или словами (рассказывать о том, какой иллюстрация может быть), но оказывается, что существуют еще музыкальные иллюстрации, т. е. иллюстрации, созданные звуками. Сегодня мы с вами попробуем подобрать такую иллюстрацию к стихотворению А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало». Но прежде чем мы будем слушать музыку, давайте вспомним, чем отличается иллюстрация от обычного рисунка. - Теперь скажите, какому главному требованию должно отвечать музыкальное произведение, которое мы выберем в качестве иллюстрации к стихотворению. (Характер музыки должен соответствовать характеру, настроению стихотворения А. С. Пушкина.) Далее учащимся предлагается выбрать из двух пьес П. И. Чайковского («Осенняя песня» и «На тройке») музыкальную иллюстрацию к стихотворению А. С. Пушкина и аргументировать свой выбор. При музыкальном иллюстрировании возможен также вопрос, рассчитанный на большую творческую свободу учащихся: «Какую музыку вы бы сочинили к этому произведению? Почему?»
11. Итог урока: Этап подведения итогов урока складывается из заключительного слова учителя, кратко повторяющего тему, основную цель или этапы урока и 1-2 вопросов, которые могут быть направлены на рефлексивную оценку урока учениками (например: что в сегодняшнем уроке больше всего понравилось? запомнилось? показалось наиболее интересным? чему мы научились на уроке?) или на выявление сформированных знаний и умений (например: что нового вы узнали о творчестве изучаемого писателя? чем интересно прочитанное произведение и каким образом нужно действовать, чтобы составить план произведения и т.д.) При этом учителю следуют быть очень внимательным к формулировке вопроса. Так, например, вопрос «что мы детали сегодня на уроке?» не может быть признан удачным, так как слово «делали» понимается детьми узко и конкретно (писали, читали, рассказывали). 12. Домашнее задание. Этап предложения домашнего задания чаще всего завершает урок, хотя может предшествовать этапу подведения итогов или даже этапу вторичного синтеза. В зависимости от характера, жанра, объема изучаемого произведения, типа урока могут быть предложены следующие различные варианты домашних заданий, например: - прочитать текст и ответить на вопросы в учебнике; - прочитать текст, продумать вопросы, которые можно задать по нему товарищам; - подготовиться к выразительному чтению текста; - выучить заданный текст или его отрывок наизусть; - подготовить устный пересказ заданного текста (с указанием - разбить текст на части, составить его план; - проиллюстрировать заданный текст или его отрывок (графически или словесно); - подготовить рассказ о герое произведения по данному учителем плану; выписать из текста слова заданной части речи, характеризующие героя текста
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |