Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды пересказа




Значение пересказа.

Тема: Методика работы над планом и пересказами.

Пересказом называется связная и последовательная устная передача содержания прочитанного.

Художественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова, а затем переданные детьми, способствуют формированию правильной речи, её культуре; развивают художественный вкус, языковое чутьё; формируют нравственно-эстетические качества личности (упорство, настойчивость).

1. Полный или подробный пересказ вводится в период обучения грамоте. Он помогает учить логике рассуждений, развивает речь, обогащает память, приучает детей фиксировать внимание на фактах произведения. Оценивая подробный пересказ, учитель, прежде всего, должен обращать внимание на передачу смысла каждой части и связей между ними, а не на механическое запоминание текста. Он может осуществляться по готовому плану или по коллективно составленному.

Его цель: научить детей, опираясь на готовый текст, строить предложения и соединять их в связный рассказ.

Его разновидностями могут быть:

а) пересказ «цепочкой»,

б) пересказ по опорному материалу (иллюстрации, запись на доске основных событий и т.д.),

в) пересказ с дополнительным языковым заданием: проследить за употреблением глагольных синонимов, за заменой имен существительных личными местоимениями и др.

2. Краткий (сжатый) пересказ;

Наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, т.к. при его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи. Существует 2 варианта работы над сокращением текста:

-логической переработке текста, основанной на выявлении главного в каждой части текста с последующим созданием «сжатого текста»;

-расширение составленного плана до объема «малого текста».

3. Выборочный пересказ;

Это пересказ, при котором необходимо выбрать ту его часть, которая соответствует узкому вопросу, узкой теме (характеристика героя, пересказ одного эпизода, например кульминации).

4. Творческий пересказ предполагает передачу содержания с какими – либо изменениями: времени изложения, с изменением начала (конца), с изменением лица, с элементами рассуждения и так далее. Такой пересказ направлен на осознание основной мысли текста, способы же выражения этой мысли выбираются самостоятельно.

5. Пересказ, близкий к тексту. Используется при работе над лирической прозой или художественным описанием. Обучая такому виду пересказа, следует добиваться от детей включения в речь слов и оборотов из текста, употребления синтаксических конструкций, имеющих место в произведении. Критерием оценки будет умение ребенка воссоздать в своем пересказе эмоциональный тон произведения, воспользовавшись изобразительно – выразительными средствами.

3. Методика работы над пересказом:

1. Подробный пересказ.

-Прочитайте текст рассказа полностью.

-Разделите текст на смысловые части.

-Запишите план рассказа в виде заголовков смысловых частей или вопросов, на которые они отвечают.

-Подчеркните в тексте слова и предложения, которые хорошо передают мысль автора (можно выписать).

-Расскажите каждую часть текста по пунктам или вопросам плана, используя выделенные тобой слова и предложения. (Разраб.В.П.Стрекозин)

2. Краткий пересказ.

Напротив каждого пункта плана нужно записать количество предложений, с помощью которых передаётся содержание текста. Отрабатывается каждое предложение и первый раз записывается на доске. Сравниваем с текстом учебника и подводим к выводу, что краткий пересказ – это главное содержание части. Учитель сам дает образец краткого пересказа. Далее под руководством учителя дети сами определяют сколькими предложениями можно передать содержание каждой части и составляют эти предложения. На первых этапах обучения можно использовать плёнку или кальку, которую накладывают на текст.

3. Творческий пересказ.

Составляем план, напротив каждого пункта записываем начало предложения с прямой речью, а рядом – предложение с косвенной речью (если это пересказ с заменой прямой речи на косвенную).

4. Составление характеристики героя (выборочный пересказ).

- Перечитайте произведение про себя, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу или действию.

- Определите, о чем говорится в каждом отрывке.

- Расположите отрывки по порядку. Подумайте, как их можно объединить

- Продумайте порядок своего рассказа, перечитав еще раз отмеченные отрывки.

- Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот герой.

- Составьте рассказ для себя, при работе в паре – для товарища.

- Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 32532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.