Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сметное планирование. Бюджет продаж. Производственная программа




Бюджет — это «количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и/или расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели». (Определение Института дипломированных управляющих бухгалтеров по управленческому учету, США.)

Фактически бюджет предприятия представляет собой план в денежном выражении, принятый на один год, с разбивкой на четыре квартала. Как правило, бюджет разбивается на месяцы, а иногда — на недели.

Бюджет служит инструментом для управления доходами, расходами и прибылью предприятия.

Разработка бюджета состоит из следующих этапов:

- постановка задачи и сбор информации, необходимой для разработки бюджета;

- изучение и анализ имеющейся информации; обобщение и анализ фактических результатов прошлого периода; расчет научнообоснованных показателей деятельности предприятия; формирование бюджета;

- экспертиза и оценка проекта бюджета;

- принятие и утверждение бюджета.

Разработка бюджета предполагает участие квалифицированных специалистов разного профиля: экономистов, финансистов, бухгалтеров, юристов, специалистов в области налогового планирования, технологов и др.

Неправильно планировать производство только «сверху», начиная с утверждения годового бюджета. Планирование процесса только «снизу», т.е. с составления смет подразделений, цехов, также не даст положительных результатов: доходы могут оказаться сознательно заниженными, а расходы — завышенными из-за перестраховки отдела реализации и производственного отдела и др.

Формирование бюджета должно идти синхронно «сверху» и «снизу» при тесном взаимодействии руководства производственных подразделений и предприятия. Только в этом случае бюджет будет разработан с учетом максимального использования реальных производственных возможностей в целях удовлетворения желаемых результатов руководства предприятия.

Возможны три альтернативных варианта формирования бюджета: пессимистический, вероятностный и оптимистический.

При пессимистическом варианте преследуется минимальная цель при максимальном использовании имеющихся ресурсов. Вероятностный вариант ориентирован на достижение максимальных целей при умеренном использовании ресурсов. Оптимистический вариант предусматривает достижение максимальных целей при эффективном использовании ресурсов.

При формировании бюджета должны соблюдаться следующие требования:

1) бюджет является обобщающим планом в натуральных и стоимостных показателях;

2) бюджет должен быть сбалансированным по всем показателям;

3) производственные задания должны быть напряженными, но выполнимыми;

4) в разработке бюджета должны принимать участие лица, ответственные за его выполнение;

5) бюджет должен быть составлен с учетом существующих форм отчетности в целях обеспечения сопоставимости показателей;

6) изменения, вносимые в бюджет в течение бюджетного периода, должны обсуждаться и утверждаться лицами, ответственными за его составление и принятие.

Подготовленный проект бюджета должен быть согласован со всеми руководителями подразделений предприятия и представлен руководству предприятия на рассмотрение. После рассмотрения бюджет утверждается и становится обязательным для исполнения всеми службами предприятия.

Бюджетирование или сметное планирование предполагает разработку главного бюджета, бюджетов (смет) функций (направлений) деятельности, смет структурных подразделений.

Главный бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям деятельности план работы предприятия, состоящий:

• из плана прибылей и убытков;

• прогноза денежных потоков;

• бюджетного бухгалтерского баланса.

Главный бюджет состоит из двух частей: финансового бюджета и операционного бюджета (рис. 8.1).

Бюджет продаж. Производственная программа.

Первый этап составления бюджета предприятия — принятие программы сбыта или бюджета продаж. Для подготовки бюджета продаж используются различные оценки предполагаемого спроса на выпускаемую продукцию: экспертные оценки специалистов отдела сбыта; статистические прогнозы на основе спроса за прошлые сопоставимые периоды; сложные эконометрические модели и методики.

В данной программе принимаются количество изделий или услуг, которое предприятие предполагает реализовать в следующем сметном периоде, и цены на реализуемую продукцию.

Бюджет продаж планируется по каждому виду продукции, в нем представлен прогноз совокупного дохода. Бюджет продаж является основой всех других бюджетов (смет). На базе его составляется бюджет денежных средств, так как он напрямую зависит от наличных поступлений за реализованную продукцию. Смета расходов предприятия также зависит от полученных доходов и объемов производства. Смета расходов на продажу не может планироваться без учета объемов продаж. Даже смета административно-управленческих (общехозяйственных) расходов может значительно меняться в зависимости от возможностей предприятия. Бюджет продаж должен быть тщательно продуман, так как, если он составлен не очень точно, все другие сметы и финансовые результаты деятельности предприятия будут содержать заведомо ненадежную информацию.

Маркетинговые исследования показали, что наше предприятие сможет реализовать в следующем году три вида продукции по возможным ценам реализации и получить доход в сумме 28 000 тыс. руб. В данном случае бюджет будет выглядеть следующим образом (табл. 8.3).

Таблица 8.3

Бюджет продаж предприятия на 200_ г.

Наименование изделия Количество на реализацию Цена реализации (тыс. руб.) Планируемый доход (тыс. руб.)
Пиджак   1,75 14 000
Брюки 10 000 1,0 10 000
Юбка   0,8  
Итого     28 000

 

В табл. 8.3. бюджет продаж представлен упрощенно. На практике к этой программе будут прилагаться многочисленные расчеты и таблицы с информацией о продажах по сезонам, кварталам и месяцам с анализом сбыта по территориям, а также вспомогательные программы сбыта.

Бюджет продаж служит отправной точкой процесса подготовки производственной программы предприятия.

Производственная программа составляется в количественных показателях. Планируемый объем производства должен полностью обеспечить объем продаж и необходимый уровень запасов. Производственная программа нашего предприятия представлена в табл. 8.4.

Таблица 8.4

Производственная программа предприятия на 200_ г. (ед.)

Наименование изделия Пиджак Брюки Юбка
Объем реализации   10 000  
Запасы на начало периода      
Запасы на конец периода      
Объем производства   10 100  

 

При составлении производственной программы следует учитывать планируемое количество готовых изделий на складе на начало и конец периода. Из бюджета продаж выбирается объем реализации по каждому изделию и рассчитывается объем производства:

(Объем производства = Объем реализации — Запасы на начало периода + Запасы на конец периода).

Производственная программа разрабатывается по кварталам и месяцам для каждого производственного подразделения по каждому виду изделий (в данном случае будут планироваться также размеры изделий).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.