Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка учителя к уроку чтения

Основной целью подготовки учителя к уроку является обеспечение полноценного восприятия учащимися литературного произведения. Умение целостно, эстетически полно анализировать текстовой материал зависит от системы литературно-методического анализа произведения, используемой учителем:

1. Определение жанровой разновидности произведения. Необходимо вспомнить, какие основные признаки жанра влияют на методику чтения данного текста в целом.

2. Установление темы произведения, соотнесение ее с проблематикой ранее прочитанных. Следует определить, что нового несет в себе данный текст по сравнению с однотемными. Особое внимание обращается на заголовок.

3. Восстановление сюжета: экспозиции, завязки, развития действий, кульминации, развязки. Нужно определить, что в нем понятно детям при первичном восприятии, а что необходимо уточнить. Если в произведении нет сюжета, то необходимо выделить изображенные картины, последовательность рассуждений, те части, из которых состоит текст.

4. Раскрытие композиционных особенностей текста. Выбор видов чтения и пересказа зависит от композиции и особенностей языка произведения.

5. Составление описания художественных образов произведения. При этом полезно пользоваться схемой: портрет —> поступки —> речь —> отношения. Кроме персонажей, отмечаются образ-пейзаж, событие, интерьер и др.

6. Проведение анализа языка, авторского стиля. Следует выделить «словарные», «образные» и «ключевые» ряды. Намечаются трудные и легкие в чтении куски, что в основном зависит от интонационно-синтаксических особенностей.

7. Формулировка идейного вывода произведения. Необходимо выявить его воспитательную, познавательную и эстетическую значимость.

Пользуясь данной схемой, учитель интерпретирует произведение на свойственном ему литературоведческом уровне.

Сформулируем основные требования к уроку чтения художественной литературы.

1. Не может быть жесткой регламентации структуры и содержания урока чтения, так как он предполагает совместное творчество детей и учителя, свободное обсуждение прочитанного.

Тем не менее в самом общем виде законы восприятия художественной литературы диктуют такую последовательность работы: подготовка к восприятию и первичное восприятие (первичный синтез); анализ текста с включением заданий синтетического характера; творческие виды работы с текстом (вторичный синтез).

2. Одно из важнейших качеств урока чтения художественной литературы — это эмоциональность. Если учитель не затронет эмоциональную сферу детей, урок превратится в формальные рассуждения и своей воспитательно-образовательной цели не достигнет.

3. Непременное требование к организации урока — учет видо-жанровой специфики литературного произведения и его художественного своеобразия. Именно особенностями текста определяется подход к планированию урока, выбор средств и способов обучения. Понимание учителем главной мысли произведения поможет правильно сформулировать и расположить вопросы и задания к тексту, которые подведут детей к осознанию идеи, ради которой создано произведение. В силу неразрывности содержания и формы по ходу всей работы выявляется своеобразие авторской манеры (для младших школьников это прежде всего особенности использования языковых средств).

4. Обдумывая набор и последовательность разных видов работы с текстом, следует стремиться к разумному сочетанию заданий и упражнений аналитического и синтетического характера, что сделает урок более живым и интересным.

 

При создании урока любой учитель проходит четыре этапа:

1) осознание цели, задач и методической компетентности;

2) выработка плана действий (составление плана урока) в соответствии с результатами ориентировки;

3) реализация намеченного (проведение урока);

4) самоконтроль, сопоставление результата с намеченным планом (итоговая самооценка урока).

Программу работы над уроком можно описать, сформулировав те вопросы, которые важно иметь в виду на каждом из этапов.

I этап — осознание цели, задач и методической компетентности. Это процесс многоплановый, многокомпонентный, и именно здесь, к сожалению, не все продумывается учителем.

1. Ориентировка в предметном содержании урока, т.е. в самом лингвистическом материале:

- Что именно предстоит изучить? Зачем? Какова роль этого явления?

- Что я сам об этом знаю? Какими признаками это явление характеризуется, как они выявляются?

— С какими другими явлениями оно связано? Почему вводится именно в данный момент обучения?

2. Ориентировка в конкретных условиях обучения:

- Что учащиеся об этом понятии знают? Что должны узнать на данном уроке, в какой степени, до какого уровня?

- Какие признаки понятия должны быть в центре внимания?

- Какие конкретные трудности могут встретиться и должны быть преодолены? Каковы возможные ошибки учащихся?

3. Ориентировка в методическом арсенале способов и средств обучения:

- Какие способы организации учебной работы, виды заданий, средства обучения, отвечающие общему замыслу урока, я знаю?

- Какие способы работы, какой конкретный материал рекомендуют средства методической помощи (собственная методическая картотека, пособия, журнальные статьи и т.п.)?

- Как, по каким критериям оценить, освоили ли ученики изучаемый материал?

Таким образом, I этап методической деятельности учителя по подготовке урока довольно объемен по своему содержанию. Результатом его должны быть:

1) уяснение темы урока и его места в ряду других;

2) актуализация собственных лингвистических и методических знаний в рамках темы;

3) примерное определение основной направленности работы, главных акцентов и возможных содержательных границ, т.е. того, чему целесообразно учить на данном материале.

II этап — составление плана урока.

На этапе планирования учитель окончательно решает, каковы должны быть:

1) цели урока, промежуточные задачи и последовательность их решения;

2) основные виды деятельности на каждом из этапов урока;

3) средства и способы организации деятельности детей, в частности мотивации их познавательного интереса, постановки учебной задачи, руководства ее решением, отработки необходимых учебных действий и подведения итогов урока.

III этап — реализация на практике намеченного плана, т.е. проведение урока. Здесь от учителя требуются следующие умения:

- организовать деятельность учащихся на каждом из этапов урока;

- грамотно пользоваться способами обучения, избранными для достижения целей;

- общаться с учащимися, обеспечивая желаемую атмосферу урока;

- контролировать ход работы, т.е. сопоставлять замысел с его реализацией, и при необходимости вносить возможные коррективы.

IV этап — итоговая самооценка урока — предполагает:

- решение вопроса о том, удалось ли осуществить намеченную программу;

- анализ конкретных результатов обучения, выявление достижений, удач, недостатков, просчетов;

- внесение необходимых уточнений, изменений в план дальнейшей работы по теме.

 

Литература:

 

1. (2.) Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: "Академия", 2000. С. 185-190.

2. (19.) Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. М.: АРКТИ, 2001. с. 147-148.

3. (6.) Гаркунова Л.И. Вопросы и задания для уроков чтения: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1979.

4. (25.) Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / М.С. Соловейчик и др. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1994.

5. (26.) Русский язык в начальных классах: сборник методических задач / М.С. Соловейчик и др. М.: Изд. центр "Академия", 1997. 256 с.

6. (28.) Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение. М., 1999.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация работы по чтению | Обучение устному пересказу
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 10999; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.