Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение устному пересказу

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ

ЛЕКЦИЯ № 9.

 

1. Словарная работа на уроках чтения.

2. Составление плана произведения.

 

1.Словарная работа на уроках чтения

Методика словарной работы в школе предусматривает четыре основных направления:

- обогащение словаря;

- уточнение словаря;

- активизация словаря;

- устранение нелитературных слов.

Обогащение словаря предполагает усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе.

Уточнение словаря — это развитие гибкости словаря, а именно:

- наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно, путем включения их в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и т.п.;

- усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;

- усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов, в том числе значений, обусловленных контекстом;

- усвоение лексической синонимии и тех оттенков смысловых значений слов, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.

Активизация словаря — это перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря ребенка в словарь активный (пассивный словарь человека содержит слова, которые он понимает, но не употребляет в собственной речевой практике). Слова включаются в предложения и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ.

Устранение нелитературных слов — это перевод из активного словаря в пассивный диалектных, просторечных, жаргонных слов, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.

Все названные направления работы над словом постоянно взаимодействуют. Обязательным требованием к методике словарной работы является восприятие слова в контексте.

На уроке чтения не выделяется специального этапа для словарной работы, но с ней неразрывно связаны все виды занятий.

На этапе подготовки к первичному восприятию текста работают лишь с теми немногими словами, незнание которых помешает сознательному восприятию произведения (устаревшая лексика, термины). При этом слова, которые необходимо объяснить до чтения, учитель включает в свой рассказ или беседу. Остальные новые для детей слова осмысливаются в процессе работы над содержанием. Слово объясняется сразу по прочтении предложения.

Наблюдения над поэтическими выражениями, яркими эпитетами, словами, раскрывающими авторский замысел и идейное содержание, проводятся при повторном чтении на этапе анализа произведения.

Существуют следующие приемы объяснения и уточнения значения непонятных слов:

1) показ предмета, явления или действия в естественных условиях;

2) показ картины, рисунка, чучела, макета;

3) замена слова описательным оборотом;

4) подбор синонимов;

5) подбор антонимов;

6) рассказ учителя о предмете или явлении;

7) полное логическое определение понятия;

8) экскурсия с целью наблюдения явления;

9) подведение частного понятия под общее;

10) расчленение общего понятия на частные;

11) объяснение слова через его состав, через историю возникновения;

12) включение слова в контекст.

В целях активизации словаря школьников учитель планирует такие задания, которые побуждают детей к использованию необходимых слов в собственной речи. В беседу вводятся такие вопросы, ответы на которые не могут быть сформулированы без употребления новых слов. Но наиболее эффективной формой активизации словаря является пересказ. При подготовке к нему учащиеся отмечают слова и выражения, которые обязательно следует использовать для передачи идеи произведения.

 

2.Составление плана произведения

Для более сознательного и глубокого понимания содержания произведения практикуется составление плана. План помогает выделить основную мысль, установить последовательность событий, понять взаимосвязь между отдельными частями текста. Работа над планом развивает речь и мышление учащихся, школьники учатся делить текст на законченные в смысловом отношении части, находить основное в каждой части, кратко и четко формулировать главную мысль в виде заглавия части текста или пункта простого плана.

Работа, подготавливающая детей к составлению плана, проводится уже в период обучения грамоте. Самый простой ее вид -установление соответствия заголовков содержанию маленьких текстов. Хорошо, если дети могут дать свой заголовок тексту. При этом учитель объясняет, что значит озаглавить текст или его часть, почему один заголовок удачен, а другой не подходит.

Второй вид работы, подготавливающий детей к составлению плана, — выборочное чтение под руководством учителя. Дети читают те части текста, которые являются ответом на поставленный учителем вопрос.

Обучение умению составлять план строится с учетом постепенного нарастания трудностей и проводится в определенной системе.

В качестве начального упражнения можно дать несколько иллюстраций к сказке, рассказу в нарушенной последовательности и предложить учащимся расположить их сообразно содержанию. Дав название картинкам, дети отмечают в тексте место каждой из них, получается картинный план. Картинный план дети могут составлять сами на основе творческого воображения. Обсуждение вопроса о количестве картин уже есть деление произведения на части, т.е. анализ; представление содержания каждой картинки и ее озаглавливание — синтез. Можно использовать иллюстрации, имеющиеся в книге. При этом учащиеся рассматривают иллюстрацию и находят в тексте ту часть, к которой она относится, озаглавливают ее.

Затем детей обучают составлению плана на основе выявления последовательности событий (простейшей логической связи). Такой план называется логическим планом. В I классе полезны заголовки плана в форме вопросов. Вопросительная формулировка побуждает ребенка к поискам ответа

 

3. Обучение устному пересказу

Пересказ — устное изложение содержания текста. Это вид учебной работы, средство развития речи учащихся на основе образца.

Главные требования к пересказу следующие:

- в пересказе должна звучать живая речь ученика, а не заученный образец;

- при пересказе ребенок должен использовать лексику, обороты речи и некоторые синтаксические конструкции образца;

- в пересказе должен сохраняться стиль образца;

- должны быть соблюдены последовательность событий, причинно-следственные связи, переданы все основные факты и описания;

- в пересказе должны отражаться чувства ребенка через выразительность его речи.

Подробный пересказ предполагает полное устное изложение художественного текста и служит средством обогащения языка школьников, воспитания у них чувства языка, ознакомления со стилями и жанрами, обучения логике и композиции текста.

Не рекомендуется подробно пересказывать небольшие по объему тексты, так как дети запоминают их наизусть. Начинать обучение пересказу следует с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, но затем в пересказы нужно включать также элементы описания и рассуждения.

Пересказ удается лучше, если текст читается сразу детьми, без предварительного чтения учителем. На уроке произведение читается школьниками обычно по нескольку раз, но каждое прочтение обязательно должно сопровождаться каким-то новым заданием.

Следует заметить, что не пересказывают басни и сказки в стихах, а также другие стихотворные произведения.

Краткий пересказ (сжатый) предполагает передачу лишь основного содержания текста, лишенного деталей, подробностей. Степень сжатия может быть различной:

- исключение подробностей, деталей;

- обобщение конкретных, единичных явлений;

- сочетание исключения деталей и обобщения.

Сжатие формирует у детей умения вычленять главное; сокращать текст, сохраняя смысл всего произведения; отбирать в исходном тексте лишь существенное; использовать необходимые языковые средства и создавать новый, собственный, сжатый текст. Если при подробном пересказе учащийся стремится сохранить стилистические особенности текста, то в сжатом виде это не соблюдается.

Элементы краткого пересказа вводятся уже в I классе, когда дети в процессе анализа прочитанного должны выразить содержание какой-то его части кратко, одним предложением. Затем при разборе других рассказов предлагается кратко передать главное содержание 2—3 частей прочитанного рассказа и, наконец, кратко передать смысл всего произведения.

Ступени сжатия текста могут быть изображены такой схемой:

Подробный  Краткий  План  Главная мысль всего

пересказ пересказ текста в одной фразе

Возможен и обратный путь: от краткого (в одном предложении) выражения главной мысли произведения к плану, затем к краткому пересказу и, наконец, к подробному пересказу.

Краткий пересказ — необходимая ступень развития речи. Однако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к сухости языка, отучит детей от художественных деталей.

Выборочный пересказ предполагает передачу какой-то одной из частных тем (микротемы) излагаемого текста. Выборка может производиться из разных частей текста, например предлагается пересказать все, что относится к характеристике определенного героя; все, что характеризует картины природы и т.п. Выборочные пересказы начинают проводить во II классе. Они служат основой подготовки к сочинениям типа характеристики литературных героев. Выборочный пересказ может быть:

- по вопросу или заданию,

- по иллюстрации.

Работа над пересказом одного эпизода, как правило, не затрудняет младших школьников. А выборочный пересказ о герое или событии для них сложен. Поэтому необходимо пользоваться алгоритмом, имеющим форму памятки для учащихся.

1. Перечитываю про себя произведение, отмечая галочкой текст, относящийся к данному герою (событию).

2. Определяю, о чем говорится в каждом отрывке.

3. Располагаю отрывки по порядку, подумав, как их можно объединить (ставлю порядковые номера).

4. Продумываю последовательность своего рассказа, еще раз перечитываю отмеченные отрывки.

5. Определяю, какое отношение вызывает у меня этот персонаж (это событие).

6. Составляю рассказ (вслух или мысленно).

7. Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.

8. Рассказываю, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом.

Творческий пересказ характеризуется изменениями и дополнениями в тексте:

- изменение лица рассказчика,

- пересказ от лица одного из персонажей,

- инсценирование рассказа,

- словесное рисование,

- продолжение сюжета,

- развитие какого-либо эпизода, пейзажной зарисовки,

- перестройка сюжета.

Пересказ с изменением лица рассказчика еще не может быть назван творческой работой, так как перестройка текста, носит грамматический характер. Однако замена 1-го лица 3-м приводит к необходимости некоторых изменений в тексте.

Значительно выше творческий уровень работы учащихся в пересказах от лица одного из персонажей, когда ученик должен войти в роль героя произведения, понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами.

Творческие дополнения могут быть самыми разнообразными:

- сообщение о своем жизненном опыте,

- придумывание продолжения действия,

- сообщение фактов, взятых из других источников.

Такая работа развивает воображение школьников, повышает интерес к тексту и его пересказу, стимулируют самостоятельную речь. Творческие пересказы применяются там, где они уместны, следовательно, не очень часто. Важно, чтобы они не были эпизодичны, чтобы проводились систематически.

Литература:

1. (6.) Гаркунова Л.И. Вопросы и задания для уроков чтения: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1979.

2. (8.) Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. М., 1988.

3. (14.) Липкина А.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах. М., 1967.

4. (15.) Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1975.

5. (23.) Речь. Речь. Речь: Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Педагогика. 1990.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подготовка учителя к уроку чтения | Ортогональные матрицы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 10020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.