Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зонирование предприятий

Воду можно оживить, переливая из чашки в чашку и говоря добрые слова.

Пей воду осознанно, памятуя, что она живая, обратясь к ней с добрым словом.

Чтобы очистить Воду от нечистых образов, дунь на неё и скажи: «Чур!»

Вода-Водушка,

Водяна матушка!

Дозволь Воды твоей пити —

Мне на гойну здраву,

А тебе во славу!

Гой-ма!

 

Дозволи водну силу взять,

Да будет слава она нам!

Гой!

 

Вода жива, чиста сила,

Хлябей крины опрокини,

Звонкогласна, лепа краса,

Смой притороки-приказы,

Води воды по все ходы,

Свято святи Живы ради!

Гой-ма!

 

Сила живая, водяная,

Подношения наши прими,

Помоги очиститься.

Век те чистой быть,

Всяк живот родить,

Сухоту избыть,

Поле возродить,

Травы напоить,

Силу сохранить.

Нечистая изыди,

Пречистая созиждь!

Гой!

 

Прими сила живая водяная

Честну требу, подношение наше,

Чтобы тебе всю зимушку спалось,

Чтобы весною ожить пришлось,

Чтобы не сохнуть николиже тебе,

Да чистоты своей вовек не избыть!

Гой-ма!

 

Оберег мя, Мати пречиста Вода!

Отыди от мя вся хворь-худоба!

Гой-ма!

 

Мати живая Вода,

Свято святися, Живой живися!

Свято святися, Живой живися!

Свято святися, Живой живися!

Гой-ма!

 

Уж ты гой-еси, Матушка Вода,

Пришли мы к тебе сегодня

С повислой да повинной головой.

Прости ты нас в чём досадили тебе,

Простите нас водяные деды да прадеды!

(Поклон)

Гой-ма!

 

Лейтеся Воды на добрые годы,

На Богов век людям оберег!

Гой-ма!

 

 

Генеральные планы предприятий следует проектировать в соответствии с требованиями настоящего технического кодекса и ТКП 45-3.03-19, ТКП 45-3.02-25, ТКП 45-3.01-116, ТКП 45-2.04-153, ТКП 45-2.04-154, ТКП 112, СНБ 2.02.04, СНиП 2.05.07.

Предприятия рекомендуется размещать на производственных территориях, предусмотренных генеральными планами населенных пунктов, или на территориях промышленных зон вне населенных пунктов.

Предприятия могут быть размещены как отдельно, так и в составе групп с разной степенью кооперации в соответствии с характеристиками производства.

Предприятия, промышленные узлы и связанные с ними отвалы, отходы, очистные сооружения следует размещать на землях несельскохозяйственного назначения или непригодных для сельского хозяйства. При отсутствии таких земель допускается использовать участки на сельскохозяйственных угодьях худшего качества.

Размещение предприятий и промышленных узлов на землях государственного лесного фонда должно производиться преимущественно на участках, не покрытых лесом или занятых кустарниками и малоценными насаждениями.

Размещение предприятий и промышленных узлов на осушенных землях, пашне, земельных участках, занятых многолетними плодовыми насаждениями, а также на землях, занятых водоохранными, защитными и другими лесами первой группы, допускается в исключительных случаях с разрешения органов государственного управления. Территории промышленных узлов не рекомендуется разделять на обособленные участки железными или автомобильными дорогами общей сети.

При размещении предприятий и промышленных узлов, влияющих на состояние атмосферного воздуха, должны учитываться требования:

- Закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» от 15 апреля 1997 г. № 29-З.

- Санитарные правила и нормы Республики Беларусь (СанПиН № 10-5 РБ 2002 Санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Санитарно-защитные зоны. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 9 сентября 2002 г. № 68).

- СанПиН № 2.1.6.9-18-2002 Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха населенных пунктов. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 30 декабря 2002 г. № 146.

- Инструкция по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 61.

Предприятия и промышленные узлы с источниками выбросов загрязняющих веществ 1 и 2 классов опасности. Санитарно-защитные зоны, твердых частиц, в том числе твердых частиц фракционного состава менее 10 мкм, серы диоксида, углерода оксида, не следует размещать в районах, в которых превышаются показатели, а также в районах с преобладающими ветрами со скоростью до 1 м/с, длительными или часто повторяющимися неблагоприятными метеорологическими условиями (всего за год - более 110 дн., в течение зимы - более 45 дн.).

Предприятия и промышленные узлы с источниками загрязнения атмосферного воздуха надлежит размещать по отношению к жилой застройке с учетом ветров преобладающего направления. Предприятия, требующие особой чистоты атмосферного воздуха, не следует размещать с подветренной стороны ветров преобладающего направления по отношению к соседним предприятиям с источниками загрязнения атмосферного воздуха.

Между промышленной и селитебной территориями необходимо предусматривать санитарно-защитную зону (зону экологической компенсации).

В промышленных узлах, в составе которых имеются предприятия, требующие санитарно-защитной зоны шириной 500 м и более, не рекомендуется размещать предприятия, которые в могут включаться в производственно-деловую застройку.

Расстояния между предприятиями и автомобильными, железными дорогами, линиями электропередач следует принимать в соответствии с действующими ТНПА и нормами технологического проектирования.

Производства с источниками внешнего шума с уровнями звука 50 дБА и более следует размещать по отношению к жилым и общественным зданиям.

На землях, прилегающих к территориям аэродромов, на расстоянии 15 км запрещается размещение объектов хранения и/или захоронения отходов, а также других объектов, способствующих массовому скоплению птиц.

В случае размещения предприятий в районе расположения радиостанций, объектов специального назначения, складов взрывчатых веществ, сильно действующих ядовитых веществ расстояние до проектируемых предприятий от указанных объектов должно быть принято согласно требованиям специальных норм.

Размещение предприятий возле объектов по изготовлению и хранению взрывчатых веществ, материалов и изделий на их основе должно осуществляться с учетом границ запретных (опасных) зон и районов по согласованию с органами государственного надзора, министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся указанные объекты.

Планировка площадок предприятий и территорий промышленных узлов должна обеспечивать наиболее благоприятные условия для производственного процесса и труда на предприятиях, рациональное и экономное использование земельных участков и наибольшую эффективность капитальных вложений.

В генеральных планах реконструируемых предприятий и схемах генеральных планов сложившихся промышленных узлов следует предусматривать упорядочение функционального зонирования и размещения инженерных сетей.

Расстояния между зданиями, сооружениями, в том числе инженерными сетями, следует принимать минимально допустимыми.

В генеральных планах предприятий и промышленных узлов следует предусматривать:

а) функциональное зонирование территории с учетом технологических связей, санитарно-гигиенических и противопожарных требований, грузооборота и видов транспорта;

б) рациональные производственные, транспортные и инженерные связи на предприятиях, между ними и селитебной территорией;

в) кооперирование основных и вспомогательных производств и хозяйств, включая аналогичные производства и хозяйства, обслуживающие селитебную часть города или населенного пункта;

г) интенсивное использование территории, включая наземное и подземное пространства при необходимых и обоснованных резервах для расширения предприятий;

д) организацию единой сети обслуживания трудящихся;

е) возможность осуществления строительства и ввода в эксплуатацию пусковыми комплексами или очередями;

ж) благоустройство территории (площадки);

з) создание единого архитектурного ансамбля в увязке с архитектурой прилегающих предприятий и жилой застройкой;

и) защиту прилегающих территорий от эрозии, заболачивания, засоления и загрязнения; защиту подземных вод и открытых водоемов от загрязнения сточными водами, отходами и отбросами предприятий;

к) восстановление (рекультивацию) отведенных во временное пользование земель, нарушенных при строительстве.

В генеральном плане предприятия следует учитывать природные особенности района строительства:

а) температуру воздуха, а также преобладающее направление ветра;

б) наличие высоких зданий и сооружений, препятствующих рассеиванию выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

в) возможность больших снегоотложений из-за наличия холмов или возвышений рельефа с подветренной стороны участков намечаемой застройки.

Производства на площадках предприятий и территории промышленных узлов следует размещать с учетом исключения вредного воздействия на работающих, технологические процессы, сырье, оборудование и продукцию других предприятий, а также на здоровье и санитарно-бытовые условия жизни населения.

Вспомогательные здания следует размещать вне циркуляционной зоны (аэродинамической тени), образуемой зданиями и сооружениями, при наличии на площадке источником загрязнения атмосферного воздуха веществами 1 и 2 классов опасности.

Здания гаражей-стоянок и стоянки автомобилей на территории предприятий и промышленных узлов следует проектировать в соответствии с требованиями ТКП 45-3.02-25.

Площадку предприятия по функциональному использованию следует делить на зоны:

- предзаводскую (за пределами границы предприятия в районе его проходных);

- основного производства;

- вспомогательного производства;

- обслуживания производства.

Территорию промышленного узла следует разделять на зоны:

- общественного центра;

- площадок предприятий;

- общих объектов вспомогательных производств и хозяйств.

Деление на зоны допускается уточнять с учетом конкретных условий строительства.

Предзаводскую зону предприятия следует размещать со стороны основных подъездов и подходов работающих на предприятии (в увязке с градостроительными требованиями).

При трехсменной работе предприятия следует учитывать максимальную численность работающих в двух смежных сменах.

Состав общественного центра промышленного узла должен определяться в каждом конкретном случае, исходя из градостроительной ситуации, наличия предприятий обслуживания производственно-технологических и санитарно-гигиенических особенностей отдельных предприятий, архитектурно-планировочного решения промышленного узла.

В зоне общих объектов промышленного узла следует размещать вспомогательные производства: объекты тепло-, энергоснабжения, водоснабжения и канализации, транспорта, ремонта, пожарных депо, хранилища отвалов. Допускается дублирование перечисленных вспомогательных производств в соответствии с заданием на разработку схемы генерального плана промышленного узла.

В предзаводских зонах и в общественных центрах промышленных узлов следует предусматривать открытые площадки для стоянки легковых автомобилей.

Проходные пункты предприятий следует располагать на расстоянии не более 1,5 км друг от друга. Расстояние от проходных пунктов до входов в санитарно-бытовые помещения основных цехов, как правило, не должно превышать 800 м. При больших расстояниях от проходных до наиболее удаленных санитарно-бытовых помещений на площадке предприятия следует предусматривать внутризаводской пассажирский транспорт. Перед проходными пунктами и входами в санитарно-бытовые помещения, столовые и здания управления должны предусматриваться площадки из расчета не более 0,15 м2 на 1 человека, работающего в наиболее многочисленной смене.

Участки для реконструкции (расширения) предприятий или промышленных узлов должны предусматриваться, как правило, за границами их площадок.

Резервирование участков на площадке предприятия для развития отдельных цехов или производств допускается предусматривать только в соответствии с заданием на проектирование.

В генеральном плане реконструируемого (расширяемого) предприятия следует предусматривать:

а) организацию (при необходимости) санитарно-защитной зоны (зоны экологической компенсации);

б) увязку с планировкой и застройкой прилегающих селитебных и других функциональных зон города;

в) поочередное совершенствование функционального зонирования и планировочного решения отдельных зон площадки предприятия и ее благоустройства без остановки основного производства предприятия;

г) повышение эффективности использования территории;

д) объединение разрозненных производственных и вспомогательных объектов;

е) повышение архитектурной выразительности застройки.

На площадках предприятий следует предусматривать минимально необходимое число зданий. Производственные, вспомогательные и складские помещения рекомендуется объединять в одно или несколько крупных зданий.

Здания и сооружения следует размещать с учетом соблюдения следующих требований:

а) продольные оси здания и световых фонарей следует ориентировать в пределах от 45° до 110° к меридиану;

б) продольные оси аэрационных фонарей и стены зданий с проемами, используемыми для аэрации помещений, следует ориентировать в плане перпендикулярно или под углом не менее 45° к преобладающему направлению ветров летнего периода года.

Здания, образующие полузамкнутые дворы, допускается применять в тех случаях, когда другое планировочное решение не может быть принято по условиям технологии или по условиям реконструкции.

Полузамкнутые дворы следует располагать длинной стороной параллельно преобладающему направлению ветров или с отклонением не более 45°, при этом открытая сторона двора должна быть обращена на наветренную сторону ветров преобладающего направления.

Ширина полузамкнутого двора при зданиях, освещаемых через оконные проемы, должна быть не менее полусуммы высот до верха карниза противостоящих зданий, образующих двор, но не менее 15 м.

При отсутствии поступлений производственных загрязняющих веществ во двор, ширина двора может быть уменьшена до 12 м.

При реконструкции предприятий, зданий и сооружений допускается сокращать ширину полузамкнутого двора до 9 м по согласованию с органами государственного надзора.

Полузамкнутый двор - застроенный с трех сторон примыкающими друг к другу зданиями и имеющими в плане отношение глубины к ширине более 1.

Применение зданий, образующих замкнутые со всех сторон дворы, допускается только при наличии технологических или планировочных обоснований и с соблюдением следующих условий:

- ширина двора должна быть, как правило, не менее наибольшей высоты зданий (до верха карниза), образующих двор, но не менее 18 м;

- должно быть обеспечено сквозное проветривание двора (при возможности скопления загрязняющих веществ) путем устройства в зданиях проемов шириной не менее 4,0 м и высотой не менее 4,5 м.

В замкнутых и полузамкнутых дворах пристройки к зданиям, а также размещение отдельно стоящих зданий или сооружений, как правило, не допускаются.

Расстояния между зданиями и сооружениями, освещаемыми через оконные проемы, должны быть не менее наибольшей высоты противостоящих зданий (до верха карниза) и сооружений.

Если одно из противостоящих зданий или сооружений со стороны, обращенной к другому, в зоне возможного затенения не имеет световых проемов, то расстояние между ними определяется только высотой здания или сооружения без световых проемов.

Высотные сооружения, не имеющие световых проемов (трубы, башни, этажерки, колонны и т. п.), допускается размещать от стены здания со световыми проемами на расстоянии не менее диаметра или стороны сооружения, обращенной к зданию. Если в зоне возможного затенения от высотного сооружения в стене здания световые проемы отсутствуют, то расстояние между ними настоящим техническим кодексом не нормируется.

Для зданий с продольными фонарями, расположенными на расстоянии менее 3 м от фасада здания, за высоту здания надлежит принимать высоту до верха карниза фонаря. Указанные расстояния могут быть уменьшены в случае, если по расчету, с учетом затенения окон противостоящими зданиями, может быть обеспечено требуемое по нормам естественное или совмещенное освещение в обоих противостоящих зданиях.

Разрывы между открытыми технологическими установками, агрегатами и оборудованием, а также между ними и зданиями и сооружениями следует принимать по ТНПА и нормам технологического проектирования.

Крайние разбивочные оси противостоящих зданий, размещаемых на площадках предприятия, как правило, должны совпадать.

Здания и сооружения с оборудованием, вызывающим значительные динамические нагрузки и вибрацию грунта, следует размещать от зданий и сооружений с производствами, особенно чувствительными к вибрациям, на расстояниях, определяемых расчетами с учетом инженерно-геологи­ческих условий территории, физико-механических свойств грунта основания фундаментов, а также с учетом мероприятий по устранению влияния динамических нагрузок и вибраций на грунты.

Охладительные пруды, водоемы, шламоотстойники и т. п. следует размещать так, чтобы в случае аварии жидкость при растекании не угрожала затоплением предприятию или другим промышленным, жилым и общественным зданиям и сооружениям. Брызгальные бассейны следует располагать длинной стороной перпендикулярно преобладающему направлению ветров летнего периода года

Пожарное депо следует предусматривать и располагать на отдельном участке с выездом на дороги общей сети. Проектированию генерального плана должно предшествовать детальное изучение всех технологических процессов данного производства и разработка принципиальной технологической схемы генерального плана. Планировка площадок предприятий должна обеспечивать наиболее благоприятные условия для производственного процесса и труда на предприятиях, рациональное использование земельных участков и наибольшую эффективность капитальных вложений.

Рациональные и экономичные решения генерального плана достигаются при соблюдении следующих архитектурно-планировочных принципов:

- зонирование территории по функционально-технологическому признаку, по величине грузооборота, по степени трудоемкости или насыщенности рабочими местами, по составу и уровню выделения производственных вредностей, по степени взрыво-пожароопасности;

- разделение людских и грузовых потоков;

- блокирование зданий и сооружений;

- принцип модульной координации;

- обеспечение очередности застройки и перспективного развития предприятия.

Промышленное предприятие состоит из группы объектов основного производства, обслуживания производства и обслуживания трудящихся. Здания, входящие в ту или иную группу, целесообразно располагать в одной зоне, исходя из принципа зонирования территории предприятия по функционально-технологическому признаку.

Площадку предприятия обычно делят на предзаводскую, производственную, складскую, подсобную зоны, правильное расположение которых является основой целесообразного построения генерального плана. Предзаводская зона, как правило, располагается вне основной производственной территории со стороны главных подъездов и подходов работающих на предприятие. В состав предзаводской зоны входит предзаводская площадь с транспортными и пешеходными путями, ведущими к главной проходной предприятия. На предзаводской площади часто располагаются здания административно-бытового назначения (заводоуправление, лабораторные корпусастоловая, общественные и учебные центры и другие общественные здания), а также площадки для отдыха, малые архитектурные формы, эмблема предприятия, создающие в комплексе единый архитектурный ансамбль. Часть зданий может быть использована совместно работающими на предприятии, на соседних предприятиях и жителями прилегающих районов. На предзаводской площади устраивают основной вход на предприятие, оборудованный контрольно-пропускным пунктом или проходной. В зависимости от размера территории предприятия может быть запланировано несколько проходных пунктов, размещаемых на расстоянии не более 1,5 км друг от друга и не более 800 м от входа в бытовые помещения. Вблизи от входов на территорию предусматривают площадки для стоянки личного транспорта. Предзаводскую площадь должна отличать высокая степень благоустройсва.

 

 

 

1 – главный корпус, 2 – прессовый корпус, 3 – группа литейных цехов, 4 – группа кузнечных цехов, 5 – блок вспомогательных цехов, 6 – корпус производства запасных частей, 7 – корпус экспедиций, 8 – инженерный центр, 9 – заводоуправление, 10 – учебный центр, 11 – вспомогательные производства, 12 – энергетические объекты, 13 – железнодорожные посты, 14 – площадка стоянки готовой продукции, 15 – обкаточный трек

Рисунок 2 - Зонирование территории на примере Волжского автомобильного завода: а) по функционально-технологическому признаку; б) по признаку разделения грузовых и людских потоков

Размеры предзаводских зон предприятий (га на 1000 работающих) следует принимать из расчета:

0,8 - при количестве работающих до 0,5 тыс.

0,7 -......................... более 0,5 до 1 тыс.

0,6 -......................... более 1 до 4 тыс.

0,5 -......................... более 1 до 10 тыс.

0,4 -......................... более 10 тыс.

Производственная зона служит для размещения основных и подсобно-производственных зданий, занимает большую часть территории предприятия и, как правило, формируется наиболее крупными объектами. Производственную зону обычно располагают в центральной части площадки. В пределах этой зоны производственные здания и сооружения размещают исходя из технологический взаимосвязи с учетом характера выделяемых вредностей, пожаро- и взрывоопасности производств, видов используемого транспорта. В производственной зоне могут быть расположены цеховые административно-бытовые здания или помещения, которые следует размещать по возможности ближе к основному потоку рабочих от проходных пунктов.

Подсобная зона включает энергетические объекты, объекты водоснабжения и канализации, некоторые подсобные здания (например, ремонтные и тарные цеха), основные полосы прокладки коммуникаций.

Складская зона включает склады сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, готовой продукции. Складскую зону, вследствие малой насыщенности рабочими местами и большим грузооборотом, размещают в удалении от предзаводской зоны, вблизи вводов грузового транспорта.

На площадках промышленных предприятий следует предусматривать минимально необходимое число зданий. Производственные, вспомогательные, складские помещения следует объединять в одно или несколько крупных зданий. Размещение отдельно стоящих зданий допускается только при технологической необходимости или технико-экономическом обосновании. В том случае, если в состав предприятия входит одно производственное здание, то зонирование не теряет своего значения и осуществляется в пределах здания с учетом определенной последовательности размещения и ориентации отдельных помещений - административно-бытового, производственного, подсобного и складского назначения.

Зонирование по величине грузооборота производится с целью разработки оптимальной схемы грузопотоков на территории предприятия. Объекты с наибольшим грузооборотом и прежде всего здания и сооружения складского назначения следует располагать по возможности с тыльной стороны площадки, вблизи вводов грузового транспорта.

В соответствии с зонированием по степени трудоемкости или насыщенности рабочими местами трудоемкие цехи с наибольшим числом работающих желательно располагать вблизи входной зоны предприятия, а менее трудоемкие - в глубине территории.

Зонирование по составу и уровню выделения производственных вредностей осуществляется для уменьшения неблагоприятных воздействий на работающих, на проживающих в блисрасположенных жилых районах и на окружающую природную среду. Производства, выделяющие в атмосферу газы, дым, пыль, копоть и шумные цехи

следует располагать на наибольшем удалении от входной зоны предприятия; от наиболее многолюдных цехов; от участков, предназначенных для отдыха. Необходимо учитывать также направление господствующих ветров, размещая источники вредностей с подветренной стороны.

Согласно принципу зонирования по степени взрывопожароопасности цехи с взрывопожароопасными производствами, склады горючих, легковоспламеняющихся веществ располагают на предусмотренном нормами расстоянии с подветренной стороны по отношению к другим объектам и по возможности на пониженных отметках.

В соответствии с принципом разделения людских и грузовых потоков пути передвижения людей должны быть наиболее короткими и не пересекаться с грузовыми потоками. С этой целью входы для людей и въезды для транспорта на территорию предприятия желательно располагать с противоположных или взаимноперпендикулярных сторон предприятия. В случаях, когда трудно избежать пересечений (на больших предприятиях, при напряженных грузовых и людских потоках), для разделения потоков предусматривают пешеходные переходы, транспортные тоннели, эстакады.

 

Рисунок 3 - Зонирование территории однокорпусного предприятия (камвольно-суконный комбинат)

 

 

Рисунок 4 - Схема разделения людских и грузовых потоков

(литейный завод)

При проектировании генерального плана предприятия необходимо стремиться к рациональному использованию территории и компактности застройки. В наибольшей мере этому способствует блокирование цехов в крупные здания. Блокирование - один из принципов формирования генерального плана - предполагает объединение в укрупненные здания различных производственных, подсобно производственных и других объектов, сближение которых обосновано технологически и не противоречит схемам зонирования территории предприятия. Пример блокирования предприятий приведен на рисунке

Блокирование может осуществляться по горизонтали и по вертикали (в последнем случае в многоэтажном здании). Кроме экономного использования территории блокирование позволяет сократить протяженность внутриплощадочных инженерных коммуникаций, транспортных путей, протяженность технологических передач. Значительный эффект получается от сокращения периметра наружных стен зданий, что ведет к снижению теплопотерь.

В соответствии с принципом модульной координации территорию предприятия принято делить на планировочные элементы - кварталы, панели, планировочные блоки, - разделенные, как правило, сетью взаимно перпендикулярных проездов, проходов, трасс инженерных коммуникаций.

Квартал - часть территории предприятия, заключенная между продольными и поперечными проездами.

Квартал может быть застроен зданиями, сооружениями, открытыми установками оборудования, а также одним крупным корпусом. Следует стремиться к самой простой, прямоугольной форме кварталов, которая способствует наиболее эффективному использованию территории и максимально упрощает прокладку инженерных коммуникаций. Кварталы, расположенные между двумя параллельными проездами, образуют панель застройки. Панель по ширине застраивается одним или реже двумя зданиями. При панельной системе застройки расстановка зданий в пределах панели должна быть четкой и организованной; желательно, чтобы ширина панелей была одинаковой и кратной 6 м. Застройка крупных предприятий организуется блоками, объединяющими несколько кварталов и часто заключающими в себе законченную часть технологического цикла.

 

 

Рисунок 5 - Блокирование двух предприятий – ткацкой фабрики и завода электротехнических изделий: а), б) схемы решения генеральных планов до блокирования; в) то же, после блокирования

 

Решение генерального плана должно обеспечивать очередность застройки и возможность перспективного расширения предприятия. Согласно этому принципу при компоновке генерального плана следует учитывать очередность застройки, направление будущего развития производства, предусматривать необходимые резервы территории и определять порядок их будущей застройки. Застройка предприятий большей частью производится поэтапно, в соответствии с запланированной очередностью пусковых комплексов, представляющих собой законченные технологические циклы. При этом важно обеспечивать архитектурную законченность застройки, как по очередям строительства, так и при расширении предприятия. Целесообразно первоочередную застройку производить вдоль основных магистралей, площадей, ориентируя на них главные фасады зданий и входные узлы.

Расширение предприятия следует предусматривать, как правило, вглубь территории без сноса возведенных ранее капитальных зданий и сооружений.

Принципы и особенности формирования генерального плана имеют одинаковое значение как для вновь возводимых, так и для реконструируемых предприятий.

Размещение зданий и сооружений. Здания и сооружения, объединенные по технологическим условиям и входящими в ту или иную группу, целесообразно располагать компактно с минимально допустимыми санитарными и противопожарными разрывами между ними при наименьшей протяженности дорог и инженерных сетей.

Координационные оси противостоящих зданий, размещаемых на площадке предприятия, как правило, должны совпадать.

Санитарный разрыв (расстояние между наружными стенами) между зданиями, освещаемыми через оконные проемы, должен составлять не менее наибольшей высоты до верха карниза противостоящих зданий.

Противопожарные разрывы между производственными зданиями назначают в зависимости от степени их огнестойкости и категории производств по взрывопожароопасности от 6 до 18 м.

При расположении зданий и сооружений на участке необходимо учитывать ориентацию главных фасадов относительно сторон света и направления господствующих ветров:

- по условиям естественного освещения продольные оси здания и световых фонарей следует ориентировать в пределах от 450 до 1100 к меридиану;

- для сквозного проветривания территории предприятия и предохранения от снежных заносов в районных со значительным снегопереносом продольные оси крупных зданий, фонари и проезды располагают под углом не более 450 к преобладающему направлению ветра в зимний период;

- для обеспечения эффективной аэрации зданий (преимущественно “горячих цехов”) продольные оси аэрационных фонарей и стены зданий с проемами, используемыми для аэрации помещений, следует ориентировать в плане перпендикулярно или под углом не менее 450 к преобладающему направлению ветров летнего периода года.

 

IV. Транспорт промышленных предприятий

 

По назначению промышленный транспорт делится на внешний и внутризаводской. Внешний транспорт (рельсовый, безрельсовый и водный) служит для связи предприятия с сырьевой базой, объектами производства деталей, отправки готовой продукции к местам потребления и вывоза отходов производства. Пути внутризаводского транспорта располагаются на территории предприятия. Внутризаводской транспорт подразделяется на железнодорожный, автомобильный и непрерывный (конвейерный, гидравлический, пневматический, монорельсовый, канатно-подвесной). Вид транспорта выбирают в зависимости от характера, габаритов и массы перемещаемых грузов. При этом должно быть предусмотрено обеспечение непрерывного транспортного процесса с передачей перерабатываемого сырья и материалов от мест складирования к местам потребления без перегрузок.

Железнодорожный транспорт допустимо предусматривать при общем грузообороте предприятий не менее 10 условных вагонов в сутки, а также при перевозке тяжеловесных и крупногабаритных грузов или при транспортировании сырья и топлива с больших расстояний. В других случаях используют автомобильный транспорт, который является более маневренным. Для перевозки между цехами штучных грузов небольшой массы в большом количестве необходимо проектировать подвесной транспорт (конвейеры), которые должны составлять единую систему с внутрицеховыми конвейерами. Гидравлический и пневматический транспорт используют для перемещения сухих сыпучих материалов (цемента, угольной пыли, зерна, гравия, мела, золы и т.п.).

Прокладка транспортных коммуникаций на промышленном предприятии осуществляется в соответствии со схемой организации технологического процесса, зонированием территории по величине грузооборота, по трудоемкости производства, при соблюдении принципов разделения грузовых и людских потоков. Грузовые въезды на территорию предприятия обеспечивают доступ автотранспорта к месту разгрузки или загрузки, к зданиям или сооружениям, связанным с транспортными операциями. На предприятиях, площадь территории которых более 5 га, а также на стороне территории, которая примыкает к внезаводской автодороге общего пользования и имеет протяженность более 1 км, предусматривается 2 въезда с расстоянием между ними не более 1,5 км.

Ширину ворот автомобильных въездов на площадку предприятия принимают не менее 4,5 м, а ширину ворот для железнодорожных въездов - не менее 4,9 м. Основной автомобильный въезд на территорию предприятия следует размещать с противоположной стороны от железнодорожных вводов. Железнодорожные пути и основные автомобильные дороги не должны иметь взаимного пересечения.

Автомобильные дороги. Сеть автомобильных дорог на предприятии организуют по возможности по простой прямолинейной схеме. В зависимости от назначения и вида используемых транспортных средств, автомобильные дороги делятся на: магистральные, межцеховые, обслуживающие и специального назначения. Магистральные (главные) автодороги обычно являются продолжением внешних дорог и должны обеспечивать подъезд автотранспорта к основным грузовым дворам и складам предприятия. Межцеховые дороги примыкают к магистральным дорогам и обеспечивают подъезд автотранспорта к производственным зданиям. По обслуживающей автодороге транспортируются грузы только электрокарами, автопогрузчиками, ручными тележками. Специальные дороги используют для технологических перевозок в тех отраслях промышленности, где используются специальные машины, часто большой грузоподъемности и габаритов (лесная промышленность, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство и т.п.).

На территории многообъектных средних по размерам предприятий проектируют, как правило, одну главную магистраль, которая является композиционной осью промышленной площадки. Вокруг главной магистрали целесообразно располагать наиболее крупные цехи с трудоемким производством. К магистрали примыкают межцеховые дороги, ведущие к другим объектам предприятия. При сплошной застройке предприятий, имеющих в своем составе одно производственное здание, дороги, как правило, устраивают по периметру участка. Если предприятие не нуждается в ограждении территории, эти автодороги выполняют роль не только заводских, но и внешних путей.

Автомобильные дороги на территории предприятия проектируют по тупиковой, кольцевой и смешанной схемам. При тупиковой схеме дорог для разворота автомобилей предусматривают петлевые объезды или площадки размером не менее 12х12 м. При смешанной схеме дорог предусматривают хотя бы одно кольцо, охватывающее основную часть застроенной территории. При кольцевой схеме предусматривают кольцевую дорогу, охватывающую основную часть территории.

Ширину проездов - расстояние между наружными координационными осями зданий, ограничивающих проезд - принимают минимальной, исходя из условий наиболее компактного размещения транспортных путей, тротуаров, инженерных коммуникаций и полос озеленения, но не менее установленных противопожарных и санитарных разрывов между зданиями и сооружениями. Ширина проездов принимается по возможности кратной 6 м. В проезде располагают, как правило, одну автомобильную дорогу, кроме случаев, когда устройство двух параллельных дорог в разных уровнях вызвано крутым уклоном.

Ширина проезжей части магистральных и межцеховых дорог - 3 или 6 м; минимальная ширина подъездов к зданию - 4 м. При двухстороннем движении автомобилей ширина дороги принимается не менее 6 м. Радиус закругления внутризаводской дороги - более 9 м.

К зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных машин: при ширине здания до 18 м - с одной стороны; при ширине здания более 18 м - с двух сторон; при ширине здания более 100 м или его площади более 10 га - со всех сторон. В случаях, когда по производственным условиям устройство постоянной дороги у здания не требуется, подъезд пожарных автомобилей допускается предусматривать по спланированной специально укрепленной поверхности территории. Максимальное расстояние от края проезжей части или спланированной поверхности, обеспечивающей подъезд пожарных машин, до стен здания высотой до 12 м должно быть - 25 м; при высоте здания от 12 до 28 м - 8 м; при высоте здания свыше 28 м - 10 м.

Железные дороги. На заводских территориях могут быть применены следующие схемы железнодорожных путей: тупиковые, кольцевые, сквозные, смешанные (рисунок 7). Для большинства предприятий наиболее экономичной является тупиковая схема.

Железнодорожные пути обычно располагают в зоне складских зданий, а в некоторых случаях вводят в производственные здания. Как правило, вводы в здания должны быть тупиковыми с отметкой головки рельсов в одном уровне с отметкой пола. Минимальное расстояние от оси железнодорожного пути до здания следует принимать равным 3,1 м при отсутствии выходов из здания и 6 м при наличии выходов из здания со стороны пути.

 

 

V. Благоустройство территории

 

Благоустройство территории - составная часть решения генерального плана промышленного предприятия, включающая меры по повышению функциональных и эстетических качеств застройки. При благоустройстве территории решается комплекс вопросов по созданию эксплуатационных, санитарно-гигиенических и эстетических условий для работающих.

К основным элементам благоустройства относятся зеленые насаждения; места для отдыха; спортивные площадки; тротуары; стоянки для личного транспорта; велосипедные дорожки; малые архитектурные формы; элементы визуальной информации и монументальнодекоративного искусства; фонтаны; декоративные водоемы; покрытия дорог, проездов, площадок, тротуаров; элементы искусственного освещения.

а) б)

 

 

Рисунок 6 - Схемы организации автомобильных дорог:

а) с внутризаводской магистралью; б) по периметру территориинии железнодорожным и автомобильным транспортом;

 

Для озеленения площадок предприятий и территорий промышленных узлов следует применять местные виды древесно-кустарниковых растений с учетом их санитарно-защитных и декоративных свойств и устойчивости к загрязняющим веществам, находящимся в выбросах предприятий.

Существующие древесные насаждения следует, по возможности, сохранять с учетом ценных пород древесно-кустарниковых насаждений.

На производственной площадке предприятий, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не допускается размещение плотных групп древесно-кустарниковых насаждений, препятствующих рассеиванию загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Для вновь строящихся предприятий площадь участков, предназначенных для озеленения в пределах ограды, следует определять из расчета не менее 3 м2 на одного человека, работающего в наиболее многочисленной смене. Для предприятий с численностью работающих 300 и более человек на 1 га площадки предприятия площадь участков, предназначенных для озеленения, допускается уменьшать из расчета обеспечения установленного показателя плотности застройки. Общий размер участков, предназначенных для озеленения, должен быть не менее 15 % от площади площадки предприятия. При реконструкции предприятий площадь участков, предназначенных для озеленения, может быть менее 3 м2 на одного человека, работающего в наиболее многочисленной смене.

Расстояние от зданий и сооружений до деревьев и кустарников следует принимать не менее указанных в таблице 1.

Расстояние между границей древесных насаждений и кромкой охладительного пруда или брызгального бассейна должно быть не менее 40 м.

Таблица 1 - Расстояния до элементов здания и сооружения

Наименование элемента здания или сооружения Расстояние до оси, м
ствола дерева кустариника
Наружная грань стены здания 5,0 1,5
Ось железнодорожного пути 5,0 3,5
Мачта и опора осветительной сети, контактной сети трамвая, колонна галереи или эстакады 4,0 -
Подошва откоса и др. 1,0 0,5
Наружная грань подошвы подпорной стены 3,0 1,0
Край тротуара и садовой дорожки 0,7 0,5
Бортовой камень или кромка укрепленной полосы обочины дороги 2,0 1,2
Подземные сети:    
газопроводов, канализации 1,5 -
тепловых сетей (от стенок канала) 2,0 1,0
трубопроводов тепловых сетей при бесканальной прокладке, водопроводов, дренажей 2,0 -
силовых кабелей и кабелей связи 2,0 0,7

 

Озеленение площадок предприятий следует предусматривать с использованием газона (от 8 % до 10 %), а также древесных насаждений (от 5 % до 7 %), располагаемых разнопородными и разновозрастными группами в виде фильтрующих или защитных посадок.

Породы деревьев и кустарников необходимо подбирать с учетом климатических и почвенных условий, санитарно-защитных и декоративных свойств пород, с учетом требований пожарной безопасности.

На территории предприятия следует предусматривать благоустроенные площадки для отдыха и по заданию на проектирование площадки для спортивных занятий.

Площадки следует размещать с наветренной стороны по отношению к зданиям с производствами, допускающими выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

Размеры площадок рекомендуется принимать из расчета не более 1 м2 на одного работающего в наиболее многочисленной смене.

Для предприятий с производствами, выделяющими аэрозоли, не следует предусматривать декоративные водоемы, фонтаны, дождевые установки, способствующие увеличению концентрации загрязняющих веществ на площадках предприятий.

Вдоль магистральных и основных производственных дорог тротуары следует предусматривать во всех случаях независимо от интенсивности пешеходного движения, а вдоль проездов и подъездов — при интенсивности движения не менее 100 человек в смену.

Ширину тротуара следует принимать кратной полосе движения шириной 0,75 м. Число полос движения по тротуару следует устанавливать в зависимости от количества работающих, занятых в наиболее многочисленной смене в здании (или в группе зданий), к которому ведет тротуар, из расчета 750 чел. в смену на одну полосу движения. Минимальная ширина тротуара должна быть не менее 1,5 м.

При интенсивности пешеходного движения менее 100 чел./ч в обоих направлениях допускается устройство тротуаров шириной 1 м.

Тротуары на площадке предприятия или территории промышленного узла должны размещаться не ближе 3,75 м от ближайшего железнодорожного пути колеи 1520 мм. Сокращение этого расстояния (но не менее габаритов приближения строений) допускается при устройстве перил, ограж­дающих тротуар.

Расстояние от оси железнодорожного пути, по которому производятся перевозки горячих грузов, до тротуаров должно быть не менее 5 м.

Тротуары вдоль зданий следует размещать:

а) при организованном отводе воды с кровель зданий — вплотную к линии застройки с увеличением в этом случае ширины тротуара на 0,5 м;

б) при неорганизованном отводе воды с кровель — не менее 1,5 м от линии застройки.

Тротуары, размещаемые рядом с автомобильной дорогой или на общем земляном полотне, должны быть отделены от дороги разделительной полосой шириной не менее 1 м. Расположение тротуаров вплотную к проезжей части автомобильной дороги допускается только в условиях рекон­струкции предприятия. При примыкании тротуара к проезжей части он должен быть на уровне верха бортового камня, но не менее чем на 0,15 м выше проезжей части с установкой ограждения тротуаров в местах интенсивного движения грузового транспорта.

На территории предприятий, использующих труд инвалидов и маломобильных групп населения, дороги, тротуары и входы в здания следует проектировать в соответствии с требованиями действующих ТНПА.

При реконструкции предприятий, расположенных в стесненных условиях, допускается при соответствующем обосновании увеличивать ширину автомобильных дорог за счет полос озеленения, отделяющих их от тротуаров, а при их отсутствии — за счет тротуаров с переносом последних.

На площадках предприятий и территориях промышленных узлов пересечение пешеходного движения с железнодорожными путями в местах массового прохода работающих не допускается. При обосновании необходимости устройства указанных пересечений переходы в одном уровне следует оборудовать светофорами и звуковой сигнализацией.

Пересечения в разных уровнях (преимущественно в тоннелях) следует предусматривать в случаях:

- пересечения станционных путей, включая вытяжные;

- перевозок по путям жидких металлов и шлака;

- производства на пересекаемых путях маневровой работы и невозможности ее прекращения на время массового прохода людей; отстоя на путях вагонов, интенсивного движения (более 50 подач в сутки в обоих направлениях).

Пересечения автомобильных дорог с пешеходными путями следует проектировать в соответствии с требованиями СНБ 3.03.02.

 

 

 


Рисунок 7 - Схемы организации автомобильных дорог:

а) с внутризаводской магистралью; б) по периметру территории

 

 

 

Рисунок 8 - Система благоустройства территории предприятия

(трикотажная фабрика)

 

 

VI. Построение розы ветров

 

Преобладающее направление ветров принимают по диаграмме, показывающей число ветреных дней в процентах для данной местности и направление ветра относительно сторон света. Эту диаграмму называют розой ветров.

Для построения розы ветров через принятую за центр точку проводят прямые по направлению 8 румбов: С, СВ, В, ЮВ, Ю, ЮЗ, З, СЗ. На каждой прямой от центра откладывают в выбранном масштабе столько единиц, сколько раз в этом направлении за данный промежуток времени дул ветер. Сумма всех отрезков должна равняться 100 %. Полученные точки соединяют. Наиболее вытянутая сторона розы ветров показывает преобладающее направление ветра (к центру диаграммы).

Розу ветров строят для летнего или для зимнего периода года, а в некоторых случаях на одном рисунке показывают две диаграммы (для летнего и зимнего периодов).

Данные для построения розы ветров в таблицах СНБ 2.04.02 – 2000“Строительная климатология и геофизика”

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Способ приведения квадратичной формы к каноническому виду ортогональным преобразованием | Команди процесора
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.164 сек.