КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стадия предварительного планирования исследования
1. Постановка проблемы исследования и определение потребности в его проведении Это исходный пункт исследования. Определение проблемы по сути представляет собой предварительную формулировку предмета исследования. Данный этап является определяющим для всех последующих. Можно предложить следующую последовательность в формулировании проблемы: определить «внешние» признаки проявления проблемы, ее временные параметры, обусловливающие проблему факторы, характер влияния проблемы на основные элементы объекта исследования, возможные последствия ее развития. После этого целесообразно сформулировать проблему. Если проблема достаточно сложна, то для ее описания можно воспользоваться системными процедурами представления, в частности использовать так называемую информационную модель проблемной ситуации. Выявленные проблемы необходимо классифицировать. Используются классификации проблем по признаку классов решений — стратегические, тактические, оперативные, проблемы совершенствования и развития организации, инновационные проблемы (требующие принципиально новых решений) и т.д. Проблемы также можно классифицировать по функциям управления (проблемы планирования, мотивации, организации и т.п.), по глубине, по локализации в определенных подсистемах, по факторам, которые обуславливают проблему (контролируемые, не контролируемые, частично контролируемые). Всесторонняя классификация проблемы необходима прежде всего для определения настоятельности решения проблемы, т.е. определения потребности в исследовании, а также для последующей проработки всего процесса исследования. 2. Определение конкретной цели и задач исследования Решение сформулированной проблемы направлено на реализацию конкретных целей и задач. При этом можно объединить цели исследования в три группы: поисковые цели, направленные на уменьшение неопределенности при определении проблемы; описательные цели, ориентированные на получение общего представления об изучаемом объекте (процессе) исследования; экспериментальные (объяснительные) цели, связанные с выявлением причинно-следственных связей между отдельными элементами проблемы. На этой основе можно сформулировать конкретные цели и задачи исследования. Цель исследования ориентирует на его конечный результат; задачи формируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей. Цель определяет преимущественную ориентацию исследования, от которой зависит логика его проведения. Задачи содержат требования к анализу проблемы. 3. Определение объекта и предмета исследования Сформулировав проблему, определив цели и задачи исследования, можно определить объект исследования, т.е. явление или процесс, на которые направлено исследование. Объектом может быть все, что явно или неявно содержит противоречие и, тем самым, проблемную ситуацию. Предметом исследования является та сторона объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Обычно предмет исследования содержит центральный вопрос проблемы. Например, при исследовании эффективности процесса управления на предприятии предметом является эффективность управления, объектом — управленческий персонал предприятия, конечная цель исследования — повышение эффективности управления на данном предприятии, задачи — оценка эффективности управления и нахождение факторов ее роста. 4. Уточнение и интерпретация основных понятий Большое значение в проведении исследований имеет уточнение и интерпретация основных понятий. При этом важнейшей особенностью является процедура поиска эмпирических значений признаков основных теоретических положений и правил, с помощью которых можно измерить исследуемые признаки. 5. Предварительный системный анализ объекта исследования Этот этап необходим при исследовании достаточно сложных проблем. Цель предварительного системного анализа объекта исследования — построить гипотетическую (концептуальную) модель объекта как системы, раскрыв весь комплекс его элементов и связей. Данный этап способствует более четкому определению предмета исследования, уточнению проблемы, что далее позволяет сформулировать общие и частные гипотезы исследования. II. Стадия разработки проекта исследования (проектная) 6. Формулировка рабочих гипотез Важнейшим методологическим инструментом исследования является гипотеза. Гипотеза исследования — это научное предположение о различных аспектах функционирования и развития организации — о структуре элементов системы, о характере и сущности связей между ними и т.д. Процесс установления истинности или ложности гипотезы есть процесс ее теоретического и эмпирического обоснования, ее проверки в ходе исследования. В результате исследования гипотезы либо подтверждаются, либо опровергаются. Научно обоснованная гипотеза должна отвечать ряду требований: соответствия исследуемой проблеме; внутренней непротиворечивости, которая может быть установлена в ходе логического анализа; возможности эмпирической проверки в ходе исследования. Гипотезы можно классифицировать по различным признакам. По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы разделяются на описательные, объяснительные и прогнозные. Описательные гипотезы — это предположения о существенных свойствах объектов (классификационные), о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (структурные), о степени тесноты связей взаимодействия (функциональные). Объяснительные гипотезы относятся к предположениям о причинно-следственных зависимостях в изучаемых процессах. Это наиболее «сильные» гипотезы, требующие экспериментальной проверки. Прогнозные гипотезы — это гипотезы, которые содержат не только предположения о фактическом состоянии предмета и описания причин такого состояния, но и предположения относительно будущих тенденций развития данного объекта. По степени разработанности и обоснованности гипотезы подразделяются на первичные и вторичные. Первичные формулируются до сбора эмпирических данных. Если они отвергаются, то взамен выдвигаются вторичные гипотезы. Образцом исследования является такое, в котором явно сформулирована проблема, четко интерпретированы понятия и имеется одна или несколько общих гипотез, допускающих выведение частных гипотез и их эмпирическую проверку. Примеры формулировок гипотез: «неэффективность стратегического планирования на данном предприятии объясняется низкой квалификацией и мотивацией соответствующего персонала»; «в работе отдела отсутствует четкая процедура стратегического планирования»; «в ближайший год ожидается снижение спроса на продукцию предприятия». 7. Определение подхода к исследованию, методов исследования и методов сбора данных На основе сформулированных гипотез, объекта и предмета, а также поставленных целей исследования и его задач необходимо выбрать наиболее целесообразный подход к исследованию, а также соответствующие ему методы. Соответственно формируется представление о методах сбора данных. Например, проблема снижения эффективности работы организации по основным направлениям деятельности требует системного подхода к исследованию и адекватных методов системного анализа. 8. Формирование плана исследования В зависимости от целей и задач исследования, состояния знания об изучаемом объекте, а также сформулированных рабочих гипотез в каждом конкретном случае должен быть разработан план исследования, определяющий содержание и последовательность операций. Различают три варианта плана: разведывательный (поисковый), аналитический (описательный), экспериментальный. Поисковый план применяется в тех случаях, когда нет четкого представления о проблеме или объекте исследования. Цель плана — формулировка проблемы. Исследование начинается с общего поиска, в процессе которого должна быть сформулирована проблема, определен основной набор исследовательских средств — методики исследования, порядок их применения, очередность задач, подлежащих решению. Аналитический план применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания о проблеме позволяют выделить объект и сформулировать описательную гипотезу. Цель плана состоит в том, чтобы проверить эту гипотезу и в случае ее подтверждения получить качественно-количественные характеристики изучаемого объекта. Экспериментальный план применяется тогда, когда имеющиеся знания об объекте исследования позволяют сформулировать объяснительную гипотезу. Цель плана — установить причинно-следственные связи в объекте, раскрыть не только структуру последнего, но и причины, обусловливающие его функционирование и развитие. В реальной практике один из трех видов плана в чистом виде используется редко. Как правило, в исследовании сочетаются различные виды планов, иногда все три: начинается оно с поиска, потом идет выдвижение описательных гипотез, затем уяснение причинно-следственных связей путем реализации экспериментального плана исследования. Примерный перечень задач, который должен найти отражение в плане: ожидаемые результаты исследования, описание всех видов необходимой информации, источники ее получения, укрупненная программа исследования, временной график проведения работ, смета расходов на программу, приемы и методы обработки информации, порядок и методы получения результатов на основе собранных данных, порядок использования результатов исследования. Конкретные формы и содержание плана определяются в зависимости от специфики объекта и предмета исследования.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |