Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадия предварительного планирования исследования

1. Постановка проблемы исследования и определение потребности в его проведении

Это исходный пункт исследования. Определение проблемы по сути представляет собой предварительную формулировку предмета исследования. Данный этап яв­ляется определяющим для всех последующих. Можно предложить следующую последовательность в формулировании проблемы: определить «внешние» призна­ки проявления проблемы, ее временные параметры, обусловливающие проблему факторы, характер влияния проблемы на основные элементы объекта исследова­ния, возможные последствия ее развития. После этого целесообразно сформули­ровать проблему. Если проблема достаточно сложна, то для ее описания можно воспользоваться системными процедурами представления, в частности использо­вать так называемую информационную модель проблемной ситуации.

Выявленные проблемы необходимо классифицировать. Используются классификации проблем по признаку классов решений — стратегические, тактические, оперативные, проблемы совершенствова­ния и развития организации, инновационные проблемы (требующие принципиаль­но новых решений) и т.д. Проблемы также можно классифицировать по функциям управления (проблемы планирования, мотивации, организации и т.п.), по глубине, по локализации в определенных подсистемах, по факторам, которые обуславлива­ют проблему (контролируемые, не контролируемые, частично контролируемые). Всесторонняя классификация проблемы необходима прежде всего для определе­ния настоятельности решения проблемы, т.е. определения потребности в исследо­вании, а также для последующей проработки всего процесса исследования.

2. Определение конкретной цели и задач исследования

Решение сформулированной проблемы направлено на реализацию конкретных целей и задач. При этом можно объединить цели исследования в три группы: поис­ковые цели, направленные на уменьшение неопределенности при определении про­блемы; описательные цели, ориентированные на получение общего представления об изучаемом объекте (процессе) исследования; экспериментальные (объяснитель­ные) цели, связанные с выявлением причинно-следственных связей между отдель­ными элементами проблемы.

На этой основе можно сформулировать конкретные цели и задачи исследова­ния. Цель исследования ориентирует на его конечный результат; задачи формиру­ют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей. Цель определяет преимущественную ориентацию исследования, от которой зависит ло­гика его проведения. Задачи содержат требования к анализу проблемы.

3. Определение объекта и предмета исследования

Сформулировав проблему, определив цели и задачи исследования, можно опреде­лить объект исследования, т.е. явление или процесс, на которые направлено исследо­вание. Объектом может быть все, что явно или неявно содержит противоречие и, тем самым, проблемную ситуацию. Предметом исследования является та сторона объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Обычно предмет исследования со­держит центральный вопрос проблемы. Например, при исследовании эффектив­ности процесса управления на предприятии предметом является эффективность управления, объектом — управленческий персонал предприятия, конечная цель ис­следования — повышение эффективности управления на данном предприятии, за­дачи — оценка эффективности управления и нахождение факторов ее роста.

4. Уточнение и интерпретация основных понятий

Большое значение в проведении исследований имеет уточнение и интерпретация основных понятий. При этом важнейшей особенностью является процедура поис­ка эмпирических значений признаков основных теоретических положений и пра­вил, с помощью которых можно измерить исследуемые признаки.

5. Предварительный системный анализ объекта исследования

Этот этап необходим при исследовании достаточно сложных проблем. Цель пред­варительного системного анализа объекта исследования — построить гипотетичес­кую (концептуальную) модель объекта как системы, раскрыв весь комплекс его элементов и связей. Данный этап способствует более четкому определению пред­мета исследования, уточнению проблемы, что далее позволяет сформулировать общие и частные гипотезы исследования.

II. Стадия разработки проекта исследования (проектная)

6. Формулировка рабочих гипотез

Важнейшим методологическим инструментом исследования является гипотеза. Гипотеза исследования — это научное предположение о различных аспектах функ­ционирования и развития организации — о структуре элементов системы, о харак­тере и сущности связей между ними и т.д. Процесс установления истинности или ложности гипотезы есть процесс ее теоретического и эмпирического обоснования, ее проверки в ходе исследования. В результате исследования гипотезы либо подтверждаются, либо опровергаются. Научно обоснованная гипотеза должна отве­чать ряду требований: соответствия исследуемой проблеме; внутренней непроти­воречивости, которая может быть установлена в ходе логического анализа; возмож­ности эмпирической проверки в ходе исследования.

Гипотезы можно классифицировать по различным признакам. По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы разделяются на опи­сательные, объяснительные и прогнозные.

Описательные гипотезы — это предположения о существенных свойствах объектов (классификационные), о характере связей между отдельными элемента­ми изучаемого объекта (структурные), о степени тесноты связей взаимодействия (функциональные).

Объяснительные гипотезы относятся к предположениям о причинно-след­ственных зависимостях в изучаемых процессах. Это наиболее «сильные» гипоте­зы, требующие экспериментальной проверки.

Прогнозные гипотезы — это гипотезы, которые содержат не только предполо­жения о фактическом состоянии предмета и описания причин такого состояния, но и предположения относительно будущих тенденций развития данного объекта.

По степени разработанности и обоснованности гипотезы подразделяются на первичные и вторичные. Первичные формулируются до сбора эмпирических дан­ных. Если они отвергаются, то взамен выдвигаются вторичные гипотезы.

Образцом исследования является такое, в котором явно сформулирована про­блема, четко интерпретированы понятия и имеется одна или несколько общих ги­потез, допускающих выведение частных гипотез и их эмпирическую проверку. Примеры формулировок гипотез: «неэффективность стратегического планирова­ния на данном предприятии объясняется низкой квалификацией и мотивацией со­ответствующего персонала»; «в работе отдела отсутствует четкая процедура стра­тегического планирования»; «в ближайший год ожидается снижение спроса на про­дукцию предприятия».

7. Определение подхода к исследованию, методов исследования и методов сбора данных

На основе сформулированных гипотез, объекта и предмета, а также поставленных целей исследования и его задач необходимо выбрать наиболее целесообразный под­ход к исследованию, а также соответствующие ему методы. Соответственно форми­руется представление о методах сбора данных. Например, проблема снижения эф­фективности работы организации по основным направлениям деятельности требует системного подхода к исследованию и адекватных методов системного анализа.

8. Формирование плана исследования

В зависимости от целей и задач исследования, состояния знания об изучаемом объекте, а также сформулированных рабочих гипотез в каждом конкретном случае должен быть разработан план исследования, определяющий содержание и после­довательность операций. Различают три варианта плана: разведывательный (по­исковый), аналитический (описательный), экспериментальный.

Поисковый план применяется в тех случаях, когда нет четкого представления о проблеме или объекте исследования. Цель плана — формулировка проблемы. Исследование начинается с общего поиска, в процессе которого должна быть сфор­мулирована проблема, определен основной набор исследовательских средств — методики исследования, порядок их применения, очередность задач, подлежащих решению.

Аналитический план применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания о проблеме позволяют выделить объект и сформулировать описательную гипотезу. Цель плана состоит в том, чтобы проверить эту гипотезу и в случае ее подтвержде­ния получить качественно-количественные характеристики изучаемого объекта.

Экспериментальный план применяется тогда, когда имеющиеся знания об объекте исследования позволяют сформулировать объяснительную гипотезу. Цель плана — установить причинно-следственные связи в объекте, раскрыть не только структуру последнего, но и причины, обусловливающие его функционирование и развитие.

В реальной практике один из трех видов плана в чистом виде используется редко. Как правило, в исследовании сочетаются различные виды планов, иногда все три: начинается оно с поиска, потом идет выдвижение описательных гипотез, затем уяснение причинно-следственных связей путем реализации эксперименталь­ного плана исследования.

Примерный перечень задач, который должен найти отражение в пла­не: ожидаемые результаты исследования, описание всех видов необходимой ин­формации, источники ее получения, укрупненная программа исследования, вре­менной график проведения работ, смета расходов на программу, приемы и методы обработки информации, порядок и методы получения результатов на основе собран­ных данных, порядок использования результатов исследования. Конкретные фор­мы и содержание плана определяются в зависимости от специфики объекта и пред­мета исследования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Совокупность основных принципов исследования систем управления и их краткая характеристика | III. Стадия выполнения исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.