Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия в системе культуры. Функции философии

 

4.1. Рассматривая место философии в культуре, необходимо выявить сущность самой культуры и ее структурные компоненты. Слово культура в переводе с латинского языка означает возделывание, воспитание, образование, развитие. В латинской транскрипции слово "cultura" по своему значению противостоит слову "natura". "Культурная" понимается как "искусственное", а культура выступает искусственным (неестественным), созданным самим человеком, средой его жизни. Культура является способом организации человеческой жизни в природе. Другими словами можно сказать, что культура - это процесс производства, потребления, передачи от поколения к поколению материальных и духовных ценностей, который характеризует поступательность общественного развития.

4.2. С развитием человечества термин "культура" менял свое значение. Сначала он означал возделывание человеком земли, а позже его значение было расширено, поскольку им стали обозначать процессы и результаты обработки природных материалов в различных ремеслах, а затем и процессы воспитания и обучения человека. Сейчас это - возделывание человеческого ума в процессе воспитания и обучения. Дальнейшее развитие этого термина был связан с его распространением на все искусственно созданное человеком, в противоположность природному. В общественной жизни нет никакого феномена, который был изолирован от влияния культуры, не нес бы отпечатки этого влияния. С развитием общества возникают все новые виды деятельности людей, охватываемых термином "культура", что приводит к изменению его значение.

4.3. Культура является целостной системой, в которой каждый ее элемент тесно связан с другими. Элементами культуры являются: производство, быт, техника, политика, право, мораль, наука, философия, религия, искусство и другие. Они влияют друг на друга и на повседневную жизнь людей. Каждый человек на протяжении жизни известной мере включена во все эти виды культуры.

4.4. Системообразующим фактором разнообразных культурных феноменов выступают предельные основы культуры, представленные мировоззренческими универсалиями или категориями культуры. В своем взаимосвязи они формируют целостный обобщенный образ человеческого мира. Мировоззренческие универсалии - это категории, которые аккумулируют исторически накопленный общественный опыт. Именно через них человек переживает, осмысливает и оценивает мир и свое место в нем. Они помогают людям структурировать и систематизировать свой собственный и общественный опыт. К таким универсалий относятся категории "человек", "общество", "сознание", "знание", "добро", "зло", "вера", "надежда", "долг", "честь", "достоинство", "совесть", "свобода", "красота" и другие, которые пронизывают все сферы общественной жизни.

4.5. Философия вырабатывает собственные категории, через которые и осмысливает все элементы культуры. Поэтому философия играет интегрирующую роль в системе культуры. Из этой роли вытекают функции, философия выполняет в обществе.

4.6. Основные функции философии в культуре:

Мировоззренческая функция заключается в том, что философия, вооружая человека обобщенными знаниями о мире, его происхождение, причины его целостности, бесконечности, о самом человеке, его месте в мире, оказывает влияние на формирование жизненных принципов и установок человека, на осознание ею цели и смысла своей жизни, на выработку ее отношение к природе, к другим людям и к самому себе, философия определенным образом ориентирует человека в жизне.

Гносеологическая функция философии проявляется в том, что философия отвечает на вопрос о возможности познания мира, о границах этого познания, о сущности истины, о объект и субъект познания, о ступени, уровни и формы познания, о закономерностях познавательного процесса, о пути и средства достижения истины, о способах проверки истинности знаний, о сущности и роли практики в процессе познания подобное.

Методологическая функция философии вытекает из специфики философского знания. Методология в широком смысле этого слова означает учение о методах, а также систему основополагающих принципов, которые определяют пути и способы познавательной деятельности человека. Философская методология основывается на выработке философского метода постижения мира.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Специфика философского мировоззрения. Основной вопрос философии | Об’єкт конструктивно-географічного дослідження
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.