КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Четвертый вопрос: Денежно-кредитная политика
Денежно-кредитная политика – это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита. Ее главная цель –регулирование экономической ситуации путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения, в том числе и для активной борьбы с инфляцией. Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Экономический же подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктуры при помощи ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д. Основные направления денежно-кредитного регулирования. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться успешно только в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер деятельности частных институтов (в частности, коммерческих банков. Ведь по объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки. От 75% до 90% денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 10–25% – банкноты центрального банка). Центральный банк – основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики. Государственный контроль за банковской системой имеет целью укрепление ликвидности финансово-кредитных институтов, т.е. их способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков (прежде всего за счет учетной, т.е. дисконтной политики; операций на открытом рынке, установления норм обязательных резервов). Эти же методы применяются государством для сжатия (расширения) денежной массы. Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов, которые ведут к росту государственной задолженности (внешней и внутренней). При росте внутреннего государственного долга резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает и продает государственные обязательства; изменяет цену облигаций, условия их продажи; различными способами повышает их привлекательность для частных инвесторов. В России в настоящее время существуют три основные формы управления государственным долгом: 1. Добровольный рыночный кредит - размещение государственных ценных бумаг на рынке. К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ). 2. Вынужденный квазирыночный кредит - рыночное оформление фактического государственного долга. Так, появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО) и векселя Министерства финансов, которыми на Министерство была переоформлена задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы. 3. Кредит Центробанка Министерству финансов, который в профессиональной литературе называют дружеским. Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется, прежде всего, для воздействия на хозяйственную активность и борьбу с инфляцией. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Регулирование государственного долга воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок, структуру банковских кредитов, банковскую ликвидность. Важная задача центрального банка – обеспечение безинфляционного денежного обращения. Это достигается регулированием темпа денежной массы в национальной экономике. Базой для такого регулирования является вопрос: какое количество денег необходимо для товарно-денежного обращения? Ранее были приведены формулы количества денег, необходимых для обращения. Были также определены агрегаты различных видов денег М0, М1, М2, М3, М4. Мы уже отмечали, что денежные агрегаты отличаются различной степенью ликвидности, т.е. легкостью превращения их в наличные деньги. Поэтому, когда говорят о потребности в деньгах, то в современных условиях имеют в виду уже не столько общее их количество, сколько соотношение между различными видами денег и их наличие в каждом данном месте (регионе) в соответствии с потребностями. Поэтому главное в регулировании денежного обращения центральным банком – отслеживание не только общего количества, но и пропорции между различными видами денег. На практике регулирование эмиссии и денежного обращения для любого современного государства означает необходимость постоянного анализа, контроля, сравнения проектируемых и фактических величин нескольких важнейших показателей (агрегатов) совокупной денежной массы в стране. Центральный банк в необходимых случаях прибегает к прямым действиям на денежном рынке, таким как эмиссии денежных знаков или выпуск новых долговых обязательств. Однако главной формой осуществления регулирующей функции центрального банка в условиях: рыночной экономики является косвенное воздействие на денежное обращение через коммерческие банки и другие кредитные институты. Различаются общие и селективные методы косвенного воздействия на кредитно-денежное обращение. Если общие методы влияют на кредитно-денежное обращение в целом, то селективные методы предназначены для регулирования, например, кредитных отношений в отдельных отраслях, фирмах. К общим методам денежно-кредитной политики относятся учетная (дисконтная) политика, операции на открытом рынке, установление норм обязательных резервов коммерческих банков. Рассмотрим их подробнее. Учетная (дисконтная) политика или управление уровнем учетной ставки процента. Учетная ставка процента – это норма процента, по которой центральный банк предоставляет краткосрочные кредиты коммерческим банкам. Учетная (дисконтная) политика является старейшим методом кредитного регулирования: она активно применяется с середины XIX в. Возникновение этого метода связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя и получали кредиты под собственные долговые обязательства. Например, коммерческие банки для осуществления своей деятельности берут кредит у центрального банка под определенный процент, т.е. учетную ставку (скажем 30%). Банки предоставляют полученные средства своим клиентам под процент, который выше учетного (допустим, 40%). Если центральный банк снизит учетную ставку процента, то же самое сделают коммерческие банки. Таким образом, центральный банк воздействует на экономику, проводя политику "дешевых" или "дорогих" денег, чтобы стимулировать или охладить деловую активность. Наибольшей популярностью учетная политика пользовалась в конце XIХ – начале XX века. В 30–40-ых годах текущего столетия Центральные банки проводили рекомендованную Дж.М. Кейнсом политику «дешевых» денег, т.е. низких процентных ставок и обильного кредитования. В Англии с 1932г. по 1951г. учетная ставка сохранялась на уровне 2%, в США с 1937 по 1948г. – 1%. Большую роль в поддержании низких процентных ставок сыграло стремление обеспечить финансирование казначейства на льготных условиях в период после II мировой войны. С 50-ых годов во многих странах вновь активизировалось использование учетной политики. В настоящее время учетная ставка колеблется в достаточно широких пределах – от 2% до 15%, отражая как общие тенденции экономического развития, так и циклические колебания конъюнктуры. Но в целом значение этого метода регулирования по сравнению с другими существенно снизилось. В России подобную функцию выполняет ставка рефинансирования Центрального банка РФ, т.е. предоставление кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг (ломбардные кредиты), а также организации кредитных аукционов. При установлении данной ставки учитывается влияние процентной политики на формирование производных затрат и на применение уровня доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках. Со 2 декабря 1996 года ставка рефинансирования составила 48% годовых против 60% в период с 21 октября по I декабря 199бгода. Операции на открытом рынке заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг по рыночному или, заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самим остатки на их резервных счетах. Это приводит к падению нормы процента и «подешевлению» денег. Если центральный банк продает ценные бумаги, то он получает взамен денежные средства, списывает эти суммы с резервных счетов. Количество денег в обращении падает, процент растет, и деньги опять становятся «дорогими». Этот метод применяется для проведения либо экспансивной (покупка), либо рестрикционной (продажа) политики центрального банка в отношении денежной массы. В России, под операциями на открытом рынке принимается купля-продажа центральным банком РФ государственных ценных бумаг, которые обладают высокой степенью ликвидности и доходности. Коммерческие банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг. Это расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности. Установление норм обязательных резервов коммерческих банков. В соответствии с законом коммерческие банки часть своих средств обязаны хранить в виде резерва в центральном банке. Размер этого резерва устанавливает центральный банк. При уменьшении его величины у коммерческих банков увеличивается возможность размещать деньги среди своих клиентов и денежная масса в стране растет. С увеличением резерва предложение денег уменьшается, цена на них, т.е. уровень процента, растет, деньги становятся дорогими. Политика резервов, проводимая ЦБ, является наиболее жестким инструментом кредитно-денежного регулирования. Она применяется как средство для быстрого сжатия или расширения кредитной массы в стране. Впервые этот метод применили в США в 1933 году. В России с I августа 1996 года нормативы обязательных резервов по рублевым счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней составили 18%, по срочным обязательствам от 31 до 90 дней – 14% и по срочным обязательствам свыше 91 дня – 10%. Нормативы резервирования по счетам в иностранной валюте были на уровне 2,5%. К селективным методам денежно-кредитной политики относятся следующие. Контроль по отдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить ссудные капиталы в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объем потребительского спроса. Регулирование риска и ликвидности банковских операций. В многочисленных правительственных положениях (законах, актах, инструкциях, директивах, указаниях) регулирующих операционную деятельность банков, основное внимание уделяется риску и ликвидности банковских операций. Государственный контроль над риском усилился в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка. Поэтому во многих странах при кредитовании клиентуры банки должны соблюдать ряд принципов. Как правило, размер кредитов, выданных одному клиенту или группе клиентов («породненных»), должен составлять определенный процент от суммы собственных средств банка: в США – не более 1%, во Франции – 75%. В развитых странах также определяется соотношение общего объема кредитных операций и собственных средств. Во Франции сумма всех кредитов, предоставленных банком, не должна превышать более чем в 20 раз его собственные средства. Основные направления и инструменты денежно-кредитной политики России. Главные задачи в данной области определены в ежегодно разрабатываемых Центральным банком РФ «Основных направлениях денежно-кредитной политики» и совместных заявлениях правительства и ЦБ РФ об экономической политике. В 1994 – 1996 гг. наиболее эффективным средством выполнения основной задачи денежно-кредитной политики – сдерживания инфляции – было соблюдение положений ежегодно разрабатываемой Денежной программы, предусматривающей целевые ориентиры в денежно-кредитной сфере. При разработке этой программы ЦБ РФ исходит из прогнозируемых показателей состояния экономики (изменения ее в отдельных секторах и ВВП в целом, инфляции, дефицита государственного бюджета и т.д.), устанавливает поквартальные предельные величины роста денежной массы и денежной базы, целевые показатели объемов международных резервов, предельные величины внутренних активов ЦБ РФ. Осуществление этой политики в 1994 – 1996 гг. имело следствием замедление темпов инфляции в 1995 и 1996 гг. Важнейшими направлениями и инструментами денежно-кредитной политики ЦБ РФ являются: - отказ от прежней практики использования прямых кредитов ЦБ РФ для финансирования бюджета; - предоставление кредитов коммерческим банкам только через рыночные механизмы, кредитные аукционы, ломбардные кредиты, операции РЕПО (договор о сделке с правом обратного выкупа) с использованием для этого ставок рефинансирования ЦБ РФ; - повышение эффективности других имеющихся инструментов денежно-кредитного регулирования, например, обязательных резервов (это – депонирование части привлеченных средств коммерческих банков и кредитных организаций в Банке России), в целях повышения эффективности их воздействия на динамику и структуру денежной массы.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |