Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования свойств нервной системы

Психомоторные методы психодиагностики

Это группа методов, направленных на измерение уровней разви­тия двигательных способностей и умений. Методики стандартизи­рованы, что в совокупности с их функцией определяет их как тес­товые методики. Поскольку психомоторика есть объективизация в движениях любых психических явлений, постольку в принципе по результатам психомоторных испытаний можно судить не толь­ко о двигательной сфере человеческой психики, но и о других ее сферах (аффективной, сенсорно-перцептивной, интеллектуаль­ной, волевой), а также о свойствах нервной системы и качествах личности. На подобную диагностику ориентированы некоторые психомоторные методы. Однако главная цель большинства этих испытаний - диагностика двигательного развития человека. Наи­более широко психомоторные методы применяются в диагности­ке детей, спортсменов и при профориентации и профотборе.

Данная группа методов - особо яркий пример условности «жестких» классификаций исследовательских психологических приемов. В соответствии с основной целью психомоторных ис­пытаний они помещаются обычно в группу психодиагностичес­ких методов. Однако многие из них по своей процедуре несут явные черты экспериментирования: целенаправленное и строго регламентированное воздействие на объект для выявления свя­зей между независимыми и зависимыми переменными психичес­ких явлений. Особенно четко это прослеживается при из­мерении различных сенсомоторных реакций, что дает основание поместить соответствующие методы в разряд лабораторного экс­перимента. Рассмотрим примеры наиболее из­вестных методов исследования психомоторики, характерных для психодиагностики и с преобладанием черт тестирования, а не эксперимента.

Множество существующих специальных методов изучения свойств нервной системы (НС), разработанных главным образом в физиологии, требуют значительных трудозатрат и сложного оборудования. Это побуждает исследователей к поиску более про­стых в использовании, но не менее надежных методов. Один из путей такого поиска - использование психомоторных показате­лей как коррелятов нейрофизиологических показателей деятель­ности нервной системы человека. И такие методы предложены психологами и психофизиологами. Значительная часть из них использует показатели времени реакции. Среди них такие извес­тные, как «Наклон кривой» (В. Д. Небылицын) и ее модифика­ции (Н. М. Пейсахов), рефлексометрический вариант методики «Угашение с подкреплением» (Л. В. Хозак), методика «Внешний тормоз» (В. С. Мерлин) и др. Вместе с тем в науке предложены и методы, апеллирующие при изучении нервной системы не ко вре­мени реакции, а к другим временным и пространственным харак­теристикам движений. Это наиболее «компактные» и простые в употреблении методы. Причем их исполнение, в отличие от ос­тальных методов, может проводиться как в аппаратурном, так и в безаппаратурном (графическом) варианте.

Они предложены в 1972 г. Е. П. Ильиным и предназначены для измерения силы НС и уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Теппинг-тест предназначен для диагностики сипы НС через ее выносливость. Сила нервных процессов выступает показателем работоспособности, выносли­вости нервных клеток и НС в целом. Сильная НС выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Суть опыта состоит в прослеживайии динамики предельного темпа движений. В данной методике это максимально быстрые движе­ния руки типа работы с телеграфным ключом. Движения могут регистрироваться как с помощью различных технических при­способлений, так и элементарно через количество следов (точек), остав­ленных зажатым в руке карандашом.

Сравнение числа движений, совершенных в каждые 5 сек на протяжении 30 сек работы, дает материал для заключения о силе НС. Для наглядности обычно вычерчиваются соответствующие графики. Так, нарастание темпа в первые 10-15 сек с последую­щим спадом до или ниже исходного (в первые 5 сек) уровня гово­рит о сильной НС. На графиках это отражается выпуклой кри­вой. Быстрый спад темпа (после первых 5 сек) и невозможность его возврата к исходному уровню указывает на слабую НС. Гра­фики - нисходящие. Поддержание равномерного темпа все 30 сек с возможными небольшими отклонениями от начального показателя сопоставляется со средней силой НС (ровный тип гра­фиков). Дифференцируется и промежуточный тип; среднеслабая НС. Для него характерны два варианта динамики: либо равно­мерность темпа на первых этапах (10-15 сек) и спад в дальней­шем, либо спад с самого начала, но кратковременный подъем в конце работы (вогнутая кривая) до исходного уровня.

Кинематометрическая методика позволяет определить уравно­вешенность и подвижность нервных процессов.

Определение уравновешенности НС. Уравновешенность - это соотношение возбудительных и тормозных нервных процессов. Методика базируется на известном факте, что в отсутствие зри­тельного контроля за своими движениями человек с преоблада­нием возбудительных процессов воспроизводит заданную (и со­храняемую в двигательной памяти) амплитуду движения с преувеличением (переводом), а в случае преобладания тормоз­ных нервных процессов - с приуменьшением (недоводом). Пре­дусматривается воспроизведение малых и больших амплитуд. Используется специальное приспособление - кинематометр, где амплитуда задается в градусной системе. Малые движения - до 20°, большие - более 55°. Повышение малых и больших ампли­туд одновременно диагносцируется как преобладание возбужде­ния, недовод в обоих случаях сигнализирует о преобладании тор­можения, а превышение одних (обычно малых) и уменьшение других (обычно больших) сопоставляется с уравновешенностью.

Определение подвижности НС. Подвижность - это способ­ность НС быстро реагировать на изменение среды путем пооче­редной смены процессов возбуждения и торможения. Диагноз о скорости этой смены ставится на основании легкости или труд­ности развития противоположного процесса. Методика исполь­зует известную закономерность: увеличение амплитуды движения вызывает у субъекта возбудительные процессы, а уменьше­ние - тормозные. Если чередовать в опыте приращение и убав­ление амплитуд, то реакции торможения и возбуждения станут препятствовать друг другу. Измеряя в этих ситуациях воспроиз­водимые амплитуды и вычисляя их различия, можно квалифи­цировать подвижность НС.

Если после прибавления амплитуды разность при убавлении становится меньшей, чем в попытках без предшествовавшего прибавления, то, значит, возбуждение еще не исчезло, так как оно препятствует убавлению амплитуд. Если эта разность увеличи­лась, то возбуждение сменилось торможением, убавление про­исходит в облегченных условиях. Если же эта разность не уве­личилась и не уменьшилась, а осталась прежней, то, значит, возбуждение успело исчезнуть, а торможение еще не наступило.

Дополнительно с кинематометрической методикой в контек­сте психологического практикума можно ознакомиться в рабо­тах.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психосемантические методы | Методы исследования моторики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.