Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования моторики

Тонометрия - метод измерения мышечного тонуса. Поскольку тонус проявляется в напряженности мышц, постольку в физичес­ком плане мышца, находящаяся в тонусе, обладает определенной твердостью. Чем сильнее тонус, тем тверже мышца и тем больше ее сопротивляемость (как физического тела) внешнему механичес­кому давлению. Именно на этом эффекте и зиждется этот метод. Для измерения сопротивляемости (твердости) мышц используют специальное оборудование, именуемое тонометрами. Измерение можно проводить для всех трех случаев проявле­ния мышечного тонуса.

Динамометрия при измерении мышечной силы. Динамометрия - это измерение силы различных мышц. Под силой понимается предельный уровень физического напря­жения (усилия), развиваемого той или иной мышцей, группой мышц, органом или организмом в целом. В психофизиологичес­ких исследованиях измеряют силу рук, ног, пальцев, спины и т. д.

Чаще всего обращаются к измерению силы кистей рук и ста­новой силы (сила разгибателей туловища), которые рассматри­вают как показатели уровня общего физического развития чело­века. Полученные при тестировании результаты сопоставляют со среднестатистическими данными соответствующих выборок.

В первой трети XX века широкое распространение имели ди­агностические комплексы психомоторного развития, нацеленные на комплексное измерение основных психомоторных качеств человека. Под комплексностью разумеется определенная сово­купность отдельных качеств человека, подлежащих исследованию и представляющих собой естественные двигательные операции как целостные единицы типичных для человека видов моторной деятельности. В качестве примера подобных способов изучения психомоторики ниже приведем наиболее известные тесты.

Методика Озерецкого предложена в 1923 г.. Ориентиро­вана на диагностику моторного развития, словесной регуляции движений и на выявление отклонений в физическом и психичес­ком развитии детей.

Измерению подлежат следующие двигательные качества: 1) статическая координация; 2) динамическая координация; 3) быстрота; 4) сила; 5) синкенезии (сопровождающие движения), характеризующие степень дифференцированности моторного аппарата.

Каждое качество проверяется соответствующей совокупностью тестов (от 4 до 6): 1) стоять 15 сек с закрытыми глазами на двух ногах, примкнутых одна к другой по продольной линии (носок одной к пятке другой); то же на одной правой и одной левой ноге; то же на цыпочках при различных положениях туловища; 2) прыж­ки на правой и левой ногах; прочерчивание непрерывной линии по эталонному лабиринту правой и левой руками; вырезание на­рисованного круга; прочерчивание прямых линий; прыжки в вы­соту с места; 3) укладывание монет в специальную коробку по­очередно каждой рукой и одновременно обеими; прочерчивание вертикальных линий; раскладывание спичек по сторонам квад­рата; прокалывание нанесенных на бумагу кружков (бланк про­бы внимания Россолимо); нанесение карандашом точек на бума­гу; 4) сгибание, разгибание и разрыв различных предметов (пластинки, скрепки, веревки); 5) мимические движения и кис­тевые жесты.

Все процедуры стандартизированы. Полное обследование за­нимает 45-60 мин. По суммарному результату в соответствии с нормативными таблицами определяется возрастной уровень раз­вития. Нормы установлены на материале обследования 1,2 тыс. детей (в том числе и с умственными отклонениями). Имеются возрастные нормы и по каждому качеству в отдельности. Нормы прошкалированы для шести возрастных групп: 4-6, 7-8, 9-10, 11-12, 13-14, 15-16 лет. Методика применима и для индивиду­ального, и для группового обследования. Широко используется в практике психологов, врачей, педагогов в целях диагностики и отбора как в нашей стране, так и за рубежом. В 1955 г. была моди­фицирована Линкольном и получила наименование «шкала мо­торного развития Линкольна-Озерецкого».

Психомоторные показатели обычно включаются в анализ бо­лее общих результатов диагностики, когда ведется комплексное наблюдение не только за психомоторным развитием, но и за эмо­циональным, интеллектуальным, сенсорно-перцептивным, рече­вым и др. Особая трудность дифференциации в раннем детстве проявлений разных сфер психики и быстрые темпы физического и психического развития буквально вынуждают вести такие ком­плексные наблюдения за становлением и развитием личности ре­бенка.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы исследования свойств нервной системы | Методика миокенетической психодивгностики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.