Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика миокенетической психодивгностики




На протяжении XX века широкое распространение получило использование психомоторных методов в целях диагностики лич­ности. В первую очередь, это относится к графическим движени­ям. Среди этих методов следует выделить интеллектуальные тес­ты, пиктограммы, рисуночные методики, графологию. Особое место в этом ряду занимает методика миокинетической диагнос­тики Мира-Лопеца.

Это проективная методика исследования личности на основе анализа исполнения графических движений руки. Предложена в 1939 г. и опубликована в 1954 г. испанским психологом Э. Мира-Лопецом. На русском языке наиболее полное и точное изложе­ние подготовлено Н. А. Грищенко.

В основе методики лежит идея о возможности судить о психи­ческих явлениях (в том числе о личностных свойствах) по их вне­шним проявлениям в различных движениях. Эта идея исходит из понимания психомоторики как объективизации всех форм пси­хического отражения через мышечные движения. Особая тон­кость и социализированность графических движений позволяет их использовать в качестве индикатора работы психики на выс­ших уровнях регуляции, соответствующих личностной орга­низации человека. Во многих психологических и психофизиоло­гических исследованиях именно графические движения используются для оценки нейродинамических, темпераментных и характерологических особенностей человека.

Мира-Лопец исходил из предположения, что доминирующая половина тела (правая или левая) лучше контролируется созна­нием, чем другая половина. Поэтому ее моторные выражения должны обнаруживать установки и намерения, связанные с акту­альными и характерологическими реакциями личности. Движе­ния же менее развитой половины тела объективируют установки и склонности, связанные с инстинктивными и темпераментны­ми стереотипами реагирования. Этим положениям Мира-Лопец придал статус «принципа миокинетической диссоциации», по­ложенного в теоретическую основу его эмпирической методики.

Понимание психомоторики как объективизатора внутренней жизни позволяет сделать следующий ряд рассуждений. Прису­щие человеку психические свойства, в том числе личностного уровня, предопределяют характерное для него поведение, т. е. систематическое воспроизведение типичной для него системы реакций и действий, объективируемых в двигательных актах, и стимулируют преимущественное развитие соответствующих мы­шечных групп. Следовательно, выполнение каких-либо регламен­тированных движений с участием этих мышц должно сопровож­даться отклонениями в их сторону вследствие их доминирования над другими участвующими в этом движении мышц. При возмож­ности действенного контроля субъектом своих движений (напри­мер, с помощью зрения) эти отклонения все время корректируются (вспомним принцип сенсорных коррекций Бернштейна). При невозможности или затрудненности такого контроля откло­нения не компенсируются и могут служить индикаторами доми­нирующих реакций и действий, а следовательно, и психических качеств личности.

Методика включает пять субтестов, два из которых содержат по два задания. В каждом из них испытуемому предлагается после ознакомления с заданием и нескольких тренировочных упражне­ний воспроизвести на бланке вслепую некоторые стандартные гра­фические изображения (набор линий определенной конфигура­ции и размеров). Вид линий рисунка определяет и название каждого субтеста: линеограмма, зигзаги, лестница, цепи, параллели. Бланк представляет собой лист бумаги с ограниченным рабочим полем (10 на 26 см), на котором представлены образцы рисунков, подле­жащих воспроизведению. Здесь же ориентацией рисунков и стрел­ками обозначены варианты направления движения руки при ри­совании: влево - вправо, вверх - вниз, от себя - к себе.

Опыты проводятся для левой и правой рук поочередно. Ис­ключение для «зигзагов», где работа ведется одновременно дву­мя руками. При выполнении заданий испытуемый осуществляет двоякую регуляцию: 1) регулирует положение руки относитель­но тела и заданной траектории изображения, т. е. воспроизводит общую «конструкцию» требуемого изображения (по терминоло­гии Мира-Лопеца — макрорисунка), 2) регулирует движения руки (и в частности, кисти) относительно отдельных участков рисун­ка, его деталей (микрорисунка). Тестирование производятся при горизонтальном и вертикальном положении рабочего поля. В пер­вом случае движения выполняются в направлении «влево - впра­во» (что обозначено как движения в горизонтальной плоскости) и «от себя - к себе» (в саггитальной плоскости). Во втором слу­чае движения производятся «вверх - вниз» (вертикальная плос­кость). По окончании опытов измеряются отклонения получен­ных рисунков от эталонных: разница в размерах и сдвиги в расположении (в линейном и угловом выражениях). Усреднен­ные по каждому тесту результаты сравниваются со стандартизо­ванными шкалами.

«Разница между значениями отклонений правой и левой руки говорит о степени внутриличностной интегрированности, то есть большем или меньшем совпадении устойчивых, глубинных, кон­ституциональных установок и установок приобретенных, поверхностных, проходящих. Первые, или особенности темперамента, отчетливее проявляются в действиях «менее социализированной» или неведущей руки (чаще левой), в то время как вторые, или ха­рактерологические, проявляются в движениях той руки, которой субъект владеет лучше (чаще правой). В эксперименте с зигзагами, выполняемом двумя руками одновременно, выявля­ется способность индивида компенсировать свою дезинтеграцию, иными словами, то, насколько действия одной руки влияют на действия другой в ходе выполнения задания».

Автор методики рекомендует проводить опыты и анализиро­вать их итоги в определенной последовательности: 1) линеограммы, 2) зигзаги (и круги), 3) лестницы, 4) цепи, 5) параллели (и скобки), 6) интрапсихическая когерентность. Под последней понимается «константность, наблюдаемая при сравнении характеристик дви­жения правой (реактивной, ситуативной, фенотипической) и ле­вой (конституциональной, постоянной, генотипической) рук».

Методика дает возможность оценивать целый ряд личностных особенностей человека:

1. Постоянные, коституциональные, генотипические стереотипы реагирования, которые выражаются в характере дви­жений неведущей руки.

2. Ситуационные, поверхностные, временные, фенотипические особенности реагирования, которые выражаются в дви­жениях ведущей руки.

3. Степень интрапсихической когерентности, выявляемой через соотношение отклонений в движениях правой и ле­вой рук.

4. Уровень агрессивности. Определяется с помощью средне­взвешенного показателя первичных отклонений в задани­ях, выполняемых в саггитальной плоскости.

5. Склонность к депрессии или эйфорической экзальтации. Определяется с помощью средневзвешенного показателя первичных отклонений в заданиях, выполняемых в верти­кальной плоскости.

6. Преобладание экстратенсии или интротенсии (двигатель­ных коррелятов личностных параметров экстраверсии и интроверсии). Определяется по первичному отклонению в заданиях, выполняемых в горизонтальной плоскости, и поверяется данными об осевом отклонении зигзагов, цепей и параллелей.

7. Врожденный уровень эмотивности. Определяется по вто­ричному отклонению движений левой руки.

8. Склонность к тревоге или апатии.

9. Преобладание возбуждения или торможения.

10. Уровень интеллектуального развития.

11. Признаки наличия конфликтных ситуаций или дезориен­тации.

12. Признаки наличия патологических особенностей личности.

К последним Мира-Лопец относил следующие характеристи­ки, тщательно изученные им и другими исследователями с помо­щью миокинетической методики на довольно обширных контин-гентах испытуемых: 1) особенности личности представителей «примитивных» племен; 2) личностные особенности лиц, осужден­ных за убийство; 3) особенности психопатических личностей; 4) симптомы шизофрении; 5) симптомы циклофрении; 6) симпто­мы эпилептоидных особенностей (дизритмия); 7) симптомы врож­денной (олигофрения) и приобретенной (деменция) умственной отсталости; 8) симптомы психозов органического происхождения; 9) симптомы неврологических нарушений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.