КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика миокенетической психодивгностики
На протяжении XX века широкое распространение получило использование психомоторных методов в целях диагностики личности. В первую очередь, это относится к графическим движениям. Среди этих методов следует выделить интеллектуальные тесты, пиктограммы, рисуночные методики, графологию. Особое место в этом ряду занимает методика миокинетической диагностики Мира-Лопеца. Это проективная методика исследования личности на основе анализа исполнения графических движений руки. Предложена в 1939 г. и опубликована в 1954 г. испанским психологом Э. Мира-Лопецом. На русском языке наиболее полное и точное изложение подготовлено Н. А. Грищенко. В основе методики лежит идея о возможности судить о психических явлениях (в том числе о личностных свойствах) по их внешним проявлениям в различных движениях. Эта идея исходит из понимания психомоторики как объективизации всех форм психического отражения через мышечные движения. Особая тонкость и социализированность графических движений позволяет их использовать в качестве индикатора работы психики на высших уровнях регуляции, соответствующих личностной организации человека. Во многих психологических и психофизиологических исследованиях именно графические движения используются для оценки нейродинамических, темпераментных и характерологических особенностей человека. Мира-Лопец исходил из предположения, что доминирующая половина тела (правая или левая) лучше контролируется сознанием, чем другая половина. Поэтому ее моторные выражения должны обнаруживать установки и намерения, связанные с актуальными и характерологическими реакциями личности. Движения же менее развитой половины тела объективируют установки и склонности, связанные с инстинктивными и темпераментными стереотипами реагирования. Этим положениям Мира-Лопец придал статус «принципа миокинетической диссоциации», положенного в теоретическую основу его эмпирической методики. Понимание психомоторики как объективизатора внутренней жизни позволяет сделать следующий ряд рассуждений. Присущие человеку психические свойства, в том числе личностного уровня, предопределяют характерное для него поведение, т. е. систематическое воспроизведение типичной для него системы реакций и действий, объективируемых в двигательных актах, и стимулируют преимущественное развитие соответствующих мышечных групп. Следовательно, выполнение каких-либо регламентированных движений с участием этих мышц должно сопровождаться отклонениями в их сторону вследствие их доминирования над другими участвующими в этом движении мышц. При возможности действенного контроля субъектом своих движений (например, с помощью зрения) эти отклонения все время корректируются (вспомним принцип сенсорных коррекций Бернштейна). При невозможности или затрудненности такого контроля отклонения не компенсируются и могут служить индикаторами доминирующих реакций и действий, а следовательно, и психических качеств личности. Методика включает пять субтестов, два из которых содержат по два задания. В каждом из них испытуемому предлагается после ознакомления с заданием и нескольких тренировочных упражнений воспроизвести на бланке вслепую некоторые стандартные графические изображения (набор линий определенной конфигурации и размеров). Вид линий рисунка определяет и название каждого субтеста: линеограмма, зигзаги, лестница, цепи, параллели. Бланк представляет собой лист бумаги с ограниченным рабочим полем (10 на 26 см), на котором представлены образцы рисунков, подлежащих воспроизведению. Здесь же ориентацией рисунков и стрелками обозначены варианты направления движения руки при рисовании: влево - вправо, вверх - вниз, от себя - к себе. Опыты проводятся для левой и правой рук поочередно. Исключение для «зигзагов», где работа ведется одновременно двумя руками. При выполнении заданий испытуемый осуществляет двоякую регуляцию: 1) регулирует положение руки относительно тела и заданной траектории изображения, т. е. воспроизводит общую «конструкцию» требуемого изображения (по терминологии Мира-Лопеца — макрорисунка), 2) регулирует движения руки (и в частности, кисти) относительно отдельных участков рисунка, его деталей (микрорисунка). Тестирование производятся при горизонтальном и вертикальном положении рабочего поля. В первом случае движения выполняются в направлении «влево - вправо» (что обозначено как движения в горизонтальной плоскости) и «от себя - к себе» (в саггитальной плоскости). Во втором случае движения производятся «вверх - вниз» (вертикальная плоскость). По окончании опытов измеряются отклонения полученных рисунков от эталонных: разница в размерах и сдвиги в расположении (в линейном и угловом выражениях). Усредненные по каждому тесту результаты сравниваются со стандартизованными шкалами. «Разница между значениями отклонений правой и левой руки говорит о степени внутриличностной интегрированности, то есть большем или меньшем совпадении устойчивых, глубинных, конституциональных установок и установок приобретенных, поверхностных, проходящих. Первые, или особенности темперамента, отчетливее проявляются в действиях «менее социализированной» или неведущей руки (чаще левой), в то время как вторые, или характерологические, проявляются в движениях той руки, которой субъект владеет лучше (чаще правой). В эксперименте с зигзагами, выполняемом двумя руками одновременно, выявляется способность индивида компенсировать свою дезинтеграцию, иными словами, то, насколько действия одной руки влияют на действия другой в ходе выполнения задания». Автор методики рекомендует проводить опыты и анализировать их итоги в определенной последовательности: 1) линеограммы, 2) зигзаги (и круги), 3) лестницы, 4) цепи, 5) параллели (и скобки), 6) интрапсихическая когерентность. Под последней понимается «константность, наблюдаемая при сравнении характеристик движения правой (реактивной, ситуативной, фенотипической) и левой (конституциональной, постоянной, генотипической) рук». Методика дает возможность оценивать целый ряд личностных особенностей человека: 1. Постоянные, коституциональные, генотипические стереотипы реагирования, которые выражаются в характере движений неведущей руки. 2. Ситуационные, поверхностные, временные, фенотипические особенности реагирования, которые выражаются в движениях ведущей руки. 3. Степень интрапсихической когерентности, выявляемой через соотношение отклонений в движениях правой и левой рук. 4. Уровень агрессивности. Определяется с помощью средневзвешенного показателя первичных отклонений в заданиях, выполняемых в саггитальной плоскости. 5. Склонность к депрессии или эйфорической экзальтации. Определяется с помощью средневзвешенного показателя первичных отклонений в заданиях, выполняемых в вертикальной плоскости. 6. Преобладание экстратенсии или интротенсии (двигательных коррелятов личностных параметров экстраверсии и интроверсии). Определяется по первичному отклонению в заданиях, выполняемых в горизонтальной плоскости, и поверяется данными об осевом отклонении зигзагов, цепей и параллелей. 7. Врожденный уровень эмотивности. Определяется по вторичному отклонению движений левой руки. 8. Склонность к тревоге или апатии. 9. Преобладание возбуждения или торможения. 10. Уровень интеллектуального развития. 11. Признаки наличия конфликтных ситуаций или дезориентации. 12. Признаки наличия патологических особенностей личности. К последним Мира-Лопец относил следующие характеристики, тщательно изученные им и другими исследователями с помощью миокинетической методики на довольно обширных контин-гентах испытуемых: 1) особенности личности представителей «примитивных» племен; 2) личностные особенности лиц, осужденных за убийство; 3) особенности психопатических личностей; 4) симптомы шизофрении; 5) симптомы циклофрении; 6) симптомы эпилептоидных особенностей (дизритмия); 7) симптомы врожденной (олигофрения) и приобретенной (деменция) умственной отсталости; 8) симптомы психозов органического происхождения; 9) симптомы неврологических нарушений.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |