Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социометрия




Методы социально-психологической диагностики личности

Специфика социально-психологического подхода к изучению личности заключается в том, что личность рассматривается сквозь призму ее включенности в различные социальные группы.

Все многообразие методов подобного рода представить невозможно. Ограничимся четырьмя характерными методами: социометрией, групповой оценкой личности, референтометрией, методикой Филлера.

Социометрический тест (или социометрия) был предложен для диагностики межличностных эмоциональных связей, т. е. взаим­ных симпатий и антипатий между членами группы, американс­ким психологом Я. Морено в 1930-е годы. Основные задачи, решаемые с помощью социометрии: 1) изме­рение степени сплоченности-разобщенности в группе; 2) выяв­ление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; 3) об­наружение внутригрупповых подсистем - сплоченных образова­ний, во главе которых находятся свои неформальные лидеры.

Основной измерительный прием социометрии - вопрос, от­вечая на который каждый член группы проявляет свое отноше­ние к другим. Например, «С кем бы вы хотели (не хотели) сидеть рядом на лекции?», «Кого бы вы выбрали (не выбрали) старостой группы?», «Кого бы вы пригласили (не пригласили) на свою свадь­бу?» и т. п. Вопросы строятся на принципе эмоционального вы­бора (предпочтения) партнера общения или совместной деятель­ности. В вопросе заключен так называемый социометрический критерий, т. е. тот признак, по которому испытуемый должен сде­лать свой выбор и который отражает изучаемую сторону взаимо­отношений в группе (взаимопомощь, лидерство, уважение, сим­патии и др.).

Ответы каждым членом группы записываются в специальной карточке (анкете, опросном листе). Социометрическую карточ­ку не рекомендуется перегружать большим числом критериев (следовательно, и вопросов). Важно, чтобы эти критерии были логически связаны между собой и вызывали бы активный инте­рес у большинства опрашиваемых, а смысл вопросов был бы очевиден для всех. Обычно для получения полной картины в оп­росный лист вносят и положительную (предпочтение), и отрица­тельную (отвержение) формулировку критерия, что отражено в приведенных выше примерах.

Полученные от всех членов группы ответы по каждому кри­терию отдельно объединяются в социометрической матрице. Анализ социоматрицы дает нагляд­ную картину взаимоотношений в группе. Так, в нашем приме­ре максимум предпочтений получил А. Следовательно, он и будет «лидером» («звездой») по данному критерию. Явными аутсайдерами выступают Гя К. Таким образом, выявлен так на­зываемый социометрический статус каждого члена группы, т. е. его позиция по шкале авторитетности - предпочтения по дан­ному критерию. Наибольшее число выборов сделал В (четыре), что говорит о его большей эмоциональной экспансии по сравне­нию с другими. С психологической точки зрения эмоциональ­ная экспансивность характеризует потребность личности в об­щении. Видно также, что положительных выборов по всей группе больше, чем отрицательных, что указывает на определенный уровень сплоченности группы. Для усиления информа­тивности этих данных обычно их представляют в виде так называемых индексов, т. е. соответствующих величин, получаемых путем вычисления по специальным формулам. Дополнитель­ную информацию получают при сравнении социоматриц по разным критериям.

Социометрическая матрица

Кто выбирает Кого выбирают Итого Σ выборов
№ позиции ФИО (шифр) А Б В Г Д Е К + -  
  А - + +              
  Б + -                
  В + + - - -          
  Г +   + -   -        
  Д + +     - -        
  Е +       - -        
  К             -      
итого +                    
итого -                    
Σ выборов                      

 

В нашем примере дан вариант непараметрической процедуры социометрии. Это означает, что число выборов не регламентиру­ется. Каждый может сделать любое число выборов (как положи­тельных, так и отрицательных) в пределах группы, исключая, ес­тественно, самого себя. В нашем случае количество выборов может быть любым в пределах от 0 до 6. Однако при значительных раз­мерах группы число связей так увеличивается, что проанализи­ровать их становится трудно (особенно без вычислительной тех­ники). Поэтому в практике социально-психологических исследований при группах более 12-16 человек число выборов ограничивают. Это называется параметрической процедурой. Обычно для групп в 22-25 участников каждому предлагают вы­брать не более 4-5 человек. Считается, что социометрическое ограничение или «лимит выборов» не только облегчает обработ­ку данных, но и повышает их надежность, поскольку заставляет испытуемых внимательно относиться к своим ответам, выбирать только тех представителей группы, которые действительно соот­ветствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища.

Без такого ограничения часто получают ответы, продиктованные общей лояльностью (или нелояльностью) ко всем членам коллек­тива. Однако, в параметрическом варианте теряется все возмож­ное многообразие связей, выявляются только наиболее субъек­тивно значимые. Кроме того, нет возможности оценить эмоциональную экспансивность, так как ей этим лимитом очер­чен предел.

На основе социоматрицы возможно и более наглядное пред­ставление результатов в виде графического изображения свя­зей. Такое изображение называется социограммой. На этих схе­мах условными символами обозначаются члены группы и связи между ними. Обычно исследуемые люди изображаются круж­ками с соответствующим шифром (номер позиции, инициалы и т. п.), а связи - стрелками, направленными от того, кто выс­казывает отношение, к тому, о ком оно высказывается. Поло­жительный выбор (симпатия) - сплошной стрелкой, отрица­тельный - пунктирной. Возможны и другие варианты символизации. Наш пример будет выглядеть так.

Социограмма

Из рисунка видно, что А - явный лидер группы, вместе с Б и В образующий ее ядро. Д и Е испытывают взаимную неприязнь, а К оказывается вообще вне контактов с остальными - «отвергну­тый», «пария». Для улучшения группового климата надо повли­ять на отношения между Д и Е или перевести их в другой коллектив. Целесообразно вывести из группы отвергнутого. Потеря же лидера А нарушает эмоционально-психологическую целостность группы, ибо он ее цементирует и является активным носителем групповых норм и традиций.

Рассмотренная схема является социограммой произвольного вида. На ней расположение членов группы ничем не регламенти­ровано, разве что из соображений гармоничности рисунка и ми­нимума пересечений. Если же расположение испытуемых на со-циограмме моделирует их действительное местоположение во время совместной деятельности (например, в рабочем помещении), то говорят о локограммном виде схемы (от «локус» - место).

Широкое применение получили концентрические, или социограммы-мишени. На них все члены группы помещены на концен­трических окружностях по принципу: чем выше их положитель­ный статус, тем ближе к центру они расположены.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.