КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Территориальные подсистемы мониторинга Росгидромета
На базе Росгидромета формируется наблюдательная сеть и фонд данных о состоянии среды, называемая Государственная сеть мониторинга окружающей среды (ГСМОС). ГСМОС одна из главных подсистем ЕГСЭМ, занимающаяся оценкой качества воздушной и водной среды, а также почв. Большинство звеньев ГСМОС функционируют уже 30-40 лет. ГСМОС состоит 22 территориальных управлений (например, Уральское управление гидрометеорологии, г. Екатеринбург) и подчиненных им Центрам в каждом из субъекте Федерации. В нашей области это Челябинский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Центрам подчинены лаборатории и обслуживающий персонал постов. Органы Росгидромета располагают систематизированными данными измерений, проводившихся в одних и тех же точках по единым методикам в течение многих лет. Эти ряды данных по своей полноте и продолжительности являются уникальными, по ним можно судить о долговременной динамике тех или иных показателей. По состоянию на начало 2002 года в ГСМОС [2] осуществлялись наблюдения - за загрязнением воздуха в 222 городах и промышленных центрах на 611 постах, где одновременно с метеорологическими показателями измерялась концентрация от 5 до 25 веществ; - за загрязнением поверхностных вод суши, где с одновременным измерением гидрологических характеристик, определялись физические и химические параметры (до 25) на 1195 водных объектах на 2390 створах. В том числе от 2 до 6 гидробиологических показателей качества воды определялись на 183 створах 107 водных объектов в 6 гидрографических районах; - за загрязнением в прибрежных районах 8 морей, омывающих РФ, на 160 станциях (до 24 гидрохимических показателей); - за радиационной обстановкой, причем а) измерения мощности экспозиционной дозы гамма-излучения проводились на 1223 пунктах; б) на 400 пунктах оценивалось выпадение радиоактивной аэрозоли из атмосферы; в) концентрация радиоактивных аэрозолей в приземном слое измерялась на 57 пунктах, а содержание трития в осадках на 30 пунктов; д) содержания стронция-90 Sr90 и других радионуклидов измерялось на 46 пунктах вод суши и 15 морских станциях. - за трансграничным переносом веществ на 5 станциях, где измерялось до 20 показателей; - химическим составом (11-20 веществ) и кислотностью осадков на 124 станциях и 118 пунктах, химическим составом снежного покрова на 555 пунктах; - фоновые наблюдения среды на 5 станциях комплексного фонового мониторинга в биосферных заповедниках; - сеть комплексного мониторинга загрязнения окружающей среды и состояния растительности на 30 постах вокруг крупных промышленных предприятий, там где отмечается существенные повреждения на достаточно больших площадях и в ценных лесах –памятниках природы. На организацию измерений в территориальных единицах Росгидромета существенно влияет характер антропогенного загрязнения окружающей среды. Так многие посты на реках установлены ниже сбросов сточных вод крупных предприятий. В городах действуют стационарные, маршрутные и подфакельные посты наблюдения за качеством воздуха ориентированные на выбросы определенных предприятий, а программа измерения зависит от приоритетных для данного места веществ. На субъект федерации обычно приходится несколько десятков постов, обычно в крупнейших городах. Доступ к первичным данным таких наблюдений затруднен, но доступны обобщенные характеристики за тот или иной период в справочниках «Обзор загрязнения окружающей среды в Российской Федерации», «Ежегодник состояния загрязнения атмосферы в городах России», «Ежегодник качества поверхностных вод РФ» и др. Управления и Центры издают ежегодники в которых, кроме гидрометеорологических данных есть разделы загрязнение атмосферы, качество поверхностных вод, данные радиационного мониторинга. Значительный объём гидрометеорологических данных и загрязнении среды накоплен во Мировом центре данных (г. Обнинск, НПО «Тайфун»). 2.4 Территориальные подразделения МПР [1] Территориальные подразделения МПР занимаются непосредственными измерениями качества воды и воздуха лишь в незначительной степени, как правило, в связи с конкретным предприятием-загрязнителем. Это соответствует разделению обязанностей в рамках Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая поручает МПР «организацию мониторинга источников антропогенного воздействия», в отличие от Росгидромета, к чьим обязанностям относится организация мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. Определение качества воды и воздуха проводится органами МПР, прежде всего, в связи с функционированием экономического механизма природопользования — платежами предприятий за загрязнение окружающей среды (экологический налог) и штрафами. Эти платежи устанавливаются исходя из объемов выбросов в атмосферу и сбросов сточных вод предприятия и их соотношения к установленным по проекту предельно допустимым выбросам (ПДВ, см далее) и сбросам (ПДС). В существующей системе предприятие само осуществляет контроль за своими выбросами и сбросами. Основной источник определения их объемов — статистическая отчетность предприятия (статистические формы 2-ТП (воздух), 2-ТП (водхоз), 2-ТП (токсичные отходы)). Главной целью измерений, проводимых органами МПР, являются, как правило, не систематические наблюдения, а выборочный контроль за достоверностью статистической отчетности, за выполнением требований нормирования. По своим задачам эти измерения находятся в одном ряду с такими мероприятиями, как, например, периодические посещения предприятия для проверки работы очистных сооружений. Измеряются определенные параметры отходящих газов или сточных вод, а также характеристики состояния воздуха и водного объекта. Чтобы обеспечить возможность таких измерений, на областном уровне создаются аналитические инспекции, располагающие соответствующими средствами. На районном уровне такие средства отсутствуют, поэтому инспектор пользуется данными, полученными областной (республиканской) инспекцией. Результаты собственных измерений системы МПР не обладают такой степенью систематичности, как сведения Росгидромета, но могут оказаться полезными в случаях, когда в центре проблемы находится предприятие-загрязнитель. Подразделения Министерства природных ресурсов, связанные с использованием и охраной недр (бывшее Министерство геологии), проводят радиационные съемки, налаживают мониторинг подземных вод, экзогенных геологических процессов, издают карты радиационного и/или химического загрязнения почв. Департамент лесного хозяйства МПР путем регулярного обновления соответствующих карт отслеживает состояние лесов, включая возрастной и породный состав, плотность стояния деревьев, бонитет лесонасаждений. Следует отметить, что органы МПР могут также располагать ценной информацией о состоянии окружающей среды, полученной от других ведомств. В рамках разделения обязанностей, установленного в ЕГСЭМ, именно МПР отвечает за координацию деятельности всех министерств и ведомств в области мониторинга окружающей среды. В МПР должны стекаться результаты всех видов мониторинга, связанного с окружающей средой. МПР РФ и его подразделения в регионах ежегодно издают «Государственные доклады о состоянии окружающей природной среды» — наиболее общие документы об экологическом состоянии территорий. Данные Росгидромета, комитетов по земельным ресурсам, комитетов по недрам, органов Госсанэпиднадзора занимают существенное место в ежегодных докладах о состоянии окружающей среды. 2.5 Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения (Госсанэпиднадзор). К компетенции системы Госсанэпиднадзора относятся вопросы, связанные с инфекционными заболеваниями, а также заболеваниями, вызванными воздействием факторов состояния окружающей среды. Поэтому в обязанности данного ведомства входит и мониторинг состояния окружающей среды в той мере, в какой оно связано со здоровьем населения. Органы Госсанэпиднадзора измеряют параметры качества воздуха внутри и на границах санитарно-защитных зон хозяйственных объектов. Отбор проб обычно проводится под факелом выброса промышленных зон и крупных предприятий (подфакельные наблюдения). В отличие от Росгидромета, Госсанэпиднадзор проводит контроль выборочно (раз в сутки, в течение одного месяца в квартал), либо эпизодически, по заявкам предприятий, осуществляющих мониторинг. Программа измерений обычно включает 4—6 веществ (концентрации СО, SО2, NО2, NO), а также параметры, установленные с учетом местного перечня приоритетных загрязняющих веществ. К компетенции Госсанэпиднадзора относится прежде всего контроль качества питьевой воды. Проводятся химические и бактериологические анализы воды у водозаборов, после водоподготовки, в некоторых местах водоразборной сети. В сферу внимания Госсанэпиднадзора попадают также используемые для питьевых целей родники, колодцы, водоемы официально установленных рекреационных зон (пляжи и т.п.), сбросы муниципальных очистных сооружений и предприятий, находящихся в пределах населенных пунктов. Госсанэпиднадзор — единственная система, которая занимается контролем качества воздуха внутри помещений, в частности в рабочей зоне предприятий. К компетенции этого ведомства относятся также измерения, связанные с «экологией жилища», т.е. определение качества воздуха в жилых помещениях и качества питьевой воды. Органы системы Госсанэпиднадзора действуют как на уровне субъекта федерации (республики, края, области), так и на уровне района, причем система Госсанэпиднадзора — единственная из ведомственных систем, которая имеет районные подразделения со штатными средствами измерений и лабораториями. Однако эти лаборатории обычно оснащены устаревшим оборудованием и имеют только внутриведомственную аккредитацию. Как следствие, концентрации одних и тех же веществ, по данным Росгидромета и Госсанэпиднадзора, могут сильно различаться в одних и тех же местах. Задание. 1. Используя ежегодные комплексные доклады основных участников мониторинга в регионе (Росгидромет, МПР, и СЭС): А) опишите структуры этих служб, в том числе охарактеризуйте задачи подразделений, виды мониторинга, объекты и т.д., сравнивая их с пунктами 2.5-2.6 Б) определите качество излагаемой службами информации по методу подачи, доступности изложения для непрофессионалов, по степени отражения цепочки «источник загрязнения - уровень загрязнения среды - влияние на человека, животный и растительный мир». Выводы подтвердите примерами.
Литература. (1) Джангиров Д. А., 2003: Основные направления совершенствования работ специального назначения в области гидрометеорологии и мониторинга состояния окружающей среды и использования специализированной информации субъектами предпринимательской деятельности.// Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. –М. «ВИНИТИ», №5, 2003 с 55-61 (2) Стурман, В.И., 2003: Экологическое картографирование.- М. Аспект Пресс,-251 с. (3) Новоселова О., 2001: Система экологического мониторинга в Российской Федерации: перспективы развития ЕГСЭМ. Экоинформ, 2001, №10, с.52-60.
[1] Параграфы 2.3-2.5 цитируется по книге В. Стурмана, 2003 с небольшими изменениями
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |