Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перекрестная эластичность спроса и эластичность спроса по доходу




Функция спроса на какое-либо благо, как мы уже видели, показывает зависимость спроса не только от цены данного блага, но и от других факторов. Среди них, в частности, цены других товаров-заменителей и дополняющих товаров. Можно определить реакцию спроса на изменение цен

 

 

Таблица 2.5

Зависимость расходов покупателей (выручки продавцов) от ценовой эластичности спроса

Спрос Цена Количество блага Расходы покупателей (выручка продавцов)
Эластичный падает растет растет
  растет падает падает
Неэластичный падает растет падает
  растет падает растет

 

этих товаров. Это будет перекрестная эластичность спроса.

Перекрестная эластичность спроса на благо есть реакция спроса на это благо в ответ на изменение цен других благ.

Принцип измерения всех видов эластичностей один и тот же: мы соотносим относительное изменение зависимой величины с относительным изменением влияющей на нее независимой величины.

Перекрестная эластичность спроса есть процентное (относительное) изменение в количестве блага деленное на процентное (относительное) изменение в цене другого блага.

Это же можно выразить в виде формулы:

 

EDij = D QD i%/D P j%,

 

где EDij – ценовая эластичность спроса, D QD i% - означает относительное изменение в спросе на некое i -e благо в процентном выражении, а D P j% - относительное изменение цены некоего j -го блага в процентном выражении.[12]

Если j -e благо - товар-заменитель, то значение перекрестной эластичности спроса будет положительным. Как известно, на изменение цены товара-заменителя спрос на благо реагирует в том же направлении.

Если же j -e благо – дополняющий товар, то значение перекрестной эластичности спроса будет отрицательным, поскольку на изменение цены дополняющего товара спрос на благо реагирует в обратном направлении.

Основное, что определяет абсолютные величины перекрестной эластичности спроса - это степень близости товаров-заменителей и дополняющих товаров. Иначе говоря, речь здесь идет о том, в какой мере товары могут служить заменителями какого-либо блага или дополнять его.

Перекрестная эластичность имеет важное практическое значение для политики предприятия, которое интересует как изменение цены товара-заменителя, выпускаемого конкурирующей фирмой, повлияет на цену выпускаемого ею блага. Не менее важна для предприятия и информация, касающаяся влияния цены дополняющего товара на производимый ею товар.

Перекрестная эластичность рассчитывается и при определении границ товарных рынков. Так, например, если рынок какого-то товара захватило одно предприятие, но этот товар имеет близкие заменители, то перекрестная эластичность будет значительно ниже нуля. В этом случае рынок всех этих товаров-заменителей можно рассматривать как рынок одного товара (блага, удовлетворяющего одну и ту же потребность). Поэтому конкуренция на таком рынке остается, несмотря на то, что выпуск каждой из разновидностей товаров-заменителей может целиком и полностью контролироваться единственным предприятием. Здесь знание значения перекрестной эластичности очень важно для выработки правильной антимонопольной политики государства, о которой речь пойдет в главе 6.

Можно также определить реакцию спроса на изменение дохода покупателей. Это будет эластичность спроса по доходу.

Эластичность спроса на благо по доходу есть реакция объёма спроса на это благо в ответ на изменение доходов потребителей.

Измеряется эта эластичность, в принципе, аналогично ранее рассмотренным видам эластичности.

Эластичность спроса по доходу есть процентное (относительное) изменение в количестве блага деленное на процентное (относительное) изменение в доходе потребителей.

Это же можно выразить в виде формулы:

 

EDI = D QD %/D I %,

 

где EDI –эластичность спроса по доходу, D QD % - относительное изменение в спросе на благо в процентном выражении, а D I % относительное изменение в доходе потребителей в процентном выражении.[13]

Можно заметить, что все формулы эластичности очень похожи. Числитель фактически не меняется, а место знаменателя каждый раз занимает тот фактор, влияние которого на спрос мы рассматриваем. Так, хорошо видно, что выражение эластичности спроса по доходу очень напоминает выражение ценовой эластичности спроса с тем лишь изменением, что на месте цены блага оказывается доход потребителей.

При оценке значений эластичности спроса по доходу нас интересуют не столько абсолютные величины (хотя они также представляют интерес), сколько тот факт, являются ли они положительными или отрицательными. Нормальные блага имеют положительную эластичность по доходу, низшие блага - отрицательную.

На эластичность спроса по доходу влияют:

1. Степень насущности благ. Понятно, что спрос на доступ в Интернет имеет гораздо более высокую эластичность по доходу по сравнению, например, с хлебом или картофелем. При росте доходов выше определенного уровня спрос на услуги «всемирной паутины» начинает расти опережающими темпами по сравнению с доходами их потребителей. В то же время спрос на указанные насущные блага по мере роста доходов в лучшем случае растет очень медленно, а, как правило, падает.

Однако заметим и тот очевидный факт, что при значительном снижении доходов населения Интернет-провайдеры пострадают от сокращения спроса на свою продукцию гораздо сильнее хлебокомбинатов, так как связь с миром не утоляет голод.

2. Степень насыщения потребителя. Потребности людей безграничны в их совокупности, но потребности в большинстве отдельных благ ограничены. Для каждого из них существует свой предел насыщения. Если, допустим, обеспеченные семьи приобрели по микроволновой печи, то вряд ли они даже при росте доходов вскоре купят вторую. Эластичность спроса по доходу для микроволновых печей начнет заметно снижаться.

Зная эту закономерность, производители бытовой техники стремятся постоянно обновлять ее, улучшая потребительские свойства. Тем самым они пытаются побудить обеспеченных потребителей приобретать новую технику, не дожидаясь физического износа старой.

Особенно такое поведение характерно для производителей персональных компьютеров и компьютерных программ. Их политика состоит в том, чтобы постоянно создавать новые программы, требующие все более качественных процессоров. Через три-четыре года после приобретения персонального компьютера человек вынужден задумываться об его модернизации или даже приобретении нового.

3. Уровень доходов потребителей. Для одного и того же блага эластичность спроса по доходу может различаться в зависимости от того, к какой доходной группе принадлежат его потребители. Так, спрос на питание вне дома растет, как правило, темпами, превышающими темпы роста доходов, в то время как темпы роста спроса на хлебобулочные изделия значительно отстают от темпов роста доходов. Это можно заметить, сравнивая потребление высоко- и малообеспеченных (см. вставку 2.3)

 
 
  Вставка 2.3. Где эластичность выше?   В газете «Аргументы и факты» была опубликована предоставленная Всероссийским центром уровня жизни таблица, в которой содержалась информвация о том, во сколько раз высокообеспеченные тратят на питание и напитки больше, чем малообеспеченные. Приведем ее ниже.  
1. Хлеб и хлебопрдукты  
2. Овощи и бахчевые 3,5
3. Фрукты и ягоды 5,5
4. Сахар и кондитерские изделия 5,6
5. Мясопродукты и рыбопродукты  
6. Молоко и молокопродукты  
7. Масло растительное, маргарин и другие жиры 2,2
8. Расходы на питание вне дома  
9. Всего расходов на продукты питания 3,5
10. Расходы на покупку алкогольных напитков 8,8

Источник: Аргументы и факты, 2000, № 33. – С.8.

Несмотря на то, что здесь не даются конкретные сведения о величинах доходов высокообеспеченых и малообеспеченных, можно, тем не менее, определенно утверждать, что с ростом доходов (обусловливающим переход из группы малообеспеченных в группу высокообеспеченных) спрос на хлеб и хлебопродукты растет сравнительно медленно по отношению к росту дохода, а спрос на питание вне дома – весьма быстро. Поэтому приведенные в таблице данные позволяют ранжировать приведенные в таблице товарные группы по показателю эластичности по доходу. Чем выше разрыв в расходах, тем выше и эластичность по доходу.

 


 

 

Эластичность спроса по доходу имеет большое значение для предприятия, оценивающего размеры рынка для новой продукции. Руководителям предприятия необходимо четко представлять, для какой категории покупателей они собираются выпускать эту продукцию и когда будет достигнуто насыщение ею. Поэтому маркетинговые службы предприятий должны с максимально возможной точностью учитывать все, что влияет на эластичность спроса по доходу на выпускаемый на рынок продукт.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.