Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Понятие о методах и приёмах обучения

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Лекция 4.

Вопросы:

1. Понятие о методах и приёмах обучения.

2. Различные подходы к классификации методов обучения.

3. Общая характеристика методов обучения.

4. Критерии выбора методов обучения в начальных классах.

 

Понятийный аппарат: метод обучения ● методический приём ● рассказ ● объяснение ● лекция ● беседа ● дискуссия ● демонстрация ● наблюдение ● упражнение ● лабораторная работа ● практическая работа

 

Основная литература:

Дидактика / Авт.-сост.: В.В. Буткевич, С.А. Павлюченко, О.В. Толкачева. Минск, 2004. Гл. 5.

Капранова В.А., Тихонова И.Г. Основы школьной дидактики. Минск, 2002. Гл. 6.

Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. М., 2002. Гл. 14 (§ 3).

Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2006. Гл. 9.

Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2001. Гл. 8.

Харламов И.Ф. Педагогика. Минск, 2000. Гл. 11 (§ 1–5).

 

Дополнительная литература:

Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982. Гл. V.

Хуторской А.В. Современная дидактика. М., 2007. Гл. 4 (§ 2).

 

Слово «метод» (methodos) в переводе с греческого означает способ или путь познания.

В дидактике имеются различные определения понятия «метод обучения».

Метод обучения ― это способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач учебного процесса (Ю.К. Бабанский).

Более современное определение метода обучения звучит следующим образом.

Метод обучения ― это способ достижения цели обучения, система последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств познавательную и практическую деятельность учащихся по усвоению социального опыта, воплощенного в содержании образования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Метод обучения состоит из приёмов обучения (методических приёмов).

Приём обучения (методический приём) — это структурный элемент метода; это действие учителя, вызывающее ответную реакцию учащихся, соответствующую целям этого действия.

Так, например, лекция — это метод обучения, а вот приёмы, активизирующие внимание учащихся и облегчающие восприятие учебного материала: сообщение плана лекции; запись учащихся базовых понятий темы; показ учителя; сравнительная характеристика учителем двух и более объектов; риторический вопрос и т.п.

Одни и те же методические приёмы могут входить в состав разных методов обучения. А один и тот же метод может быть реализован посредством различных приёмов. В обучении также возможны переходы методов в приёмы и наоборот.

 

Вопрос 2. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ.

Чтобы педагог-практик не потерялся среди множества эмпирических приёмов, их нужно связать в стройную систему (классификацию).

Классификация методов обучения по источнику знаний. Наиболее широкую известность приобрела классификация методов обучения, которую разработали в 1940―50-е годы Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе. Эти ученые считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать источники, из которых черпают знания учащиеся. На этой основе они выделили три группы методов: словесные, наглядные и практические. Действительно, слово, наглядные пособия и практические работы широко используются в учебном процессе.

Практические методы. Источник – личный опыт учащихся.

Словесные методы обучения делятся, в свою очередь, на монологические и диалогические. К монологическим относятся рассказ, объяснение, лекция. К диалогическим принадлежат беседа, дискуссия, работа с источниками (прежде всего, с учебником).

Словесные методы обучения заметно доминировали в Средние века.

Кларк Керр, американский педагог, выделяет четыре «революции в области методов обучения». Первая состояла в том, что учителя-родители уступили место профессиональным учителям. Существо второй заключалось в замене устного слова письменным. Третья революция привела к введению в обучение печатного слова, а четвертая, свидетелями которой мы являемся, направлена на частичную автоматизацию и компьютеризацию дидактической работы.

Хуан Луис Вивес, Мишель Монтень: «дети должны становиться мудрыми из самих себя, а не из книг». Они уже в XVI в. подвергли острой критике догматическое обучение.

Критике был подвергнут и т. н. эротематический (вопрошающий) метод, который при одностороннем использовании также не давал ученикам инструментальных знаний, приобретенных путем «познания вещей, а не чужих наблюдений и свидетельств» (Песталоцци).

Было установлено, что эвристика действительно обеспечивает самостоятельность движения к знаниям, а также получение прочных оперативных знаний и умений, но вместе с тем она требует слишком много труда и времен для получения этих результатов.

Независимо от роли, которую в разные периоды приписывали тем или другим методам обучения, ни один из них, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Хороших результатов в дидактической работе можно достигнуть только при использовании многих методов, поскольку ни один из них не является универсальным.

Рассказ и объяснение учителя – наиболее распространенные методы организации учебной работы.

Рассказ – метод повествовательно-сообщающего изложения изучаемого материала учителем и активизации познавательной деятельности учащихся. Чаще всего рассказ используется при предъявлении учебного материала, который носит описательный характер. Например: краткая биография писателя на занятиях по литературе, материал о географическом положении и природных условиях той или иной страны по географии и истории, факты и примеры, относящиеся к истории научных открытий по физике, химии, математике.

Темой рассказа обыкновенно бывает чисто фактическое описание какого-либо …………………… природной зоны, ……………. и т. п.

Учитель прибегает к рассказу в том случае, когда сообщает о том, что он сам видел или знает достаточно конкретно со слов очевидцев или из подробных описаний.

Как правило, рассказ не заполняет собой всего урока, а сочетается с объяснением, работой над учебником, беседой и другими методами обучения. Рекомендуется продолжительность рассказа не более 10–15 минут.

 

Рассказ активизирует восприятие, развивает интерес, любознательность, воображение и мышление школьников. Данный метод применяется на всех этапах школьного обучения, но в наиболее явном виде – на этапе ознакомления учащихся с новым материалом для создания целостного представления об изучаемом объекте. На других этапах метод рассказа, как правило, сочетается с другими методами.

Рассказ должен удовлетворять требованиям художественности, образности, конкретности.

Умение пользоваться живым словом, «рисовать словами».

Рассказ – в форме словесного описания. Слова, используемые учителем, должны быть понятны для учащихся.

Содержание рассказа должно опираться на уже имеющийся у учащихся опыт, одновременно расширяя и обогащая его новыми элементами.

Рассказ – сжато, ясно и пластично; служить образцом, приучая школьников грамотно выражать свои мысли с первых лет обучения.

 

Эффективность метода обеспечивается продуманностью плана рассказа, последовательностью изложения материала, обоснованностью используемых примеров и фактов, применением приемов сравнения и сопоставления, ясностью, эмоциональностью, наличием выводов. Продолжительность рассказа на уроке не должна превышать 10―15 минут.

Рассказчиком может выступать не только учитель, но и хорошо подготовленный ученик.

Словесные методы обучения делятся на две группы: монологические и диалогические.

Метод рассказа. Как говорит само название, метод рассказа — это тот путь обучения, при котором учитель рассказывает, излагает связанный с прорабатываемым учебным вопросом материал, а учащиеся слушают и воспринимают его. Этот метод больше всего применяется при объяснении нового материала и используется главным образом в основной части урока. Метод рассказа используется в преподавании всех предметов, но особенно велик его удельный вес в преподавании гуманитарных дисциплин (истории, литературы и др.).

Метод рассказа не только значительно сокращает путь от незнания к знанию, но обеспечивает также сознательное и твёрдое усвоение учащимися систематизированных знаний, способствует развитию у них логического мышления и воспитанию способностей использовать свои познания.

Для эффективного применения метода рассказа учителю необходимо руководствоваться следующими положениями:

1. Содержание рассказа должно быть на высоком идейно-политическом уровне и полностью соответствовать современному состоянию соответствующей науки. Качество рассказа определяется прежде всего правильным подбором и полным соответствием материала программе и обеспечением во всём процессе рассказывания идейно-политической направленности.

2. При определении метода рассказа в общей системе методов обучения всегда надо исходить из специфики содержания учебного материала, его характера и степени сложности, а также из того, в каком классе и в каких конкретных обстоятельствах применяется этот метод. Так, например, в начальных классах рассказ не должен длиться свыше 8—10 минут, и необходимо сменять его другими методами (беседы, практические упражнения и т. д.), тогда как в старших классах можно расширить пределы его использования.

3. В рассказе должны соблюдаться точная последовательность, соответствующая системе самого предмета. Поэтому необходимо заранее располагать намеченные к проработке вопросы в той последовательности, как это предусматривают программы и учебники. Это должно быть отчётливо отражено в плане урока, и надо в строгом соответствии с принципом последовательности вести изложение учебного материала.

4. Рассказ надо строить так, чтобы учащиеся легко могли отделить главное от второстепенного, и необходимо обращать особое внимание на сознательное понимание и усвоение ими рассказа. Учитель должен в самом процессе изложения, рассказывания заострить внимание учащихся на узловых вопросах, планомерно подчиняя им второстепенные, и обеспечивать такое раскрытие самых сложных вопросов, чтобы они были понятны каждому учащемуся.

Правильное использование метода рассказа требует также соблюдения правильной структуры самого изложения. Во всяком изложении различают три элемента, или ступени:

1) вступление, в котором учитель знакомит учащихся с целью рассказа и с тем, какие основные вопросы охватываются его содержанием; этим достигается стимулирование в учащихся интереса и внимания, необходимых для того, чтобы они прослушали, поняли и усвоили намеченный к рассказу учебный материал;

2) основная часть рассказа, содержащая изложение и объяснение поставленных во вступлении вопросов;

3) заключительная ступень, на которой приводится в систему изложенное и делаются основные выводы.

Построение рассказа следует тщательно продумать и предусмотреть его планом урока.

Объяснение — это доказательное изложение какого-либо закона, правила, хода решения задачи, устройства прибора, а также анализ соответствующих явлений природы, исторических событий и дат, особенностей художественного произведения.

Метод объяснения, как и метод рассказа, применяется в основном при изучении нового материала, а именно: при раскрытии значения слов и понятий, принципов действия различных устройств, построении системы научных рассуждений и доказательств, раскрытии причинно-следственных связей, изложении теоретических положений, раскрывающих сущность явлений природы или общественной жизни.

Эффективность метода объяснения зависит от глубокого знания учителем научного компонента содержания учебного предмета, четкой постановки задач, определения сущности изучаемой проблемы, последовательности раскрытия причинно-следственных связей, аргументации, построения доказательств, точности формулировок, глубины и доступности изложения, коррекции полученных учениками знаний, мобилизации внимания детей.

Метод объяснения используется для работы со всеми возрастными группами, однако более эффективным он является в средних и старших классах. Это обусловлено большей развитостью у учащихся абстрактного мышления и возрастающим усложнением учебного материала.

Объяснение, в отличие от рассказа, не только воздействует на воображение и чувства и стимулирует конкретно-образное мышление, но и активизирует дедуктивно-гипотетическое мышление слушателей. Структура лекции – более строгая. Посвящена описанию сложных объектов, явлений, событий и процессов, имеющихся между ними связей и зависимостей.

Четкость, логически компактная структура, живой язык, своевременное включение обобщений, а также многосторонность в раскрытии основной содержательной линии.

Метод школьных лекций. Рассказ и объяснение применяются при изучении сравнительно небольшого по объему учебного материала. Начиная же с VII—VIII классов учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20—30 минут урока, а иногда и весь урок. Поэтому применяют лекционный метод обучения.

Слово «лекция» латинского происхождения и в переводе на русский язык означает «чтение». Лекция предполагает, что учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя при этом разнообразные приемы активизации познавательной деятельности учащихся.

Посредством школьной лекции преподаватель в течение определённого времени непрерывно, в логической последовательности излагает учебный материал, а учащиеся активно слушают и воспринимают изложенное. Этот метод обучения применяется преимущественно в старших классах средней школы.

Попутно задаются вопросы, чтобы выяснить, насколько учащиеся поняли материал; в случае необходимости даются дополнительные пояснения.

Лекция бывает сравнительно продолжительнее рассказа и наблюдения.

От лекционного метода, являющегося основным методом обучения в высших учебных заведениях, метод школьных лекций отличается прежде всего тем, что преподаватель высшей школы предварительно не проверяет знания студентов, в продолжает читать свой курс. Учитель же общеобразовательной школы приступает к лекции лишь тогда, когда он проверил готовность учащихся к восприятию новых знаний. Точно также по окончании лекции он выясняет степень и качество усвоения учащимися изложенного им материала, проводит упражнения и другие дополнительные работы, что не имеет и не может иметь места в высших учебных заведениях.

Задача метода школьной лекции заключается не только в приучении учащихся к самостоятельному мышлению и работе, но и в способствовании выработки в них умений и навыков, необходимых для подготовки к режиму и методам обучения в высшей школе.

Дидактические требования к школьной лекции:

а) материал лекции следует излагать в логической последовательности, не прерывая самого процесса изложения;

б) во время лекции по узловым вопросам темы делаются обобщения и в заключение формулируются общие по ней выводы;

в) учителю надо умело, не допуская отрывочности в изложении, использовать иллюстративные материалы, которые должны усилить степень доступности содержания лекции, оживить её и сделать весь педагогический процесс активным, последовательным.

 

В отличие от рассказа и объяснения, лекция характеризуется также большей научной строгостью изложения. Лекционная подача материала обеспечивает законченность и целостность его восприятия. Учащиеся включаются в процесс активных мыслительных действий и динамического «вживания» в реальность излагаемого (факторов, явлений, событий, исторических эпох, позиций героев, мир мыслей героев и идей ученых). У слушателей развивается устойчивое произвольное внимание, целеустремленность, навыки конспектирования.

Выделяют следующие основные виды лекции:

1) традиционная лекция, когда материал предъявляется в основном в готовом виде;

2) проблемная лекция или лекция проблемного характера, когда формулируется научная или практическая проблема (направления развития, способы и варианты, проблемы, прогнозируемые последствия);

3) лекция-беседа (разговорная лекция) применяется в случаях, когда слушатели владеют определенной информацией по проблеме или готовы включиться в ее обсуждение.

Школьная лекция не должна занимать урока целиком. Необходимо зарезервировать хотя бы 5–10 минут на проверку усвоения материала лекции и на разъяснение домашнего задания.

Для лекции более подходящими являются темы более широкие по содержанию.

В начале лекции дается ее краткий план (желательно записать его на доске), что помогает ученикам следить за изложением.

Важным является художественное оформление лекции: подбор качественных иллюстраций (картин, фотоснимков, слайдов), использование для зарисовок на доске цветных мелков …………….

Учитель должен специально учить школьников правильной записи лекций (выделять основное в лекции, излагать это основное в логической связи и последовательности). Следует выборочно проверять записи учащихся и ……………

Учитель может заготовить конспект лекции, но этот конспект должен быть кратким, с подчеркиванием и выделением главных моментов.

Беседа. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся к рассуждению и анализу в определенной логической последовательности изучаемых фактов и явлений и самостоятельному формулированию соответствующих выводов и обобщений.

По назначению в учебном процессе выделяют следующие виды беседы: 1) вводные или вступительные (организующие); 2) сообщения новых знаний; 3) закрепляющие; 4) контрольно-коррекционные.

Вводная беседапроводится в начале урока и обеспечивает подготовку учащихся к восприятию и усвоению нового учебного материала. Такого рода беседа способствует пониманию значения предстоящей работы, формирует представления о ее содержании, специфике и особенностях.

Имеет целью восстановить в памяти учащихся и собрать воедино все уже имеющиеся у них сведения по данной теме.

Немецкий педагог Гуго Гаудиг (1860–1923) критиковал метод беседы, утверждая, что беседа представляет собой искусственный, типично школярский метод. Следовало бы, чтобы наоборот, ученик спрашивал учителя.

Беседа:

● вводная;

● ознакомительная;

● закрепляющая;

● контрольная (опрос).

При сообщении новых знаний беседастроится в форме вопросов и ответов преимущественно при анализе прочитанных текстов. Она способствует подведению учащихся за счет умело поставленных вопросов, имеющихся у них знаний и жизненного опыта к усвоению новых знаний, определению понятий, поиску метода решения задачи. Грамотно организованная беседа создает субъективное впечатление, что ученик сам сделал «открытие», проделал сложный путь к научной истине.

Беседа при сообщении новых знаний может идти индуктивным путем (т. е. от частных известных наблюдаемых явлений к общим выводам) или дедуктивным (от общего положения к частным случаям).

Закрепляющая беседа проводится, как правило, в конце урока и имеет целью подытожить уже изученный по теме материал, закрепить его, сделать обобщения и выводы.

Контрольно-коррекционная беседаприменяется с целью определения уровня усвоения учащимися знаний, их коррекции, уточнения, дополнения, конкретизации.

Беседа может быть организована как фронтальная или индивидуальная.

Эффективность беседы зависит от тщательной подготовки учителя, продуманности вопросов, их логической последовательности. Вопросы должны развивать все виды мышления, соответствовать уровню развития учащихся. Со стороны учащихся ответы должны быть осознанными, и аргументированными и правильно сформулированными.

Беседа дает возможность втянуть в работу весь класс.

Беседа должна быть непринужденной и хорошо организованной.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Базис системы векторов. Переход от одного базиса к другому | Работа с учебной книгой
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 10006; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.