КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специфические особенности временного детского коллектива
Особенности формирования временного детского коллектива Лекция 4. Особенности формирования временного детского коллектива (ВДК). Стадии развития коллектива по А.Н. Лутошкину. Латинское слово collectivus переводят по-разному: сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В педагогической литературе коллективом называют объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков: общая социально значимая цель, общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности, отношения ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган, благоприятный психологический климат. Эти же признаки можно отнести и к детскому коллективу. Психологический климат – эмоциональный настрой коллектива, устойчивое явление, в котором на эмоциональном уровне отражаются складывающиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значительным явлениям окружающей жизни. Временный детский коллектив – малая группа подростков, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря. 1. Кратковременность функционирования. Обычно временный детский коллектив существует одну лагерную смену. За это время в ребенке возрастных изменений не происходит. Однако ребята привносят в коллектив детского оздоровительного лагеря свой опыт деятельности и отношений. Временный детский коллектив способствует интенсивности новых связей, контактов.
2. Сборный состав. В лагерные отряды собираются ребята, ранее не знавшие или почти не знавшие друг друга. 3. Автономность существования, когда ослабляется влияние на ребенка семьи, класса, улицы, компании, друзей и т.д. Все это создает условия для единства воздействий, впечатлений, проведения единых педагогических требований. Вожатый обладает уникальной возможностью влиять на индивидуальность каждого, на формирование общественного мнения. Здесь важно упомянуть об устанавливании воспитательного воздействие временного детского коллектива. 4. Публичный (коллективный) характер деятельности, общения, всей жизни. Практически 24 часа в сутки дети и взрослые находятся в обществе друг друга, когда «каждый поступок, действие личности, осуществляется в коллективе, «просвечивается» через коллективные нормы, установки, ценности». 5. Завершенность деятельности и развития. За период лагерной смены детское объединение совершает как бы законченный цикл от рождения до завершения функционирования. Отряд детского лагеря обладает двойственной природой. Во-первых, он является объектом целенаправленных воздействий вожатого и других взрослых. Во-вторых, отряд – это в значительной мере самостоятельно развивающееся образование, функционирование которого подчинено особым социально-психологическим закономерностям. Временные границы существования детского коллектива придают особый динамизм деятельности и общения («День как жизнь»). Происходит своеобразное «сжатие» во времени тех процессов, которые в постоянных группах идут дольше. Темп насыщенность и объем общения в ВДК (как правило ничего подобного не было в предыдущем опыте большинства детей) становится своеобразным «рентгеном», просвечивающим отношения и личностные характеристики каждого члена этого коллектива (вожатый для подростков не становится исключением, его тоже постоянно «просвечивают», оценивают и «испытывают на прочность»). ВДК – это складывающийся, вновь формирующийся коллектив, находящийся все время в динамике, в движении. Этапы формирования ВДК (Сергей Панченко) Первый этап – «номинальной группы». Члены ВДК пока только формально образуют отряд: общее у них только номер отряда и вожатый. У каждого из них свое мнение, свои ожидания, своя реакция. Общественное мнение отсутствует на протяжении 3-4 дней, которые мы называем оргпериодом. Но эти дни могут стать решающими для формирования коллектива: в это время складываются те предпосылки, из которых он разовьется. Второй этап – «диффузной группы» (термин психологов лабаратории А.В.Петровского). Все взаимоотношения на этом этапе обусловлены преимущественно эмоциональными моментами («нравится – не нравится»). Суждения, оценки, мнения, отношения и деятельность еще не определены опытом совместной деятельности общей целью. Влияние вожатого на развитие ВДК больше не монопольное в связи с появлением лидеров, формированием актива. Третий этап – этап коллектива. Существование общей цели, совместной деятельности, Общественного мнения. Внутри этого этапа существует период – заключительные 4-5 дней. Отношения пронизанные ощущением близкой разлуки, становятся особенно тесными теплыми.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 6367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |