Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь педагогики с другими науками. Основные категории педагогики




Основные категории педагогики

Объект и предмет педагогики могут быть конкретизиро­ваны определением понятийного аппарата педагогики как науки.

Ключевым понятием педагогики, обозначающим изучае­мую область и отделяющим ее от предметных областей других наук, является педагогический процесс.

Педагогический процесс — это совокупность закономер­ных и последовательных взаимодействий педагога и учащих­ся в целях своего развития.

Другие понятия (а это развитие, образование, обучение, воспитание, педагогические средства, педагогические усло­вия) отражают дифференциацию исходного понятия «педа­гогический процесс», уточняют его.

Развитие — количественные и качественные изменения ванатомо-физиологической, психологической и духовной сфе­рах личности; переход педагога и учащихся из одного состоя­ния в другое, более совершенное.

Развитие определяет цель, назначение педагогического процесса.

Образование — процесс и результат целенаправленного развития личности.

Образование как процесс (образовательный процесс) си­нонимично понятию «педагогический процесс», вкотором особо подчеркивается идея саморазвития личности, создания самим человеком своего собственного образа, своего «Я», со­здание самого себя.

Образование как результат — это определенный уровень развития, достижение уровня культуры, уровня общих и про­фессиональных знаний.

Воспитание — целенаправленное создание педагогичес­ких условий (условий развития участников педагогического процесса).

Обучение целенаправленная организация и стимулиро­вание учебно-познавательной деятельности учащихся вце­лях развития.

И воспитание, и обучение являются составной частью це­лостного педагогического процесса.

Педагогические средства инструментарий, совокуп­ность материальных и духовных предметов, приспособлений для осуществления профессиональной педагогической деятельности, организации иосуществления педагогического процесса.

Организуя педагогический процесс, педагог выстраивает систему педагогических средств.

Педагогические условия целенаправленно организован­ная педагогическая среда, система педагогических средств, педагогических взаимодействий для решения педагогичес­ких целей и задач.

Педагогическая практика, как и педагогическая наука, вне связи с другими пауками превратятся в сомнительные сен­тенции.

Профессионально выявляя закономерности функциони­рования педагогического процесса, организуя его на практи­ке, невозможно не осознавать сущность и критерии личности, неучитывать физиологических особенностей человека, не определять методологию педагогического взаимодействия.

Фундаментом педагогики является философия. Философс­кое знание, мировоззренческое по своей природе, служит ме­тодологическим основанием педагогического исследования. От системы философских идей (экзистенциональных, мате­риалистических, неопозитивистских, прагматических и др.). которыми руководствуются исследователи, зависят направ­ление педагогического поиска, определение цели, средств, ус­ловий, технологии педагогического процесса, характер взаи­модействия его участников ( педагогаи учащихся).

Философия является теоретической базой осмысления пе­дагогического опыта и разработки педагогических концепций.

Связь педагогики с психологией очевидна. Организация педагогического процесса, педагогического взаимодействия базируется на знании психологии развития человека, осо­бенностей различных психических процессов, психологии обучения и воспитания учащегося. Психология является важнейшим источником научного обоснования педагогическо­го процесса.

Связь педагогики с физиологией обусловлена необходимо­стью знания педагогом анатомо-физиологической сферы че­ловека, возрастных физиологических особенностей учащих­ся при организации педагогического процесса, обучения ивоспитания.

Тесные связи педагогика имеет также с социологией, поли­тологией, экономикой, медициной и другими науками.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.