КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Связь педагогики с другими науками. Основные категории педагогики
Основные категории педагогики Объект и предмет педагогики могут быть конкретизированы определением понятийного аппарата педагогики как науки. Ключевым понятием педагогики, обозначающим изучаемую область и отделяющим ее от предметных областей других наук, является педагогический процесс. Педагогический процесс — это совокупность закономерных и последовательных взаимодействий педагога и учащихся в целях своего развития. Другие понятия (а это развитие, образование, обучение, воспитание, педагогические средства, педагогические условия) отражают дифференциацию исходного понятия «педагогический процесс», уточняют его. Развитие — количественные и качественные изменения ванатомо-физиологической, психологической и духовной сферах личности; переход педагога и учащихся из одного состояния в другое, более совершенное. Развитие определяет цель, назначение педагогического процесса. Образование — процесс и результат целенаправленного развития личности. Образование как процесс (образовательный процесс) синонимично понятию «педагогический процесс», вкотором особо подчеркивается идея саморазвития личности, создания самим человеком своего собственного образа, своего «Я», создание самого себя. Образование как результат — это определенный уровень развития, достижение уровня культуры, уровня общих и профессиональных знаний. Воспитание — целенаправленное создание педагогических условий (условий развития участников педагогического процесса). Обучение — целенаправленная организация и стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся вцелях развития. И воспитание, и обучение являются составной частью целостного педагогического процесса. Педагогические средства — инструментарий, совокупность материальных и духовных предметов, приспособлений для осуществления профессиональной педагогической деятельности, организации иосуществления педагогического процесса. Организуя педагогический процесс, педагог выстраивает систему педагогических средств. Педагогические условия — целенаправленно организованная педагогическая среда, система педагогических средств, педагогических взаимодействий для решения педагогических целей и задач. Педагогическая практика, как и педагогическая наука, вне связи с другими пауками превратятся в сомнительные сентенции. Профессионально выявляя закономерности функционирования педагогического процесса, организуя его на практике, невозможно не осознавать сущность и критерии личности, неучитывать физиологических особенностей человека, не определять методологию педагогического взаимодействия. Фундаментом педагогики является философия. Философское знание, мировоззренческое по своей природе, служит методологическим основанием педагогического исследования. От системы философских идей (экзистенциональных, материалистических, неопозитивистских, прагматических и др.). которыми руководствуются исследователи, зависят направление педагогического поиска, определение цели, средств, условий, технологии педагогического процесса, характер взаимодействия его участников ( педагогаи учащихся). Философия является теоретической базой осмысления педагогического опыта и разработки педагогических концепций. Связь педагогики с психологией очевидна. Организация педагогического процесса, педагогического взаимодействия базируется на знании психологии развития человека, особенностей различных психических процессов, психологии обучения и воспитания учащегося. Психология является важнейшим источником научного обоснования педагогического процесса. Связь педагогики с физиологией обусловлена необходимостью знания педагогом анатомо-физиологической сферы человека, возрастных физиологических особенностей учащихся при организации педагогического процесса, обучения ивоспитания. Тесные связи педагогика имеет также с социологией, политологией, экономикой, медициной и другими науками.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |