Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие методологии педагогики. Методы педагогических исследований




Читайте также:
  1. I. Методы коммутации.
  2. I. Понятие законности. Соотношение законности, права и власти.
  3. I. Понятие и виды источников (форм) права.
  4. I. Понятие и структура политической системы общества.
  5. I. Понятие и формы реализации права.
  6. I. Понятие товарный знак
  7. I. Понятие фирменного стиля
  8. I. Понятие, признаки, принципы, цели юридической ответственности.
  9. II . Понятие и виды правонарушений по Российскому праву.
  10. II. 1 Выбор методов проведения маркетинговых исследований
  11. III. Методы финансирования инвестиционного проекта
  12. III. Понятие и признаки правового государства.

Структура содержания педагогики

Педагогика является комплексной, многогранной наукой, объединяющей систему педагогических дисциплин. В струк­туру содержания педагогики как науки входят :

общая педагогика — изучает основные закономерности педагогического процесса и его слагаемые: обучение и воспи­тание;

возрастная педагогика (дошкольная, школьная педагоги­ка, педагогика взрослых) — изучает особенности педагогичес­кого процесса с учетом возраста учащихся, возрастные аспек­ты обучения и воспитания;

коррекционная педагогика изучает особенности организа­ции педагогического процесса с учащимися, имеющими откло­нения в развитии (сурдопедагогика— обучение и воспитание глухих и слабослышащих; тифлопедагогика— обучение и воспитание слепых и слабовидящих; олигофренопедагогика - обучение и воспитание умственно отсталых детей);

сравнительная педагогика — изучает закономерности, особенности функционирования педагогического процесса (образовательных и воспитательных систем) в различных странах мира путем сравнения, сопоставления между собой;

история педагогики — изучает закономерности, особенности функционирования педагогического процесса в раз­личных исторических эпохах, развитие педагогических идейи практики обучения и воспитания в прошлом;

социальная педагогика — изучает закономерности, особен­ности организации педагогического процесса вне учебного за­ведения, исследует влияние социума (семьи, общественно-по­литических объединений, неформальных групп и т. д.) на развитие участников педагогического процесса, изучает возможности общества, государства в целенаправленном развитии человека;

профессиональная педагогика — изучает закономернос­ти, особенности организации педагогического процесса, осу­ществления профессиональной педагогической деятельнос­ти в различных видах профессиональной деятельности, где она (педагогическая деятельность) не является ведущей фун­кцией (спортивная, военная, медицинская педагогика);

частнопредметная педагогика (частные методики, предметные дидактики) — изучает закономерности и особенности организации педагогического процесса при изучении отдельных учебных дисциплин (методика преподавания физики, географии, математики, педагогики, психологии и т. д.).

Процесс дифференциации содержания педагогической науки является перманентным, он продолжается.

 

Методология является учением о системе принципов и спо­собов организации теоретической и практической деятельности. Это учение о научном методе познания, совокупности раз­нообразных методов и приемов осуществления исследования.



Методология науки дает характеристику компонентов ис­следования — объекта и предмета, цели и задач, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также определяет последовательность действий в процессе решения исследовательских задач.

Методологию в педагогикеследует рассматривать как со­вокупность теоретических положений о познании и преобра­зовании педагогической действительности, слагаемых педа­гогической действительности, педагогического процесса.

Функции методологии педагогической науки (педагогики):

1) Гносеологическая (познавательная)функция реализация которой обеспечивает описание (что есть?), объяснение (почему так устроено?), предсказание (что будет?) изучаемых педагогических процессов;

2) Праксеологическая (преобразовательная) функция обеспечивает целеполагание и конструктивное описание путей, способов, технологий достижения поставленных образовательных целей, а также внедрение результатов в педагогическую практику. Реализация праксеологической функции делает педагогическую науку прикладной и выявляет ее практическую значимость;

3) Аксиологическая (оценочная)функция, или функция критики развития педагогической науки, реализация которой способствует разработке системы оценок, критериев эффективности педагогических моделей, преобразований, инноваций и т.д.;

4) Рефлексивнаяфункция направлена на анализ и осмысление результатов развития педагогической науки, совершенствование системы метода педагогических исследований; т.е. рефлексивная функция педагогики направлена на изучение самой педагогической науки;

5) Функция нормативного предписания показывает, «что должно быть и как»;

6) Эвристическая (творческая)функция заключается в постановке теоретико-практических задач и поиске их решений, в ходе которого реализуются функции педагогики как науки.

Основные методологические подходы в педагогике:

1. Системный представляет собой анализ внутренних и внешних связей и отношений объекта, всех его элементов с учетом их места и функций.

2. Личностный предполагает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как на цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности.

3. Деятельностный заключается в рассмотрении объекта в рамках системы деятельности, ее происхождения, эволюции развития.

4. Диалогический в нем личность рассматривается как система характерных для нее отношении, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы.

5. Аксиологическии (ценностный)направленна признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования.

6. Культурологический утверждает, что освоение культуры как системы ценностей представляет собой развитие самого человека, становление его как творческой личности и субъекта культуры.

7. Антропологический предполагает, что при построении педагогического процесса должны быть учтены данные всех наук о человеке.

8. Этнопедагогический заключается в организации процесса воспитания с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи, привычки народа.

Методами педагогического исследования называются способы изучения педагогических явлений, процессов. Педагогика располагает системой методов исследования, позволяющих с достаточно высокой степенью объективности и достоверности выявлять и оценивать все аспекты предмета исследования.





Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1757; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.