КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правотворческие
Главы государств имеют право принимать нормативно-правовые акты, в том числе относительно организации и функционирования органов публичной администрации. Тем не менее, в странах с парламентской и смешанной формой государственного правления такие акты должны быть контрассигнованы (одобрены и подписаны) соответствующим представителем правительства. Например, статья 58 Основного Закона ФРГ предусматривает, что для вступления в силу приказов и распоряжений Президента Республики необходима их контрасигнация Федеральным Канцлером или соответствующим федеральным министром. Однако во многих странах часть актов глав государств не требует дополнительного одобрения. В частности, в Польше не контрассигнуют решения президента о создании правительства и назначении его главы, о созыве заседаний правительства и принятия его отставки. Кажется очевидным, что акты главы государства имеют значительно больший вес для органов публичной администрации в президентских республиках. В итоге отметим, что влияние главы государства на органы публичной власти является очень существенным. В президентских республиках они юридически, а во многих странах со смешанной формой государственного правления – фактически возглавляют систему этих органов. 3. Правительства: состав, полномочия и организация деятельности.
Правительства наряду с главами государств находятся на вершине системы органов публичной администрации. В правовой доктрине разных стран их называют высшим органом исполнительной власти либо центральным органом общей компетенции. Самыми распространенными названиями правительств являются: Совет Министров, Кабинет Министров, Кабинет, Правительство (в переводе с соответствующего языка). В состав правительства входят: - глава правительства (в президентских республиках им является глава государства); - заместитель или заместители главы правительства (имеются не везде); - министры, возглавляющие отдельные министерства (департаменты); - министры без портфеля; - руководители других центральных органов публичной администрации общенациональной компетенции (обычно, это является скорее исключением, чем правилом; например – в Республике Польша, ст.147 Конституции предусматривает возможность включение с состав Совета Министров руководителей комитетов). В зарубежных странах не существует общего стандарта относительно количественного состава членов правительства. Например, в Швейцарии Федеральное правительство насчитывает 7 человек, а в Швеции – 22. Во многих странах существует конституционное ограничение количественного состава правительства. В частности, в Бельгии Совет Министров не может превышать 15 человек. Интересно этот вопрос решен в Государстве Израиль, параграф 33 закона о Правительстве устанавливает верхнюю и нижнюю границу количественного состава правительства: вместе с Премьер-министром правительство не должно превышать 18 и быть меньше 8 человек. С учетом коллегиальности принятия решений правительством, большая численность их состава может усложнить этот процесс. Поэтому логичным является уменьшение (до разумных пределов) число участников правительственных коллегий и заседаний. В отличие от количественного состава правительства, во всех странах можно наблюдать «классический» перечень руководителей министерств, которые обязательно входят в его состав. Это министры: внутренних дел, иностранных дел, обороны, финансов и юстиции. Основным действующим лицом, формальным и неформальным центром правительства является его глава. Чаще всего он называется премьер-министром, хотя встречаются названия – председатель правительства и канцлер. Стоит напомнить, что в президентских республиках правительства возглавляет президент. Важность этой должности, не смотря на отсутствие чрезвычайных полномочий, определяется следующим: - первоочередностью назначения на эту должность относительно других членов правительства; -состав правительства определяет его глава, а участие парламента и главы государства в этом процессе часто носит формальный характер; - отставка главы правительства в большинстве случаев ведет к отставке правительства в целом; - в связи с тем, что глава правительства обычно является и лидером политической партии, которая имеет большинство в парламенте, он имеет возможность зачительно влиять не только на правительство, но и на парламент. Правительства являются органами общей компетенции, которые имеют чрезвычайно широкие границы. Например, в Польше к основными направлениями деятельности правительства относятся: - обеспечение исполнения законов; - руководство и контроль за работой всех органов государственной администрации; - разработка бюджета и финансовых планов государства; - разработка законов и осуществление законодательной инициативы; - принятие исполнительных распоряжений; - осуществление надзора за территориальным самоуправлением; - поддержание отношений и заключение международных договоров с правительствами других стран и международными организациями. Правительства принимают свои решения на заседаниях, на которых, по общему правилу, должны присутствовать большинство их состава. С учетом сложности коллегиального способа принятия решений, во многих странах существует практика предварительного рассмотрения вопросов в более узких (профильных) межминистерских органах. После такого рассмотрения на заседание правительства фактически выносят предварительно отработанный и согласованный с заинтересованными министерствами и ведомствами проект правительственного акта (документа). Например, в Великой Британии такими органами являются комитеты Кабинета двух видов: постоянные и создаваемые при возникновении острой политической проблемы. В ФРГ такие органы называют правительственные комитеты, при этом председателем каждого из них является канцлер. Главным правительственным комитетом в Германии считается Федеральный совет по вопросам безопасности, в состав которой входят канцлер и «силовые» министры. Правительственные комитеты создают для координации работы членов правительства, согласования и подготовки вопросов для рассмотрения на заседании правительства, устранения расхождения в позициях членов правительства относительно проектов правительственных решений, уменьшения нагрузки на правительство путем делегирования им права предварительного рассмотрения вопросов. В результате деятельность этих комитетов позволяет более качественно подготавливать различные решения правительства. Обеспечение работы правительств возлагается на специально созданные при них аппараты. В разных странах они имеют различное название: в Великой Британии – Секретариат Кабинета, в ФРГ – ведомство Федерального канцлера. Во Франции с ее двойным центром публичной администрации важную роль в обеспечении работы правительства играют: служба Елисейского дворца, созданная при президенте и служба Матиньона, созданная при премьер-министре.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |